Развитие зрительного восприятия как фактор подготовки к школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Романова Ирина Павловна

Для широкого круга пользователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zritelnoe_vospriyatie_konferentsiya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия как фактор подготовки к школе детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи

     Дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в ходе учебной деятельности. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка является уровень зрительного и речевого восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

     Важным в работе тифлопедагога ГБОУ является изучение и коррекция особенностей речевого развития у старших дошкольников, имеющих нарушения зрения и речи, и обоснование возможностей целенаправленной коррекции и развития коррекционно – речевых и зрительных функций у таких детей.

     Исследования Б.Г.Аванесова, Л.С.Выготского, Р.Е.Левиной, А.Р.Лурия, И.В.Новичкова, С.Л.Рубинштейна и др. показали, что в детском возрасте идет интенсивное развитие экспрессивной и импрессивной сторон речи, а именно развитие понимания логико –грамматических структур языка. А овладение логико – грамматическими структурами языка является необходимой предпосылкой для изучения грамоты и математики.

     В ГБОУ детский сад для детей с нарушением зрения №340 г.Москвы специалистами проводится изучение детей с нарушением зрения и речи. Опыт тифлопедагога в диагностической и коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речевой и зрительной функций, показал следующее:

     1. В силу нарушений деятельности зрительного анализатора у детей проявляется своеобразие речевого развития, которое не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях формирования речевых навыков у детей, имеющих нарушения зрения.

     2. Дети с нарушенным зрением помимо ведущих фонетических нарушений имеют лексико – грамматические нарушения, связанные с нарушением зрения: ограниченный словарный запас, ошибки в соотнесении слова и образа предмета, ошибки в употреблении обобщающих понятий и грамматических категорий, затруднения в составлении предложений и развернутых рассказов (связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно – двухсловных предложений).

     3. Сложные речевые нарушения у детей, связанные с нарушением зрения, вызывают необходимость ранней диагностики речевого развития детей с нарушением зрения.

     4. Коррекция, развитие, компенсация зрительного и речевого недоразвития происходит лишь при включении в деятельность полисенсорных чувствований.

     5. Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением зрения должно быть построено на развитии познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и проводиться параллельно с формированием у них зрительного восприятия.

     6. Обязателен системный подход к формированию речи: работа тифлопедагога на любом этапе должна проводиться по коррекции речи в целом (фонетико – фонематической, лексической и грамматической).

     7. Использование специальной наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.

     8. Обязательна включенность специальных зрительных гимнастик и упражнений в логопедические занятия.

     9. Специальные занятия тифлопедагога включают и работу по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и подготовку детей к обучению грамоте.

    10. Включение игровых упражнений для повышения эмоциональной и умственной активности детей с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры.

     Работа с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения и речи направлена на формирование навыков полисенсорной ориентации таких детей в соответствии с их сенсорными возможностями.

     А это и есть лучший фактор социализации детей с множественными (комбинированными) нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»...

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....