Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Юлия Владимировна Бобылева

Предварительный просмотр:

  Дидактические игры как средство развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Самый большой процент информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. При участии и под контролем зрения ребенок осуществляются все движения и предметно-практические действия почти с самого рождения. Полная слепота или глубокое поражение зрения обуславливают значительные ограничения чувственного познания. Различные нарушения зрения накладывают свой специфический отпечаток на развитие детей, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире и овладение детьми предметно- практической деятельностью.

  У детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности, плохо развита моторика пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку.

  Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.

  Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

  Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.  

  Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению способам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей на данном возрастном периоде.

  В системе коррекционной работы с дошкольниками большое внимание уделяется выбору форм и методов обучения. В виду того, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, вызывающим позитивные качественные изменения в психике ребенка, в системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками приоритет отдается игровым видам деятельности, формам и приемам работы. 

В настоящее время в дошкольном образовании большое внимание уделяется методике организации дидактических игр детей дошкольного возраста. Дидактические игры хороши тем, что они позволяют педагогу избегать прямого формирующего воздействия на ребенка, не предъявлять ему педагогическую цель в явном виде, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на 2 группы. Первая группа – это дидактическая игра для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения – они развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Ко второй группе относятся логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта, с их помощью дети учатся классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и различительным признакам.

  Главным инструментом дидактической игры выступают дидактические игрушки. Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, которые содержат в себе развивающую задачу, в соответствии с возрастом детей. Цель дидактических игрушек – передача детям различных знаний; развитие памяти, речи, мышления, воображения, внимания, воли, творчества и др. 

  В настоящее время в педагогике разработана целая система игрушек, в игре с которыми совершенствуется осязательное восприятие ребенка.

К таким игрушкам можно отнести дидактические тактильные игрушки. Ведь, по мнению многих отечественных и зарубежных тифлопедагогов, именно дидактические тактильные игрушки – один из важнейших факторов, который, компенсируя отсутствие зрительного опыта, помогает формировать у слепых и слабовидящих детей правильные предметно-пространственные представления об окружающем мире.

Дидактические игрушки, как источник информации для детей с нарушениями зрения помогает добиться следующих навыков: 

1) развить смысловую, содержательную сторону речи благодаря формированию связи между воспринимаемыми объектами и явлениями с обозначающими их словами;

2) обучить описывать предметы, называть их характерные черты, используя тактильные ощущения;

3) развивать навык соотнесения сенсорных эталонов с реальными объектами;

4) развивать осязательное восприятие, мелкую моторику при работе над тактильным различением свойств предметов.

При создании этих игр и игрушек, необходимо учитывать ряд условий безопасности, при соблюдении которых они не будут оказывать отрицательного воздействия на процесс обследования, игры и здоровье ребенка. 

Но, конечно, основные требования для таких игрушек — это прочность, безопасность и не токсичность. Можно даже использовать настоящие предметы быта, если они соответствуют требованиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая дидактическая игра ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игре, ее конструкции или содержании игры.

В игре с дидактической игрушкой ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Список литературы:
Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 52 с.

Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Просвещение, 2007. – 185 с.
Карабанова О.Л. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Акцидент, 1997. – 190 с.
Осипова Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности дошкольников с нарушением зрения: автореф. дис. канд. пед. наук: / Л.Б. Осипова. Екатеринбург,2010. 20с.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения де...

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...