«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работаю в коррекционном детском саду комбинированного вида, который посещают дошкольники с различными отклонениями. Это и дети с синдромом Дауна, и с задержкой психического развития, дети с ослабленным слухом и зрением. Наше дошкольное учреждение с таким количеством разных диагнозов в России единственный. Работают с детьми разные специалисты: учителя-дифектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, педагог-эколог, музыкальные руководители, физ.инструктор, воспитатели, младшие помощники воспитателей. Ежегодно все больше и больше детей поступает в наше ДОУ с различными отклонениями в развитии.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению графо-моторных навыков и созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Конструктивная деятельность открывает ребёнку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжёлым основанием.

Так, например, у крана должно быть тяжёлое основание – платформа. Колёса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.

Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приёмов обследования и построения конструкции.

Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры.

Оригами – древнее японское искусство складывания бумаги.

Работа с бумагой детям интересна, доставляет им огромное наслаждение.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного модуля из бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке бумаги скрыты многие образы и предметы: кораблик, самолетик, домик, шапка, причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли и зaмки.

Кроме того, занятия оригами несут в себе огромный коррекционный

потенциал. Какие же навыки и способности развивает оригами у детей с проблемами зрения?

- Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

- Способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на

процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;

- Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы изготовить поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания бумаги;

- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словом(объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод значения слов в действия (самостоятельное выполнение работы);

- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;

- Имеет огромное значение для развития конструктивного мышления,

творческого воображения, художественного вкуса;

- Составление тематических композиций способствует развитию

композиционных навыков;

- Использование такого приема, как отчет о сделанном, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной картам и по схеме способствует развитию речи, становлению навыков планирования своей работы, умения последовательно ее выполнять.

Продуктивная деятельность  с использованием оригами с точки зрения психологии носят характер эмоционально-разгрузочных, но в то же время стимулируют интеллектуальное и эстетическое развитие детей.

Сверх того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа в НОД по конструированию имеет тесную взаимосвязь с восстановительным лечением зрительной патологии: учитывается состояние зрения каждого ребенка, этап восстановительного лечения, рекомендации врача-офтальмолога относительно зрительных нагрузок и видов упражнений, наиболее эффективных для активизации и стимуляции зрительных функций глаза.



Предварительный просмотр:

Тема: «Фруктовые  деревья весной», старшая группа

Программное содержание: уточнить и расширить представления о плодовых деревьях весной; провести наблюдения за цветущими абрикосовыми деревьями; рассмотреть форму, окраску, расположение на стебле цветков; воспитывать бережное отношение к растениям.

Обогащение и уточнение словаря: сад, дерево, абрикосовое, вишневое, черешневое, сливовое дерево, цветок, пчела.

Перед экскурсией воспитатель инструктирует детей о правилах поведения в саду: нельзя бегать, рвать растения и т.д.

Ход экскурсии:

По дороге к месту экскурсии педагог уточняет, какое сейчас время года, обращает внимание на состояние погоды. Подойдя к саду, останавливает детей и проводит краткую беседу: что такое сад, для чего люди разводят сады, спрашивает, бывали ли дети раньше в саду. При этом, воспитатель четко произносит слово «сад». Затем, это слово проговаривают вслух все дети.

На территории сада педагог обращает внимание ребят на деревья, высаженные рядами. Называет их- абрикосовые, вишневое, сливовое, грушовое . Предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как они выглядят.

Ответы детей:

- они все в белых цветочках;

-а вот там цветочки розовые;

-цветочков на деревьях много, и весь сад кажется белым и розовым;

Педагог подводит ребят к дереву и советует внимательно рассмотреть цветочки.

Спрашивает:

- как расположены цветочки на дереве?

- от большой ветки отходят меньшие, а на маленьких уже сидят сами цветочки;

- какие по форме цветочки?

-круглые

-обратим внимание: каждый цветок состоит из долек- лепестков. Посчитайте, сколько лепестков в цветочке?

-пять

-какая форма у лепестков?

-лепестки круглые

Во время цветения на земле лежит много опавших лепстков, воспитатель предлагает взять их в руки, еще раз рассмотреть форму,окраску, потрогать, понюхать.

Дети говорят:

- цветочки пахнут духами

-запах такой приятный-приятный, хочется больше нюхать

Педагог отмечает: на цветущих деревьях много разных насекомых – пчел, шмелей, бабочек. Предлагает послушать их жужжание, посмотреть, как они летают, садятся на цветки.

В заключении, подводит беседу о том, что дети видели на экскурсии. Еще раз уточняет, для чего выращивают фруктовые деревья, что из себя представляют они, по форме, окраске, вкусу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста". Буклет на тему: "Теневой театр".

Презентация на тему: "Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста" раскрывает работу логопеда по коррекции речи у детей посредством театрализованной деятельн...

Зрительное восприятие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

В  статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения и специфичность  работы с детьми дошкольного возраста....

Презентация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста»

(1 слайд). - Здравствуйте, уважаемые педагоги. Рада приветствовать Вас на сегодняшнем районном методическом объединении. Зовут меня Зюляева Марина Сергеевна. Я работаю учителем-логопедом в МБДОУ &laqu...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

"Театрализованная деятельность, как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста." Консультация для воспитателей коррекционных групп.

laquo;  В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует памя...


 

Комментарии

Полезная информация для воспитателей детского сада.