В презентации рассказывается о том какие существуют системы обучения борьбе Самбо.
Вложение | Размер |
---|---|
Системы обучения в Самбо. | 1.87 МБ |
Слайд 1
Системы обучения в самбо Подготовил: Макаров Данила Владимирович 15 лет Название организации: МБУ ДО «Детско-юношеский центр «ТЕМП»» Объединение «Самбо» Группа обучения: Учебно-тренировочная группа 4 Управление образования администрации городского округа город Выкса МБУ ДО «ДЮЦ«ТЕМП»» Выкса 2017 годСлайд 2
Содержание 1.Концентрическое обучение 2 .Спираль Чумакова 2.1.Биография Чумакова 2.2.Описание спираль 2.3.Модель спирали 3.Воронка А.А.Новикова 3.1.Биография А.А.Новикова 3.2.Описание воронки 3.3.Модель воронки Навигация по слайдам - вконец презентации, - к содержанию презентации , - к следующему слайду
Слайд 3
Концентрическое обучение Обучение, которое предполагает решение определенной задачи, стало толчком к развитию множества ответвлений и переосмыслению классического, классно-лекционного подхода. Наиболее модернизированной формой проблемно-ориентированного стало Spiral Learning (спиральное обучение) — подход, в рамках которого решение задачи стало лишь одним из элементов обучения. Фундаментально подход остается неизменным: перед учениками ставится задача, которую им необходимо решить. В свою очередь, Spiral Learning учитывает опыт каждого индивида и в процессе решения задачи моделирует объём необходимой информации (знания), чтобы достичь результата, постепенно «догружая» ученика нужным материалом . В такой системе мы возвращаемся к индивидуализации обучения, неоправданно забытой ещё в Средние века. Центром системы наконец становится реципиент, то есть ученик . Важным аспектом Spiral Learning становится атмосфера. Как и в Академии Платона, где философские диспуты велись на лужайке под тенью деревьев, в новом образовательном подходе важно создать условия для раскрытия опыта каждого ученика, то есть сформировать атмосферу доверия и взаимоуважения. Современными адептами Spiral Learning является шведская школа Hyper Island ( Гипер остров), которая успешно применяет эту систему обучения последние 20 лет . Подводя итог, ометим интересную тенденцию: от кастомизированного обучения, учитывающего особенности отдельно взятого ученика, система переходит к массовому, шаблонному обучению, а потом снова, как это свойственно истории, возвращается к индивидуализации.
Слайд 4
Спираль чумакова Гениальный человек — гениален в деталях. Говоря о педагогическом даре Евгения Чумакова, стоит сделать акцент на таком явлении как «спираль Чумакова». Спираль — это повторение одних и тех же приемов в особо продуманной последовательности; арсенал действий, которые всякий раз повторяются на более высоком уровне, в более сложной форме с возрастающим сопротивлением. Спираль должна повторяться минимум через две недели, максимум — через месяц. По сути это похоже на создание безусловных рефлексов, навыков, которые можно использовать в любых ситуациях. Евгений Михайлович считал, что для исполнения того или иного броска необходимо развивать определенные мышцы, поэтому разработал комплекс подготовительных упражнений для конкретного приема. «Если не работает боковая мышца, бросок через бедро ты не сделаешь, если не поднимает нога, если чисто физически не можешь удержать свой вес и противника, то ты не сделаешь подхват», — так работала логика тренера. В эпоху становления самбо его подопечные регулярно делали анализ выступлений японских спортсменов, фиксировали количество бросков, подсечек, захватов. 1985 год.
