Шепелина Анна Владимировна

"сайт воспитателя д/с"

"С любовью к детям!"

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: творческая группа

Увлечения: туризм

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Армавир

Место работы: МБДОУ № 58

Звание, ученая степень: не имею

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/anna-vladimirovna-shepelina
"Не тот мудр, кто многое знает, а тот, кто знает нужное."

-Доброе слово. Велико его значение  в развитии у детей чувства  собственного достоинства. Одобрение, высказанное в форме «ты стал большой», основанное на стремлении детей быть взрослыми, стимулирует положительные поступки детей. «Я большой»,- значит я все умею, все могу, я должен помогать взрослым и малышам. Значит я сильный и обязан заступаться за слабого и обиженного. Я большой- значит пример для маленьких. Вести себя плохо стыдно.
Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходны по своему внешнему выражению  в поведении ребенка.
Стремление достичь задуманной цели - хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленность.
Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них, ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство- результат неправильного подхода- является как бы защитной реакцией против  чрезмерного потока «воспитательных» мер.»
Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. А оно всегда имеет аморальный оттенок. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением.
Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить, предотвратив детскую эмоциональную безудержность. Всегда нужно иметь в виду, что формы и сила выражения эмоций зависят от воспитания. Уродливые же проявления эмоций ребенка- свидетельство неправильно установившихся отношений с ним.
Дети по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от этого. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать или запрещаем и одновременно подаем надежду; ребенок делает вывод: слушаться не обязательно.
Если взрослые обладают чувством юмора, то и ребенок, постоянно общаясь с ними, приобретает это качество. Даже маленькие дети склонны откликаться на шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой. Шутка , юмор, положительно воздействующие на эмоциональную сферу ребенка, способны погасить назревающие отрицательные эмоции. Юмор- драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.
Кто из нас не знает, как быстро вспыхивают у ребенка симпатии к одним людям, а к другим он остается равнодушным.
Ребенок нуждается в серьезном отношении, неподдельном внимании к нему взрослых. Он ценит это и тянется к тем, кто понимает его, поддерживает замыслы и интересы. Но часто наши контакты с ребенком строятся на переизбытке материальных удовольствий и на недостатке настоящего внимания и уважения к нему. Держим детей на диете радости сводим контакты к указаниям и нравоучениям; для нас главное- нарядно одеть одарить подарком, вовремя нагулять, посытней накормить, уберечь от заболеваний…. Слов нет это важно и необходимо для ребенка, но жизнь его нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость, исходящая от самых близких ему людей- отца, матери.
Ребенок не будет слушаться того, к кому родители относятся без должного уважения. В этом случае никакие уговоры и приказы – «должен слушать», «должен уважать»- не помогут: ребенок мыслит оценками родителей, мнение о человеке у него рождается под влиянием сложившегося отношения родителей.
Человек чуткий, внимательный, предупредительный во всех обстоятельствах и по отношению ко всем людям проявляет эти нравственные качества. Не может быть двух моралей: одна- для своей семьи, другая- для окружающих. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был чутким и внимательным к вам, учите его вести себя так же и по отношению к другим людям.
Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой- как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.
 

О себе

Мой педагогический стаж работы 24 года.Работать начинала в массовом саду.  В коррекционном саду работаю уже 11 лет, а на группе  с детьми с нарушением зрения проработала 6 лет. Имею высшую квалификационную категорию. Работу свою очень люблю. Легко нахожу контакт с вновь поступившими детьми и легко контактирую с их родителями.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

« Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой; «Изобразительная деятельность в детском саду» под редакцией Г Швайко; «Раз ступенька два ступенька» под редакцией Петерсона; «Экологическое воспитание» Е. Николаевой; «Природа и ребенок» Шаеховой; «Предшкольная подготовка» Шаеховой, «Региональный стандарт обучения дошкольников ПДД» ,коррекционная программа Плаксиной и др.

Мой взгляд на мир

С интересом знакомлюсь с передовым опытом коллег и научной, познавательной литературой, через журналы, методическую литературу и через интернет. Активно участвую в обсуждении насущных вопросов на городских семинарах. Использую в своей работе пальчиковую гимнастику «Уроки логопеда» Комнова Е.М. Дети с большим удовольствием разминают свои пальцы, запоминают текст стихов, используют изученный материал в повседневной деятельности.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению организма как после физической нагрузки, так и после умственной. . («Дошкольное воспитание»№ 2 за 2009 год).

Нравится детям применение массажа после сна, дети массируют ступни своих ног, затем выполняют комплекс зарядки после сна. . («Дошкольное воспитание»№ 11 за 2006 год).

