Мы рады представить новыйпроект, который исследует важную и часто недооценённую роль, которую играют бабушки в образовательном процессе. В нашем проекте "Роль моей бабушки в системе образования" мы надеемся подчеркнуть вклад моей бабушки, учителя, завуча в обучение и воспитание подрастающего поколения. Бабушки- это не только хранительницы семейных традиций, но и важные наставники, оказывающие значительное влияние на образование своих внуков.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.94 МБ | |
| 615.55 КБ |
Слайд 1
МАОУ “СОШ с.Аксы-Барлык” Тема: «Роль бабушки в системе образования кожууна» Выполнил: Кок-Кат Айдызаан Буянович, ученик 11 класса МАОУ СОШ с.Аксы-БарлыкСлайд 2
Сюрюнот Чозармаа Ооржаковна Моя бабушка, учитель русского языка и литературы, завуч, директор школы. Стаж работы- 40 лет «Почётный работник общего образования Российской Федерации»
Слайд 3
Личные документы
Слайд 4
Отзывы коллег
Слайд 5
Статья о работе моей бабушки
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Кожуунная научно-практическая конференция
«Историко-культурное наследие муниципальной
системы образования Барун-Хемчикского кожууна»
1 секция: «Образование в лицах»
«Роль моей бабушки в системе образования кожууна»
Выполнил: Кок-Кат Айдызаан Буянович
ученик 11 класса МАОУ СОШ с.Аксы-Барлык
Научный руководитеь: Саая Саида Хензиг-ооловна,
НМР МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык
Аксы-Барлык – 2025
Оглавление
Приложения ……………………………………………………….....9- 14
2
Введение.
Название работы: «Роль моей бабушки в системе образования кожууна»
Цель работы: показать роль моей бабушки как учителя, работающей в системе образования кожууна.
Задачи исследования:
- привлечение интереса подрастающего поколения к изучению своего рода,
своего родного края;
- формирование уважительного отношения к педагогическому труду;
- повышение престижа профессии учителя;
Объект исследования: профессиональная деятельность моей бабушки Сюрюнот Ч.О.
Методы исследования: теоретические (изучение материала по заявленной теме), изучение архива семьи, опрос родственников, математические (обработка информации, построение диаграмм), сбор фотографий.
Актуальностью данной работы является то, что лучшая в мире профессия учителя сегодня является менее востребованной среди молодых людей.
И эта работа может стать ступенькой к ее популяризации среди учащихся и молодежи.
Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы на уроках профессионального самоопределения, а также на классных часах, посвященных выбору профессии.
Для работы по заявленной теме сформулирована гипотеза: если рассказать о роли педагога в обществе и привлечь внимание к положительной мотивации на профессию, то возможно повысится интерес молодежи к педагогическому труду, к поступлению в педагогические учебные заведения, и в дальнейшем будет пополняться педагогическое сообщество родного кожууна.
3
Роль педагога в обществе огромна, хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое в свою очередь продолжит дело старшего поколения. Можно сказать, что педагог своеобразно формирует будущее. Неудивительно, что во все времена выдающиеся деятели ценили данную профессию, ценили роль в обществе. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», - писал великий педагог Я. А. Коменский. По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, педагог – не только воспитатель, педагог, это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень.
В нашем генеалогическом древе Ооржаков 7 мощных больших ветвей, и в роду у нас – 44 педагога разных возрастов с общим педагогическим стажем работы – 702 года. Но на этот раз я решил собрать сведения о своей родной бабушке по отцу Сюрюнот Ч.О. Из 44 педагогов моего рода только 5 стали учителями русского языка и литературы.
4
По возрасту я выявил 4 поколения педагогов рода Ооржаков:
I поколение педагогов - 4 ( Моя бабушка относится к первому поколению);
II поколение педагогов – 11 (среди них Кок-Кат С.О. и мой отец, учитель истории Кок-Кат Б.О.);
Я в своей работе хочу рассказать о педагогической деятельности в память моей бабушки – «настоящего / по словам ее коллег/ педагога с большой буквы, влюбленного от души в свое дело».
Педагогическая деятельность Сюрюнот Ч.О. берет свои истоки с 1965 года. В середине прошлого столетия авторитет учителя в Тыве был очень высок, и учительство во многом повлияло на развитие страны, на возникновение тувинской интеллигенции
