• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Создание 3-D мультфильмов в программе MAYA. Урок 4. Создание клипов. Подготовка к съёмкам первого эпизода мультфильма

  • Создание 3-D мультфильмов в программе MAYA
  • Урок 1. Установка MAYA. Первый запуск программы
  • Урок 2. Основы анимации персонажа. Управление мимикой лица
  • Урок 3. Анимация походки персонажа
  • Урок 4. Создание клипов. Подготовка к съёмкам первого эпизода мультфильма
  • Урок 5. Снимаем первый эпизод
  • Урок 6. Озвучивание персонажа, анимация рта
  • Урок 7. Работа с камерами. Съемка первого эпизода с разных ракурсов
  • Урок 8. Рендеринг мультфильма
  • Урок 9. Монтаж мультфильма в программе «Киностудия Windows»
  • Урок 10. Монтаж мультфильма в программе «Adobe Premiere»

На предыдущем занятии мы рассмотрели как создается простая походка персонажа. Но, если Вы внимательно посмотрите, то увидите, что идет человек гораздо интереснее: смотрит по сторонам, останавливается, немного наклоняется. Просчитывать все эти движения в каждом кадре было бы слишком трудоёмко. Поэтому в программе Майя сложную походку мысленно разбивают на более простые движения и комбинируют их. Такие простые движения называются клипами. Замечательны эти клипы еще и тем, что их можно применять к разным персонажам. Т.е. вместо Незнайки так же может пройти и Пончик, и Пилюлькин, повторяя движения, записанные в клип. И сегодня мы как раз и создадим первые клипы для нашего мультфильма.


На этом уроке вам понадобится файл с походкой Neznaika_Walk.mb, созданный на прошлом уроке. Вы можете скачать его по этой ссылке: http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/les.... Сохраните его в папку с 3D-моделью Незнайки Flower_City. В проводнике Windows нажмите на архиве правой клавишей мыши и в открывшемся меню выберите "Извлечь все...".



Дополнительные материалы к уроку

Видео о том, как делают современные кукольные мультфильмы.


Текстовая версия урока

Проект «Алые паруса» представляет четвёртый урок учебного курса «Создание 3D мультфильмов в программе Майя».

В ближайшие несколько уроков мы рассмотрим процесс создания мультфильма на небольшом примере. Мы будем снимать первый эпизод мультфильма: Незнайка идет в гости к своему другу Пончику.

Сегодня мы займемся подготовкой к съёмкам эпизода.

Мы создадим несколько простых движений Незнайки, которые в Майе называются клипами. У нас будет три таких клипа: Незнайка идет по дороге, Незнайка останавливается, Незнайка вертит головой. Клипы очень удобны, во-первых, тем, что их можно использовать для анимации любого персонажа, не только Незнайки. Во-вторых, несколько простых клипов можно наложить друг на друга и получить более сложное движение.

Например, в первом эпизоде мы на клип где Незнайка идет, наложим клип, в котором он вертит головой. Затем мы добавим клип где он останавливается. В результате у нас получится такая анимация: Незнайка идет по дороге и вертит головой, затем он останавливается около дома Пончика.

Итак, для начала сохраним созданную нами ранее походку как клип.

Откроем созданный на прошлом уроке файл с походкой Незнайки Neznaika_Walk. Вы можете скачать этот файл с нашего сайта.

Для создания клипа, нам надо подправить кое-какие мелочи в походке Незнайки.

Откроем Graf Editor. Подвинем Незнайку, чтобы было видно ноги.

Выделим контроллер правой ноги. В окне редактора появились кривые описывающие движение разных каналов. Нас интересует канал Translate Z. Выделим его.

Этот канал описывает движение ноги вперед и назад. Сначала кривая идет вверх – нога двигается вперед. Затем кривая идет вниз – нога движется назад. Как видим кривая движения – плавная.

Когда мы создаем ключевые кадры, Майя автоматически делает так, чтобы скорость ноги или другого объекта плавно увеличивалась в начале движения и  плавно уменьшалась в конце. Такие плавные движения более естественны. Но бывают и исключения.

Рассмотрим движение правой ноги, когда она касается поверхности в районе 13-го и 25-го кадра. Нога движется назад относительно тела, сначала плавно увеличивая скорость в начале движения, и плавно замедляясь в конце.

Но это неправильно. Когда нога стоит на земле, она должна быть неподвижной. Так как тело движется вперед с постоянной скоростью, то нога, чтобы оставаться неподвижной, должна двигаться назад относительно тела тоже с постоянной скоростью.

У нас же получается, что в районе 13-го и 25-го кадра скорость движения ноги назад меньше скорости движения тела вперед. Из-за этого правая нога у Незнайки будет не стоять на земле, а проскальзывать вперед.

