После присоединения Приамурья и Приморья к России было принято, что эти земли заселяются забайкальскими казаками. Переселение казаков на Уссури было трудным. Непроходимые леса и заболоченность. И если к этому прибавить то, что место для проживания казаков было выбрано начальством. Затем в 90-е годы Государственным советом было решено создать новое казачье переселение из европейской части России на Дальний Восток с целью увеличения численности казачества на Дальнем Востоке и охраны территорий вдоль строящейся Транссибирской магистрали.
У уссурийских казаков основной хозяйственно-экономической деятельностью было землепользование. Основными источниками существования казаков было рыболовство, заготовка дров и приграничная торговля. Но этого было мало и государству приходилось ежегодно выделять субсидии для поддержания минимального прожиточного уровня казаков-переселенцев. А для того чтобы расплатиться с государством некоторые казаки продавали скот, но денег всё равно не хватало. Важное значение в хозяйственной деятельности казаков имело земледелие. Более плодородными землями считались земли Южно-Уссурийского округа. Они выращивали картофель, ячмень, рожь, гречиху, овёс, просо и дт.
Казаки немало внимания уделяли вопросам образования и духовности казачьего населения. Для привлечения и удержания в школах хороших учителей, казаки оказывали им материальную поддержку, например, отводом земельных участков для сельскохозяйственных надобностей. Кроме того, дети должны были понимать значения о высоком назначении казака как война, о развитии у них высоких понятий долга перед царём и Родиной, давать им воинскую подготовку. Атаманы старались самых одарённых казачат отправить в высшие заведения. Самые главные ценности казаков были Вера, Родина-Россия, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин.
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_rossiyskoy_federatsii.docx | 10.74 КБ |
glavy.doc | 992.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Роль казачества в освоении Приморского края
Научно-исследовательская работа
Автор работы
Алданова Анастасия
Учитель
Мельникова Ольга Геннадьевна
Управление по работе с муниципальными учреждениями образования
администрации г. Владивостока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Владивостокский городской Дворец детского творчества» Отдел туризма и краеведения
Городской конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество. Мой город»
Секция: «Наследие России»
Номинация: «Этнография»
Роль казаков в освоении Приморского края.
Подготовил:
Алданова Анастасия Витальевна, ученица 9 класса «Б», МБОУ «ЦО №28» г. Владивостока, адрес: 690005, г.Владивосток, ул.Ивановская 19, тел.8(950)292-36-93, e-mail: starskygirl@mail.ru
Руководитель:
Мельникова Ольга Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ « ЦО № 28 г. Владивостока» Тел. 89242323671, , e-mail: olgam67.67@mail.ru Владивосток
2018
Содержание.
Глава 1. Кто такие казаки.
Глава 2. Участие казаков в освоение Дальнего Востока.
Глава 3. Быт и хозяйство уссурийского казачества.
Глава 4. Духовная жизнь и культура казаков Приморского края.
Глава 5. Значение уссурийского казачества.
Глава 1. Кто такие казаки.
Ты, выкорчеванное начисто,
Ты, изведённое под корень,
Былое русское казачество -
Незаживающее горе.
И память о тебе всезнайками
Заплёвана теперь по брови:
Корят казачьими нагайками,
Не помнят о казачьей крови.
Из архивов М. Шолохова.
В этом году Приморский край будет отмечать 80-летие со дня образования. История моей малой родины велика и многогранна. Освоение края началось задолго до официального признания его административной единицей. Эта территория активно заселялась разными народами и слоями общества проживших в Российской империи. Среди них были и казаки. Этим определяется актуальность данной работы.
Целью моего исследования является определение роли казачества в освоении Приморского края.
Задачи исследования:
1. Дать толкование понятию казак.
2. Познакомится с историей возникновения казачества.
3. Изучить обстоятельства появления казаков на Дальнем Востоке.
4. Определить условия хозяйствования и быта уссурийского казачества.
