В качестве предмета данного исследования следует выделить необычные языковые средства для привлечения внимания, а в качестве объекта – тексты рекламных объявлений, заголовки газетных и журнальных статей, название ресторанов, кафе и баров.
Научная новизна данной работы заключается в том, что нами подобран фактический материал использования нелинейного синтаксиса в рекламных, газетных и журнальных текстах.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при подготовке к олимпиадам (использованные выше написания взяты из олимпиадных заданий регионального уровня), данная работа представляет интерес для тех, кто следит за новыми явлениями в языке.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование необычных явлений в современном словообразовании | 92.5 КБ |
Секция РУССКИЙ ЯЗЫК
Слово в словах, или Нелинейный синтаксис
как способ привлечения внимания
Введение
Что только ни придумывают рекламодатели, чтобы рекламируемый товар приносил доход, журналисты, чтобы вызвать интерес к своей статье, хозяева магазинов и владельцы баров, ресторанов, наконец, продавцы, которые любой ценой хотят приманить покупателей и посетителей. В итоге страдает великий, могучий, чистый и правдивый русский язык, когда – то так воспетый многими нашими именитыми писателями и поэтами. Нам кажется, что они сейчас просто не узнали бы многие слова, которыми пестрят огромные рекламные щиты, газетные и журнальные заголовки, названия многих кафе, ресторанов, баров. Нестандартность является важнейшим условием эффективности. Чем изобретательнее, изощреннее, интереснее выглядят они, тем больше шанс найти своего покупателя, клиента и читателя. В целях привлечения внимания читателя используются различные языковые средства, приспособленные для оптимального воздействия на человека.
Вот почему в русском языке стали появляться слова, словосочетания и предложения, которые ранее существовать в языке просто не могли. Мы заинтересовались подобными написаниями и решили посвятить исследовательскую работу теме «Слово в словах, или Нелинейный синтаксис как способ привлечения внимания».
Актуальность темы обусловлена тем, что существует огромное многообразие нестандартных и непривычных для языка слов, словосочетаний и предложений, используемых с конкретной целью: произвести на человека не только сильное впечатление, но и заставить его сделать выбор в пользу рекламируемого товара, обратить внимание на статью, посетить, например, именно их кафе или бар. В ходе работы над данной темой мы обратили внимание на рекламные слоганы, названия газетных статей и пр. в виде следующих написаний: КачестВО!; ВеSELAя жизнь (рекламный слоган торговой сети «SELA»), Невозможное ВАЗможно (заголовок статьи о гаражном строительстве) и др.[1] Они же нам встречались и во время подготовки к олимпиаде по русскому языку и вызвали интерес к себе.
Цель: выяснить, что представляют собой с точки зрения языка подобные написания.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- изучить научную литературу, касающуюся исследуемой темы;
- дать определение, что такое «нелинейный синтаксис»;
- описать приемы нелинейного синтаксиса, использованные в подобных написаниях;
- найти примеры использования нелинейного синтаксиса в рекламных слоганах, в статьях и названиях магазинов, кафе и пр. в качестве одного из самых эффективных способов привлечения внимания людей;
- провести опрос среди учащихся школы.
В процессе исследования применены поисковые, аналитические методы работы. Так как в огромном информационном потоке выигрывают именно те сообщения, которые выделяются на фоне остальных и привлекают внимание адресата, можно утверждать, что привлечение внимания является ключевым фактором в достижении главной цели – побуждения к действию. Исходя из этого, в качестве предмета данного исследования следует выделить необычные языковые средства для привлечения внимания, а в качестве объекта – тексты рекламных объявлений, заголовки газетных и журнальных статей, название ресторанов, кафе и баров.
Научная новизна данной работы заключается в том, что нами подобран фактический материал использования нелинейного синтаксиса в рекламных, газетных и журнальных текстах.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при подготовке к олимпиадам (использованные выше написания взяты из олимпиадных заданий регионального уровня), данная работа представляет интерес для тех, кто следит за новыми явлениями в языке.
