Зрительное восприятие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прокофьева Елена Викторовна

В  статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения и специфичность  работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Прокофьева Е. В., студент,

Институт педагогики и психологии

ФГБОУ ВО ОГУ им. И.С. Тургенева, Орёл

Аннотация: в статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения и специфичность  работы с детьми дошкольного возраста

Ключевые слова :зрительное восприятие, коррекционная работа.

Известно, что наибольшее количество информации об окружающем мире к ребенку во время его развития поступает через орган зрения. Заболевание глаз у детей, сопровождающиеся выраженным понижением остроты зрения, иногда вплоть до полной слепоты, в значительной мере ограничивают возможности ребенка. Нарушение зрения отрицательно влияет  на его общее развитие, отражаются на психоэмоциональном состоянии, особенно в тех случаях, когда потеря зрения возникла в очень раннем возрасте и имеет выраженный характер.

К детям с нарушением зрения относятся разнообразные группы дошкольников с разной степенью утраты зрения, многообразием клинических форм. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора и других функций зрительной системы. [3 c.27].

В зависимости от структуры дефекта и состава нарушенных функций центральной нервной системы различают две основных группы детей с разными формами аномального развития:

 дети, у которых нарушение зрительной системы не отягощено другими недостатками развития центральной нервной системы;

 дети, у которых недоразвитие или нарушение зрения сочетается с другими формами аномального развития, обусловленного врожденными дефектами органа зрения, травмами мозга.

Одно из особенностей детей данной категории является нарушение зрительного восприятия.

При своевременной коррекционной работе направленной на развитие зрительного восприятия детей с косоглазием и амблиопией приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде. [4 c.13].

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствуют развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не обеспечена специально подобранными играми и упражнениями на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов. Незавершённость в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Работа по развитию зрительного восприятия должна строиться как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность этой работы с детьми дошкольного возраста состоит:  

-во взаимосвязи и взаимодействии всех педагогов ДОУ;  

-во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка;

 -в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.);  

-в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения .

Для того, чтобы развитие восприятия у детей с нарушениями зрения шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методы. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения.  . [2с.7].

С самого начала обучения с детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Использование упражнений созданию целостного образа предмета способствует и на складывание фигур из частей, например, плоскостных домиков, грибов, неваляшек, вырезанных из картона, складывание сборно-разборных игрушек - машин, самолетов и др.

Одним из средств развития зрительного восприятия может быть технология "Лэпбук"

         Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения .Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова. Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.

         Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками . Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интресный вид совместной деятельности родителей и ребенка. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Коррекционная работа с использованием лэпбука на   развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения проводится на всех возрастных этапах, начиная с младшего дошкольного возраста. Содержание данной работы отражено в программе Л.И. Плаксиной. Детей с нарушением зрения необходимо целенаправленно учить зрительному обследованию, осуществляя обучение по системе, которая предполагает теснейшую взаимосвязь специальных коррекционных занятий с различными видами деятельности в детском саду. Ребёнок должен получить чёткие представления об окружающих его предметах, их назначении, признаках, качествах и свойствах. Это происходит через сенсорное воспитание.

В связи с тем, что на каждом возрастном этапе ребёнок становится чувствительным к тем или иным воздействиям, каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего развития и воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вяткина А. Ф. Организация зрительного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения//Дошкольная педагогика, №3 – 2006.
  2. Дегтерева И.Ю. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Учебно-методический материал. – 2013.
  3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- Калуга, Адель, 1998.
  4. Подколзина Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология, №6 – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....