• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Интервью с известными экологами: "Почему все люди подвержены кризису перепотребления?"

Опубликовано Блохина Валентина Александровна вкл 21.03.2022 - 17:13

Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России

Как перепотребление влияет на окружающую среду?
Мало кто знает, что для создания бумажных стаканчиков в России вырубается 32 миллиона деревьев. Это огромная цифра, а мы пользуемся ими от пяти до 20 минут, а потом выкидываем. Если говорить про бумажные пакеты, которые нам предлагают в магазине как альтернативу пластику, то их углеродный след — совокупность выбросов парниковых газов, образованных в результате нашего потребления того или иного продукта, — в три раза выше, чем от пластика. Для создания такого пакета требуется в четыре раза больше энергии, чем для создания пластикового, а ещё нужна вода и обработка.
Если говорить про пищевые отходы, то в России их образуется 17 миллионов тонн, общая их стоимость — 1,6 триллиона рублей, а более 90% этих отходов отправляется на свалки. Основные источники выброшенных продуктов — торговые сети, домохозяйства, рестораны, общепит. Важно развивать фуд-шеринг (движение по спасению годных к употреблению продуктов), когда люди отдают ненужную им еду и продукты питания, а они в свою очередь отвозят их нуждающимся. Хорошо работает инициатива, когда в кафе вам делают скидку или дарят печенье за то, что вы пришли со своей кружкой. Есть фонд продовольствия «Русь», который передаёт еду нуждающимся большими партиями.
В среднем россиянин использует 180 пластиковых пакетов в год, а среднее время использования одного пакета — 12 минут. При этом надо понимать, что одноразовое пластиковое изделие очень плохо перерабатывается, а мы всё время покупаем их. Время его разложения — от 300 до 1000 лет. Ежегодно в мире производится 4-5 трлн полиэтиленовых пакетов. Но не все так плохо, 40 стран уже запретили или ограничили производство, продажу или использование полиэтиленовых пакетов. Например, в Ирландии еще в 2002 году стоимость одно пакета достигла 0,33 евро и их использование сократилось на 94%. В Италии пластиковые пакеты запрещены еще с 2011 года, во Франции с 2016, а в России планируют полностью отказаться от них к 2025… По данным Greenpeace Russia, в нашей стране ежегодно потребляется 65-80 млрд. полиэтиленовых пакетов. Отличное решение — использовать свою авоську. Например, в Австралии запустили проект, когда люди могли взять сумку и потом вернуть на место, чтобы её использовали другие.
В 2017 году индустрия пластика была ответственна за почти 1,8 миллиарда тонн CO2. А в 2019 году выбросы от производства и сжигания пластика были сопоставимы с выбросами от 189 угольных электростанций мощностью 500 Вт.
 
Как изменить свои потребительские привычки?
Хорошо работает правило пяти R: refuse — отказаться от одноразовых вещей, reduce — сократить потребление, reuse — использовать повторно, recycle — перерабатывать, rot — превращать отходы в компост.
Нам следует перестать жить линейной экономикой, когда мы купили вещь, использовали её и выбросили. Но изменения должны происходить повсеместно и комплексно, чтобы люди понимали причинно-следственные связи и то, как себя вести. Возможно, потребуется, чтобы выросло поколение, осознающее проблему. Но если не будет законодательных механизмов и финансовых стимулов, то путь до разумного потребления и сокращения отходов будет длительный и сложный. Кроме того, люди обленились: им удобнее пользоваться одноразовыми вещами, чем носить с собой многоразовые.
Важно, чтобы человек понимал плюсы от сокращения отходов: например, возможность вернуть НДС на технику, если ты сдаешь её в ремонт. Или чтобы производители увеличивали срок эксплуатации товаров: например, чемодан American Tourister, которые дают пять лет гарантии и возможность поменять колесики и замки. Это яркий пример того, как должна работать устойчивая модель бизнеса. Нужна поддержка, а не когда товар проще заменить новым, потому что ремонт будет стоить дороже. Это совсем неправильно.
Плюсы разумного потребления — сбережение ресурсов и их равномерное распределение. Эта концепция, возможно, даст многим некоторую психологическую свободу: они перестанут считать, что если не купили что-то, то они теперь несчастны. Есть люди, которые задумываются об ответственном потреблении, надо просто придать этому форму и 
закрепить на законодательном уровне, чтобы всё работало. Потому что понятно, что на плечах одних энтузиастов это не продвинется далеко.

