• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Трудности при выборе профессии в подростковом возрасте

Опубликовано Пеннер Мария вкл 24.04.2025 - 15:36

В процессе работы были изучены трудности и ошибки подростков в выборе профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penner_mariya_tekstovaya_chast.docx269.87 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Омска​
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска​
«Средняя общеобразовательная школа №36»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Трудности при выборе профессии
в подростковом возрасте»

Выполнила:

обучающийся 10-2 класса

Пеннер Мария Вячеславовна

Омск, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5

Характеристика подросткового возраста и профессионального самоопределения5

Основные проблемы и трудности при выборе профессии8

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ12

Опрос подростков, находящихся на стадии выбора профессии12

Тест «Определение типа будущей профессии» от Г. В. Резапкиной17

Создание списка актуальных профессий для нашего региона с указанием учебных заведений средней профессиональной подготовки на 2025 год 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ26

ПРИЛОЖЕНИЯ28


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта обоснована тем, что решение о выборе той или иной профессии является важным и трудным этапом на пути самоопределения молодого человека. Некоторые решают этот вопрос ещё в детстве, когда точно уверены, что хотят быть, например, ветеринаром, актёром, пожарным или учителем. Этот выбор к ним приходит легко и естественно. Однако не всем повезло быстро определиться с профессией. Многие испытывают затруднения, долго ища своё призвание, часто сомневаясь и переосмысливая все варианты. Выбор сложен, ведь он влияет на дальнейшую жизнь, на её качество и удовлетворенность самого человека.

Сегодня важность профессионального самоопределения для учащихся выходит на передний план, особенно учитывая растущую динамичность и развитие новых профессий. Их появляется всё больше и больше с каждым годом, что вызывает некоторую тревогу у подростков, которые и так испытывают проблемы с профессиональным выбором. Уже в 8-9 классах ученикам приходится определиться с будущей профессией, чтобы начать целенаправленную подготовку к ОГЭ/ЕГЭ и вступительным экзаменам в колледжи и ВУЗы. К этому моменту очень малое количество подростков что-то чётко выбирает.

Несмотря на множество исследований, проблема выбора профессии в подростковом возрасте остается недостаточно освещенной. В быстро меняющемся мире молодые люди сталкиваются с огромными трудностями при выборе профессии. Густоты проблеме добавляет также то, что большинство подростков ограничено в знаниях о современных профессиях и их актуальности. Из-за незнания многие поступают в колледжи и ВУЗы, обучаясь по специальностям, которые могут не быть востребованы к моменту выпуска или не соответствовать их личным интересам. Создание информационного ресурса станет важным шагом к помощи подросткам в осознанном выборе профессии.

Цель проекта:

помочь подросткам в процессе профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. рассмотреть основные проблемы и трудности при выборе профессии;
  2. провести опрос среди подростков находящихся на стадии определения профессии;
  3. проанализировать результаты социологического опроса;

#1089;оставить список актуальных профессий для нашего региона с указанием учебных заведений средней профессиональной подготовки на 2025 год.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:

#1089;равнение.

#1072;нкетирование.

Объектом исследования являются подростки на стадии выбора профессии.

Предметом исследования являются трудности и ошибки, с которыми сталкиваются подростки при выборе профессии.

Продуктом является публикация проекта на сайте «Алые паруса».


ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Характеристика подросткового возраста и профессионального самоопределения

Подростковый возраст – ключевой момент в жизни каждого человека [5]. В это время формируются основные черты личности [11]. Данный период полон вызовов. Подростки стремятся к взрослости, но их внутренняя уверенность еще не до конца сформирована, что делает сложным процесс адаптации к новым социальным ролям и взрослый жизни.