Слово «казак» известно с XIV века, оно впервые упоминается в значении «стража» в письменном памятнике — многоязычном переводном словаре куманского языка начала XIV века, единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции. По одной из версий, слово «казак» — тюркского происхождения и означает вольного кочевника, свободного человека. Оно изначально применялось к человеку, в одиночку или с семьёй отделившемуся от своего государства, рода и вынужденного с
1
амостоятельно искать средств содержания в степи. Казаками могли называть недовольных правителем, подданных, ушедших в другое место, и самого правителя, потерпевшего поражение и оставшегося с небольшой группой сторонников.
По другой из версий, слово «казак» в переводе с монгольского означает «ко» — «броня» и «зах» — «рубеж».
Слово «казак» сперва означало свободного наёмного работника, или — воина, покинувшего свой дом, а потом стало пониматься, как обозначение
степного разбойника, изгнанника, беспризорного, авантюриста или просто пока ещё не женатого парня.
Казаки — представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на окраинах Русского государства и Речи Посполитой. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения независимого вооружённого населения на различных незаселённых территориях. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к XVI веку некоторые группы выросли в крупные вольные воинские формирования, являвшиеся одновременно автономными государственно-организованными сообществами называемые казачьими войсками (Запорожское, Донское, Волгское, Яицкое, Уссурийское).
Российское казачество имеет богатую и славную историю. Много трагических событий содержит она, но ещё более в ней страниц героических, связанных с созданием государства Российского, приумножением его земель, их обустройством и охраной границ. Заметную роль в истории России играло и должно играть в дальнейшем и уссурийское казачество.
Волею судеб в прошлом самому молодому казачьему Войску России –
2
Уссурийскому – отведён был для жизни в качестве самостоятельного, единого полнократного общественного организма очень короткий промежуток времени – всего 33 года: с 1889 по 1922г.
В XVI и XVII вв. казаки формировались из состава сторожевой и станичной служб. Казаки, проживавшие в это время на территории Царства Русского, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. За всю свою историю половина казачьих воинских формирований входили в вооружённые силы: России, Великого княжества
Литовского, Польши, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Османской империи, Персии, , Украинской Народной Республики, Германии, Маньчжоу-го и Японии.
К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, постоянно посылали людей во множество войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
Глава 2. Участие казаков в освоение Дальнего Востока.
Статус самостоятельного Войска уссурийское казачество приобрело 26 июня 1889г. Однако история его возникновения намного длительнее и начинается более двух с половиной столетий назад. Связана она с важнейшим событием в судьбе нашего государства - присоединением к России сибирских и дальневосточных земель. Начался этот процесс еще в XVI в. известными походами Ермака, а уже в следующем столетии русские люди вышли к
берегам Тихого океана. В передовых рядах землепроходцев были служилые люди, казаки. XVII в. явился лишь первоначальным этапом присоединения Приамурья и Приморья к России.
3
Окончательно эти земли вошли в состав
нашего государства в середине XIX в. И в этом историческом для России событии важнейшую роль сыграли казаки, включая и тех, кто положил в дальнейшем начало Уссурийскому Войску. В 1851 г., по предложению выдающегося государственного деятеля России генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, было сформировано Забайкальское казачье Войско. Одной из основных целей при этом ставилось использование казаков для заселения, освоения и обороны Приамурского края. И уже в 1854 г. в первом сплаве на Амур участвовала сотня забайкальских казаков, а в 1858 г. казачьи станицы появились в Приморье, на р. Уссури. В июле 1858 г. сюда прибыли 54 семьи забайкальских казаков, которые основали три поселка.
В результате переселения 1855-1862 гг. на новые земли прибыло 16,4 тыс. казаков-забайкальцев, которые основали здесь 96 станиц и поселков, в т. ч. 29 - на р. Уссури. На этой базе возникло новое казачье Войско – Амурское. (дата образования 29 декабря 1858 г.).