 

Анна Доронина, PR-директор благотворительного фонда «Второе дыхание»
Перепотребление одежды
Производство одежды, обуви и аксессуаров сильно вредит окружающей среде. Под этим надо понимать целый спектр самых разных проблем: загрязнение воды пестицидами и химикатами, которые используются при выращивании и окрашивании хлопка, выделение парниковых газов при производстве, транспортировке и утилизации вещей.
Но хуже всего то, что фешен-индустрия попала в ловушку, из которой она вряд ли сможет выбраться без помощи осознанных потребителей, законодательных инициатив, публичных обязательств и инновационных разработок. За последние 15 лет производство одежды выросло в два раза, при этом текстильная промышленность по выбросам CO2 обогнала морские перевозки и авиасообщение вместе взятые. А мы продолжаем покупать ненужные вещи, создавая у производителей ощущение, что нам правда надо, — чтобы в следующем году они выпустили расширенную линейку товаров. Ведь мы обязательно придём и купим. При этом только в России ежегодно не менее двух миллионов тонн одежды оказывается на свалках.
 
Вредит ли быстрая мода?
Вред наносят все, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Поэтому очень хочется, чтобы каждый взял ответственность за происходящее и сделал всё возможное по уменьшению негативного влияния на планету. Проблема масс-маркета в том, что он производит слишком много вещей, а чтобы остаться на плаву, создаёт их с каждым годом всё больше. Плохо и то, что при таком потоке страдает качество вещей, они становятся «одноразовыми», дальше — расползаются по швам и теряют опрятный вид. А мы оправдываем это низкой стоимостью вещи и идём за новой.
Сейчас появился термин «устойчивое развитие». Он про более рациональный подход к производству и потреблению вещей. Про меры, которые помогут любой отрасли наносить меньше ущерба окружающей среде и при этом улучшать две другие составляющие: экономическую и социальную. Например, решать вопросы справедливой оплаты труда, равных возможностей, поддержки социально незащищенных групп. Но экология — центральное понятие для «устойчивого развития». И пока преобладающее число брендов не выберет этот путь, мы движемся к катастрофе.
Важно добавить, что хуже безответственного подхода только обман, а его сейчас хватает во всех сферах. Нам нравится, когда бренд проявляет заботу и думает за нас. Правда в том, что нередко экозабота брендов — иллюзия.
 
Экоинициативы брендов
Есть четыре основных направления, которые могут глобально повлиять на ситуацию: осознанное потребление, законодательные инициативы, публичные обязательства и инновационные разработки. Экология — это тренд, и многие стремятся присоединиться к нему. Однако чаще всего бренды продают вам новые вещи.
Под законодательными инициативами и публичными обязательствами стоит понимать ограничительные меры, где-то это запрет пластиковых пакетов на государственном уровне, а где-то — добровольный отказ: манифест, документ. Что-то, что подтверждает намерения конкретных организаций и мотивирует их сдержать данное своим клиентам слово.
С инновационными разработками тяжелее всего. Мы видим множество примеров экоинициатив — очень популярна, например, идея производства одежды из переработанных материалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — это не переработка одежды в одежду, то есть данная инициатива не влияет на уменьшение текстильных отходов. Чтобы это направление развивалось, нужны большие бюджеты и заинтересованность бизнеса, а добиться этого можно, только когда первые два направления работают в полную силу. Сейчас же, чтобы судить об эффективности экоинициатив, нужна большая прозрачность, но лишь немногие бренды готовы говорить начистоту.
 