Основная часть
Что такое нелинейный синтаксис?
Мы изучили несколько научных статей Т.В.Шмелевой и сделали для себя вывод, что названные выше необычные написания могут быть отнесены к явлениям синтаксиса, так как они прочитываются как высказывания (КачестВО! – во! В значении высокой оценки). Подобные написания характерны для нелинейного синтаксиса. Это явление было изучено в конце 20 в начале 21 века известным профессором Новгородского университета им. Ярослава Мудрого Т.В.Шмелевой. В своих научных трудах «Семантический синтаксис», «Сегментация высказывания и слова», «Москва, люблю тебя безмэрно» знаменитый лингвист говорит о новых явлениях в современном русском языке. В статье «Москва, люблю тебя безмэрно» она пишет о существующей сегодня в языке технике «вторжения в структуру слова». Это привлекает лингвистов и получает интерпретацию с позиции синтаксиса как нелинейный синтаксис.
В статье «Сегментация высказывания и слова» Т.В.Шмелева термин «нелинейный синтаксис» объясняет через понятие «сегментация».
Сегмента́ция в лингвистике — линейное членение речевого потока на составляющие отрезки, называемые сегментами. Сегменты противопоставляются накладывающимся на них нелинейным сверхсегментным единицам языка.
Итак, сегментация высказывания – это преобразование его структуры, расчленяющее его на две части так, что один элемент получает двойное обозначение. Оказывается, что сегментация слова нарушает его линейность. В этих случаях в слове обнаруживается и так или иначе обозначается другое слово, которое надо понимать как актуализированное. Сегментированное же слово становится эквивалентом словосочетания или даже предложения, но не линейно развернутого, а как бы встроенного внутрь слова. Это и дает основание видеть в этом явлении нелинейный синтаксис.
Примеры, иллюстрирующие явление нелинейного синтаксиса
(Собственные наблюдения)
№ | Примеры использования данного явления в рекламных, газетных и журнальных текстах и в названиях общедоступных мест и фильмов | Фактический материал | Комментарий к примерам |
1 | МилаНа | Магазин обуви для всей семьи (г.Чебоксары) | Призыв купить милашкам удобную и красивую обувь (конечное «На» выступает в значении «возьми», Мила) |
2 | CAR- AVАN | Автопрокат автомобилей (г.Чебоксары) | Подразумевается приглашение в интересное (аван – хорошее) путешествие |
3 | МастерОк | с.Янтиково, магазин строительных товаров | Хороший мастер найдет для себя все нужное |
4 | СамуРАЙ | Кафе японской кухни (пос. Альгешево) | Ждет райское изобилие японских блюд |
5 | «Об- МУРРР- чительно на вид, возбуждает аппетит» | Реклама на телеканале «Россия 1» | Кошка мурлычет, когда ей очень хорошо, значит, и еда очень вкусная |
6 | «СЮРПРИЗ». | Магазин товаров для детей в г.Шумерля | Кто зайдет в такой магазин, без приза не уйдет |
7 | МалышОК | Магазин детских товаров (г.Чебоксары) | Товары для самых маленьких |
8. | «ВиоЛето начинается «Виолеттой» | Реклама молодежного сериала на СТС «Виолетта» | Летом начинается сериал «Виолетта» |
9. | Большое расСЛЕДование | Реклама фильма «След» (фильм идет на телеканале «5» | Это фильм – детектив. |
10. | ШИКарная одежда | Магазин одежды | Покупая одежду в этом магазине, человек будет выглядеть шикарно. |
11. | Страсбургские ПАСЕделки | Заголовок статьи в газете «Новые известия» от 04.02. 2015. | Россия со скандалом покинула до конца года Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ): встреча на высшем уровне расценивается как посиделки |
12. | БарDUCK | Название бара в г. Чебоксары | Желание посетить бар с таким названием появится у многих |
13. | СмеШАРики | Название мультфильма | Главные герои мультсериала круглые, как шарики. |
14. | ВитаМишки | Под таким названием продаются витамины | Это витамины в форме мишек |
15. | Прав!Да? | Название передачи на телеканале «ОТР», причем «Прав» написано красным цветом, а «Да» черным. | Такое название передачи очень привлекает внимание, и восклицательный и вопросительный знаки, разделяя слово «правда», придают ему несколько значений |
16. | Про100 | Платежная система Сбербанка РФ | Сбербанк предлагает своим клиентам более простую платежную систему: такое наименование сразу же заостряет наше внимание |
17. | РаДуга | Выставочный центр «Радуга» | Радуга представляет собой дугу |
См. Приложение.