В книге «Психология юношеского возраста» Э. Шпрангер описывает границы подросткового периода: для девушек от 13 до 19 лет, а для юношей – от 14 до 22 лет [11]. Автор подчеркивает ключевые этапы данного периода, включая самопознание, осознание своей уникальности, формирование жизненных целей и выбор жизненного пути [11]. Одной из особенностей этого времени является переходный кризис, который приводит к отказу от детских установок [11]. На основании данных, собранных Е.Г. Черниковой, Т.Г. Пташко и Н.А. Соколовой, можно сказать, что честность, доброта и искренность являются основными качествами, ценными для подростков [1]. Основные результаты их исследований показали, что большинство подростков выбирают активный и здоровый стиль жизни. В их свободное время общение с друзьями и интернет играют большую роль. Среди жизненных приоритетов подростков – семья, профессия и дружба [1].

В период 16-18 лет подростки начинают размышлять о будущем: кем стать, где учиться и будет ли выбранная профессия их призванием [7]. Этот момент в жизни подростка характеризуется сложным решением – определением сферы труда [7]. Для многих это не просто [7]. Многие теряют из виду свои истинные увлечения и интересы в угоду высокой заработной платы, что приводит к ошибке в профессиональном самоопределении.

Когда молодежь вступает во взрослую жизнь, одним из главных заданий для них является выбор своей будущей профессии [9].

В этот период парни и девушки принимают решение о своем будущем образовании и месте работы. Принятие такого решения – это не простой этап [9]. Выбор карьеры может быть сложным и долгим, и он определенно влияет на дальнейшие судьбы [2]. Ключ к успеху в этом процессе – найти то, что действительно подходит к личным навыкам и интересам, а также поможет преуспеть в жизни [5] [9].

Самоопределение человека включает в себя влияние разнообразных факторов на каждом этапе существования и жизненного пути [6]. Этот процесс не ограничивается только работой или карьерой; он охватывает также личные, социокультурные и домашние аспекты [6]. Человек, как существо, способное к самоорганизации, стремится к осознанию своего места в профессиональной и социальной сферах. Если говорить о профессиональном самоопределении, то по словам Е.М. Борисовой, это способ, благодаря которому человек может полностью раскрыть свой потенциал в труде [7]. Е.А. Климов смотрит на это как на поиск своего места в профессии [7]. Важную роль в процессе выбора профессии играет самоопределение, сущность которого Н.С. Пряжников определяет как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [7].

И.С. Кон считает, что самоопределение личности в профессиональной сфере начинается в детстве и продолжается практически на протяжении всей трудовой жизни [8]. Э.Ф. Зеер определяет профессиональное самоопределение как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [8]. Выбор профессии – это путь к пониманию, в какой области человек сможет наиболее эффективно применять свои умения и навыки. В.В. Сериков и К.С. Элбакян выделяют важность самостоятельности в этом процессе [10].


Основные проблемы и трудности при выборе профессии

Подростковый возраст – это период, в котором формируются мировоззрения, убеждения, взгляды, принципы, самосознание, оценки и т. д. Вопрос самоопределения в профессии стоит в центре внимания ученых со всего мира. Эта проблема в исследованиях является краеугольным камнем. Кудрявцева Т.В. поднимает важность самоопределения как центрального элемента и одновременно этапа в профессиональной жизни человека. В жизни многих людей возникает вопрос о выборе профессионального пути. Ситуация, когда нужно решить, кем быть, может настигнуть нас абсолютно неожиданно, подобно непогоде. Как в поговорке, несчастье приходит откуда не ждали. Для многих молодых людей профессиональный выбор делается на основе общественных стереотипов [2]. Также часто влияние оказывает нестабильное эмоциональное состояние и недостаточно сформированная. Рассмотрены основные ошибки и трудности, которые становятся препятствием на пути к верному определению своей будущей профессии:

1) Недостаток знаний о профессиях [3].

Иногда люди допускают ошибку при выборе профессии, не исследуя достаточно глубоко сферы труда [5]. Неясность в вопросах профессионального мира оставляет людей в неведении и растерянности [13]. Спрашивая их о будущем и выборе учебных заведений, можно столкнуться с ответом: «Куда пройду, там и буду учиться». Недостаток информации о доступных специальностях часто становится препятствием для молодежи в понимании своего будущего [3]. Многие следуют за устоявшимися стереотипами при выборе профессии, не учитывая изменения и не понимая, что в России на данный момент существует более 8000 различных специальностей [5]! А ведь еще не стоит забывать про то, что новые профессии появляются каждый год. В школьной программе, к сожалению, часто не уделяют времени для профессионального ориентирования и ознакомления подростков с профессиями [5].