Что может помочь?
Сейчас основной рычаг влияния на индустрию — внимание покупателя. Чем больше людей говорят о проблеме, тем чаще бренды задумываются о ней. Важно продолжать дискутировать и рассказывать о перепотреблении. Почти половина компаний в фешен-индустрии всё ещё игнорируют принципы устойчивого развития. А темп, с которым движутся остальные, недостаточен, чтобы кардинально повлиять на ситуацию. Мода — это индустрия, в
ней есть бренды, производители тканей, фабрики, поставщики. И чтобы что-то изменить, нужно объединяться и продолжать настаивать на экоповестке.
Зона ответственности потребителей начинается с момента, когда вещи оказываются в магазинах. Мы не просто покупаем больше, чем нужно: мы сокращаем время и количество использований купленной одежды. Три основных совета, которые можно дать: отказывайтесь от того, что не нужно; выбирайте качественные товары, которые будут вас долго радовать, и обращайтесь с ними бережно; используйте вещи повторно.
 
Как стать экологичнее?
Покупайте только то, что вас устраивает на 100%, и не давайте вещам поблажек. Есть одно правило, которое можно легко перенести на свою жизнь: «Если это не точное “да”, значит, это точное “нет”». Так вам станет проще отказываться от того, что не дотягивает до уровня вашего гардероба.
Определите количество вещей, которые вам необходимы и не будут захламлять пространство. У меня в шкафу таких около 30 (за исключением домашних и спортивных вещей). Есть ещё одно правило, которым я пользуюсь: «Одна вещь на выход — одна на вход». Прежде чем купить что-то новое, нужно понять, от чего вы готовы избавиться в гардеробе. Если таких вещей нет, значит, новая может подождать. Если какая-то вещь перестала быть для меня актуальной, я стараюсь найти ей нового хозяина: предлагаю подругам или сдаю в фонд «Второе дыхание». Ненужная вам вещь может стать ценным приобретением для кого-то другого.
 
Что происходит с одеждой, которую вам сдают?
Мы максимально осмысленно подходим к тому, чтобы найти лучшее применение для каждой вещи, которую нам сдают. Брендовая одежда и обувь отправляются в наши магазины и находят себе новых хозяев, а деньги с продажи идут на развитие социальных и экологических программ. Хорошие и качественные вещи, а также новая одежда отправляются на благотворительность исходя из потребностей подопечных. Такой подход позволяет помочь максимально возможному количеству людей. И конечно, у нас есть программа переработки текстиля, а сейчас мы работаем над новым проектом по переработке синтетики. Так как всё выстроено в масштабную систему, чтобы её поддерживать, нам нужна помощь тех, кто готов отдавать ненужные вещи. Мы знаем, что делать с одеждой на любой стадии её жизни, и можем найти для неё наилучшее применение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pochemu_vse_lyudi_podverzheny_krizisu_perepotrebleniya.ppt2.85 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему все люди подвержены кризису перепотребления? Подготовила: Блохина Валентина Александровна, автор рубрики «Красная книга» сообщества Экологический клуб Российского государственного университета правосудия , студент ФНО, группа ПСА – 33а

Слайд 2

«Людям удобнее пользоваться одноразовыми вещами»: что такое перепотребление и чем оно опасно?

Слайд 3

PR-директор фонда «Второе дыхание» Анна Доронина Эксперт Greenpeace Дмитрий Нестеров

Слайд 4

Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России

Слайд 5

Как перепотребление влияет на окружающую среду?

Слайд 7

Как перепотребление влияет на окружающую среду?

Слайд 8

Как изменить свои потребительские привычки?

Слайд 9

Как изменить свои потребительские привычки?

Слайд 10

Как изменить свои потребительские привычки?

Слайд 11

Как изменить свои потребительские привычки?

Слайд 12

Анна Доронина, PR-директор благотворительного фонда «Второе дыхание» Перепотребление одежды. Вредит ли быстрая мода? Экоинициативы брендов. Что может помочь? Как стать экологичнее? Что происходит с одеждой, которую Вам сдают?

Слайд 13

Ситуацию можно исправить так:

Слайд 14

https://vk.com/page-156281002_54887991

Слайд 15

Спасибо за внимание! Блохина Валентина Александровна, автор рубрики «Красная книга» сообщества Экологический клуб Российского государственного университета правосудия , студент ФНО, группа ПСА – 33а

  • Мне нравится 
Поделиться:

Зимняя сказка

Самодельный телефон

Весенняя сказка

Наводнение

Весенняя гроза