На территории Приморской области был создан округ Уссурийского пешего казачьего батальона, до 1889 г. входящего в состав Амурского Войска. Командиром батальона назначили войскового старшину Маркова.
Переселение казаков на Уссури было сопряжено с невероятными трудностями, так как им приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом, а скот гнать берегом, покрытым то непроходимой тайгой, то дикими недоступными скалами, то вязкими болотами. Эти препятствия не позволяли многим казакам достигать к зиме намеченных мест поселений, и им приходилось зимовать в пути без жилищ, почти без продовольствия. Если к этому прибавить, что места для поселений выбирались начальством, преследовавшим не хозяйственно-экономические, а административные цели, то будет понятно, что большинство казаков, достигнув цели путешествия, нашли в ней не избавление от принятых
4
лишений, а продолжение их. Многие селения бедствовали до тех пор, пока не было дано разрешение переселяться на новые места по выбору самих казаков. Наводнение 1861, 1863 и 1868 гг., неурожаи 1862 г. и сибирская язва 1872 г. не могли не разорить первых поселенцев. Невозможность хозяйствования, пополнения продовольственной базы вынуждало государство содержать вновь прибывших казаков на государственной дотации - другого выхода не было. Только таким путем можно было удержать за Россией новые земли.
О казаках-переселенцах едва ли не лучше всех написал Павел Федорович Унтербергер, первый Наказной Атаман Уссурийского казачьего Войска: “Уссурийский казак, не щадя здоровья и жизни, - так как многие из них сошли преждевременно в могилу- с честью и славою вынес на своих плечах колонизацию пустынной реки Уссури и тем оправдал надежды, возложенные на него графом Муравьевым-Амурским”. Этим людям не воздано за их труды. Нет в Приморье ни памятного знака, ни Креста в память о тех, кто селился не там, где лучше, а там, где нужно, о тех, кто умер от занесенной из Китая чумы или оспы, кого заломал медведь или смыл паводок. Они вряд ли надеялись на высокие награды или всеобщее почитание, но они заслужили,
чтобы о них помнили лишь потому, что были первыми приморскими россиянами.
Тогда же уссурийцы получили первое боевое крещение: в 1868 г. им пришлось защищать Южно-Уссурийский край от хунхузов, изгнанных с острова Аскольда, где они незаконно мыли золото.
На эти походы следует смотреть как на счастливый случай для казаков, так как они имели возможность познакомиться с благоприятными для хлебопашества и скотоводства условиями Южно-Уссурийского края. Результатом этого явилось ходатайство о разрешении поселиться на сухопутной границе.
5
Ходатайство было уважено, и часть казаков в 1879 г.
переселилась в Южно-Уссурийский край, заняв почти всю приграничную полосу.
Кроме того, в 80-е годы серьезного улучшения требовала охрана границ Приморья, особенно в Южно-Уссурийском крае, где на русскую территорию участились проникновения многочисленных шаек китайских разбойников – хунхузов. Именно казачество должно было решить эту задачу. С учетом данных соображений и было принято решение о выделении Уссурийского полубатальона из состава Амурского Войска и образовании самостоятельного Уссурийского казачьего Войска.
Положение о новом Уссурийском казачьем Войске было утверждено 26 июня 1889 г. Согласно Положению, из земель, отведенных Войску, в составе Приморской области образовалась особая административная единица - округ Уссурийского Войска. 1 декабря 1889 г. в г. Благовещенске “впредь до определения постоянного места пребывания” было сформировано временное управление УКВ, которое с 31 июля 1890 г. было расквартировано во Владивостоке, где и действовало до 1917 г. В 1898 г. было создано и Войсковое правление УКВ.
Затем в 90-е годы Государственным советом было решено создать новое казачье переселение из европейской части России на Дальний Восток с целью увеличения численности казачества на Дальнем Востоке и охраны территорий вдоль строящейся Транссибирской магистрали
Глава 3. Быт и хозяйство уссурийского казачества.