Другими словами, движение ноги во время контакта с землей в районе 13-го и 25-го кадра надо сделать прямолинейным. Для этого выделим кривую движения с 13-го по 25-й кадр и нажмем кнопку «Линейное движение». Получилась прямая линия, которая говорит о том, что скорость движения ноги постоянная.

Аналогично, для левой ноги выбираем канал Translate Z; выделяем кадры с 1-го по 13-й когда нога стоит на земле; жмем кнопку «Линейное движение».

Теперь, когда Незнайка будет идти, ноги у него проскальзывать вперед не будут.

Далее выделим контроллер туловища Бодиконтрол. Обратите внимание: на графике черными точками отмечены ключи. Как видно у нас нет ключей в начале и конце цикла: в 1-ом и в 25-ом кадре.

Для корректного создания клипа нужно проставить эти ключи, что было ясно где находится тело в начале и конце цикла.

Активируем инструмент Insert Keys Tool в Граф эдиторе. Зажав левую клавишу мыши, выделим кривые; нажмем колесико мыши, появится такой манипулятор. Передвинем его на 28-ой кадр, отпустим колесико мыши. Появился ключевой кадр.

Также поставим ключ в «- 2-ом» кадре нажав колесико мыши.

Теперь поставим ключ в 1-ом кадре. То же самое в 25-м кадре.

Теперь выделим вспомогательный ключ в 28-ом и удалим. Выделим и удалим вспомогательный ключ во 2-ом кадре.

Цикл в результате у нас нарушился, но мы можем это поправить. Выделим ключи 1-го кадра, зайдем в Curves – Pre Infinity – Cycle. Также для 25-го кадра. Цикл восстановился.

Теперь создадим набор контроллеров, которые мы будем записывать в клип. В Майе такие наборы называются Character Set.

Выделим все контроллеры. Снимем выделение с основного контроллера положения тела. В этом выпадающем меню выберем Animation. В главном меню появились пункты для управления анимацией. Зайдем в меню Key и нажмем квадратик около пункта Create Character Set. Напишем здесь  Neznaika1 и нажмем Apply.

Созданный нами набор контроллеров - Character Set Neznaika1 стал активным. Это видно по этой закладке.

Выделение с контроллеров не снимаем. С помощью этой кнопки открываем Trax Editor (Тракс эдитор) - инструмент для создания и монтажа клипов. Обратно в Графэдитор можно перейти нажав на соседнюю кнопку.

Теперь запишем клип походки для её дальнейшего использования.

В Траксэдиторе в меню List выберем Auto Load Selected Characters. Выделим все контроллеры, если Вы их случайно сбросили. Поставим нужное количество кадров, которые мы хотим записать – 24, так как 1-й и 25-й кадры дублируют друг друга. В меню Create нажмем квадратик около Animation Clip, напишем название клипа Walk (походка). Чуть ниже выберем Time Slider. Нажмем Create Clip. Как видим у нас появился синий прямоугольник, это и есть наш клип.

Сохраним клип. Выделим его, зайдем в Траксэдиторе в меню File, выберем Export Animation Clip; напишем название клипа Walk; сохраняем Save. Напомним, для чего это делается. Мы теперь можем к любому персонажу, который будет у нас в будущем применять уже готовую походку.

Сохраняем Незнайку и идем дальше.

Теперь запишем второй клип: Незнайка останавливается, подойдя к дому Пончика.

Нажмем правую клавишу мыши на нашем клипе; в открывшемся меню отключим Enable Clip и включим Activate Keys. На шкале времени Time Line появились ключи. Мы можем их редактировать или добавлять новые.

Откроем снова ГрафЭдитор; выделим ключевые кадры и отключим цикл: Curves – Pre Infiniti – Constant. Curves – Post Infiniti – Constant.

Перейдем в перспективный вид и будем анимировать остановку Незнайки.

Человек останавливается после ходьбы примерно за 10 кадров. В нашем случае Незнайка будет останавливаться с 25-го по 35-й кадр.

Выделим контроллер левой ноги; перейдем в 25-й кадр; выделим все каналы; правая клавиша мыши; поставим ключи Key Selected. В 35-м кадре мы обнулим значения каналов: выделяем их мышкой; ноль; Enter.

Соответственно для правой ноги сделаем то же самое. 25-й кадр; выделяем все каналы; правая клавиша мыши; Key Selected. В 35-м кадре тоже ставим везде ноль.

Вот так Незнайка останавливается. Выделим снова левую ногу. В 29-м кадре Незнайка ставит на землю всю ступню целиком. Выделяем канал Foot L и ставим ноль.

Незнайка ставит ногу, опирается на неё и встает.

Правая нога у нас скользит по земле. В 30 кадре надо немного приподнять её.

