• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Янтарная комната. Екатерининский дворец. Царское Село

Опубликовано Блохина Валентина Александровна вкл 16.08.2025 - 08:00

В 2003 году в Екатерининском дворце завершилось воссоздание знаменитой Янтарной комнаты, по праву считающейся «восьмым чудом света». То, что интерьер был открыт к трёхсотлетию Санкт-Петербурга, глубоко значимо. Янтарная комната, являющиеся одновременно произведение искусства мастеров XVIII века и современных реставраторов, которые возродили её к жизнь, стала символом одного из самых блестящих пригородных музеев Северной столицы. Судьба Янтарной комнаты последние полвека с лишним привлекает к себе пристальное внимание самого широкого круга людей. Исследования ряда документов, найденных в архивах Германии, позволило обнаружить новые факты и исправить ошибки, которые возникли в процессе изучения начальной истории памятника.

Янтарную комнату в ноябре 1716 года подарил Петру I русский король Фридрих Вильям I. Ответными подарками русского царя были:

  • небольшой корабль, построенный в Санкт-Петербурге;
  • 55 гренадёров для королевского полка солдат-великанов;
  • токарный станок;
  • выполненный императором собственноручно кубок из слоновой кости.

На рубеже 1700-х годов по желанию курфюрста Пруссии Фридриха III (будущий король Фридрих I) и его супруги Софии-Шарлотты начинается перестройка загородного дворца — Литценбурга (впоследствии Шарлоттенбург). Возможно, тогда же возникает идея создания уникальных апартаментов, отделанных янтарных панелями. Над Янтарной комнатой работали такие архитекторы, как Иоганн Арнольд Неринг, Мартин Грюнберг. Ян де Бодт, Жан-Луи Кайяр, Андреас Шлютер, Кристиан Эльтестер, Иоганн Фридрих Эозандер, Филипп Герлах Младший. В 1701 году к изготовлению янтарного декора приступил резчик Готфрид Вольфрам. К лету 1706 года была выполнена одна стена, а также детали для другой. В 1707 году Готфрида Вольфрама сменили Готфрид Турау и Эрнст Шахт. Но и они не успели закончить начатое: в связи со смертью Софии-Шарлотты король остановил работы. В 1709 году он принял решение оформить янтарными  панелями галерею Ораниенбурга, одного из самых богатых королевских дворцов Пруссии. В описи дворца за 1743 год встречается упоминание о тридцати двух зеркальных полотнах, разделявших стены и расположенных попарно так же, как впоследствии в Царском Селе. Этот приём предложил Иоганн Фридрих Эозандер, возглавлявший строительные работы в Ораниенбурге. На рисунке в одном из альбомов того времени, видно, что в наполнении цоколей зеркальных пилястр галереи распознается монограмма Фридриха Великого FR, имеющаяся и на панелях Янтарной комнаты в Царском Селе, а орнамент, окружающий панели, схож с рисунком декора Комнаты. Становится ясно, что введение зеркальных пилястр разрабатывалось уже в первоначальном интерьере.

Однако галерея в Ораниенбурге не была закончена: в 1713 году умер Фридрих I, и после восшествия на престол Фридриха-Вильгельма I все дорогостоящие работы в прусских дворцах прекратились. К этому времени готовые янтарные панно находились в Оружейной палате в здании придворных Конюшен. По расположению короля их использовали для убранства небольшого кабинета Берлинского дворца. По распоряжению короля их использовали для убранства янтарных панелей в Берлине перед доставкой их в Санкт-Петербург.

Упакованные в восемнадцать ящиков панно были привезены в Кёнигсберг, оттуда — в Мемель, затем — в Ригу и, в середине 1717 года, — в Санкт-Петербург. Их приёмом занимался губернатор российской столицы Александр Данилович Меншиков, так как сам Пётр I в это время находился во Франции. Панели перенесли во флигель Летнего дворца, располагавшийся вдоль Фонтанки, где они, возможно, и оставались до 1743 года, когда на престол вступила дочь Петра I Елизавета. Её официальной резиденцией стал новый — Третий — Зимний дворец, архитектором которого был Франческо Бартоломео Растрелли. В убранстве аудиенц-каморы — зала для официальных приёмов — императрица повелела использовать янтарные панели. Все имеющиеся янтарные детали Франческо Бартоломео Растрелли решил объединить зеркальными пилястрами в резных золочёных рамах. Деревянные элементы вырезали из липы, выкрасили и отполировали «под янтарь»:

  • наличники;
  • дверные откосы;
  • карнизы.