Основой хозяйственно-экономической деятельности УКВ, как и во всех казачьих войсках, было землепользование. Особенность казачьего землепользования заключалась в том, что земля принадлежала всему войску,
а казак имел пай.
6
Но земледелием уссурийские казаки вплотную начали заниматься только в 80-90 -годах XIX века. Первые десятилетия освоения и обустройства на р. Уссури основными источниками существования казачьего населения являлись приграничная торговля, почтовая гоньба, рыболовство, заготовка дров для нужд Амурской флота. Но этого было настолько мало, что, как отмечалось выше, государство вынуждено было выделять ежегодные
субсидии для поддержания минимального прожиточного уровня казаков-переселенцев. Дело доходило до того, что отдельные казаки вынуждены были продавать свой скот, в том числе и лошадей, чтобы расплачиваться с государством, но на следующий год власти снова вынуждены были давать материальную и финансовую помощь бедствующим казачьим семьям.
Положение изменилось после принятия решения о переселении казаков в Южно-Уссурийский край, который имел условия, благоприятные для земледелия. Вторым серьезным источником доходов войсковой казны стал "отвод Духовского" и третьим фактором, улучшавшим экономическо-финансовую ситуацию, явилось строительство Уссурийской железной дороги. Достаточно отметить, что на войсковых землях находилось 29 железнодорожных станций, и ежегодный доход за аренду земель от железной дороги составлял в конце XIX века 240 тысяч рублей.
Важное значение в хозяйственной деятельности казаков, имело земледелие. Более плодородными землями считались земли Южно-Уссурийского округа. Они выращивали картофель, ячмень, рожь, гречиху, овёс, просо, табак, лён и дт.
Имея более тесные хозяйственные отношения с населением приграничных территорий, казаки быстро перенимали опыт и культуру ведения сельскохозяйственной практики у китайцев и корейцев. Они первыми среди земледельцев россиян научились выращивать сою, бахчевые культуры, чумизу и т.п. Успешное ведение земледелия требовало серьёзной агрономической работы. Для её осуществления с 1 января 1902 года в УКВ
7
была учреждена должность войскового агронома.
Повсеместно было распространено пчеловодство. Пчеловодством занимались во всех станичных округах.
Скотоводство для казаков имело очень важное значение. Оно давало необходимую для земледельческих работ тягловую силу, животные продукты питания и органические удобрения для посевов. И самое главное для
выполнения государственной службы - строевого коня.
Серьезное внимание в Войске уделялось селекционной работе с лошадьми. Войсковой конный завод, располагавшийся в районе современного с. Владимировка, имел обширные войсковые земли, занимавшие часть территории современных Октябрьского и Пограничного районов. Начальник завода входил в состав Войскового правления. На заводе содержались и разводились племенные жеребцы и маточное поголовье кобыл. Его обслуживала казачья команда, состоящая из казаков строевого разряда, проходивших службу на заводе.
Некоторые из казаков занимались охотой и рыбным промыслом. Владели мельницами, небольшими мастерскими, кузницами.
Среди казачьего населения росла прослойка казаков –предпринимателей, которые занимались торговлей, держали промышленные заведения, продавали хлеб и скот, поставляли лес на железную дорогу.
Таким образом, уссурийские казаки участвовали в развитии всех основных отраслей хозяйства края: земледелия и скотоводства, промышленности и промысла.
Глава 4. Духовная жизнь и культура казаков Приморского края.
Параллельно с укреплением хозяйственно-экономической ситуации станичные правления, а потом и Войсковое правление немало внимания уделяло вопросам образования и духовности казачьего населения.
8
Они выдвигали на первое место заботу о поддержании школ и открытия новых. Поголовная грамотность – главная цель, которой должно добиваться каждое общество; поэтому оно ни в коем случае не должно скупиться отпуском из общественной суммы денег на все нужды для школ.
