Главные вкладки

    Развитие зрительного восприятия как фактор подготовки к школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

    Романова Ирина Павловна

    Для широкого круга пользователей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zritelnoe_vospriyatie_konferentsiya.doc27.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие зрительного восприятия как фактор подготовки к школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

         Дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в ходе учебной деятельности. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка является уровень зрительного и речевого восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

         Важным в работе тифлопедагога ГБОУ является изучение и коррекция особенностей речевого развития у старших дошкольников, имеющих нарушения зрения и речи, и обоснование возможностей целенаправленной коррекции и развития коррекционно – речевых и зрительных функций у таких детей.

         Исследования Б.Г.Аванесова, Л.С.Выготского, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, И.В.Новичкова, С.Л.Рубинштейна и др. показали, что в детском возрасте идет интенсивное развитие экспрессивной и импрессивной сторон речи, а именно развитие понимания логико –грамматических структур языка. А овладение логико – грамматическими структурами языка является необходимой предпосылкой для изучения грамоты и математики.

         В ГБОУ детский сад для детей с нарушением зрения №340 г.Москвы специалистами проводится изучение детей с нарушением зрения и речи. Опыт тифлопедагога в диагностической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речевой и зрительной функций, показал следующее:

         1. В силу нарушений деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования речевых навыков у детей, имеющих нарушения зрения.

         2. Дети с нарушенным зрением помимо ведущих фонетических нарушений имеют лексико – грамматические нарушения, связанные с нарушением зрения: ограниченный словарный запас, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, ошибки в употреблении обобщающих понятий и грамматических категорий, затруднения в составлении предложений и развернутых рассказов (связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно – двухсловных предложений).

         3. Сложные речевые нарушения у детей, связанные с нарушением зрения, вызывают необходимость ранней диагностики речевого развития детей с нарушением зрения.

         4. Коррекция, развитие, компенсация зрительного и речевого недоразвития происходит лишь при включении в деятельность полисенсорных чувствований.

         5. Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением зрения должно быть построено на развитии познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и проводиться параллельно с формированием у них зрительного восприятия.

         6. Обязателен системный подход к формированию речи: работа тифлопедагога на любом этапе должна проводиться по коррекции речи в целом (фонетико – фонематической, лексической и грамматической).

         7. Использование специальной наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

         8. Обязательна включенность специальных зрительных гимнастик и упражнений в логопедические занятия.

         9. Специальные занятия тифлопедагога включают и работу по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и подготовку детей к обучению грамоте.

        10. Включение игровых упражнений для повышения эмоциональной и умственной активности детей с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры.

         Работа с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и речи направлена на формирование навыков полисенсорной ориентации таких детей в соответствии с их сенсорными возможностями.

         А это и есть лучший фактор социализации детей с множественными (комбинированными) нарушениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

    Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

    «Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

    Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

    Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

    Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

    «Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

    Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

    Зрительное восприятие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

    В  статье раскрываются особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения и специфичность  работы с детьми дошкольного возраста....

    Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

    Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....