При установке панно обнаружили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами. Четвёртую, в качестве подарка Екатерине Петровне заказал прусский император Фридрих II. Рама прибыла в Петербург в ноябре 1745 года в сопровождении одного из её авторов, который шесть недель доводил своё произведение до нужного размера, так как оно не вписывалась в приготовленное для него «гнездо».

Отделка комнаты в Зимнем дворце была закончена в 1746 году. До 1753 года из-за неоднократной перестройки дворца янтарный декор постоянно переносили. И всегда парадный интерьер, богато украшенный янтарём, служил для официальных приёмов и торжеств.

В 1743 году началось строительство загородной резиденции Елизаветы в Царском Селе. В 1752 году венценосная заказчица обратилась к Франческо Бартоломео Растрелли, который и создал проект грандиозного дворца с примыкающими к нему парками с садовыми павильонами. В Большом Царскосельском, ныне — Екатерининский, дворце архитектором были запроектированы две анфилады залов. Особой пышностью отличалась двухсот пятидесятиметровая Золотая анфилада, проходившая вдоль парадного двора. Включившись в поиски необычных отделочных материалов, императрица вспомнила о Янтарном кабинете в Третьем Зимнем дворце. В июле 1755 года она приказала Франческо Бартоломео Растрелли создать в новой резиденции Янтарную комнату. Кабинет бережно разобрали, уложили в ящики, и специальная команда на руках перенесла его в Царское Село. Под установку янтарных панно Франческо Бартоломео Растрелли предназначил помещение площадью девяносто шесть квадратных метров, которое оказалось слишком просторным для имеющихся деталей, поэтому архитектор вновь применил зеркальные пилястры. Кроме того, он заполнил пространство между карнизом и плоскостью потолка, а также нижний ярус стен живописью, имитирующей янтарную мозаику. Роспись верхнего яруса дополнилась резными золочёными композициями и пышными скульптурными десюдепортами над дверями. По проекту убранство завершали два изящных угловых янтарных столика на изогнутой ножке.

В 1750-х годах во Флоренции по эскизам художника Джузеппе Дзокки были исполнены в технике флорентийской мозаики изображения аллегорий пяти чувств:

  • зрения;
  • вкуса;
  • слуха;
  • осязания;
  • обоняния.

Их поместили в янтарные рамы вместо картин.

В 1758 году для производства небольших реставрационных работ из Пруссии пригласили мастера Фридрих Роггенбука, ставшего смотрителем Янтарной комнаты и впоследствии возглавившего работы по производству янтарных изделий в Царскосельской янтарной мастерской. В 1765 году началось формирование коллекции произведений декоративно-прикладного искусства из янтаря, шестьдесят из которых в XIX веке разместились в витринах, установленных в Янтарной комнате.

Вместе Фридрихом Роггенбуком на последнем этапе отделки интерьера янтарём четыре года трудились немецкие и русские мастера. Было израсходовано четыреста пятьдесят килограммов камня. За этот период изготовили янтарные пьедесталы под зеркальные пилястры с наборным рисунком. В работе использовались доставленные из Берлина и ранее не востребованные детали, в частности янтарные маски с резными гирляндами из фруктов. В 1771 году завершили и установили над восточной дверью десюдепорт, привезённый из Пруссии незаконченным. Паркет для Комнаты создали позднее по проекту архитектора Василия Ивановича Неёлова. Франческо Бартоломео Растрелли оставил потолки в Янтарной комнате белыми, и в 1860 году архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер подобрал для неё в Зимнем дворце плафон «Мудрость оберегает юность от соблазнов любви» кисти Франческо Сальваторе Фонтебассо.

Поддержание Янтарной комнаты в должном виде требовало постоянных усилий. Материал пересыхал и разрушался, рассыпались мелкие детали, однако до конца XVIII века реставрация интерьера не производилась. На протяжении XIX века янтарное убранство неоднократно подновлялось. В апреле 1913 года Николай II также повелел провести в Янтарной комнате Царскосельского дворца очередной ремонт, но его осуществлению помешала Первая мировая война.

