Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Плуме Энисэ Ахмятовна

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.Особенно применение этого метода важно в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. Эту методику мы используем не только на групповых общеобразовательных занятиях, но и  на специальных занятиях тифлопедагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция зрительного восприятия  у детей дошкольного возраста с нарушением зрения через «Экопластику»

Термин «обучение детей конструированию из природного материала»

 (Л.А. Парамонова) используется педагогами дошкольных образовательных учреждений давно. Однако сравнительно недавно появился новый термин «Экопластика» (И.А. Лыкова).

В ГОУ детский сад  комбинированного вида №1205 ВОАО г. Москвы проводится экспериментальная работа по применению метода Экопластика.

 Это такой вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды – не столько декоративно-оформительской, сколько игровой или сюжетной.

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, сувениры и подарки для близких людей.

Экопластика включает в себя следующие виды работ: аппликация с использованием засушенных цветов, листьев, веток, ягод, семян; изготовление скульптур из шишек, желудей, орехов, овощей; аппликация с использованием некоторых продуктов питания (макароны, крупы, бобовые культуры); так же  в работе используют карандашные стружки, перья; изготовление поделок из соломы и наконец тестопластика или лепка из соленого теста.

Какие же задачи преследуются в данной методике? В первую очередь «Экопластика» развивает у детей наблюдательность, умение видеть характерные признаки окружающих предметов, что является трудностью у детей с нарушением зрения, умение сравнивать их между собой по цвету, по форме, по величине; развивает способность к изобразительной и дизайн-деятельности (это чувство цвета, формы, пространства), развивает воображение и творчество. 

Особенно применение этого метода важно в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. Эту методику мы используем не только на групповых общеобразовательных занятиях, но и  на специальных занятиях тифлопедагога. У таких детей снижен уровень зрительного восприятия в силу патологии органа зрения. И такая работа является эффективной для детей с амблиопией и косоглазием, так как цветовосприятие является средством коррекции амблиопии (Т.П.Кащенко, Л.А.Григорян и др.).

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве (А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева, Л.В.Фомичева и др.). При нарушении зрения  способность видеть и  выделять конкретные признаки и свойства предметов, утрачивается. А степень ослабления зрительного восприятия зависит от сложности заболевания.

Между тем, многие авторы (Л.И. Плаксина, Л.И.Солнцева) говорят о необходимости вести поэтапную и систематическую работу по развитию зрительного восприятия, формированию реальных представлений об окружающем, что утрачивается при патологии зрения,  и умений пользоваться неполноценным зрением.  И, конечно, здесь на помощь приходит природа и ее дары, которые можно использовать при коррекционно-педагогическом воздействии. Следует помнить и о том, что дети с разной тяжестью нарушения зрения  избирательно относятся к материалу, из которого сделан тот или иной предмет. Холодные, шершавые, шероховатые, стеклянные, вязкие, гладкие материалы могут быть неприятны для осязания. Такие игрушки вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию. Пример: Слава Б., 4 года, Гиперметропия высокой степени, сложный гиперметропический астигматизм, амблиопия средней степени; в прошлом году отказывался замешивать тесто, теперь делает это с удовольствием. Напротив, мягкие теплые материалы побуждают к познавательной активности. Поэтому мы используем в работе нитки, перья, брусочки, ткани, бумагу и т.д.  Все материалы, с которыми детям предстоит работать,  должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и, в то же время, сочетающиеся друг с другом цвета, создающие у ребенка с ослабленным зрением положительные эмоциональный настрой. Объекты восприятия должны иметь правильные реальные формы и одновременно были бы отражены лишь существенные признаки. А именно в природе все гармонично сложено: сочетание цветов, величины, форм, пропорций. Но для обогащения сенсорного опыта детей с нарушением зрения на занятиях необходимо давать детям предметы и материалы разнообразные по текстуре, по цвету, по структуре.

Работая с природным материалом, дети с нарушениями зрения пополняют свои представления об окружающем мире. Пример: Семен В., 5 лет, Сходящееся косоглазие, гиперметропия средней степени, амблиопия средней степени, путал времена года, благодаря работе по методу «Экопластика» усвоил знания о временах года (желтые листья – осенью, зеленые - летом, липкие - весной, коричневые, засохшие – зимой.). Использование природного материала для детей с нарушением зрения повышает остроту зрения, развивает бинокулярное зрение. У детей появляется возможность включать в работу свои компенсаторные навыки: потрогать все руками, почувствовать все шероховатости, тонкости, выпуклости; во время сбора природного материала можно развивать слуховое восприятие (как шелестит лист, как падают шишки, желуди и т.д.); и конечно развивать обоняние (запах шишек, листьев, травы). При работе по данной методике также развивается мелкая моторика, что также не маловажно при обучении детей с нарушением зрения и восстановлении зрения. Для детей с нарушением зрения развитие полисенсорности очень важно, так как развитие сохранных анализаторов «работает» на будущее ребенка.

При использовании метода «Экопластики» в обучении художественному творчеству и коррекции психофизического развития детей с нарушением зрения решаются следующие коррекционные задачи:

  1. развитие зрительного и слухового восприятия;
  2. развитие мелкой моторики и осязания;
  3. развитие обоняния;
  4. коррекция амблиопии.

Однако не следует забывать, что в зависимости от состояния зрения,  периода восстановительного лечения, психофизических возможностей  подбор природного материала на занятиях с его использованием, должен носить по возможности индивидуальный характер. Безусловно, при развитии зрительного восприятия, следует обратить внимание на величину наглядного материала, расстояние от глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Необходимо учитывать, что одному ребенку достаточно рассказать и объяснить один раз, а ребенок у которого более сложное заболевание, нуждается в специальных тифлопедагогических приемах. Такому ребенку нужна более четкая инструкция, все занятие будет протекать по принципу поэтапности и  тифлопедагог, работая с таким ребенком, должен стоя сзади  проделывать все движения с ребенком «рука в руку». Таким образом, способствовать тому,  чтобы ребенок мог пропустить все движения «через себя» и усваивать их.

Занятия «Экопластикой» являются универсальными, они помогают педагогу в художественном, нравственном, эстетическом воспитании детей, при этом, позволяя проводить комплексную коррекцию характерных для детей с нарушением зрения нарушений. На таких занятиях дети научаться любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким людям, а особенно своим мамам. Пример: Дети научились делать подарки к праздникам членам своей семьи своими руками.

Подобную работу мы рекомендуем выполнять и в домашних условиях. В дошкольном детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению и похвале со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения.

А что может быть красивее для мамы, чем подарок сделанный руками ее ребенка? Ничего. Только ее собственный  ребенок. Приме: Катя К., 5 лет, Смешанный астигматизм, амблиопия средней степени, Наблюдалась тревожность в детско-родительских отношениях; благодаря нашим занятиям отношения между мамой и дочкой нормализовались.

         Работа по применению метода Экопластики в  ГОУ детский сад  комбинированного вида №1205 способствовала развитию, стабилизации зрительных функций, повышению их характеристик, коррекции психических процессов, что является результатом подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Стенд Развитие и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

информация для педагогов и родителей работающих с детьми, имеющими нарушения зрения...

«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Особенности зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Внимание непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.Внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Замедленность процесса восприятия, его неполнота и фрагментарность ок...