2) Зависимость от престижа и зарплаты [12].

В нашем обществе преобладает мнение, что следует обучаться исключительно на престижных и высокооплачиваемых специальностях [3]. Многие молодые люди, решая, кем стать, руководствуются только внешними достоинствами профессии: доходом, общественным признанием или ее авторитетом [2] [13]. Это приводит к избыточному числу специалистов в определенных областях, например, юриспруденция, финансы или банальное программирование. Однако подобный подход может вводить в заблуждение, ведь многие профессии, не являясь престижными или высокооплачиваемыми, являются крайне востребованными на рынке труда и предлагают отличные перспективы карьерного роста [2].

3) Выбор профессии «за компанию с друзьями» [12].

Иногда учащиеся, не имея чёткого понимания своего будущего, принимают решение о дальнейшем обучении, руководствуясь мнением своих сверстников и друзей [13]. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убежден в его правильности [12]. Но существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям. Уже через год-полтора учебы в колледже или вузе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с начала» [12].

4) Следование семейным традициям [13].

Продолжение дела родителей может облегчить начало карьеры, так как все необходимые знания и опыт передаются из поколения в поколение [13]. В современном мире многие подростки профессию «по наследству» [3]. Например, «моя мама стоматолог, значит и я должен стать стоматологом, чтобы продолжить семейный путь». Но такое решение не учитывает действительные чувства и способности ребенка, если только это направление ему не интересно по собственной воле. Но, что делать, если сердце не лежит к семейному бизнесу и его продолжению, но традиции этого требуют? Такое положение дел ставит многих перед сложным выбором.

5) Неумение понять самого себя.

Одна из самых значительных ошибок при выборе профессии – отказ разобраться в себе, определить свое интересы, слабые и сильные стороны [13]. Отказ от попыток понимания своих интересов и страхов часто ведет к ошибочному выбору профессии. Многие избегают этой внутренней работы из-за страха ошибиться или недостатка уверенности в себе [13]. Помочь разобраться в себе могут хорошо знакомые люди: родители, близкие родственники, друзья [12]. Но значительно лучшим выбором будет обратиться к профессионалам: беседа с психологом-профконсультантом и соответствующие тесты дадут огромное количество полезной информации и помогут найти ярко выраженные особенности личности и подобрать, на их основе, подходящее направление деятельности [12].

6) Неприятие своих сильных сторон.

С течением времени многие осознают, в чём их сильные стороны. Некоторым это даётся легко с детства, другим требуется больше времени. Однако некоторые принимают свои таланты как данность, как нечто обыденное и не примечательное, полагая, что это обычно для всех. Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии.

7) Влияние мнения родителей [12].

Часто родители и подростки видят выбор профессии по-разному [12]. Родители могут воспринимать выбор ребенка как неудачный или недостаточно оплачиваемый, что, в свою очередь, влияет на решения подростка [2]. Нередко решение о будущей карьере для ребенка принимают его родители, исходя из стремления обеспечить благополучное будущее. В таких случаях интересы и страсти подростка просто игнорируются [3]. В современном мире очень часто можно наблюдать ситуации, когда ребёнок хочет развиваться в творческой профессии, а родители отправляют его учиться на врача или юриста, что подходит не всем.

8) Ориентированность лишь на результаты экзаменов.

Многие ученики 9 и 11 классов убеждены, что успешный результат экзамена откроет перед ними мир возможностей и можно не переживать из-за выбора профессии, ведь они смогут поступить куда угодно, если только успешно сдадут все экзамены [4]. Они думают, что отличные результаты откроют им все дороги во все профессии, а плохие – закроют [4]. Но действительность сложнее. Конечно, успешные экзамены могут стать ступенькой к желаемой цели, но это сработает только в том случае, если цель была поставлена заранее, и она определена успешно. После сдачи экзаменов многие сталкиваются с вопросом: что делать дальше? Школьная система научила сдавать экзамены и зубрить параграфы из учебников, но не рассказала о дальнейших шагах [4]. Многие выпускники теряются в процессе подачи документов и не могут реалистично оценить свои шансы, а отличники иногда вообще остаются «за бортом», ограничиваясь излишней самоуверенностью и выбором только одного известного университета [4] [5].