Для привлечения и удержания в школах хороших учителей, казаки оказывали им материальную поддержку, например, отводом земельных участков для сельскохозяйственных надобностей.
Кроме того, общества должны заботиться о развитии в казачьих детях понятий о высоком назначении казака как воина, о развитии у них высоких понятий долга перед царем и Родиной, давать им воинскую подготовку.
Большой грех берут на себя родители, не посылающие детей в школы, а по неразумению или же из-за хозяйственных соображений, задерживающих их дома. Единственный случай, когда родителям вменяется в обязанность не посылать детей в школу, это болезнь кого- либо в семье, и особенно тогда, когда есть основание думать, что болезнь заразительная.
Станичные и поселковые атаманы совместно с правлениями, по рекомендациям стариков подбирали кандидатуры из наиболее одаренных казачат для направления в высшие и средние учебные заведения. Подобранные кандидатуры утверждались станичными сходами, и дальнейшая учеба будущих специалистов оплачивалась из станичных общественных сумм. Будущих учителей и медиков отправляли, как правило, на учёбу в Санкт-Петербург, во Владивосток, или Никольск-Уссурийский. Агрономов и других специалистов сельского хозяйства - в Омск. Кто изъявлял желание посвятить себя воинской службе, направлялась в Оренбургское казачье военное училище.
Свое духовное и нравственное начало казачество исстари находило в Православии. Казаки были очень набожные люди. За Святую Русь, за
9
Православие казаки шли в бой с крестным знамением, их всегда напутствовали войсковые священники. Самыми большими ценностями для казаков были Вера, Родина-Россия, Казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин. На этой базе были сформированы жизненные принципы казачьего образа жизни. Душу - Богу, Сердце - людям, Жизнь –Отечеству, Честь - никому. Поэтому, переселяясь на новые места, казаки сразу же строили, наряду с временными землянками и шалашами хотя бы небольшую, но часовню.
Можно сказать, что в каждом втором казачьем поселке был храм. Все храмы строились исключительно на средства казачьих обществ. Помимо строительства храмов, казачье население несло обязанность по поддержанию в порядке и исправности всей, говоря современным языком, инфраструктуры на войсковых землях. Отправлять повинности, исполнение которых было обязательно для каждого казака, определялось общим положением о земских повинностях и правилами, определенными для войска Донского. Эти повинности разделялась на 3 разряда.
I разряд - общие по войску повинности с постоянной оседлостью.
II разряд -собственно станичные повинности.
III разряд – хозяйственные повинности.
Большую культурно–просветительную работу среди казачьего населения проводила местная казачья интеллигенция, которая объединяла учителей медицинских, ветеринарных работников, отставных казачьих офицеров. Все они имели университетское образование, полученное в Санкт-Петербурге. В каждой станице были хорошо слаженный коллектив драматической труппы, руководимый учителем А. С. Зыряновым, большой церковный хор, который участвовал в станичном народном хоре. Большую духовно-просветительную
10
работу среди населения проводил настоятель станичной церкви священник благочинный Быстров. Он возглавлял попечительский совет при церковном приходе и станичном округе. Все строительные общественные работы проводились не только за счет станичной казны. В них принимали участие все жители станицы на общественных началах. Основной обязанностью казаков являлась военная служба. Она заключалась, прежде всего, в охране границ. Полевую службу казаки Амура и Уссури отбывали с перерывом - год службы, затем два года льготы. Общий срок службы в 1860г составлял 30 лет, а в1875г уже 20 лет.
После образования УКВ произошли преобразования выставляемых им строевых частей. 3 февраля 1890 г. состоялось Высочайшее повеление о переформировании пешего казачьего полубатальона в Уссурийский конный казачий дивизион трех сотенного состава. А на следующий год молодое Войско приняло у себя Августейшего Атамана, наследника престола цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II.