В 1917 году, после Февральской революции, в Царском Селе начала работу комиссия, возглавляемая историком искусства Георгием Крескентьевичем Лукомским. В этот период была сделана фотофиксация интерьеров и особо ценных предметов царскосельских дворцов, выполнен и автохром Янтарной комнаты на стекле, являющийся в настоящее время единственным цветным её изображением. В 1933-1935 годах архитектор Игорь Всеволодович Крестовский провёл первую серьёзную послереволюционную реставрацию Комнаты. Но оказавшаяся в 1940 году вновь в критическом состоянии, она требовала реставрации в условиях стационарных мастерских, которую и назначили на 1941 год. Начавшаяся Великая Отечественная война не позволила выполнить задуманное, хотя проведённые сбор и систематизация отпавших кусков фоновой мозаики, облицовки профилей и тяг, оказавшихся позднее в эвакуации, дали неоценимый материал для воссоздания Комнаты в послевоенные годы.

Вывозить музейные ценности из пригородных дворцов Ленинграда стали сразу же после начала Великой Отечественной войны. В Предцерковном зале Екатерининского дворца музейные сотрудники, в основном женщины, укладывали в деревянные ящики, грузили и отправляли в глубь страны — Горький, Новосибирск и Сарапул — бесценные коллекции, в первую очередь живопись и предметы декоративно-прикладного искусства. 23 августа ушёл последний эшелон. То, что не смогли перевезти в тыл, бережно упаковывали и сносили в подвалы дворцов. С этого времени и до 15 сентября музейные коллекции отправляли только в Ленинград, где они хранились в подвалах Исаакиевского собора. Янтарную комнату также предполагалось эвакуировать. Янтарные мозаики заклеили тонким слоем папиросной бумаги, но пробное снятие одного из панно показало, что набор осыпается очень большими площадями, поэтому было принято решение провести консервацию Янтарной комнаты на месте. Для этого панно дополнительно заклеили марлевой тканью и заложили ватиновыми чехлами. Окна зала зашили двумя рядами досок, заполнив пространство между ними песком.

С 17.09.1941 по 21.01.1944 года Александр Сергеевич Пушкин находился в оккупации. Почти одновременно с передовыми немецкими воинскими частями в город вошли представители команды «Кунсткомиссион». В письме одного из руководителей нацистской партии к последнему гауляйтеру Пруссии Эриху Коху встречается упоминание о Янтарной комнате: «В огне войны гибнут многие культурные и исторические ценности мирового значения. Не исключено, что такая участь может постичь замечательные произведения выдающихся мастеров и Янтарную комнату, национальную гордость Германии, находящуюся в Екатерининском дворце города Пушкина. Необходимо принять все меры для возвращения этого шедевра в лоно родины и, поскольку она сделана из прусского янтаря — в Восточную Пруссию, в Кёнигсберг».

Панно за тридцать шесть часов были демонтированы, тщательно упакованы и отправлены в Кёнигсберг. Их привезли туда уже в ноябре 1941 года. Сохранялась опись принадлежащих Кёнигсбергскому музею предметов. На странице, помеченной 05.12.1941 года, под номером 200 числилась «Янтарная комната из Царского Села, подаренная музею Германским государственным управлением дворцов и садов». С 12.04.1942 года янтарные панели экспонировались в южном крыле дворцового комплекса. В связи с прибытием Комнаты в город, директор Художественных собраний Кёнигсберга Альфред Роде опубликовал в журнале «Пантеон» статью. По сопровождавшему текст фотоматериалу можно судить об отсутствии одной из флорентийских мозаик, похищенной, как выяснилось позднее, ещё до вывоза Комнаты из Екатерининского дворца.

В 1944 году города Германии подверглись массированным бомбардировкам английской и американской авиации, советские войска вступили в Восточную Пруссию. В феврале-марте этого года был произведён демонтаж панелей Янтарной комнаты, которые сложили в ящики и укрыли в подвале Королевского замка. Английские бомбардировки 27 и 29 августа разрушили большую часть Кёнигсберга, в том числе и дворцового комплекса. Однако Комната, за исключением шести цокольных панелей, уцелела.

Началась эвакуация ящиков с янтарными панно из зоны боевых действий. Дальнейшая судьба Янтарной комнаты неизвестна, хотя существует множество версий о её местонахождении.

В середине января 1944 года советские войска после решительного наступления освободили Ленинград и его пригороды. Груды развалин, камня и пепла, обгоревшие стены и полная разруха внутри зданий предстали перед глазами воинов, когда они вступили в город Пушкин. Некогда роскошные залы Екатерининского дворца зияли провалами обрушившихся перекрытий. От убранства Янтарной комнаты ничего не сохранилось: погибли паркет, плафон, росписи и золочёная резьба.

В мае 1945 года началась работа по выявлению художественных ценностей советских музеев, вывезенных в города Восточной Пруссии. При обследовании Королевского замка в Кёнигсберге в одной из башен была обнаружена мебель из Екатерининского дворца. Оставшийся в Кёнигсберге доктор Альфред Роде на вопросы о местонахождении Янтарной комнаты сообщил, что её перенесли в северную часть здания, где она, по-видимому, сгорела во время штурма города, между 9 и 11 апреля 1945 года. Причём сам Альфред Роде при этом не присутствовал. Под слоем пепла и штукатурки нашли фрагменты золочёной лепки, медные петли, предположительно от дверей Янтарной комнаты, и остатки обгоревших ящиков. На основании этого был сделан вывод о гибели Комнаты в огне.

В марте 1946 года музейный хранитель Царскосельского дворца Анатолий Михайлович Кучумов и заведующий сектором музеев отдела культуры Ленгорсовета Станислав Валерианович Трончинский провели детальное обследование всех помещений Кёнигсбергского замка. Около наружной лестницы Большого Орденского зала они заметили три перегоревших фрагмента флорентийских мозаик. Скорее всего наборные композиции были упакованы отдельно от янтарных панно, так как их, вероятно, отнесли к менее ценной, «русской», части интерьера. Увиденное поставило под сомнение версию о гибели янтарных панно. Анатолий Михайлович Кучумов и Станислав Валерианович Трончинский приняли меры к розыску Альфреда Роде. Они установили, что в декабре 1945 года он и его жена умели в городской больнице от дизентерии. Существует мнение, что это был ложный диагноз, скрывающий истинные обстоятельства смерти супругов Роде. Начало системным поискам положило создание в 1967 году Комиссии по розыску Янтарной комнаты. Комиссия собрала множество документов и сообщений, прямо или косвенно касающихся судьбы Комнаты, в процессе её поисков были вскрыты подвалы, бункеры, шахты и подземные хранилища. Но огромные усилия многих людей не принесли положительных результатов. С каждым годом надежд на успех оставалось всё меньше, и в 1984 году деятельность Комиссии прекратились. В 1999 году в музей-заповедник была возвращена флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», находившаяся на южной стене Янтарной комнаты. Именно её похитили ещё до демонтажа панелей. В том же году своё историческое место занял комод.

Долгое время считалось, что уникальный памятник культуры погиб безвозвратно и восстановление его невозможно. Официальное решение о возрождении Янтарной комнаты Совет Министров принял 10.04.1979 года, хотя подготовка проекта реконструкции создания «янтарного чуда» началась гораздо раньше. Выполнение работ поручили объединению «Росмонументскульптура». Была изготовлена модель панно, признанная близкой к оригиналу. Впоследствии воссоздание Янтарной комнаты доверили Ленинградскому специальному научно-производственному объединению «Реставратор».

В эти же годы велись реставрационные работы в залах Золотой анфилады Екатерининского дворца. В Янтарной комнате уже был установлен плафон «Свадьба Хроноса», написанный художниками под руководством Якова Александровича Казакова по эскизам неизвестного живописца XVII века. Бригада по воссозданию художественного паркета набрала пол из ценных пород дерева: красного сандала, ореха, клёна и палисандра. Высококвалифицированным резчикам по дереву во главе с Алексеем Константиновичем Кочуевым поручили возрождение резного декора, созданного Франческо Бартоломео Растрелли.

