• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Профессия учителя: взгляд в будущее»

Опубликовано Постольникова Елена Михайловна вкл 07.11.2011 - 11:38
Постольникова Елена Михайловна
Автор: 
Наумовой Ангелиной Алексеевной

На базе кафедры Допрофессионального образования ГОУ СПО Профессиональный колледж г.Новокузнецка создается проект модели «Учитель будущего». Совершить поворот в сознании педагога с помощью мышления, ассоциаций, чувств, отношений с желанием познать и испытать что-то новое. Раскрыть в себе необходимые, актуальные для нашего времени, качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx193.13 КБ
Файл 2.docx30.61 КБ
Файл 3.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

                         «Профессия учителя: взгляд в будущее»

                                    Этапы выполнения проекта

1. Организационно-подготовительный этап

Тема: «Нет такой профессии, в которой человек не смог бы подняться на вершину мастерства!»

Проблема проекта: создать модель «Учителя будущего».

Цель проекта:  

         -    создать модель «Учителя будущего», в которой показать качества личности учителя будущего в педагогических условиях, которые включают не только усвоение системы знаний и умений необходимых для профессиональной деятельности, но и  являются определяющим фактором в духовно-нравственном становлении студента, наличие опыта восприятия и понимания другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умение любить ученика,  согласно заповеди «любить ближнего как самого себя»;

          -   совершить поворот в сознании педагога с помощью мышления, ассоциаций, чувств, отношений с желанием познать и испытать что-то новое.

Задачи проекта:

- подготовка специалиста высокого профессионального уровня для осмысления собственных педагогических задач и готовность их решения с помощью инновационных образовательных технологий для различных сфер жизнедеятельности страны;

- самовоспитание личности педагога, в котором он сам принимает решения и усилия для их реализации, руководствуясь своими усвоенными понятиями о нравственных ценностях и моральных нормах.  

В наше время данная тема актуальна, так как профессионализм - постоянное, непрекращающееся развитие человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни, который позволит обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе.

Тип проекта – творческо-исследовательский.

Форма проекта – доклад.

Проектный продукт: учитель будущего.

                                      Краткое описание организации

На базе кафедры Допрофессионального образования ГОУ СПО Профессиональный колледж г.Новокузнецка создается проект модели «Учитель будущего».

Структура:

  • Административная группа;
  • Творческая группа.

Руководитель проекта – Постольникова Елена Михайловна, преподаватель русского языка и литературы, первой категории, ГОУ СПО Профессиональный колледж г.Новокузнецка.

Творческая группа:

  • Студент - программист: Наумова А.
  • Студенты - юристы: Ивкина Ю, Кызласова А., Деткина Н.
  • Студенты - банкиры: Довгаль А., Майданская К.
  • Студенты - социальные работники: Павлова Л., Ткачева А.

Постановка проблемы:

К выполнению данного проекта нас побудила усиливающаяся в наше время проблема:

  • обновления знаний педагога;   
  • смена типа требований современного общества к уровню подготовки квалифицированного специалиста; 
  • новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций, новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций;
  • эволюция педагогических концепций  -  осознание необходимости предоставления большей свободы обучаемому в процессе обучения;
  • существенные изменения в организации учебного процесса в связи с внедрением информационных технологий.

Выдвижение идей по реализации проекта

Провести в студенческой среде:

  • сочинение-размышление;
  • анкетирование

 для того, чтобы разработать рабочий эскиз модели с описанием учителя будущего.

2.Технологический этап

Из сочинения студента:

…Учитель играет важную роль в жизни человека, ведь именно он развивает в индивидууме не только ум и мышление, но и влияет на развитие личности. Предположим, что стремительная эволюция высоких технологий вытеснит профессию учителя. Ведь в последнее время  появились, и другие легкодоступные способы получать информацию. Вместо того, чтобы часами сидеть в библиотеке, можно легко получить информацию с помощью глобальной сети Интернет.  К тому же, сейчас очень редко встречаются молодые педагоги, ведь профессия учителя теряет свою актуальность, в связи с высокой нагрузкой и маленькой заработной платной.

Сможет ли человек учиться при помощи бездушной машины? Ведь к каждому человеку нужен свой подход. Возможно, пропадет заинтересованность.  Худший исход  - полная деградация образования, падение человечества в яму необразованности…

Общество нуждается в педагоге высокой квалификации: проявляющем инициативу, творческую самостоятельность, умеющем свободно работать в условиях интеграции, способным принимать оптимальные решения в сложных педагогических ситуациях.

 Педагог, кто он такой и есть ли у него будущее? На эти вопросы ответили студенты.

Анкетирование в студенческой среде:

1) Считаете ли вы, что преподаватель развивает познавательную активность и логическое мышление у Вас?

2) Учат ли Вас учителя делать самостоятельный выбор?

3) Как вы думаете, ведет ли к улучшенному усвоению материала использование на занятиях различных методов работы?

4) Использование доски и рассказа учителя Вы считаете устаревшим методом объяснения?

5) Считаете ли Вы учителей ограниченными своим предметом?

6) Зависит ли объяснение от возраста учителя?

7) Как Вы думаете, зависит ли проведение урока от настроения учителя?

8) Считаете ли Вы, что профессия учителя будет актуальна в будущем?

9) Какими качествами должен обладать преподаватель, чтобы обучать студентов?

  • Компетентность
  • коммуникабельность
  • терпение
  • понимание
  • чувство такта
  • умение работать с детьми
  • опыт
  • справедливость
  • умение занимательно подать свой предмет
  • сдержанность
  • современность
  • фантазия
  • чувство юмора

10) Пожелания преподавателям:

  • Воспринимайте конструктивно критику в свой адрес
  • придумывайте и отыскивайте конкретные формы использования новых идей
  • учите нас предпринимать неординарные действия
  • не останавливайтесь на достигнутом, совершенствуйтесь
  • отвергайте традиционные подходы, то есть не будьте «урокодателем»!
  • только инновационное развитие образования обеспечит Вам устойчивость и конкурентоспособность в будущем!

Из выше изложенного делаем вывод: учитель обязан обладать профессиональными умениями, которые развиваются из сформированных и уже развитых способностей.

Способности могут быть:

  • врожденные, то есть в виде генетического наследования предрасположенности  определенного рода деятельности;
  • благоприобретенные, то есть сформированными в процессе деятельности.

Наличие способностей или природных задатков к педагогической деятельности должно целенаправленно осознаваться учителем. Развитие способностей создает благоприятные условия для формирования необходимых умений:

  • академических (теоретические  знания, умения действовать обобщенными способами: восприятие, анализ, комбинирование, классификация, систематизация, вариативность, применение в практической деятельности);
  • организаторских (самоорганизация, организация других на деятельность);
  • проектировочных (планирование и проектирование своей деятельности);
  • исполнительских (воплощение задуманного и запланированного в практической деятельности);
  • рефлексивных (самоисследование собственного психического состояния в процессе деятельности);
  • речевые и психической саморегуляции (моторика движений и действий, выразительный показ чувств и отношений).

(рисунок №1)

 Лишь тот учитель, который живет так, как учит.

                                                                                 Г.Сковорода.

Учитель будущего обязан использовать  инновационные образовательные технологии, которые позволяют перейти от традиционного предметного преподавания к широкому, универсальному консультированию и направить обучение на единый завершающий результат и практическую самореализацию студента, от учительского контроля к самостоятельному обучению. Такие занятия дают возможность:

  • анализировать учебную информацию, творчески подходить к освоению учебного материала;
  • учат формировать мнение и правильно его выражать;
  • высказывать собственную точку зрения, ее аргументировать путем дискуссии;
  • учат слушать другого человека, уважать альтернативную точку зрения;
  • моделировать разные социальные ситуации, предлагать собственный социальный опыт через разные жизненные ситуации и переживать их;
  • строить конструктивные отношения в группе, определять свое место в ней, решать и избегать конфликтов, искать компромисс: путем диалога;
  • находить общее решение проблем;
  • развивать навыки проектной деятельности, самостоятельной работы, творчески подходить к выполнению любого задания.

(рисунок №2).

Современное качество образования определяется компетентностным подходом. Центральным понятием в компетентностном подходе есть компетентность личности, которая обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющую образования.

Преподаватель должен иметь:

  • Высокий уровень теоретических знаний по предмету;
  • Практические навыки работы с современными компьютерными технологиями;
  • Знания по использованию деловой терминологии;
  • Профессиональную жизненную мотивацию;
  • Мотивацию к успеху, самореализации;
  • Моральность;
  •  Здоровый образ жизни;
  • Стремление к получению профессионального образования.

(рисунок №3).

3.Обобщающий (рефлексивный) этап

«Нет такой профессии, в которой человек не смог бы подняться на вершину мастерства!»- писал В.Сухомлинский, и мы с этим согласны.

Модель будущего учителя предстает перед нами самосовершенствующимся творческим новатором!

