Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»
материал

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnoost.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность на тему «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи»

     Актуальность проблемы том, что ознакомление детей с предметным миром считается основой всестороннего развития ребенка. «Именно занятия по ознакомлению с окружающим миром могут обеспечить развитие всех потребностей ребенка в эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками, в разнообразной деятельности, в познании действительности» (Н.Ф. Виноградова). Овладение внешним миром, присвоение его человеком и есть процесс, в результате которого воплощенные во внешней форме высшие человеческие способности становятся внутренним достоянием его личности, его способностями, подлинными «органами его индивидуальности» (А.Н. Леонтьев).
     Особенность развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи в том, что она формируется в тесной связи с практической деятельностью. С возрастом происходит не только изменение конкретных видов деятельности ребенка, но также совершенствование его представлений об окружающих предметах (П.Я. Гальперин, Ю.Н. Карандышев, Д.Б. Эльконин).

        Источником знаний об окружающем мире являются процессы ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов, объектов, явлений. Для ребенка дошкольного возраста особенно значимо чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослых, оно является пока единственным средством осмысления мира. Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При поражении одного из органов чувств ребенок может не получить полную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.
    У детей с нарушением зрения процесс познания происходит на обедненной недостатком зрительных функций наглядной и действенной основе, поэтому использование остаточного зрения и сохранных анализаторов (слухового, тактильно – кинестетического, обонятельного) во всех видах деятельности дает детям дополнительные возможности для восприятия и познания.
    Современная наука и практика дошкольного воспитания детей с нарушением зрения и речи показывают, что в принципе при зрительной ориентации в окружающем мире процессы анализа и синтеза протекают у этих детей также, как и у детей с нормальным зрением. Но при нарушении зрения у детей значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. И, следовательно, особенности аналитической деятельности детей с нарушением зрения проявляются в замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно – пространственные признаки и отношения. У детей целенаправленный процесс зрительного восприятия растягивается во времени, поэтому требуется создание специальных коррекционных условий для формирования компенсаторных способов зрительной ориентировки за счет словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные подэтапы и этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации.
    Исследования Л.И. Плаксиной, А.Г. Литвака и других ученых показывают, что, так как у детей с нарушением зрения овладение приемами узнавания и осмысления предметов, объектов, изображений происходит медленно, то им требуется для полного опознания многократные предъявления изучаемого материала с продолжительностью в 2-3 раза больше, чем для детей с хорошим зрением. Л.И. Плаксина обращает внимание на то, что дети с нарушением зрения при сличении и осмыслении сходства и различий допускают характерные ошибки в догадках, употреблениях по одному из признаков, иногда не основному, и только поэтапное рассматривание, выделение дополнительных деталей, помощь педагога дает возможность ребенку понять изучаемое.
    Нарушение бинокулярного зрения осложняет формирование представлений не только о форме и величине, но и о пространственных местоположениях, отношениях между предметами: удаленность, глубина пространства, высота и так далее. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у детей с нарушением зрения также происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Имеющиеся трудности пространственной ориентации детей с нарушением зрения обуславливаются первичным зрительным дефектом и поэтому важным в организации и воспитании таких детей, по мнению Л.И. Плаксиной, является развитие и коррекция зрительного восприятия, и компенсация зрительно – пространственной недостаточности за счет активного развития сохранных анализаторов и формирования полисенсорного способа ориентации в пространстве.
    Ориентировка в пространстве является важной жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве у слабовидящих людей осуществляется в течение всей его жизни. Проблема ориентировки в пространстве одна из актуальных и труднейших проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. В современных условиях возрастает значение педагогической целесообразности, в организации образа и порядка жизни детей дошкольного возраста, имеющих нарушение в развитии органа зрения, обеспечивающих им возможность ориентации в окружающем мире. «Дети должны получить в дошкольном образовательном учреждении не только возможность всестороннего развития в процессе подготовки к обучению в школе, но и обрести тот уровень социальной компетенции, при котором они самостоятельно смогут  удовлетворять свои потребности, быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними» (Л.И. Солнцева).
    Важным условием полноценного овладения знаниями и умениями является активная предметно – практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, обобщения и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов и явлений, а также необходимы благоприятные условия для зрительного восприятия.
   
Дошкольнику с нарушением зрения и речи важно научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. В этой ситуации ребёнок должен уметь сохранять чувство собственного достоинства и стремиться оказывать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметного рисования в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности....

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год

Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи"  Старшая группа....

Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год

Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...

Статья на тему "Формирование представлений об окружающем мире через игры-эксперименты в младшем дошкольном возрасте"

В статье представлены основные аспекты влияния экспериментальной деятельности младших дошкольников на расширение предтавлений об окружающем мире....

Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В состав разработанной м...