На долю бригады позолотчиков Наталии Михайловны Фомичёвой выпала задача покрыть резьбу сусальным золотом. Проект реконструкции архитектурно-декоративного убранства разработала группа художников-архитекторов, руководимая главным архитектором проекта восстановления Екатерининского дворца Александром Александровичем Кедринским. Для успешного решения поставленных задач необходимо было досконально изучить архивные, исторические и изобразительные источники. Основой для работы стали фотографии, хранящиеся в музейным коллекциях Петербурга. Самая ранняя из них выполнена в 1859 году Теофилем Готье, последние, опубликованные, как уже упоминалось, в журнале «Пантеон», были сделаны в 1942 году. Приведение найденных черно-белых фотоотпечатков к единому масштабу позволило точно установить размеры янтарных панелей. При создании подробного графического рисунка всей композиции проводились прорисовки по старым фотографиям с точным повтором элементом фоновой мозаики и всего объёмного декора каждого панно в натуральную величину. Пришли также к выводу о необходимости колорирования янтаря для придания ему разнообразных оттенков. После этого материалы, подготовленные для возобновления поверхности облицовки стен, дополнили цветными эталонами, которые изображали неповторяющиеся детали декора в размере один к одному. Александр Александрович Кедринский разработал подробный проект воссоздания Янтарной комнаты, включавший в себя шесть томов рабочих рисунков и документацию по её архитектурно-декоративному убранству. Проект получил одобрение в июле 1986 года. Было подсчитано, что для выполнения всех работ потребуется шесть тонн янтаря-сырца, так как в связи со спецификой метода обработки этого камня в дело идёт лишь около 15-20% его веса. Два десятилетия янтарь для реконструкции уникального интерьера поставлялся Калининградским янтарным комбинатом — единственной организацией, осуществляющей добычу этого материала.

По тени, которую отбрасывает деталь, запечатлённая на фотографии, с предельной точностью рассчитывали высоту янтарного рельефа — метод фотограмметрии. Технология восстановительного процесса отрабатывалась в ходе реставрации янтарных предметов XVIII века из коллекции музея-заповедника, проводимой одновременно с созданием проекта. При изучении ларца, композиция и манера исполнения медальонов которого показались мастерам схожими с сюжетными мотивами и характером декора Янтарной комнаты, была обнаружена подпись Готфрида Турау, одного из создателей уникального интерьера, и дата — 1705. Это помогло установить технику изготовления янтарного убранства.

Для возрождения облика отделки Янтарной комнаты в цвете реставраторы располагали только автохромом, о котором упоминалось выше. Хранящиеся в фондах музея акварельные листы, выполненные в 1850-х годах, также давали представление о колорите отдельных деталей украшения интерьера. По черно-белым довоенным снимкам определяли, какой интенсивности оттенка соответствовал янтарь в натуре. Цветовая гамма материала, применённого при создании декора Янтарной комнаты в XVIII веке, была выявлена также при работе с уже упоминавшейся коллекцией янтарных предметов. При помощи доктора химических наук, являвшегося одним из членов Совета по воссозданию Янтарной комнаты, были установлены использовавшиеся для колорирования янтаря пигменты и разработана его методика.

Времени и огромного труда требовало восстановление флорентийских мозаик, являвшихся неотъемлемой частью оформления янтарного интерьера. Особенность набора состояла в том, что его производили из кусочков естественного камня, отличающегося многообразием фактур и цветов. Обследование мозаики «Порт в Ливорно», исполненной в одно время с мозаичными композициями, помогло изучить технологию изготовления панно и установить возможность использования при воссоздании утраченных памятников подходящих по цвету отечественных пород камня. Специалисты из Горного университета Санкт-Петербурга указали адреса месторождений этих камней. К счастью, мастерская во Флоренции, где выполнялись мозаики для Янтарной комнаты, существует и поныне.

Там были получены сведения о технике набора мозаичной композиции. В музее при мастерской сохранились цветные картоны с изображением аллегорий пяти чувств для Янтарной комнаты. С них были сделаны слайды, которые итальянские коллеги любезно передали нашим мастерам. Эскизы панно длительное время разрабатывала творческая группа, в состав которой входили Александр Александрович Кедринский, руководитель камнерезных работ Александр Александрович Журавлёв, мастер-камнерез и Борис Павлович Игдалов, ставший позднее директором Царскосельской янтарной мастерской. Изучив технику изготовления мозаик, применявшуюся в XVIII веке, Борис Павлович Игдалов, фактически в одиночку, воссоздал композицию «Зрение» и приступил к работе над второй — «Осязание и Обоняние». Он впервые в России освоил искусство воспроизведения в камне многофигурных картин с элементами пейзажа и архитектуры. В 1999 году в Екатерининский дворец вернулась уже упоминавшаяся флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». Отец её владельца, господина Ахтеманна, воевал в России в звании офицера медицинской службы и вывез «наборную картину» в Германию. Первое экспертное заключение о подлинности произведения было дано Борисом Павловичем Игдаловым, которого пригласили для его освидетельствования. Мозаику исследовали с помощью новейшей аппаратуры, после чего независимые эксперты подтвердили первоначальный вывод о времени её изготовления.