Слайд 5
Биография чумакова В 18-летнем возрасте Евгений Чумаков завоевал золотую медаль на первом в СССР чемпионате по самбо. Планы подающего надежды спортсмена, однако, изменила Великая Отечественная война, во время которой он был санинструктором. Дважды был ранен, в результате чего практически перестала работать правая рука (был перебит нерв). Чумакова признали негодным к строевой службе, и двери в большой спорт, казалось, для него закрылись навсегда . Однако в 1946 году Чумаков поступил в физкультурный институт. Из-за травмы ему пришлось полностью перестроить свою технику ведения боя: теперь, утратив физические преимущества, он должен был научиться предугадывать действия противника, опережая его каждый раз на один шаг. Пытаясь добиться этого, Чумаков тренировался с завязанными глазами, ориентируясь на шорохи. Тренировки дали плоды: уже в 1947 году он вновь стал чемпионом СССР по самбо, а затем— в 1950 и 1951 годах— ещё дважды удостаивался этого титула. За свои экстрасенсорные способности коллеги прозвали Чумакова гроссмейстером ковра . В 1950-е годы Е.М.Чумаков сосредоточился на научной и тренерской деятельности. Он всерьёз занялся систематикой знаний о самбо и классификацией техники российской борьбы, пытаясь разработать научную систему анализа соревнований. 1939 год Первый в СССР чемпионат мира по самбо
Слайд 6
Биография Чумакова Результатом упорной работы Чумакова стала концепция, позволяющая описывать приёмы самбо в категориях научных терминов; графическое выражение данной концепции, лёгшее в основу оригинальной методики подготовки самбистов, получило известность как Спираль Чумакова (в неё ещё при жизни создателя концепции вошли 1459 приёмов в стойке и 1024 приёма в партере).Идея спирали пришла к Е.М.Чумакову в ходе работы с двумя экспериментальными группами юношей. Тогда он применил концентрический метод обучения, преследуя цель помочь самбисту усвоить тот или иной приём на уровне рефлекса. Для этого требовалось цикличное возвращение к одному и тому же техническому действию, обрастающему всё более и более богатым арсеналом возможных комбинаций. В результате график занятий по методике Чумакова можно было схематично представить в виде винтовой линии, каждый новый виток которой предполагал усложнение техники . В результате работ Е.М.Чумакова стало возможным представлять не только операционный состав деятельности в спортивных схватках, но и взаимозависимость (как количественную, так и качественную) между этими составляющими. Оперируя понятиями из системы Чумакова, тренеры получили возможность выстраивать тактику поединка . Е.М.Чумаков подготовил 15 кандидатов педагогических наук. Опубликовал более 200 пособий и публикаций по самбо . Скончался 10 августа 1997 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. 1950 год Чумаков с учениками
Слайд 7
Описание спирали Тренер, приступая к планированию, строит своеобразную круговую диаграмму, отражающую пропорциональность технического арсенала борца, что позволит правильно распределить время, затрачиваемое занимающимися на совершенствование техники. Затем выделяются лучи, которые соответствуют основным приемам, совершенствованию которых необходимо уделить больше времени. Рекомендуется 5 бросков ногами, 3 — руками и 2— туловищем. На каждом луче по часовой стрелке наносится нумерация уроков, на которых будут изучаться соответствующие приемы. Для того чтобы не перепутать последовательность, рекомендуется соединять цифры линией, которая образует спираль. В результате каждый оборот спирали будет соответствовать примерно месячному циклу занятий (с учетом тех уроков, на которых не будет изучаться техника).
Слайд 8
Модель спирали Последовательность обучения должна обеспечить периодическое повторение приемов и, одновременно, изучение всего многообразия технических действий. Многолетние наблюдения, проведенные специалистами, позволили установить, что в соревнованиях броски применяются в следующей пропорции: броски ногами (подножки, подсечки, подхваты, зацепы, подсады, броски через голову) — 50%; броски с помощью рук (захватом ног, выведением из равновесия) — 30%; броски с помощью туловища (бедро, через спину, прогибом) — 20%. Исходя из этих пропорций, было разработано полуалгоритмическое предписание, которое помогает тренеру построить занятия по изучению техники борьбы самбо.
