Роль предметного рисования в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Михайлова Ирина Сергеевна

 

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_predmetnogo_risovaniya_v_formirovanii.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Роль предметного рисования в формировании

сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

с нарушением зрения.

    Изобразительная деятельность является мощным средством интеллектуального развития как нормально видящего ребенка, так и ребенка со зрительной депривацией. Но в тоже время изобразительная деятельность детей с нарушением зрения имеет свои особенности как в области психических процессов, обеспечивающих развитие этой деятельности (ощущения, восприятие, представления), так и особенности, связанные с изобразительным характером деятельности (восприятие формы, цвета и его оттенков; восприятие и передача пространства, сформированность графических навыков; особенности изобразительного творчества).

   Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира.   По самому своему характеру изобразительная деятельность требует развития у детей восприятия и ощущений, формирования наглядных представлений. Задача образного отражении действительности заключается прежде всего в том, чтобы передать в рисунках, лепке и аппликации такие характерные свойства предметов, как форма, величина, строение, цвет, положение в пространстве.

            Своеобразие процесса обучения  изобразительной деятельности дошкольников с нарушением зрения связано с состоянием их зрительных функций, которые  влияют  на восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов.

        Занятия по изобразительной деятельности способствуют формированию и коррекции  зрительного восприятия у детей со зрительным нарушением. Это направление является центральным звеном во всей системе коррекционно-образовательной работы  в специальных дошкольных учреждениях.

         В общей специальной литературе разработаны пособия по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Проблеме обучения детей со зрительной депривацией изобразительной деятельности посвящены работы Потемкиной А.В., Кулагина Ю.А., Ермакова В.П., в которых рассматриваются методики обучения слабовидящих детей младшего дошкольного возраста.

    В настоящее время существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения являются:

  • Накопление знаний  и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение)
  • Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова
  • Формирование приемов целенаправленного восприятия
  • Обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнаванию и выделению предметов среди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приемами сравнения
  • Обучение приемам группировки на подражание
  • Обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

  Именно на решение этих задач направлена система сенсорного воспитания, в которой учитываются как особенности аномального развития, так и то специфическое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов деятельности, которые свойственны детям, как с нормальным, так и аномальным развитием: предметной, игровой, изобразительной.

    Свои впечатления, полученные о жизни, ребенок передает в изобразительной деятельности. Без ясных, четких представлений создать рисунок невозможно. Вместе с тем при создании рисунка ребенок уточняет и конкретизирует представления.

    Нарушения зрения оказывают негативное влияние на ощущения и восприятия, которые, в свою очередь, проявляются в схематизме, фрагментарности, отрывочности. В связи с этим представления детей со зрительной депривацией отличаются обедненностью, нечеткостью, вербализмом. Для совершенствования представлений детей с нарушением зрения необходимо вести целенаправленную педагогическую работу, использовать приемы развития и совершенствования зрительного, тактильного, слухового восприятия, образной речи, воссоздающего воображения.

   Основная форма организации обучения детей – занятие. При этом целесообразно выбирать индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную, особенно на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также предоставляет возможность отработать определенный навык непосредственно с помощью и контролем педагога. В дальнейшей работе целесообразен постепенный переход к работе в малых подгруппах (2-3 ребенка), а затем и в подгруппе (5-6 детей). Кроме того, сенсорное воспитание должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, предметного мира вещей. При этом решаются задачи развития восприятия через освоение предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущения от соприкосновения с ними – тяжести, характера поверхности и др.), через освоение пространства (групповая комната, здание детского сада), через эстетику быта (рабочее место в групповой комнате), через ознакомление с природой (свойства земли, воды), в ходе подвижных игр, игр-драматизаций и развлечений.

     В дошкольном учреждении ребенок обучается различным видам изобразительной деятельности - рисованию, лепке, конструированию. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала.

   Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

   Содержание программ, используемых в дошкольных учреждениях, направлено, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и др. В связи с этим в программе представлено значительное количество занятий по предметному рисованию с натуры, когда дети изучают натуру и затем только приступают к отображению.

       Рисование, лепка, аппликация и конструирование — основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность.

    Взаимосвязь всех видов  занятий по изобразительной деятельности прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию. Это позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети с нарушением зрения познают видоизменения в положении тел и позы фигур; на занятиях по аппликации силуэтные изображения, составление изображения из частей помогают ребенку в планировании рисования, облегчают ориентировку на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения.

   На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация и обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его зрения и общего развития.

    Значительное место занимают задания по формированию пространственной ориентировки в самом процессе изображения, а также при отображении пространственных характеристик изображаемых объектов.

    На отдельных этапах обучения при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шаблонов, трафаретов для обводки при рисовании и аппликации. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и развитием зрительного восприятия, ручным трудом и формированием элементарных математических представлений. Занятия проводятся воспитателем и учителем-дефектологом (тифлопедагогом). При этом тифлопедагог проводит ту часть работы, где осуществляется процесс формирования способов обследования предмета и на начальном этапе овладения изобразительными навыками; воспитатель проводит занятия по закреплению навыков обследования и изображения предметов.

   К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, навыков и умений изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию остаточного зрения у детей с глубокими нарушениями зрения

Дети с глубокими нарушениями зрения, имеющие остаточное зрение (светоощущение, предметное зрение), нуждаются в проведении с ними ежедневной зрительной ...

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)Тема: Весенняя прогулка....

Зимующие птицы (лэпбук для детей с ОВЗ (нарушением зрения) старшего дошкольного возраста)

Описание лэпбука для развития осязания и мелкой моторики детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций

Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....

ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"

Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...

«Роль предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Данный материал представляет интерес для воспитателей и родителей...