В настоящее время процесс воссоздания Янтарной комнаты завершён. Основу отделки интерьера составляют орнаментальный скульптурный декор, профилировка обрамлений и микрорельеф поверхности панелей. При выполнении плоского набора использовались пластины непрозрачного янтаря толщиной пять миллиметров, которые шлифовались и плотно соединялись друг с другом. Для объёмных композиций, гирлянд и картушей подбирали коллекционный материал. Эта работа требовала высокой квалификации. Особо следует остановиться на воссоздании медальонов из прозрачного янтаря с гравированными пейзажами и сложными композициями. Слегка выпуклый кусок прозрачного камня с тыльной стороны покрывался гравированным рисунком, который был виден на просвет. Для усиления эффекта и чёткости изображения под него подкладывалась фольга. Такие медальоны-инталии, оживляющие интенсивностью цвета и золотистым свечением декоративную отделку Комнаты, превращали её интерьер в ювелирное изделие. Современными мастерами, работавшими над воссозданием янтарных панно, эта техника была освоена в совершенстве.

Заинтересованная в продолжении работы уникальной мастерской, администрация Государственного музея-заповедника «Царское Село» всячески поддерживала её высококлассных специалистов. Благодаря тесным деловым контактам музея с центрами культуры и искусства других государств, появилась возможность экспонировать на выставках в США, Германии, Японии и других странах не только подлинную янтарную коллекцию из собрания музея-заповедника, но и восстановленные талантливыми мастерами-реставраторами фрагменты убранства Янтарной комнаты. Всюду оценка работ по реконструкции прославленного интерьера была благоприятной.

В 1980 году, когда вместе с пятью залами Золотой анфилады открылась Янтарная комната, её стены в местах расположения мозаичных панно были затянуты холстом. Первой большой победой мастеров Царскосельской янтарной мастерской стала установка в 1994 году цокольных панелей и углового столика. В 1997 году своё историческое место заняло одно из восьми больших панно.

В июне 1999 года стать эксклюзивным спонсором возрождения Янтарной комнаты изъявила желание немецкая фирма «Рургаз АГ». Она оказала музею безвозмездную помощь в размере трёх миллионов пятисот тысяч долларов США, которые пошли на окончание работ в 2003 году. К этому времени Царскосельская янтарная мастерская представляла собой один из известнейших научно-исследовательских центров по изучению, реставрации и реконструкции произведений искусства из янтаря и камня.

Суммировав накопленный опыт, специалисты мастерской разработали не имеющую аналогов в мировой практике технологию, максимально приближенную к исторической, но обеспечивающую долговечность мозаик. Прекрасная организация дела, мастерство и глубокое знание предмета позволили коллективу успешно справиться с поставленными перед ним задачами и строго выдержать намеченные сроки.

31.05.2003 год — к юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была торжественно открыта. Уникальный интерьер, прославивший красоту «солнечного камня», стал вершиной мастерства камнерезов прошлого и настоящего. Чудо, вызывавшее восхищение на протяжении двух веков, воссоздано нашими современниками и будет сохранено для потомков.

  • Мне нравится  (1)
Поделиться:

Вода может клеить?

Яблоко

Простые летающие модели из бумаги

Позвольте, я вам помогу

Сладость для сердца

Комментарии

Крючкова Елена Александровна

Крючкова Елена Александровна

22.09.2025 - 07:13

Спасибо за познавательную статью! В этом году посетили с детьми "Царское село"! Такое ощущение, что попали в другу эпоху, очень завораживающее зрелище, много интересного узнали и дату основания, и долгий процесс восстановления после войны. Посетить необходимо каждому жителю нашей замечательной страны!

Крючкова Елена Александровна
  • изменить
  • ответить