Выделяем ногу. Приподнимем, поворачиваем. В 35-м кадре поставим во всех каналах нолики. Вот что получилось.

Как видим Незнайка останавливается.

Выделим бодиконтрол; перейдем в 25-й кадр; выделим все каналы; ставим ключ: правая клавиша мыши; Key Selected.

Перейдем в 30-й кадр и чуть-чуть подвинем тело.

Переходим в 35-й кадр. Здесь Незнайка останавливается и выпрямляется, значения всех каналов нужно обнулить. Выделяем каналы; ноль; Enter.

Давайте в 35-м кадре немного разведем стопы носками наружу, как стоит обычно человек.

Поправим бедра, чтобы они в конце движения встали прямо. Выделяем котроллер бедер, 25-й кадр; выделим все каналы; ставим ключ: правая клавиша мыши; Key Selected. В 35-м кадре обнуляем значения всех каналов; бедра встали прямо.

Поправим грудную клетку. Выделяем контроллер; 25-й кадр; ставим ключ. В 35-м кадре обнуляем значения канала поворота, чтобы и грудная клетка встала прямо.

Тоже самое проделаем для головы. Выделяем контроллер; 25-й кадр; ключ. В 35-м кадре обнуляем значения всех каналов.

Теперь руки. Руки при остановке должны опуститься. Выделяем руку; 25-й кадр; ключ. 35 кадр; руку вперед; немного поворачиваем.

Для второй руки тоже самое. 25-й кадр; ставим ключ. Двигаем руку.

Руки немного несимметричны, так как человек не встает абсолютно симметрично.

Вот как теперь выглядит остановка Незнайки.

Сохраним анимацию с остановкой Незнайки в новый файл. File – Save Scene As - Neznaika_Walk_stop.mb.

27:02 Запишем теперь процесс остановки Незнайки в клип. Зайдем в ГрафЭдитор, переключимся в ТраксЭдитор, выберем наш чарактер Незнайка1.

Выделим на ТаймЛайне с 24-го по 35-й кадр. Для этого перейдем на 24-кадр, зажмем клавишу Шифт; нажмем левую клавишу мыши  на 24-м кадре и, не отпуская её, выделим кадры с 24-го по 35-й.

Выбираем меню Create; жмем квадратик около Animation Clip. Выбираем Selected; пишем название клипа Walk_Stop - Create Clip.

Как видите, у нас появился еще один клип. Выделим его, зайдем в меню File - Export Animation Clip – и сохраним его в файл Walk_Stop.

Теперь запишем последний, третий клип: движение головы. Там где по сценарию Незнайка идет и смотрит по сторонам.

Здесь нам не надо анимировать все контроллеры, а только контроллер головы и чуть-чуть торса. Все каналы остальных контроллеров нужно обнулить. Но мы не будем этого делать, а просто откроем файл с не анимированным Незнайкой: меню File – Open Scene – Neznaika_rig.mb.

По сценарию Незнайка идет и вертит головой в течении 10 секунд, то есть 250 кадров. Поэтому поставим на таймлайне 250 кадров.

Активируем контроллер головы; выделим все каналы; ставим ключ: правая клавиша мыши; Key Selected.

То же самое для контроллера торса.

В 1-ом кадре Незнайка будет смотреть налево чуть-чуть наклонив голову. Мы делаем сейчас примерно, потом мы сможем всё подправить. До 50-го кадра он будет смотреть в сторону, как бы провожая что-то взглядом. Потом с 50-го по 70-й кадр переведет взгляд вправо вверх. Контроллер торса тоже немного сдвинется. И до 120-го кадра Незнайка будет что-то рассматривать вверху. Со 120-го по 180-й он посмотрит перед собой на дорожку. Голову чуть-чуть наклоним. Поставим торс прямо.

В 200-м кадре Незнайка посмотрит на дом Пончика. В 250-м кадре голову ему немного поднимем, он будет смотреть на балкон.

Открываем в ТраксЭдитор, выделяем контроллеры торса и головы. Создаем клип: меню Create; квадратик около Animation Clip. Назовем клип  Head_walk. Чуть ниже у нас должно быть выбрано Time Slider. Create Clip.

Выделим клип, сохраним его. Меню File; Export Animation Clip; файл Head_walk; Save.

Не будем сохранять эту сцену, она нам не нужна.

Итак, сегодня мы сделали подготовительную работу, создали три простейших движения персонажа - три клипа: походку, остановку и повороты головы. В следующий раз мы будем снимать первый эпизод. До встречи на следующем занятии!


‹ Создание 3-D мультфильмов в программе MAYA. Урок 3. Анимация походки персонажа Вверх Создание 3-D мультфильмов в программе MAYA. Урок 5. Снимаем первый эпизод ›
Поделиться: