Сказочный дом-один из сказочных образов. Однако он неявно присутствует в сказках,наверное, поэтому многие исследователи этого вида литературного творчества уделяют ему мало внимания. Но именно сказочный дом является важным сказочным образом, так как с него начинаются многие сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были...". А также в этих сказках настоящий герой обязательно должен вернуться домой. Поэтому предметом исследования решено выбрать именно сказочный дом. Сказочный дом - это не просто место из нашего детства,а, возможно,будущее, в котором предстоит жить нашим потомкам.
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_doma.part1_.rar | 2.86 МБ |
skazochnye_doma.rar | 20.71 КБ |
skazochnye_doma.part2_.rar | 2.86 МБ |
skazochnye_doma.part3_.rar | 2.86 МБ |
skazochnye_doma.part4_.rar | 2.86 МБ |
skazochnye_doma.part5_.rar | 802.07 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 16
Исследовательская работа
по литературе
СКАЗОЧНЫЕ ДОМА
Автор Васильев Алексей ученик 7 Г класса Вячеславович
Руководитель
учитель литературы и русского языка Бронникова
Ирина Анатольевна
Благовещенск, 2011
1. ВВЕДЕНИЕ
Сказки знакомы нам с детства, ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь.
«Скоро сказка сказывается…» - отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать - все мы слушали сказки.
С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и чувства, мечты и надежды народа.
В сказках разных народов часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Действие в них часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами:
1-я группа образов - это герои и их помощники, с одной стороны, и враги и их помощники – с другой.
2-я - чудесные животные или волшебные предметы: говорящая щука, сивка-бурка, серый волк, шапка-невидимка, волшебный клубочек, скатерть-самобранка.
Есть еще один сказочный образ – сказочный дом. Однако, он неявно присутствует в сказках, наверно поэтому многие исследователи этого вида литературного творчества уделяют ему мало внимания.
Но, на мой взгляд, именно сказочный дом является важным сказочным образом, так как с него начинаются многие сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве", "Жили-были", "Недалеко, не близко...". А также в этих сказках настоящий герой обязательно должен вернуться домой.
Поэтому предметом своего исследования я решил выбрать именно сказочный дом.
Чтобы не делать работу излишне широкой я ограничился рассмотрением только наиболее известных сказок, которые мне читали в детстве. А также сказочных повестей, прочитанных мной.
Поэтому задачи исследовательской работы были определены так:
«Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться - почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок, знание, станет счастливым человеком».
Каждый человек проявляет интерес к сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные сведения о прошлом и представления о будущем. Любой из нас хотел бы поселиться в своей любимой сказке, стать её героем.
Таким образом, гипотеза моего исследования в общем виде выглядит так: сказочный дом – это не просто мечта из нашего детства, а возможно будущее, в котором предстоит жить нашим потомкам.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим первый вопрос, что же такое сказка и чем она отличается от сказочной повести?
Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки. Сказка основана на вымысле, она соткана из чудес и часто переносит читателя в нереальный мир, отрывает от обыденности и уже этим привлекает его внимание: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь». Иван-царевич отправляется за Жар-птицей «сам не зная, куда» или за Василисой Премудрой «за тридевять земель, в тридесятое царство».
Сказка отражает мировоззрение народа в разные эпохи его жизни, его отношение к действительности, борьбу за свою независимость, мечты о будущем. Конец сказки всегда поучителен - побеждает свет, правда и добро. Добро побеждает зло, это укореняется в нашем сознании, уходит в наше подсознание и впоследствии невольно действует на нашу жизнь, поступки, на выбор жизненного пути.
Сказки постоянно привлекают внимание лучших писателей мира, широко использующих в своём творчестве сказочные образы, темы и сюжеты. Писатели разных стран и народов создают литературные сказки, опираясь на традиции народной сказки. Таковы сказки А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Х. К. Андерсена, а также сказочные повести А.М. Волкова, Н.Н. Носова, А.С. Экзюпери и многих других.
ПОВЕСТЬ-СКАЗКА ставит перед читателем более сложную задачу чем сказка: на примере вымышленной ситуации предлагает ему разобраться в человеческих отношениях, научиться различать плохое и хорошее в характерах и поступках героев. Повесть-сказка, с одной стороны, создаёт воображаемый мир, а с другой стороны, рассказывает о мире реальном. Сочетание сказочности и реалистичности и определяет специфику этой разновидности литературной сказки.
Сюжет может развиваться в двух плоскостях: реальном и фантастическом Чудесные приключения происходят с героями именно в волшебном мире, однако в итоге они возвращаются домой, изменившись сами и изменяя мир вокруг себя. Нередко изображение фантастического мира носит резко отрицательный или, напротив, ярко выраженный положительный характер (как, например, в трилогии Н.Н.Носова о приключениях Незнайки).
Повесть-сказка насыщена приключениями, которые происходят с героями. Как правило, чудесные события сопровождают появление необычных персонажей в жизни самых обычных детей. Так, например, происходит с девочкой Элли в сказочной повести «Волшебник изумрудного города».
Анализируя волшебные сказки и сказочные повести, я заметил, что, несмотря на видимую пестроту и сложность, все они имеют общие законы построения сюжета:
Образ Дома открывает формулу сказки и закрывает ее.
В сказочной повести герой также покидает дом, затем описывается путь героя – это ось повествования, в конце повести – герой прибывает домой.
Также я выделил еще несколько важных моментов: в русских волшебных сказках граница между домом и волшебным царством – охраняема. Страж границы (чаще всего бывает Баба Яга) охраняет вход в вымышленный мир. А в сказочных повестях в него попадет только достойный, пройдя через разного рода испытания.
В некотором царстве, в некотором государстве; в высоком тереме; во дворце, в одном городе, в одной семье, в бедной избе, в одной стране… и т.д.
Образы сказочных домов многообразны. Я попытался их классифицировать и вот что у меня получилось:
Всем нам известны Теремок или Рукавичка из русских народных сказок
Домики поросят из английской сказки «Три поросёнка».
В избушке на курьих ножках, живёт Баба Яга в русских народных сказках, а в Пряничном домике ведьма из сказок Братьев Гримм и Шарля Перо.
Все знают сказочные истории о самом знаменитом мишке – Винни-Пухе и его друзьях. Все они живут в своих сказочных домиках – дуплах и норах.
Один из самых необычных сказочных домов – это Лампа, в ней живет сказочный джин, исполняющий любые желания. Это арабская сказка «Волшебная лампа Алладина» из книги «Тысяча и одна ночь».
В детстве, многие мечтают жить в сказочном домике. Оказывается все это реально, стоит только захотеть.
Даже сказочный дом бабы яги уже построен в разных вариантах и может передвигаться.
А про пряничные домики можно сделать еще один доклад.
Они встречаются во многих сказках и есть как у положительных, так и отрицательных героев: «Золушка», «Спящая красавица», «Снежная королева» и т.д.
Перечислять их даже нет смысла, так как их великое множество.
Они тоже не являются чем-то нереальным. Из уроков истории мы знаем, что замки строились еще в средние века и возможно именно они сформировали образ сказочных дворцов и замков в сказках. Но и сегодня люди продолжают не только мечтать о жизни в них. Архитекторы и дизайнеры воплощают эти мечты в реальность.
3. Третья группа – это Сказочные города.
Например, Конфетенбург - это столица Страны Сказок в произведении Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Он блистал не только радужными красками стен и башен, но и причудливой формой строений, совсем не похожих на обычные дома.
Я знаю одного архитектора, который не только спроектировал, но и построил множество домов, похожих на придуманных автором этой сказки.
Зовут его Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер). Он был признан гражданином мира, кардинально изменил понятие красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру.
Он построил в Вене свои разноцветные здания, похожие на жилища гномов из сказок братьев Гримм.
Этот дом напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна — прозрачные леденцы.
Его Идеальный Дом — это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов — скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы.
Изумрудный город – о нём я прочитал в сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города», которая является переработкой сказки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз». На самом деле город не был изумрудным, хитрый Гудвин придумал как создать такую иллюзию с помощью зеленых очков, которые выдавались всем при входе в город. А сегодня светодизайнеры с помощью цветного света делают то же самое. Только одевать очки уже нет необходимости.
Цветочный и Солнечный города. Николай Николаевич Носов сначала написал книгу «Приключения Незнайки и его друзей». В этой книге рассказывается о сказочной стране, в которой жили коротышки в Цветочном городе. А в книге «Незнайка в Солнечном городе» рассказывается о том, как Незнайка и его друзья совершили путешествие в Солнечный город.
В этих сказочных повестях Носов описал весьма точные и целостные предсказания будущего, многие из которых сбываются уже сейчас.
В своем исследовании, я постарался сравнить картину идеального, высокотехнологичного Солнечного города, который описал Н.Н. Носов с тем, каким видят современный город нынешние ученые и специалисты.
В солнечном городе все коротышки живут в самых разнообразных домах. Вымышленные архитекторы Кубик, Вертибутылкин и Арбузик, создавали дома Солнечного города так, чтобы жить в них было интересно и весело.
Например вращающийся дом, в котором все квартиры светлые и весёлые.
Современные архитекторы пришли к этой идее в 2004 году, спустя 46 лет. Они бы крайне удивились, узнав что некий архитектор Вертибутылкин в 1958 году уже все придумал до них.
Самый впечатляющий в настоящее время проект вращающегося здания готовится в Дубае – 80-этажная башня Green Environmental Tower, спроектированная архитектором Дэвидом Фишером.
Архитектор Кубик показал и дома, которые ни на что не похожи. Например, дом, который словно какая то неземная сила приплюснула и перекосила на сторону. В нём все скособочено: и окна, и двери, и стены, и потолки.
Такие здания в мире тоже есть.
А, посмотрите, какие потрясающие цветочные города уже построены в нашей стране.
На этих примерах я могу наглядно продемонстрировать сравнение сказки, пришедшей из детства, со сказкой, в которой, я надеюсь, будем мы жить.
