• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Функциональная грамотность на уроках английского языка

Опубликовано Антропова Светлана вкл 29.06.2022 - 16:43
Антропова Светлана

В статье рассматривается вопрос развития функциональной грамотности на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В статье рассматривается вопрос развития читательской грамотности на уроках английского языка697.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей. При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом.

 В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы. Функциональная грамотность — это не новые знания.

В первую очередь — это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученным знания по разным предметам и жизненный опыт.

Это способность к обобщениям, синтезу интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно, какие учебные задания и как предлагает педагог учащимся задания.

 Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Безусловно для того, чтобы формировать и развивать функциональную грамотность учащихся, учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

При этом, при составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?

Главное отличие между традиционными академическим задания и заданиями для формирования функциональной грамотности

                                                             

Читательская грамотность- это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и читать, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Существуют различные виды текстов:

  • Электронные тексты
  • Множественный текст(интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников)
  • Нелинейный тест

При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: актуальность текста для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы (адаптированность текста); наличие новой (для учащихся) информации; наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.; наличие иллюстраций, схем, диаграмм; наличие в тексте «фактов и мнений».[1]

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

1.Текст должен быть ученику интересен.

2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.

3.Текст должен развивать кругозор.

4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

6.Уровень трудности  текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.

7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

8. Объем текста не должен превышать норму.

9. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.

10.Текст должен быть структурирован.

11.В тексте не должно быть ошибок. [1]

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д

Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом.

Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.

Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования. Например:

-  прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

- посмотри  на   фото;  скажи,  какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные     на фото;

-  опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

-  дай определение следующим словам;

  • соедини слова с их определениями;
  • определи различные значения одного итого же слова;
  • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
  • прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например:

-   прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

  • выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  • составь план текста;
  • заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  • передай основную идею текста несколькими предложениями.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и  использования полученной информации:

-   ответь на вопросы по содержанию текста;

-   выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

-   заполни таблицу по содержанию текста;

  • пронумеруй события в порядке их очередности;
  • заполни предложения словами из текста;
  • вырази свое отношение к прочитанному;
  • составь вопросы к тексту;
  • подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые  и многотекстовые проблемные задачи.

Примеры однотекстовых проблемных заданий:

  • к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно больше вариантов этой части;
  • скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;
  • составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;
  •  найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).

Примеры многотекстовых проблемных заданий:

  • прочтите тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу; какую еще точку зрения можно высказать?
  •  соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление.

Литература и источники

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013
  4. Формирование функциональной грамотности -вебинар издательства «Просвещения»  Москва, 2021
  5. Рыбкина Ю.Г. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/12/13/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti

  • Мне нравится 
Поделиться:

Снежная сказка

Плавает ли канцелярская скрепка?

Этот древний-древний-древний мир!

Каргопольская игрушка

Злая мать и добрая тётя