Нам было интересно узнать мнение учащихся школы о подобной рекламе, газетных заголовках и названий баров и кафе, и мы им задали несколько вопросов, касающихся исследуемой темы.
Вопросы:
1. Как вы относитесь к словам подобного написания, которые используются широко в СМИ, в рекламе и т.д.
2. Как вы думаете, это эффективный способ подачи материала?
3. Как вы считаете, это в пределах нормы русского литературного языка?
Вас не беспокоит его судьба?
Изучив ответы, мы пришли к таким выводам: большинство учащихся нашей школы вполне адекватно относятся к подобным написаниям. Считают, что это модно и стильно. Для многих рекламодателей, считают они, это эффективный способ подачи рекламируемых изделий, почему бы и нет. Такие слова сразу привлекают внимание своей необычностью, разнообразием форм, оригинальным содержанием. Такая реклама говорит сама за себя. Все сразу понятно.
Многие из опрошенных выразили мысль, что русский язык еще раз доказал, какие безграничные возможности он имеет. Это только его достоинство.
Опираясь на примеры из собственного наблюдения и научную литературу, выделили следующие приемы нелинейного синтаксиса.
Ученые – лингвисты сходятся в одном мнении, что это графическое средство. В научной литературе выделяются следующие приемы нелинейного синтаксиса.
Итак, мы можем увидеть, что с помощью ряда приемов осуществляется расчленение слова, цель которого сделать актуальным и необычным высказывание. А сегментированные слова представляют собой заголовки текстов, язык прессы и рекламы и др. Вот почему подобные написания стали важным орфографическим оружием в руках рекламных агентов и рекламодателей. Здесь им на руку точность, краткость, необычность.
Заключение
Итак, перечисленные выше написания представляют собой явление синтаксиса. А люди, занимающиеся рекламой; журналисты, которые придумывают «лихие» заголовки; владельцы баров и кафе являются тонкими психологами и точно определяют, что нужно тем, кому их продукция адресована. В их руках «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Это значит, что у русского языка есть свои особые возможности отвечать требованиям времени. Реклама, в свою очередь, реализует потенциальные возможности языка и пользуется этим очень ловко и умело.
Как видим, нелинейный синтаксис как графическое средство становится нестандартным средством современной прессы и рекламы. Намечается активизация этого явления, и это можно объяснить тем, что наша культура становится все более визуальной. Кроме того, в современной массовой культуре ценится все нестандартное, оригинальное, иногда даже вызывающее. Понятно, что это не может не отразиться на письменной практике.
Использованная литература:
Фактический материал, иллюстрирующий явление нелинейного синтаксиса и в рекламе, и в названиях кафе и баров, магазинов и в заголовках газетных статей
[1] Шмелева Т.В. Нелинейный синтаксис // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Междунар. конгр. исследователей русского языка: Тр. и материалы / Сост. М.Л. Ремнева и А.А. Поликарпов. М., 2007.
[2] http://cyberleninka.ru/
Ах эта снежная зима
Как напиться обезьяне?
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Щелкунчик
Ночная стрельба