Как итог, при выборе профессии многие подростки сталкиваются с огромным количеством проблем. Нельзя забывать, что решения, которые мы принимаем, иногда не приносят ожидаемых результатов. Неверный выбор может иметь долгосрочные последствия в последующей жизни человека [3].


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Опрос подростков, находящихся на стадии выбора профессии

В опросе приняли участие 67 подростков в возрасте 12-18 лет. Результаты в диаграммах округлены до целых чисел.

Вопрос №1. Как Вы оцениваете уровень своей уверенности при выборе профессии?

  • Абсолютно уверен(а)
  • Есть сомнения
  • Совсем не уверен(а)
  • Ещё не выбрал(а)

Интерпретация полученных данных и анализа ответов респондентов на вопрос №1: абсолютная уверенность в выборе профессии есть лишь у 13,4% подростков; сомневающихся оказалось больше всего – целых 46,3%; 26,9% чувствуют себя полностью неуверенно в выборе профессии; 13,4% еще даже не выбрали профессию (диаграмма 1).

Диаграмма 1 – Результат анализа ответов на вопрос №1

Вопрос №2. Какие факторы вызывают у Вас наибольшие затруднения при выборе профессии? (несколько вариантов)

  • Недостаток информации
  • Давление со стороны родителей
  • Страх перед неизвестностью
  • Желание соответствовать ожиданиям
  • Сложно определить свои интересы
  • Нужно следовать семейным традициям по профессии

Интерпретация полученных данных и анализа ответов респондентов на вопрос №2: на первом месте стоит недостаток информации с 52,2% ответов от респондентов; давление со стороны родителей испытывают 31,3% респондентов; страх перед неизвестностью затрудняет выбор у 43,3% подростков; 40,3% хотят соответствовать ожиданиям; 47,8% трудно определить свои интересы; 17,9% чувствуют, что должны следовать семейным традициям в профессии. Результаты показывают, насколько сложным и многогранным может быть выбор профессии для подростка. (диаграмма 2).

Диаграмма 2 – Результат анализа ответов на вопрос №2

Вопрос №3. Какой Ваш основной источник информации при изучении различных профессий и карьерных возможностей?

  • Интернет и соцсети
  • Родственники
  • Преподаватели
  • Друзья/знакомые
  • Курсы и тренинги
  • Другое

Интерпретация полученных данных и анализа ответов респондентов на вопрос №3: интернет и соцсети являются основным источником информации для 41,8% подростков; родственники являются источников для 10,4% респондентов; преподаватели – значимый источник информации для 16,4% подростков; друзья и знакомые информируют 20,9% респондентов; курсы и тренинги используют для сбора информации 7,5% опрошенных, что очень странно и мало; другими источниками (книги, мастер-классы, журналы, телевиденье и т.д.) пользуются 3% респондентов (диаграмма 3).

Диаграмма 3 – Результат анализа ответов на вопрос №3

Вопрос №4. Насколько для Вас важен уровень заработка и престижа в выбранной профессии?

  • Очень важен
  • Важен, но не основной критерий
  • Заработок не имеет значения
  • Затрудняюсь ответить

Интерпретация полученных данных и анализа ответов респондентов на вопрос №4: для 26,9% подростков уровень заработка и престиж очень важен при выборе профессии; большинство – 50,7% считают, что хоть заработок и важен, но он не является главным критерием; для 7,5% заработок не имеет значения; 14,9% затрудняются ответить на этот вопрос (диаграмма 4).

Диаграмма 4 – Результат анализа ответов на вопрос №4

Вопрос №5. С какими трудностями/ошибками Вы боитесь столкнуться после сделанного выбора профессии?