Основатель династии педагогов Ооржаков – Сюрюнот Ч.О. представитель I поколения педагогов нашего рода с педагогическим стажем работы 40 лет. Она была третьим ребенком в семье аратов – моего прадедушки Сюрюнот Ооржак Апаа оглу и прабабушки Ооржак Долума Манзыровны. Бабушка прошла интересный путь к образованию. Об этом ею написано в газете «Хемчиктин сылдызы» в 2004 году. В 1962 году закончила Аксы-Барлыкскую среднюю школу Барун-Хемчикского кожууна, и из ее класса 20 выпускников по путевке отправили на Урал, в город Асбест с целью подготовки кадров комбината «Туваасбест» города Ак-Довурака. Тогда в кожууне было только 2 средней школы: в Кызыл-Мажалыке и Аксы-Барлыке. После обучения бабушка вернулась в Туву для трудоустройства в комбинат, но не смогла устроиться, так как не было вакансии на 1 смену, а открытия 2-ой смены в новом здании комбината предстояло ждать год. Но она не смогла сидеть без дела, без работы. И как раз в это время объявили дополнительный набор в педагогическое училище г. Кызыла, куда уже поступили ее одноклассницы –
5
Шура, Боранмаа, Хилераа /так она написала в газете/. Директор педучилища Вера Лукинична предложила ей сдать все вступительные экзамены в один день. Бабушка согласилась и, успешно их сдав, стала студенткой. Так открылась ее тропинка в педагогический путь. Во время учебы в педучилище бабушка была одной из лучших студентов, ее фотография долго висела на Доске почета. В 1965 году, успешно закончив педучилище, свою педагогическую деятельность начала в Дон-Терезинской восьмилетней школе и через 2 года поступила на заочное отделение филологического факультета КГПИ. И в Дон-Терезине нашла свою судьбу: вышла замуж за моего дедушку Кок-Кат О.О. В 1970 году они переехали в с.Аксы-Барлык, и тогдашний директор школы Иргит К.К. принял ее на работу. Через 3 года, получив свидетельство, подписанное министром просвещения Тувинской АССР и директором института, стала завучем Аксы-Барлыкской средней школы. Проработала заместителем директора с 1973 г. по 1988 год, то есть 15 лет, также в 1990-е годы работала завучем Шекпээрской средней школы – в общем работала заместителем УВР в течение 20 лет. Также работала директором Аксы-Барлыкской средней школы. Бабушка была не только учителем, руководителем, но и активистом, агитатором, депутатом, членом партии КПСС. О ней трепетно отзываются ее коллеги Хомушку С.Х., Сегбе М.Х., Сарыглар Д.Д., Хомушку М.С., как о педагоге, страстно влюбленного в свое дело, как о человеке «слова и дела», как опытного, требовательного руководителя. Самоотверженный труд моей бабушки отмечался Почетными грамотами Министерства образования РТ и нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
II поколение педагогической династии нашего рода представляют 7 педагогов, среди которых её дочь Кок-Кат С.О., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории с педстажем 26 лет; Кок-Кат Б.О., её сын, учитель истории и обществознания с педстажем 14 лет.
Каждый человек волен в выборе своей профессии, и происходит этот выбор по-
6
разному. Однако в нашем роду пример близких людей играет большую роль. Думаю, наша педагогическая династия будет в дальнейшем пополняться и развиваться, и из нее будет складываться не только «летопись» рода, но и история района, республики, страны. Это лишний повод задуматься о том, что Учитель – это больше чем профессия, это история, это великая вечная миссия!
Учитель – очень важная и достойная уважения профессия. Это нелёгкий труд, но он необходим для развития общества.
ВЫВОД: Несмотря на то, что престиж профессии учителя падает, его нельзя заменить никем и ничем. Это очень ответственный и сложный труд. «Учитель живёт в своих учениках, в их поступках и мыслях» - сказала писательница Фрида Вигдорова. Он оставляет след в истории своим трудом, и он продолжается в своих учениках. Отсюда можно сделать вывод, что профессия учителя остается значимой и нужной для развития общества, страны, республики, кожууна.
7
Литература
8
Приложение 1

Приложение 2
9
Приложение 3

10
Приложение 4

11
Приложение 5

12
Приложение 6

13
Приложение 7

Приложение 8

14

Зимний лес в вашем доме

Сказочные цветы за 15 минут

Именинный пирог

Финист - Ясный сокол

Лиса Лариска и белка Ленка