Веду беседу о витаминах, для чего они нужны, какие витамины содержатся в овощах и фруктах. . («Дошкольное воспитание»№ 3 за 2010 год).

Проводится большая работа по «Здоровому образу жизни» с воспитанниками и их родителями. («Дошкольное воспитание»№ 5 за 2007 год).

С желанием дети приняли и антистрессовую гимнастику («Дошкольное воспитание» № 10 за 2010 год)

Мои достижения

Учавствую в открытых  городских и внутрисадовых мероприятиях. Разрабатываю и внедряю новые формы работы с детьми.

Моё портфолио


     В современный период в России возникла реальная потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре дошкольного учреждения.
     Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования декларируют необходимость построения современного педагогического процесса в детском саду на основе адекватных дошкольному возрасту форм работы с детьми и родителями. Ведущим видом деятельности является игра.
      Однако детей интересует не только игровая деятельность, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и  с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития свободного общения (установление взаимных деловых, педагогических и дружеских контактов на основе интересов, связанных с воспитание и развитием ребенка).
     Развитие мировосприятия  ребенка, восприятие им широкого спектра человеческих отношений и внутренних состояний, переживаний человека во многом зависят от опыта, который ребенок получает в семье. На взаимодействие членов семьи друг с другом влияет то, как взрослые и дети воспринимают и понимают друг друга, какие установки и позиции они занимают по отношению друг другу. Одна из важных потребностей человека – потребность в эмоциональных отношениях.
     Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, прежде всего близкими. Следовательно, нарушения во взаимоотношениях с родителями могут привести к трудностям  в общении с другими взрослыми и сверстниками.
      Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Сокращение свободного времени родителей, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным «выплеснуть» свои негативные  эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто физической агрессии, казалось бы самых близких ему людей.
     Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления.     
     Следовательно, умение детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживания, т. е.  проблема поиска путей гармонизации отношений между родителями и детьми является актуальной.
     Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
     Одной из основных задач Федеральных государственных требований по реализации образовательной области «Социализация», является «приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам общения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными)».    Поэтому, взаимодействие детского сада и семьи приобретает особую значимость. Совместная детско-родительская игровая деятельность -  одна из наиболее эффективных форм работы с родителями,  помогающая решить данную задачу.
     Новизна опыта заключается:
•    в использовании новых форм работы с детьми и родителями: выпуск семейных газет, родительские гостиные, совместные игровые спектакли и др.;
•    в содержании: разработана серия совместной игровой деятельности родителей и детей, интегрированные занятия; картотека коммуникативных игр;
•    в модифицированной диагностике;
•    в интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
       Целью работы является создание условий для развития свободного общения взрослых и детей в ходе совместной игровой деятельности. Реализации данной цели способствовало решение следующих задач:
1.    Исследовать особенности эмоциональных взаимоотношений родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье.
2.    Разработать содержание интегрированной совместной деятельности родителей и детей, обеспечивающей эмоциональное сближение.
3.    Установить доверительные и партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для воспитания детей.
4.    Апробировать и модифицировать инновационную технологию М. Поповой «Навстречу друг другу»  в ходе совместной игровой деятельности.
5.    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями в ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
6.    Повысить педагогическую компетентность родителей.
Выделила основные принципы при организации совместной игровой деятельности детей и родителей:
•    сотрудничества – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители являются помощниками, соратниками педагога, принимают участие в воспитательно-образовательном процессе в детском саду, совместных мероприятиях. Педагог учитывает интересы и запросы родителей, возможность свободно высказывать своё мнение;
•    открытости детского сада для семьи – каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как «живёт» и развивается его ребёнок;
•    интеграции образовательных областей в соответствии с Федеральными государственными стандартами;
•    учёта полоролевой специфики;
•    психологической комфортности – создание активной предметно-развивающей  среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;
•    творчества – участие в совместной со взрослыми деятельности сориетирован на приобретение детьми собственного опыта.   
  Работу по  взаимодействию родителей и детей осуществляю поэтапно:
1. Диагностический этап.
