Карелия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Карелы продолжают отмечать праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. В последние годы наблюдается интерес людей к народным обычаям, обрядам, приметам.
Вложение | Размер |
---|---|
mestnye_traditsii_prazdniki_i_obryady.doc | 537 КБ |
mestnye_traditsii_prazdniki_i_obryady.pptx | 680.04 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа
Д. Авдеево Пудожского муниципального района Республики Карелия
186181 Пудожский район д. Авдеево д. 93 тел 3-64-67 факс 3-64-67
Исследовательская работа
Тема:
«Местные традиции, праздники и обряды»
Автор: Смирнов Иван ,
ученик 10 класса.
Руководитель: Н.Н. Адамонис,
учитель биологии
2014 - 2015 год
Содержание
Введение
Карелия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Карелы продолжают отмечать праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. В последние годы наблюдается интерес людей к народным обычаям, обрядам, приметам. О значении их в современной жизни сказано достаточно много. Уже не надо доказывать, что они необходимы сегодня, как и в прошлом. А может быть, и больше. Воздействуя в основном на эмоции, праздники помогают формировать свободное, открытое, радостное отношение к жизни, любовь к своей стране, уважение к обществу.
Таким образом, цель данной работы состоит в следующем:
- сформировать у молодого поколения интерес и уважение к народным праздникам, обычаям, традициям, обрядам.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа;
- сохранение, распространение и развитие народной, самобытной культуры;
- воспитание молодежи в духе высокой нравственности и уважения к обычаям, традициям и праздникам своих предков;
- воспитание граждан, знающих свои корни;
- воспитание носителей народной культуры и мудрости.
В народных праздниках, обычаях и традициях, как в красочном венке сплелись пришедшие из глубины веков языческие обычаи и христианские праздники. Ярким примером подобного слияния можно считать празднование Масленицы, Пасхи, Троицы, зимних христианских и светских праздников (по старому стилю): Рождества, Крещения, Нового года, Старого Нового года.
Проходят века, а праздники, обычаи, традиции далеких предков живут рядом с нами. Отсюда и исходит та преемственность поколений, которую нельзя не заметить.
Исследование традиций карел, их обрядов, обычаев и праздников всегда было актуально, во все времена. Потому что народ сам по себе очень интересный и со своими тайнами. Я думаю, что каждому всегда хотелось разгадать какую - либо тайну. Исследование местных традиций, праздников и обрядов может помочь раскрыть одну из многочисленных тайн загадочного народа.
Сроки проведения исследования – январь - февраль 2015 год, д.Авдеево, Пудожский район с участием Дмитриевой Анастасии Тимофеевны, жительницей д.Авдеево
Дмитриева Анастасия Тимофеевна
Дмитриева Анастасия Тимофеевна, родилась в «страшную пятницу» 17 апреля 1925 года в деревне Коппалозеро. Много выпало горя и печали на плечи этой маленькой хрупкой женщины. Как вспоминает Анастасия Тимофеевна: «Тяжелая жизнь у меня была». Но никогда не унывает и не падает духом Анастасия Тимофеевна.
Очень много рассказывала она о своей не легкой жизни, жила она во время Великой Отечественной войны, но посёлок, в котором жила Анастасия Тимофеевна, война прошла стороной. Ей было 16 лет, когда началась Отечественная война и вся тяжёлая работа по дому и в колхозе легла на плечи женщин и детей, так как всех мужчин мобилизовали на войну. И будучи девушкой, её отправили на лесозаготовки. Условия работы были очень тяжёлые и впоследствии она потеряла всё своё здоровье и длительное время она не могла ходить. Восстановила здоровье своих ног только благодаря своей бабушки, она изо дня в день топила баню и парила, погрузив Настю по плечи в можжевельниковые ветки, запаренные водой. Но эта женщина никогда не унывает и с интересом нам рассказала о местных традициях, праздниках и обрядах.
Традиции, праздники и обряды деревни Коппалозеро
Праздники проходили шумно - с увеселениями и играми. Основные зимние праздники приходились на январь.