Слайд 9
Воронка новикова В условиях быстро меняющихся стартовых динамических ситуаций главное для спортсмена высокого класса - умение создавать выгодные для себя условия конкретной динамической ситуации и выбирать момент для точного выполнения приема. При этом большая вариативность допустима в предварительно выполняемых подготовительных действиях, тогда как основной, завершающий прием должен проводиться с возможно большей точностью. Исследования показали, что диапазон вариативности действий борца в разных частях приема различен. В начале приема (предварительной, подготовительной части) он очень широк, в основной части - значительно уменьшается. Если схематически представить себе изменение диапазона вариативности в процессе выполнения приема, оно по виду будет напоминать «воронку». Широкая часть ее относится к диапазону в подготовительной части приема, а узкая - к диапазону основной части приема. В зависимости от подготовленности борца и его мастерства диапазоны этих двух частей схемы изменяются. Чем выше подготовленность спортсмена, тем больше у него вариантов подхода в конкретном способе тактической подготовки выполнения приема, тем шире диапазон параметров, характеризующих эту часть приема; то есть чем шире первая часть воронки, тем эффективнее и стабильнее и надежнее двигательное действие. Основной задачей настоящего исследования было изучение способности борцов различной спортивной квалификации оценивать разнообразные стартовые динамические ситуации , возникающие в ходе спортивного поединка, для эффективного проведения определенных технических приемов. Для решения этой задачи мы применили методику « видеокольцовок ». Эта методика позволяла выяснить, как взаимосвязано время выполнения технического приема со временем выбора и оценки стартовой динамической ситуации, удобной для его выполнения. В ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 г.
Слайд 10
Биография новикова А. А. Новиков – заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, заслуженный деятель науки Республики Бурятия, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии спортивных единоборств, ветеран ВОВ, известный в мире ученый в области спорта, педагог, общественный деятель, спортсмен, член сборной команды СССР по классической борьбе (1949–1951 гг.), мастер спорта СССР. Им опубликовано 6 монографий, более 300 научных и методических работ, разработана теоретическая концепция трехуровневой системы управления подготовкой сборных команд страны, где рассмотрена взаимосвязь соревновательной деятельности спортсменов, их мастерства и систем организма с последующим планированием. 1944 г. В годы Великой Отечественной войны
Слайд 11
Описание воронки Исследовалась способность борцов-самбистов различной спортивной квалификации оценивать разнообразные стартовые динамические ситуации, возникающие в ходе спортивного поединка, для эффективного проведения определенных технических приемов. Установлено, что количественные характеристики движений борцов позволяют определенным образом классифицировать способы вариативности, имеющие место при выполнении сложных тактико-технических действий, и конкретизировать их смысловое содержание с учетом специфики борьбы самбо, а также расширить методологические представления об устойчивости выполнения сложных приемов и более четко сформулировать задачи совершенствования тактико-технического мастерства. Доказано, что процесс совершенствования тактико-технического мастерства в борьбе самбо заключается в выработке умений занимающихся (в зависимости от поставленной задачи) выполнять тактико-технические действия посредством использования реактивной, коррекционной, компенсаторной, приспособительной и тактической вариативности. Диапазон параметров, характеризующих эту часть приема; то есть чем шире первая часть воронки, тем эффективнее и стабильнее и надежнее двигательное действие.
Слайд 12
Модель воронки Время оценки удобной ситуации у мастеров спорта и спортсменов-разрядников изменяется неодинаково. Так, если у мастеров спорта с увеличением скорости демонстрации « видеокольцовки » оно достоверно увеличивается, то у спортсменов-разрядников существенно сокращается. Причем время оценки ситуации у мастеров спорта только при скорости демонстрации « видеокольцовки » 16 кадров/с достоверно отличается от времени оценки ситуации при скорости показа 24 кадра в секунду (Р < 0,01). У спортсменов-разрядников время оценки ситуации на всех трех скоростях демонстрации « видеокольцовки » имеет между собой статистически достоверное отличие (Р < 0,01). Кроме того, суммарное время оценки удобной ситуации для атаки у мастеров спорта значительно выше, чем у разрядников. Однако при демонстрации тактических вариантов, в частности при появлении на экране удобной ситуации, в большинстве случаев борцы-самбисты пропускают эту ситуацию до 35-40% случаев, особенно при демонстрации 24 кадра в секунду. Они не успевают прогнозировать появление удобной ситуации для выполнения последующего технического действия.
Слайд 13
Интернет-ресурсы http:// ilyaico.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-vse-glubje-uhodit-v-istoriyu-vs/main.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ Чумаков,_ Евгений_Михайлович http:// www.teoriya.ru/ru/node/1506 http:// cyberleninka.ru/article/n/vypolnenie-tehnicheskih-deystviy-v-sambo-v-zavisimosti-ot-otsenki-dinamicheskoy-situatsii
Слайд 14
конец
Две снежинки
Как нарисовать китайскую розу
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Самый главный и трудный вопрос