      С целью выявления характера эмоциональных детско-родительских отношений, наличия ритуалов и традиций в семейных отношениях, формы их проявлений, а также ситуаций, побуждающих к взаимным телесным контактам родителей с детьми, их частоту и своеобразие, использовала следующие методы:
•    Анкетирование родителей
•    Наблюдение за характером отношений родителей с детьми  утром  в процессе расставания
•    Интервью с ребенком
•    Игра «Почта»
Получив реальную картину, выработала тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Выделила три группы семей, которые различаются проявлением того или иного эмоционального состояния:
      Первая группа (30 %) – преобладает позитивный фон эмоционального состояния. По оценке родителей для этих детей характерно ощущение счастья, хорошее настроение, оптимизм. Они – веселые, жизнерадостные, полные надежд. Дети данной группы воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. В отношениях отсутствуют конфликтность, враждебность, тревожность. Дети ощущают любовь и заботу со стороны взрослых. Для родителей этих детей в большей степени характерно проявление «оптимального эмоционально-тактильного контакта», то есть они умеют выслушивать своих детей, стараются держаться с детьми на равных, часто присутствует совместная деятельность.
      Вторая группа (50 %) – в равной степени проявляются и позитивный, и негативный фон эмоционального состояния. Для большинства детей все члены семьи значимы. Однако у некоторых детей  в отношениях с членами семьи присутствует повышенная тревожность, конфликтность. Оценивая родителей, они  подчеркивают не только положительные стороны (внимательные, заботливые), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительные, придирчивые). Родители этих детей проявляют «излишнюю концентрацию на ребенке». Они позволяют себе проявлять чрезмерную заботу, вмешиваться в мир ребенка, стремятся подавить его волю и преодолеть сопротивление ребенка.
       Третья группа (20 %) – преобладает негативный фон эмоционального состояния. Дети обстановку в семье воспринимают как конфликтную, иногда враждебную, испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как раздражительных, придирчивых. Родители этой группы детей характеризуются «излишней эмоциональной дистанцией», то есть проявляют раздражительность, вспыльчивость, суровость и излишнюю строгость в воспитании; могут уклоняться от эмоционально-тактильного контакта с ребенком.
      Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что характер детско-родительских отношений влияет на эмоциональное состояние ребенка. Анализ полученных данных привел к осознанию необходимости использования инновационной технологии, обеспечивающей эмоциональное сближение родителей с детьми.
 2. Подготовительный этап.
       Успешность реализации данного этапа зависела от степени готовности участников педагогического процесса: родителей, детей, воспитателя. Как показали исследования, не все родители были готовы к совместной игровой деятельности с детьми, ввиду отсутствия знаний  о базовых потребностях ребенка для его эмоционального благополучия,  наличия определенных психологических барьеров в виде боязни оказаться неумелым, стыда за собственную неловкость.
      Поэтому, особое место в активизации интереса к проблеме детско-родительских отношений отводится информационно-психологической подготовке взрослых. Для этого использую следующие формы работы с семьей:
•    Беседы-размышления: «Здоровье, что это? Здоровы ли Ваши дети?», «Знать и понимать ребенка или что означает правильный подход к ребенку?», «Эмоциональное общение, что это?», «Семья: вчера и сегодня», «Как выразить свою любовь к ребенку?»;
•    Мастер-класс «Вербальное и невербальное общение  с ребенком»;
•    Фотовыставки «Папа, мама, я – дружная семья!», «Моя мама - самая лутшая!»;
•    Родительские гостиные «Семейные традиции и ритуалы»;
•    Семейные гербы; "Родословное древо"
•    Тематические дни и недели  «Я и мои друзья», день смеха и юмора, неделя радостных встреч.
      Совместные формы работы с родителями по проблеме помогли многим из них установить более позитивные отношения в семье; показали, что со временем их интерес к вопросам эмоционального развития детей значительно вырос. С целью ознакомления родителей с содержанием и особенностями совместной игровой деятельности показала интегрированные занятия по развитию эмоциональной сферы с детьми. Данная деятельность вызвала у родителей активный интерес и желание принимать участие в ней.
       Создала, совместно с родителями, предметно-развивающую среду с учётом принципа интеграции образовательных областей для мальчиков и девочек: игровые зоны, лёгкое трансформирующее оборудование, материалы и оборудование для активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
3.  Практический этап.
        В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, была выбрана именно совместная игровая деятельность родителей и детей, как наиболее природосообразная.
Данный этап включает серию разнообразной совместной игровой деятельности:
•    Сюжетно-игровая –  даёт возможность адаптировать родителей к совместной игровой деятельности с детьми, повышает их заинтересованность и эмоциональную включенность.
•    Интегрированная – включает выполнение совместных творческих и интеллектуальных заданий на фоне игровой деятельности, обогащает опыт взаимодействия родителей и детей, способствует активному развитию внимания, памяти мышления, воображения, умения переключаться с одного вида деятельности на другой