Такие как, Рождество:
Рождество представляло собой праздник начала года. Вечер 6 января в канун Рождества называется «сочельником», также этот вечер еще называли «коляды». К приметам на Рождество относились с особым вниманием и почтением. Люди были верующими и всегда придерживались всех традиций Рождества и верили в разнообразные поверья, рождественские традиции и
старались соблюдать приметы с особой точностью. Ведь считается, что не только Новый год, но и Рождество как встретишь, так и год пройдет. В ночь с
6 на 7 января пекли пироги, готовили разнообразные блюда и весь день Рождества ходили в гости к людям, которые были приятны. Или же накрывали стол и приглашали всех к себе.
Зимние святки:
С вечера в сочельник начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней. Зимние святки - это период интенсивного общения холостой молодежи, которой в обрядности отводилась основная роль. В святки посещали церковные службы, дети и молодёжь отправлялась колядовать, ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки устраивали различные гадания, предсказывающие будущее. Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали. Ряженые (хухляки) без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.
В святки девушки охотно гадали: у проруби, на перекрестке дорог, на полях у риг или амбаров, под окнами домов у хлевов и в других местах; гадали на углях от лучин.
Весь святочный период был временем гадания о будущем – на предстоящие свадьбы. В эти дни девушки ходили слушать за деревню на перекресток дорог, так как было поверье: с какой стороны залает собака — туда и замуж идти.
В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.
Крещение
С утра местный священник, отслужив службу, шел к проруби против церкви и святил воду, окуная в нее крест и читая молитвы. После водосвятья в этой проруби, которая называлась “иордань”, купались все те, кто хотел на год запастись здоровьем.
Масленица
Завершался зимний период и любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, угощались блинами, пирогами. Стол должен был быть богатым. После Масленицы наступали семь недель Великого поста. Особенно строго соблюдался пост в Страстную неделю и страстную пятницу.
Пасха
Главный православный праздник – Пасху – в народе называли «Велик День». Перед Пасхой пекли куличи, красили яйца. В Великую субботу освящали всё это в церкви. Пасхальный стол должен был быть обильным, чтобы таковым оказался и весь следующий год. Пасха в Карелии считалась семейным праздником: в гости не ездили, молодёжь на беседы не собиралась. В этот день мужчины играли в «рюхи» и «городки».
После этих праздников женщины начинали ткать холсты. Приближение весны, было временем, когда внимательно следили за различными признаками ее приближения. Весна наступала поздно и медленно. Жители Коппалозера внимательно следили за приметами наступления теплого периода. Одним из них было появление перелетных птиц. Первым, как и положено, появлялся жаворонок, затем кулик, о котором говорили, что он прилетел “толкать льды”. Затем появлялись ласточки, лебеди и гуси. Существовало поверье, что эти птицы могли причинить вред, сглазить человека и, поэтому, следовало принимать меры предосторожности. Оберегом в этом случае служили хлеб и соль. Поэтому из дома выходили, обязательно съев хотя бы ломоть хлеба.
Возвращаясь с улицы в избу, мать давала ребенку какой - нибудь хлеб или щепотку “заговоренной” соли, чтобы уберечь его от порчи, если сама она услышала крик птицы натощак.
Первый выгул скота совершался, когда появлялась первая трава. В этот день хозяйка дома или дети с колоколом на шее трижды обходили дом, "приглашая коровушек к лету», затем надевали колокол на шею коровы, чтобы уберечь животное от всего плохого. На следующий день хозяйка выводила корову в шерстяных рукавицах через порог, под которой уже лежала кочерга, заранее подготовленная. Вслед кидали вербы. Корову кормили лепешкой и произносили специальный заговор. Выгнав коров в лес, пастухи обращались к "хозяину леса" - "лесовику" с "просьбой" уберечь стадо от потравы зверями и оставляли на пеньке угощенье - обычно домашнюю выпечку или щепотку табаку.