  • Не понять, чем реально хочется заниматься
  • Сделать неправильный выбор и потом жалеть
  • Осознать то, что интересы поменялись
  • Подвести родственников/учителей

Интерпретация полученных данных и анализа ответов респондентов на вопрос №5: 43,3% подростков опасаются того, что не поймут, чем реально хотят заниматься, то есть многие боятся остаться в профессии, которая не приносит удовлетворения; 32,8% опасаются сделать неправильный выбор и потом жалеть; 14,9% боятся, что их интересы могут измениться, и они «потратят время впустую»; 9% боятся подвести родственников или учителей, выбрав «неправильный» путь, что указывает на социальное давление и страх общественного мнения (диаграмма 5).

Диаграмма 5 – Результат анализа ответов на вопрос №5

Вопрос №6. Какие наиболее распространенные ошибки совершают подростки при выборе профессии? (несколько вариантов)

  • Ориентируются на зарплату и престиж
  • Не изучают профессии и поступают туда, куда проходят по баллам
  • Решают под давлением родителей/друзей
  • Другое

Интерпретация полученных данных и анализа ответов респондентов на вопрос №6: 40,3% считают, что одной из ошибок является ориентация исключительно на зарплату и престиж; 49,3% утверждают, что многие не изучают профессии глубоко и выбирают те, куда проходят по баллам. К сожалению, это действительно распространённая ошибка, ведь многие идут по пути наименьшего сопротивления, не уделяя внимания своим истинным интересам; 35,8% видят распространённой ошибкой решение, принимаемое под давлением родителей или друзей; 6% указали на другие ошибки (диаграмма 6).

Диаграмма 6 – Результат анализа ответов на вопрос №6

Из опроса выяснено то, что выбор профессии для подростков – это не просто выбор будущей работы; это выбор жизненного пути, связанный с множеством внутренних и внешних факторов, проблем, трудностей и переживаний.


Тест «Определение типа будущей профессии» от Г. В. Резапкиной

Принято решение о проведении тестирования среди подростков для выявления потенциальной будущей сферы труда. В качестве методики выбран тест «определение типа будущей профессии» от Г. В. Резапкиной. Она разработала методику определения потенциального направления профессионального роста для учащихся старших классов, опираясь на работу Е.А. Климова (приложение 2, рисунок 2). С его помощью можно выяснить, к какой из областей – природе, технике, знаковой системе, творчеству или работе с людьми – имеет склонность подростков. Определяются следующие области человеческого труда и их характеристика:

1) Человек – человек.

В этой группе рассматриваются профессии, основой которых является взаимодействие с людьми. Профессионалы в этой области должны быть доброжелательными, уметь управлять своими чувствами и брать на себя ответственность. Взаимодействие и понимание людей – ключевой момент их работы. Сюда относятся врачи, учителя, юристы, продавцы, парикмахеры, экскурсоводы и многие другие.

2) Человек – творчество.

Творчество является основой для некоторых профессий. Этот процесс создания чего-то уникального и особенного требует не только желания, но и интуиции, умения, упорства и страсти. Творческие личности занимают особое место в рабочем мире. Художники, актеры, певцы, декораторы, дизайнеры, композиторы – все они воплощают эту область.

3) Человек – знаковая система.

Профессионалы в этой области обычно занимаются цифрами, символами, музыкальными записями или математическими уравнениями. Они включают в себя тех, кто занимается письмом, редактурой, документами или числовым анализом. Продукты их деятельности представляют из себя текст, графики, схемы и другие формы знаковых данных. Примерами специалистов области знаковых систем являются книжные редакторы, математики, физики, финансовые аналитики, копирайтеры, бухгалтеры и лингвисты.

4) Человек – природа.

Данная область посвящена специалистам, работающим с живой природой. Они исследуют, изучают и ухаживают за природой, заботятся о живых существах и лечат их. Таких специалистов объединяет их страсть к природе. Есть большая разница между игрой с питомцами и простым любованием растениями и регулярным уходом за ними, наблюдением за их состоянием, лечением и длительными прогулками. В этой области труда работают специалисты по сельскому хозяйству, генетики-селекционеры, ветеринары, ботаники, кинологи, геологи, агрономы, биологи, экологи. Список можно продолжать очень долго.