      Вводная часть образовательной деятельности ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме игры. Для ее решения предлагаю упражнения и игры на снятие эмоционального напряжения взрослых и детей:
•    «Нестандартное приветствие»: поздороваться локтями, коленями, плечом и т.п.
•    Передача воображаемых: цветка, котенка и т.п. по кругу
•    Игра «Охота на тигра»
•    «Компот»
•    «Знакомство – имя»
•    «Я возьму с собой в поход…» и т.п.
      Основная часть занимает большую часть времени. В ее содержание входят коммуникативные игры  и упражнения, которые способствуют приобретению родителями и детьми разнообразного опыта взаимодействия:
•    «Попроси игрушку»
•    «Перебежки»
•    «Здравствуйте!»
•    Молчаливое рисование
•    Головоломки на ковре
•    «Холодно - горячо»
•    «Архитектор и строитель»
•    «Поводырь и слепец» и т.п.
•    Совместная образовательная деятельность «Знакомство»
•    Совместная игровая деятельность «Давайте поиграем»
•    Образовательная деятельность «Мир детский, мир взрослый»
       Заключительная часть ставит своей целью снятие у родителей и детей эмоционального возбуждения. В нее входят: рефлексия содержания всей группы в целом и каждым участником в отдельности, обсуждение домашнего задания, ритуал прощания. Обсуждение итогов провожу в кругу, в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями: «Что понравилось и что не понравилось», «Почему?», «Что мешало выполнять игровое упражнение?», «Что было особенно трудно выполнить и почему?»
Домашнее задание имеет характеристику практических рекомендаций и заданий, касающихся способов взаимодействия родителей с детьми (придумать приветствие, прощание и т.п.).
        Ритуал прощания: вербальное и невербальное выражение позитивных чувств участников друг другу; специальные игры и упражнения: «Ромашка» и т. д.
      Для отслеживания эффективности игровой совместной деятельности родителям предлагаю анкету с вопросами, которые дают возможность выяснить их эмоциональное состояние, испытываемые трудности. Детям предлагаю «Азбуку настроений» (карточки), которая позволяет увидеть то или иное состояние ребенка на момент окончания игровой деятельности.
     Наблюдения за детьми в процессе деятельности, беседы с ними, показали, что совместная игровая деятельность для них предпочтительна. Они активно присваивали приобретаемый опыт и переносили его в домашние условия.
Эффективно использую:
•    фотомонтажи «Из жизни нашей группы», «В кругу семьи»,
•    библиотеку-передвижку;
•    копилку добрых дел;
•    семейные вернисажи «Лучшая семья моя», «Учись быть папой».
4. Обобщающий этап
       На заключительном этапе провожу работу по осмыслению,  осознанию, анализу того опыта, который получили все участники педагогического процесса (дети, родители). Проведены совместные мероприятия и праздники:
•    Праздник «Моя дружная семейка», «Навстречу друг другу»;
•    Концерт «Мы для мамочки споём», посвященный"Дню матери";
•    Тематический праздник « В гостях у сказки»;
•    Беседа с родителями «Развитие эмоционального интеллекта»
•    Родительское собрание «Воспитание толерантности»
Для вовлечения родителей в совместную с детьми и педагогом деятельность использую следующие формы:
•   Рекомендую родителям походы в природу совместно с детьми;
•    Природоохранная деятельность;
•    Встречи со знаменитыми людьми;
•    Выставка семейных коллекций, реликвий «Бабушкин сундук»;
•    Совместные игровые спектакли «Репка на новый лад», «Новоселье».
     В результате таких мероприятий у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к старшим; формируются положительные взаимоотношения родителей со своими  детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, укрепляются семейные традиции, налаживается преемственность между поколениями.
     Родителям на данном этапе предлагаю итоговую анкету. Анализ анкет показал, что  взаимодействие с детьми  в различных формах вызвало активный интерес. Большинство родителей почувствовали изменения, происходящие с ними, которые связаны с более глубоким пониманием своего ребенка, доверием к нему, эмоциональной отзывчивостью. Все родители отметили изменения в детях, которые стали более контактными, общительными, уверенными в себе.
      Характеризуя изменения в семейных отношениях, родители подчеркнули сплоченность всех членов семьи, их эмоциональную близость, взаимопонимание, свободное общение со своим ребёнком, появление семейных традиций в результате использования полученного опыта в дошкольном учреждении.
      Контрольная диагностика, проведенная на данном этапе, показала динамику эмоционального сближения детей и родителей. Число семей первой группы увеличилось до 64 %; количество семей второй группы снизилось до 36 %; не стало семей, относящихся к третьей группе.
     Таким образом, систематическое сотрудничество с родителями по обеспечению эмоционального благополучия детей в семье и детском саду положительно влияет на эмоциональную сферу детей, приобретён положительный опыт взаимодействия, самовыражения, творческой саморегуляции. Создали условия для развития свободного общения взрослых и детей в ходе совместной игровой деятельности.
     Проведенная работа не исчерпывает возможности решения проблемы взаимодействия с семьёй. Перспективу вижу в сохранении традиций семейного воспитания с будущими родителями.

Добавить грамоту в портфолио