Рыба для жителей Коппалозеро была основной едой. Особо почиталась щука. Голову от нее никогда не выкидывали, а использовали в качестве оберега. Её сушили с открытой челюстью и потом вешали над порогом или «навстречу» порогу. Открытая с острыми зубами челюсть отгоняла все «нехорошее» и «нечистое» от приходящих, оставляя это все за порогом, да и «нечистой» силе вход был тоже воспрещен таким оберегом.
Весной начинали посев на новолуние. Считалось, что прибыль луны сулит в будущем прибыль урожая. Первым по традиции высевался всегда овес. Говорили: "Сей в грязь-будешь князь". При запахивании семян репы на поле закапывали в землю хворостину, которой погоняли лошадь, чтобы "заяц репу не грыз". Из зерна первых сжатых снопов хозяйки пекли хлеб, стараясь сделать корку гладкой, "чтобы дальше все шло гладко». Уборку огородных культур старались закончить до воздвиженья, так как считалось, что природа к этому времени умирает: "На воздвиженье всяка тварь в землю пихается, мать-земля слезами умывается". Интересной была уборка репы. На поле
устраивалась земляная печь, в которой готовили общее угощение - "большую пару" для работающих, включая соседей.
Свадебные обряды:
В прошлом, карельская девушка выходила замуж рано - из-за боязни остаться в деревне старой девой. Знакомство молодых происходило чаще в зимнее время на молодежных праздничных игрищах, в свободное от сельскохозяйственных работ время. На таких праздниках молодежь присматривалась друг к другу и выбирала – будущего мужа, будущую жену.
Жизнь карел была сложна, из-за сурового климата, из-за тяжелой работы, поэтому они нуждались в оберегах и различных магических заклинаниях. Во время свадьбы молодых осыпают зерном - этот обряд способствует плодородию, благополучию, всеобщему счастью и богатству новобрачных. Часть приданого девушка готовила своими руками: ткала, вышивала, вязала полотенца, салфетки, скатерти.
Заключение
Завершить рассказ о карелах и их обычаях хочется словами Ивана Васильевича Оленева (1869 - 1920 гг.), который прожил среди карелов более десятка лет и знал Карелию лучше других: «Робость, приниженность, малодушие совершенно не присущи карелу, он всегда исполнен чувства собственного достоинства, порою даже горд, самоуверен, чувствителен ко всякой обиде, стойко переносит жизненные невзгоды и никогда не падает духом. Когда приходит крайняя нужда, карел не опускает рук и не ждет, когда эта нужда подкосит его окончательно, а старается найти выход из этого положения».
Все-таки знание старинных обрядов не дает порваться нити, связывающей нас исторически с нашими корнями, уходящими в глубокую древность.
Слайд 1
«Местные традиции, праздники и обряды» Работу выполнил: Смирнов Иван Обучающийся 10 класса МКОУ СОШ д.Авдеево Руководитель работы: Адамонис Н.Н. Учитель биологииСлайд 2
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями. Россияне продолжают отмечать праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Слайд 3
Цель данной работы: сформировать у молодого поколения интерес и уважение к народным праздникам, обычаям, традициям, обрядам. Задачи: - воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа; - сохранение, распространение и развитие народной, самобытной культуры; - воспитание молодежи в духе высокой нравственности и уважения к обычаям, традициям и праздникам своих предков; - воспитание граждан, патриотов России, знающих свои корни;- воспитание носителей народной культуры и мудрости.
Слайд 4
Дмитриева Анастасия Тимофеевна Дмитриева Анастасия Тимофеевна, родилась в 17 апреля 1925 года в деревне Коппалозеро . Много выпало горя и печали на плечи этой маленькой хрупкой женщины. Как вспоминает Анастасия Тимофеевна: «Тяжелая жизнь у меня была». Но никогда не унывает и не падает духом Анастасия Тимофеевна. Очень много рассказывала она о своей не легкой жизни, но всегда с интересом рассказывает о местных традициях, праздниках и обрядах. И вот, что она нам рассказала:
Слайд 5
Рождество Рождество представляло собой праздник начала года. Вечер 6 января в канун Рождества называется «сочельником», также этот вечер еще называли «коляды». С читается , что не только Новый год, но и Рождество как встретишь, так и год пройдет. В ночь с 6 на 7 января пекли пироги, готовили разнообразные блюда и весь день Рождества надо ходили в гости к людям, которые вам приятны. Или же накрывали стол и приглашали всех к себе.