5) Человек – техника.

Речь идет о тех специальностях, которые занимаются созданием, производством и поддержкой различных устройств, начиная от космической аппаратуры и заканчивая простыми инструментами для кузнеца. Люди, занятые в этих областях, обладают практическими умениями, имеют техническую подготовку, демонстрируют точность и обладают крепким здоровьем. Специалисты из этой категории: проектировщик, разработчик, пилот, механик, машинист, электротехник, автомеханик, плотник, инженер-испытатель, сантехник, строитель, слесарь и т.д. Данный тип специальности подходит тем людям, которые больше ладят с техникой, чем с чем-либо другим.

Выборка респондентов отбиралась в видеохостинге TikTok, так как там больше всего подростков проводит время ежедневно.

В тестировании приняли участие 56 подростков, а именно:

1) Парни – 24 человека в возрасте от 13 до 18 лет;

2) Девушки – 32 человека в возрасте от 12 до 17 лет.

Были получены следующие данные и результаты тестирования. Данные отображены со всей выборки подростков, то есть от 56 человек:

1) Человек – человек = 24,3% подростков. Многие подростки с интересом относятся к профессиям, связанным с общением и помощью другим.

2) Человек – творчество = 29,2% подростков. Большой интерес к творчеству отражает тенденции современного общества и популярность таких платформ как TikTok, где юные таланты могут проявить себя. Вероятно, среди подростков много тех, кто хочет связать свою жизнь с искусством, пениям, танцами, дизайном или музыкой.

3) Человек – знаковая система = 16,5% подростков. Этот результат указывает на интерес подростков к профессиям, где требуется глубокое понимание различных символов, кодировок и знаковых систем.

4) Человек – природа = 17,4%. подростков. Видно, что природа и забота о ней привлекает значительную часть опрошенных. Подростки, возможно, будут стремиться к профессиям, связанным с экологией, биологией или ветеринарией. Это достаточно похвально, особенно учитывая то, что в наше время существует множество проблем с экологией.

5) Человек – техника = 12,6% подростков. Техническая сфера меньше всего привлекает молодое поколение. Это говорит о том, что среди респондентов есть будущие инженеры, механики, строители и другие специалисты технического профиля, но их меньше всего.

Рассмотреть результат можно в диаграмме 7 (данные в диаграмме отображены с округлением до целого числа).

Диаграмма 7 – Результат определения типа будущей
профессии среди 56 подростков

Результаты показывают разнообразные интересы и профессиональные направленности среди подростков, но особое предпочтение отдается творческим и общественным профессиям. Теперь необходимо рассмотреть гендерные стереотипы:

1) 1) Человек – человек = 28,1% девушек и 20,8% парней. Девушки чаще, чем парни, склонны к профессиям, связанным с людьми. Возможно, это связано с тем, что женский пол часто более склонен к эмпатии и заботе о других, нежели мужской.

2) Человек – творчество = 37,5% девушек и 16,7% парней. Очевидное доминирование девушек в этой категории говорит об их большем интересе к творческим профессиям.

3) Человек – знаковая система = 9,4% девушек и 25% парней. Парни чаще демонстрируют интерес к профессиям, требующим аналитических навыков и работы с символьными системами. Это может указывать на их склонность к точным наукам и системному мышлению. Такой результат был ожидаем, ведь в наше время большинство парней поступают на программистов и IT-разработчиков, чего не наблюдается у девушек.

4) Человек – природа = 15,6% девушек и 20,8% парней. Интерес к природе примерно одинаков у обоих полов. Это подчеркивает универсальное стремление молодежи к экологии и устойчивому будущему.

5) Человек – техника = 6,25% девушек и 20,8% парней. Парни больше интересуются техническими профессиями, что в целом соответствует традиционным гендерным ролям, однако даже среди девушек есть те, кто проявляет интерес к этой сфере.

Рассмотреть результат можно в таблице 1.