Из сочинений студентов:

  • …Учитель может по-новому взглянуть на себя…способен сформировать собственную позицию профессионала…
  • Он будет объяснять, узнавать, удивлять, предупреждать, лидировать…не останавливаться на достигнутом…
  • Саморазвиваться и самосовершенствоваться, обладать знаниями, которые нельзя найти в Интернете!
  • Нестандартно решать любые сложившиеся ситуации на занятиях…

Проектный продукт: «Учитель будущего».

В основу модели положена инновационная деятельность, в которой педагог выступает в роли менеджера и режиссера обучения, представлена  компонентами:

  • способность удивляться, познавать;
  • умение находить решение в нестандартных ситуациях;
  • нацеленность на открытие нового;
  • способность к глубокому осознанию своего опыта.

                                                                     

                                                                   

                                                                       - развивать педагогическое мышление ;

                                                                       - эрудицию;

                                                                       - интуицию;

                                                                       - импровизацию;

                                                                       - предвидение.  

  • интерес к поиску собственных, новых решений;
  • желание творить.
  • способы учебного сотрудничества;
  • умение организовать и участвовать в интерактивных формах учебной деятельности;
  • умение прогнозировать, проектировать, рефлексировать, аналитически мыслить.

4.Анализ работы

За 6месяцев работы творческой группой были проведены анкетирование в среде студентов и педагогического коллектива; написаны сочинения; посещались занятия педагогов – предметников; методические объединения; семинары и при обсуждении были  определены:

  • учитель – «урокодатель»;
  • учитель – «профессионал»;
  • учитель – «новатор».

Проанализировав их педагогическую деятельность в учебном процессе, творческая группа создала модель  - «Учителя будущего».

Модель «Учителя будущего» способствует подготовке специалиста высокого профессионального уровня и преобразованию личности педагога: изменению ценностей, мотивации, установок, способностей, опыта общения, отношений, деятельности и поведения, готовность их решения с помощью инновационных образовательных технологий для различных сфер жизнедеятельности страны.

С помощью реализации данного проекта на базе колледжа начнется работа по педагогическо - инновационной деятельности: интерактивные занятия; проектные работы по предметам; творческие мастерские (написание статей, публикаций, методических разработок); мультимедийные презентации; образовательные видеоролики; программа Intel – обучение для будущего.

Письмо-рекомендация  

Образовательный проект «Профессия учителя: взгляд в будущее», тема которого «Нет такой профессии, в которой человек не смог бы подняться на вершину мастерства!» подготовленная студенткой первого курса специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» Профессиональный колледж г.Новокузнецка Наумовой Ангелиной Алексеевной соответствует заявленной номинации, так как ориентирована на ценности гражданского общества; раскрывает  качества личности учителя будущего в педагогических условиях, которые включают не только усвоение системы знаний и умений необходимых для профессиональной деятельности, но и  являются определяющим фактором в духовно-нравственном становлении студента, наличие опыта восприятия и понимания ученика; помогает совершить поворот в сознании педагога с помощью мышления, ассоциаций, чувств, отношений с желанием познать и испытать что-то новое.

Поставленные задачи проекта (подготовка специалиста высокого профессионального уровня для осмысления собственных педагогических задач и готовность их решения с помощью инновационных образовательных технологий для различных сфер жизнедеятельности страны; самовоспитание личности педагога, в котором он сам принимает решения и усилия для их реализации, руководствуясь своими усвоенными понятиями о нравственных ценностях и моральных нормах ) были решены. Модель учителя будущего может быть рекомендована к реализации в учебном процессе.

                                          Научный руководитель преподаватель           русского языка и литературы:

Постольникова Е.М.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая

  • Физическое
  • Психическое
  • Социальное
  • Духовное здоровье

информационная

  • Компьютерная грамотность
  • Информационная культура
  • мультимедиа

гражданская

  • патриотизм
  • активная гражданская позиция
  • нормативно-правовая компетентность 

общекультурная

  • стиль педагогической деятельности
  • речевые навыки
  • толерантность
  • педагогический такт
  • имидж 

профессиональная

  • эрудиция и совершенствование знаний предмета
  • педагогическое мастерство
  • личностная зрелость
  • способность к непрерывному самообразованию
  • достижения успеха самореализации
  • способность к инновационной деятельности

социальная

  • ролевая идентификация
  • коммуникативная способность
  • организаторская способность
  • эмпатия
  • рефлексия
  • стиль поведения в конфликтных ситуациях


Поделиться:

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Смекалка против Змея-Горыныча

Снежный всадник

Кто самый сильный?

Три коробки с орехами