Слайд 6
Зимние святки С вечера в сочельник начинаются Святки, которые продолжаются 12 дней . В святки посещали церковные службы, дети и молодёжь отправлялась колядовать, ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки устраивали различные гадания, предсказывающие будущее. Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали. Ряженые ( хухляки ) без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.
Слайд 7
Крещение С утра местный священник, отслужив службу, шел к проруби против церкви и святил воду, окуная в нее крест и читая молитвы. После водосвятья в этой проруби, которая называлась “иордань”, купались все те, кто хотел на год запастись здоровьем.
Слайд 8
Масленица Завершался зимний период и любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, угощались блинами, пирогами. Стол должен был быть богатым. После Масленицы наступали семь недель Великого поста. Особенно строго соблюдался пост в Страстную неделю и страстную пятницу.
Слайд 9
Пасха Главный православный праздник – Пасху – в народе называли «Велик День». Перед Пасхой пекли куличи, красили яйца. В Великую субботу освящали всё это в церкви. Пасхальный стол должен был быть обильным, чтобы таковым оказался и весь следующий год. Пасха в Карелии считалась семейным праздником: в гости не ездили, молодёжь на беседы не собиралась. В этот день мужчины играли в «рюхи» и «городки».
Слайд 10
После этих праздников женщины начинали ткать холсты . Жители Коппалозера внимательно следили за приметами наступления теплого периода. Одним из них было появление перелетных птиц.
Слайд 11
Первый выгул скота совершался, когда появлялась первая трава . В этот день хозяйка дома или дети с колоколом на шее трижды обходили дом, "приглашая коровушек к лету ». Выгнав коров в лес, пастухи обращались к "хозяину леса" - "лесовику" с "просьбой" уберечь стадо от потравы зверями и оставляли на пеньке угощенье - обычно домашнюю выпечку или щепотку табаку.
Слайд 12
Рыба для жителей Коппалозера была основной едой. Особо почиталась щука. Голову от нее никогда не выкидывали, а использовали в качестве оберега. Её сушили с открытой челюстью и потом вешали над порогом или «навстречу» порогу. Открытая с острыми зубами челюсть отгоняла все «нехорошее» и «нечистое» от приходящих, оставляя это все за порогом, да и «нечистой» силе вход был тоже воспрещен таким оберегом.
Слайд 13
Весной начинали посев на новолуние. Считалось, что прибыль луны сулит в будущем прибыль урожая . Первым по традиции высевался всегда овес. Говорили: "Сей в грязь-будешь князь". Из зерна первых сжатых снопов хозяйки пекли хлеб, стараясь сделать корку гладкой, "чтобы дальше все шло гладко». Уборку огородных культур старались закончить до воздвиженья, так как считалось, что природа к этому времени умирает: "На воздвиженье всяка тварь в землю пихается, мать-земля слезами умывается". Интересной была уборка репы. На поле устраивалась земляная печь, в которой готовили общее угощение - "большую пару" для работающих, включая соседей.
Слайд 14
Свадебные обряды В прошлом, карельская девушка выходила замуж рано - из-за боязни остаться в деревне старой девой. Знакомство молодых происходило чаще в зимнее время на молодежных праздничных игрищах, в свободное от сельскохозяйственных работ время. На таких праздниках молодежь присматривалась друг к другу и выбирала – будущего мужа, будущую жену. Жизнь карел была сложна, из-за сурового климата, из-за тяжелой работы, поэтому они нуждались в оберегах и различных магических заклинаниях. Во время свадьбы молодых осыпают зерном - этот обряд способствует плодородию, благополучию, всеобщему счастью и богатству новобрачных. Часть приданого девушка готовила своими руками: ткала, вышивала, вязала полотенца, салфетки, скатерти.
Вокруг света за 80 дней
Два Мороза
Притча о гвоздях
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Ералаш