Таблица 1

Результат определения типа будущей профессии среди парней и девушек

Тип профессии

Девушки

Парни

Человек – человек

28,1%

20,8%

Человек – творчество

37,5%

16,7%

Человек – знаковая система

9,4%

25%

Человек – природа

15,6%

20,8%

Человек – техника

6,25%

20,8%

Полученные данные подтверждают некоторые традиционные гендерные стереотипы. Несмотря на стремление современного общества к размыванию и укоренению гендерных стереотипов, определенные тенденции по-прежнему проявляются. Девушки более склонны к социальным и творческим профессиям, в то время как парни чаще проявляют склонность к аналитическим и техническим направлениям. Равномерный интерес к природе между девушками и парнями (учитывая количество человек среди каждой группы) указывает на универсальное понимание необходимости заботы об окружающем мире и животных.

Предполагается, что данные послужат индикатором для образовательных учреждений и компаний, занимающихся курсами дополнительного образования. Программы и курсы, направленные на развитие творческих навыков, социальной коммуникации и аналитического мышления будут особенно актуальны и интересны для современной молодежи. Возможно, что на профессиональные склонности подростков влияют не только их индивидуальные особенности, но и социокультурный контекст, в котором они растут и развиваются каждый день.


Создание списка актуальных профессий для нашего региона с указанием учебных заведений средней профессиональной подготовки на 2025 год.

В современном мире выбор профессии является сложной и достаточно ответственной задачей для подростков. Многие чувствуют себя запутанными и растерянными среди многочисленных специальностей и возможностей профессионального развития, не чувствуют себя уверенными или просто не знают, куда двигаться после школы, ведь их основной целью было сдать экзамены. Понимая проблему и всю сложность ситуации, было решено составить список актуальных профессий с указанием учебных заведений на 2025 год.

Составление списка актуальных профессий для Омской области на 2025 год требует анализа текущих экономических и социальных тенденций, однако можно выделить несколько ключевых направлений, которые, вероятно, будут востребованы. Вот предварительный список профессий, а также учебные учреждения, которые обучают по этим специальностям.

Актуальные профессии в Омской области (2025 год)

#1057;пециалист в области IT-технологий

  • Программист
  • Системный администратор
  • Специалист по кибербезопасности

Учебные заведения:

Омский государственный университет

Омский техникум информационных технологий и связи

#1052;едицинские работники

  • Врач (различные специальности)
  • Медсестра
  • Фармацевт

Учебные заведения:

Омский государственный медицинский университет

Омский медицинский колледж

#1057;троительные специальности

  • Инженер-строитель
  • Электромонтажник
  • Слесарь-СМИТ

Учебные заведения:

Омский нефтяной техникум

Омский строительный колледж

#1055;рофессии в сфере образования

  • Учитель (различные специальности)
  • Воспитатель
  • Специалист по современным образовательным технологиям

Учебные заведения:

Омский государственный педагогический университет

Омский педагогический колледж

#1057;фера услуг и торговли

  • Менеджер по продажам
  • Специалист по логистике
  • Оператор колл-центра

Учебные заведения:

Омский колледж сферы услуг

Омский юридический колледж

#1069;кологи и специалисты по охране окружающей среды

  • Эколог
  • Специалист по управлению отходами

Учебные заведения:

Омский лесотехнический колледж

#1057;пециалисты в области агрономии

  • Агроном
  • Зоотехник

Учебные заведения:

Омская государственная сельскохозяйственная академия

Омский аграрный колледж

#1050;реативные профессии

  • Дизайнер
  • Маркетолог
  • Специалист по связям с общественностью

Учебные заведения:

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (факультет дизайна)

Омский политехнический колледж

#1058;уризм и гостиничное дело

  • Менеджер по туризму
  • Специалист по гостиничному бизнесу

Учебные заведения:

Омский государственный университет сервиса

Омский колледж сервиса и предпринимательства

Данный список профессий и учебных заведений составлен на основе текущих прогнозов и может быть актуализирован в зависимости от изменения ситуации в экономике, на рынке труда и в образовательной сфере. Рекомендуется также обратиться к карьерным центрам и службам занятости для получения самой свежей информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст – это время активного общения, освоения навыков межличностных взаимоотношений и формирования жизненных принципов. В эти годы происходит формирование фундамента внутренних убеждений, социальных настроек и планирование будущего, включая дальнейшее профессиональное развитие. Определение своей будущей профессии в юном возрасте требует особого внимания. Не стоит забывать, что от этого выбора будет зависеть многое в будущем. На этом этапе крайне важно донести до подростка ценность труда в человеческой жизни, представить разнообразие профессиональных сфер, акцентировать на значимости осознанного выбора и помогать эффективно использовать время. Мы считаем, что главное в профессиональном самоопределении – это глубокое понимание выбранной сферы и стремление найти свое истинное предназначение в ней.