Так, по образу "Солнечного города" уже был разработан и построен выставочный павильон России на ЭКСПО 2010 в Шанхае.
Надеюсь, что и строительство таких городов - недалекое будущее.
4. Четвертая группа – Царства и государства.
Выражение «Тридевятое царство, тридесятое государство» очень часто встречается в русских народных сказках как синоним выражения «очень далеко».
Царство, в которое попадает герой, отделено от отцовского дома непроходимым лесом, морем, огненной рекой с мостом, где притаился змей, или пропастью, куда герой проваливается или спускается. Это – «тридесятое» или иное «небывалое государство».
Иногда это место, куда прибыл герой, описывается как город или как государство. «За этим столбом стоит золотой город на сто верст». Никаких подробностей о государстве мы не узнаем, кроме того, что в нем кто-то царствует.
Царство бывает и на острове, и на горах, и под водой, и под землей. То же можно сказать и о дворцах, лугах и садах, которые свободно комбинируются друг с другом и размещаются в царстве.
Раньше для многих людей путешествие по другим странам было нереальным, а сегодня Каждый из нас открывает для себя такие царства-государства, когда попадает в другую страну, с отличной от нашей культурой и архитектурой.
Сначала я думал, что на этом закончу свое исследование, однако оказалось, что:
5. В современных сказочных повестях мы встречаемся с еще одним, самым интересным, на мой взгляд, сказочным домом - это планетой.
Про них я читал в сказочных повестях Владислава Крапивина и Кира Булычева. Они по-настоящему фантастичны и загадочны, населены разными народами и существами. Именно о таких путешествиях по разным мирам мечтают современные дети. Но самыми удивительными для меня оказались дома-планеты из сказочной повести А.С. Экзюпери «Маленький принц». Малыш прилетел на Землю с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612».
В своих скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.
Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с распространенными человеческими пороками, воплощенными в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью ...
“Серьезные люди” живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия!
И не случайно обитатели планеты Земля характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. “Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых”. Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир.
Глубокий смысл скрывается и в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать.
Но в этом произведении мы сталкиваемся еще с более существенным злом, чем человеческие пороки. Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Баобабы - это образ зла вообще. Одно из его толкований связано с фашизмом. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у принца есть «твердое правило»: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так возникает в сказке еще одна важная тема - экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени.
Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день.
3. ВЫВОД
Теперь, проведя исследование, я могу с уверенностью сказать, что моя гипотеза оказалась верной. Все мечты человека о его будущем, даже сказочном доме могут оказаться реальностью. Вот только образ сказочного дома для каждого из нас должен расшириться от собственного сказочного домика до размеров нашей поистине сказочной и удивительной планеты Земля.
Нам всем надо понять, что Земля является единой, большой родиной всех людей. Маленький дом в огромном космосе, но свой собственный, надежный и теплый.
Земля — место, которое покидаешь и в которое возвращаешься, одна большая родина на всех, общая, единственная планета, “земля людей”.
Список литературы
1. Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей; вступительная статья Норы Галь, - Свердловск: Среднеуральское книжное изд-во, 1985.
2. Афанасьев, А.Н. Русские детские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева/ Науч. ред. текста, предисл. и примеч. В.П. Аникина; рис.Л.Непомнящего.- М.:Дет. лит., 1987.- 239 с., ил.- (Школьная библиотека)
3.Большая энциклопедия эрудита М.: Махаон, 2004.
4.Брокнауз Ф., Ефрон И.Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2006.
5. Всемирная история том 1. М.: Аванта, 2003.
6. Губман Б.Л. “Истина для человека – это то, что делает его человеком”. [Предисл.] // Сент-Экзюпери А. Маленький принц и другие проивед. М.: Высшая школа, 1992.
7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995
8. Ильин И. Духовный смысл сказки.// «Встреча», 1996, №3, стр. 29.
9. Кошель П. Большая школьная энциклопедия I том. М., «Олма-Пресс», 2000.
10. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М., «Просвещение», 1983.
11. Линдгрен А. Малыш и Карлсон. Родари Д. Приключения Чипполино. Трэверс П. Мэри Поппинс. Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц: Сказочные повести/ Предисл. Л.З. Лунгиной; Коммент. Ю. Кондратьевой. Рис. и оформл. Б.А. Диодорова. - М.: Дет. лит., 1983. - (Б-ка мировой лит-ры для детей, т. 46).
12. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.
13. «Русские былины старой и новой записи», под ред. Н.С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, Москва, 1894
14. Скоро сказка сказывается. Сб. волшебных сказок - М; Инициатор, 1993.
15. Тураев С.В. Литература. Справочные материалы. М.,«Просвещение», 1989.
16. Школьная библиотека. Русские народные сказки. М., «Просвещение», 1983.
17. Я познаю мир: Детская мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Астрель; АСТ, 2007.
18. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература/ авт.-сост. Н.В. Чудокова; Худож. Е.В. Гальдяева., А.В. Кондрашук; Под общ. ред. О.Г. Хинн - М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
О чем поет Шотландская волынка?
Заяц-хваста
Фокус-покус! Раз, два,три!
Два плуга