В этой статье, читатели могут рассмотреть взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в младшем подростковом возрасте.
Вложение | Размер |
---|---|
produkt.docx | 18 КБ |
Статья на тему: «Взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в младшем подростковом возрасте»
Выполнила: ученица МОУ «СШИ № 2» 10 класса Литвинова Мария
Наставник: педагог-психолог Письменная Ольга Николаевна
Самооценка у подростков очень важный фактор. Она позволяет чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях и не переживать по любому поводу. Следовательно, самооценка человека обуславливает степень тревожности, испытываемую личностью.
Поэтому я исследовала ее в рамках своего исследовательского проекта «Взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в младшем подростковом возрасте».
Гипотеза «существует взаимосвязь между самооценкой и тревожностью: чем выше самооценка, тем ниже уровень тревожности и наоборот, чем выше уровень тревожности, тем ниже самооценка.» - Я предположила, что есть отличие самооценки в представлении учеников 6 и 7 классов, что с возрастом самооценка меняется.
Я провела исследование среди младших подростков 5-6 классов МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска. Всего обследовано 79 подростков, из них 33 чел. – обучающиеся 5-х классов и 46 чел. – обучающиеся 6-х классов. В ходе исследования я произвела анализ полученных результатов.
В исследовании самооценки есть значительное различие в количестве человек по уровню «заниженная самооценка» - 3 % обучающихся 5 классов (1 чел.) и 13 % обучающихся 6 классов (6 чел.). Количество обучающихся с заниженной самооценкой больше в 6 классах. По уровням «завышенная» и «адекватная» самооценка примерно одинаковое количество обучающихся из 5 и 6 классов.
Также, сохраняется примерно одинаковый разброс значений по уровню общей тревожности в 5-х и 6-х классах. Однако есть небольшое отличие по «высокому» уровню тревожности – так в 5 классах таких обучающихся 12%, а в 6 классах 6,5%.
Также я провела количественный анализ с помощью статистического метода корреляционного анализа, используя коэффициент линейной корреляции Спирмена.
Таблица 3. Корреляционные связи между уровнем самооценки и уровнем тревожности
№ | 5 классы | 6 классы |
Коэффициент корреляции | -0,123 | -0,139 |
• Это значит есть слабая взаимосвязь между исследуемыми параметрами, то есть при повышении уровня самооценки будет снижаться уровень тревожности. И наоборот, если тревожность будет повышаться, уровень самооценки будет снижаться.
Таблица 4. Корреляционные связи между уровнем самооценки и уровнем тревожности пятиклассников
Вид тревожности | Школьная | Самооценочная | Межличностная | Общая |
Коэффициент корреляции | -0,156 | 0,012 | -0,174 | -0,123 |
По отдельным видам тревожности можно сделать следующие выводы:
1) Все значения коэффициентов свидетельствуют о слабой корреляции между параметрами, особенно связь самооценки и самооценочной тревожности близится к нулю (0,012), что говорит об отсутствии статистически значимой связи;
2) Остальные корреляции имеют слабую обратную взаимосвязь: -0,156 – уровень самооценки и школьной тревожности; -0,174 – уровень самооценки и межличностной тревожности; -0,123 – уровень самооценки и общая тревожность пятиклассников.
3) Из всех видов тревожности наибольшая связь прослеживается между уровнем самооценки и межличностной тревожностью, но всё же слабая. То есть, снижая страхи, связанные с общением у пятиклассников, мы будем способствовать повышению их самооценки. Вопросы, касающиеся межличностного вида тревожности, звучат следующим образом: «Пойти в дом к незнакомым людям», «Тебя критикуют, в чём-то упрекают», «На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь», «На тебя не обращают внимания», «Слышишь смех за своей спиной» и т.п.
Таблица 5. Корреляционные связи между уровнем самооценки и уровнем тревожности шестиклассников
Вид тревожности | Школьная | Самооценочная | Межличностная | Общая |
Коэффициент корреляции | -0,186 | -0,148 | -0,038 | - 0,139 |
По отдельным видам тревожности, выявленным у шестиклассников, можно сделать следующие выводы:
1) Все значения коэффициентов свидетельствуют о слабой корреляции между параметрами, особенно связь самооценки и межличностной тревожности близится к нулю (-0,038), что говорит об отсутствии статистически значимой связи;
2) Остальные корреляции имеют слабую обратную взаимосвязь: -0,186 – связь уровня самооценки и школьной тревожности; -0,148 – уровня самооценки и самооценочной тревожности; -0,139 – уровня самооценки и общей тревожности шестиклассников.
3) Из всех наибольшая связь прослеживается между уровнем самооценки и школьной тревожностью, но всё же слабая. То есть, снижая страхи, связанные с обучением в школе, мы будем способствовать повышению самооценки. Вопросы, касающиеся школьного вида тревожности, звучат следующим образом: «Отвечать у доски», «Разговаривать с директором школы», «Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить», «Пишешь контрольную работу», «Ждешь родителей с родительского собрания» и т.п.
Общий вывод: полученные корреляционные связи позволяют нам сделать вывод о том, что если для пятиклассников наиболее значима связь самооценки и межличностной тревожности, то для шестиклассников наиболее значимой становится связь самооценки и ситуаций, связанных со школьной тревожностью. Это можно объяснить тем, что пятиклассники решают первостепенную задачу адаптации к обучению в основной школе, для этого им необходимо в первую очередь решить вопросы, связанные с общением с новыми педагогами, классным руководителем, воспитателем (в школе-интернате), вновь прибывшими одноклассниками или для самих вновь прибывших обучающихся решить вопрос адаптации к новому ученическому коллективу, правилам и распорядку школы-интерната. Тогда как шестиклассники, пройдя адаптационный период, больше озадачены решением трудностей, связанных непосредственно со школьной успеваемостью и соответственно повышающейся тревожностью в этой сфере.
«Течет река Волга»
Как нарисовать лимон акварелью
Упрямый зяблик
Тигрёнок на подсолнухе
Что общего у травы и собаки?
Комментарии
впечатляет! очень нужный,
впечатляет! очень нужный, важный и полезный материал! спасибо за ваш труд!