• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Опубликовано Антропова Светлана вкл 04.07.2022 - 12:58
Антропова Светлана

Материал знакомит с понятием "читательская грамотность",   с особенностями формирования читательской грамотности на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx459.57 КБ
Файл osobennosti_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка.

           

 Подготовила Антропова С. А.,

учитель английского языка

МБОУ СОШ №6

г. Радужный

 В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей.          

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников в 2018 году можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности.

 В чем же причина подобных проблем и затруднений?  Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы. Функциональная грамотность — это не новые знания.

В первую очередь — это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученным знания по разным предметам и жизненный опыт.

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:

  • Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста;  
  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию;
  • Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте

Для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма), несплошные (таблицы, графики), смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний), а также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личных (личные письма, биография), учебных (школьный учебник), общественных (официальные документы, блоги.

При формировании читательской грамотности выделяют три группы читательских умений: 

  • Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; находить в тексте требуемую информацию и т.д.). 
  • Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;). 
  • Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.). 

Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования. 

.При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). Однако, отличительной особенностью формирования читательской грамотности на уроках английского языка является другая языковая среда, совершенно не знакомая ученику. Помимо основной задачи общего понимания смысла текста и извлечения из него необходимой информации, перед учеником стоит первоочередная задача перевода слов на родной язык и определение грамматического времени, в котором ведется повествование. Поэтому важнейшим умением, которое надо формировать с самого начала обучения смысловому чтению на ИЯ является осознание того, что иноязычные тексты можно читать по-разному, адаптируя под поставленные цели (или решаемые коммуникативные задачи) вид чтения, применяемые приемы и скорость чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие:

• Ознакомительное чтение (еxtensive reading)

• Изучающее чтение (intensive reading)

• Просмотровое чтение (skimming)

• Поисковое чтение (scanning)

Для формирования и развития читательской грамотности учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания. Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.

Приложение №1.

Литература и источники:

  1. Рыбкина Ю.Г. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/12/13/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti
  2. Формирование функциональной грамотности -вебинар издательства «Просвещение» Москва, 2021
  3.  Формирование читательской грамотности на уроках английского языка. [Электронный ресурс].  - Режим доступа:  https://infourok.ru/formirovanie-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogo-yazyka-5267208.html
  4.  Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  https://npk.asoumo.ru/images/2022/02pdf


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка . Подготовила Антропова Светлана Анатольевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №6

Слайд 2

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи

Слайд 3

Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы. Функциональная грамотность — это не новые знания. В первую очередь — это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученным знания по разным предметам и жизненный опыт.

Слайд 4

Формирование читательской грамотности Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; Умение интегрировать и интерпретировать информацию; Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте

Слайд 6

Группы читательских умений Ориентация в содержании текста Преобразование и интерпретация текста Оценка информации

  • Мне нравится 
Поделиться:

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Корзина с еловыми шишками

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Сказка об одной Тайне

Рисуем космос