Августейший Атаман - Атаман всех казачьих Войск. Впервые ввел почетную должность и назначил на нее наследника престола цесаревича Александра. Атаманом всех казачьих Войск был назначен цесаревич Николай. В 1890 г. цесаревич Николай Александрович предпринял кругосветное путешествие, а на обратном пути в 1891 г. посетил ряд казачьих Войск, в т. ч. Уссурийское Войско. Это было первое посещение Августейшей особой казачьих Войск восточной окраины России.
Глава 5.Значение уссурийского казачества.
Исторический путь, пройдённый Уссурийским казачьем войском, убедительно показывает, что Войско будучи органическим компонентом государственной системы России, с честью выполнило возложенные на него задачи. Неоспорим вклад уссурийских казаков в дело освоения,
11
приумножения российских земель, их обустройство и охрану границ. Дальновидная и взвешенная политика, проводимая в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, опирающаяся на вековой опыт государственного служенияказачества, в короткие исторические сроки дала свои плоды. Дальневосточные земли не только были окончательно закреплены за Россией, но и стали мощным форпостом российского влияния Азиатско – Тихоокеанском регионе.
До сих пор не востребован исторический опыт, накопленный уссурийскими казаками в вопросах обеспечения охраны и безопасности российских земель, проведения умелой политики добрососедских взаимоотношений с населением соседних стран (Китай и Корея). То, что сейчас модно называть политикой народной дипломатии, уссурийские казаки реально выработали и успешно претворяли в повседневной жизни уже более 100 лет назад.
12
Приложение.
13
14
15
16
17
18
Литература
1. Уссурийское казачество. История и современность. В.Д. Иванов и О.И. Сергеев.
2. Электронные ресурсы.
19
Казаки — представители казачества, сложной этносоциальной культуры, сформировавшейся на окраинах Русского государства и Речи Посполитой. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения независимого вооружённого населения на различных незаселённых территориях. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к XVI веку некоторые группы выросли в крупные вольные воинские формирования, являвшиеся одновременно автономными государственно-организованными сообществами, называемые казачьими войсками (Запорожское, Донское, Волгское, Яицкое, Усссурийское).
После присоединения Приамурья и Приморья к России было принято, что эти земли заселяются забайкальскими казаками. Переселение казаков на Уссури было трудным. Непроходимые леса и заболоченность. И если к этому прибавить то, что место для проживания казаков было выбрано начальством. Затем в 90-е годы Государственным советом было решено создать новое казачье переселение из европейской части России на Дальний Восток с целью увеличения численности казачества на Дальнем Востоке и охраны территорий вдоль строящейся Транссибирской магистрали.
У уссурийских казаков основной хозяйственно-экономической деятельностью было землепользование. Основными источниками существования казаков было рыболовство, заготовка дров и приграничная торговля. Но этого было мало и государству приходилось ежегодно выделять субсидии для поддержания минимального прожиточного уровня казаков-переселенцев. А для того чтобы расплатиться с государством некоторые казаки продавали скот, но денег всё равно не хватало. Важное значение в хозяйственной деятельности казаков имело земледелие. Более плодородными землями считались земли Южно-Уссурийского округа. Они выращивали картофель, ячмень, рожь, гречиху, овёс, просо и дт.
Казаки немало внимания уделяли вопросам образования и духовности казачьего населения. Для привлечения и удержания в школах хороших учителей, казаки оказывали им материальную поддержку, например, отводом земельных участков для сельскохозяйственных надобностей. Кроме того, дети должны были понимать значения о высоком назначении казака как война, о развитии у них высоких понятий долга перед царём и Родиной, давать им воинскую подготовку. Атаманы старались самых одарённых казачат отправить в высшие заведения. Самые главные ценности казаков были Вера, Родина-Россия, казачья честь, дети, непререкаемый авторитет старейшин.
Растрёпанный воробей
Как зима кончилась
Агния Барто. Сережа учит уроки
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Рождественский венок