К сожалению, молодёжь нашего времени часто ставит материальное благосостояние выше осознанного профессионального самоопределения. Из-за этого многие подростки испытывают трудности в принятии обдуманных решений относительно своего образования и профессионального пути. Основной опорой становятся мнения родных и друзей, а также информация из интернета, достоверность которой частенько вызывает сомнения. Это в корне не верно, ведь прежде, чем принимать такое решение, следует обдумать свои интересы, разобраться в собственных предпочтениях и оценить свои способности. А выделение времени на исследование разных сфер деятельности поможет понять, в каком направлении следует двигаться, и какое решение будет наилучшим.

Цель проекта – помочь подросткам находящимся на стадии выбора профессии.

Выбор профессии – это не только о поиске профессии, но и о поиске себя!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакулина Д. А. Трудности в профессиональном самоопределении современных подростков с высоким уровнем тревожности // Психолого-педагогические исследования-Тульскому региону. – 2023. – С. 161-164. [1]
  2. Джангуланов И. Ш., Захохова М. Р. Проблемы и особенности формирования профессионального самоопределения молодежи // Теория и практика организации работы с молодёжью. – 2023. – С. 234-238. [2]
  3. Кобякина С. П. Трудности профессионального самоопределения подростков // Теория и практика организации работы с молодёжью. – 2023. – С. 249-253. [3]
  4. Кононенко В. В., Горзова С. П., Мирошниченко Е. А. Проблемы профессионального самоопределения // Профнавигация молодежи. – 2023. – С. 149-153. [4]
  5. Кулешова Ю. В., Глухих А. А. Основные проблемы профессионального самоопределения молодежи // Professional Identity of Youth in Innovative Region: Problems and Prospect. – 2023. – С. 190-191. [5]
  6. Мельникова М. В., Свёрлышков В. В. Формирование профессионального самоопределения школьников // Актуальные исследования. – 2022. – №. 4. – С. 78-79. [6]
  7. Орлова Д. А. Факторы, влияющие на выбор ребенком профессии // Организация работы с молодежью: проблемы и перспективы. – 2022. – С. 35-41. [7]
  8. Павлова Л. Н., Коняева Е. А., Ногина А. А. Представления выпускников школ о порядке выбора профессии и трудоустройстве // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2022. – Т. 14. – №. 4 (58). – С. 79-86. [8]
  9. Родина О. А. Актуальные проблемы профессионального самоопределения // Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2023. – С. 187-190. [9]
  10. Элбакян К.С. Выбор профессии, или как правильно помогать ребенку с выбором профессии // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. – 2018. – С. 157-159. [10]
  11. Юлдашева С. Профессиональное самоопределение человека как психологическая проблема // Актуальные проблемы обучения социально-гуманитарных наук в медицинском образовании. – 2023. – Т. 1. – №. 1. – С. 467-473. [11]
  12. Ошибки выбора профессии / [Электронный ресурс] // МГК железнодорожного транспорта имени Е.П. Юшкевича: [сайт]. – URL: (дата обращения: ). [12]
  13. Типичные ошибки выбора профессии / [Электронный ресурс] // ПрофТест: [сайт]. – URL: (дата обращения: ). [13]

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Рисунок 1 – Опросник


Приложение 2

Рисунок 2 – Тест «Определение типа будущей профессии» от Г. В. Резапкиной


  • Мне нравится 
Поделиться:

Компас своими руками

"Разделите так, как делили работу..."

Композитор Алексей Рыбников

Рисуем крокусы акварелью

Всему свой срок