• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

физика звука

Опубликовано Черепахина Виктория Владимировна вкл 12.11.2011 - 4:29
Черепахина Виктория Владимировна
Автор: 
Аликина Кристина

презентация к уроку физики по теме "Звуковые волны", может использоваться как дополнительный материал для любознательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fizika_zvuka.zip2.51 МБ

Подписи к слайдам:


Выполнила ученица 11 класса

Аликина Кристина

Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением. Правда вкусы и предпочтения у всех разные – это может быть и классика и тяжелый рок. И все это можно объяснить по научному, а не как мы часто говорим: нравится или не нравиться.

А вот физика позволяет нам взглянуть на этот вопрос совсем с другой стороны. Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популярность попсы. Звуки ее низкочастотны – порядка 40-66 герц. Вот отсюда и пристрастия людей к «клубной» музыке. Низкие частоты, которые используются в этой музыке, не напрягают, а просто зомбируют людей. Конечно, кто-то может сказать, что клубная музыка их отягощает и угнетает. Это уже предпочтения одного человека, а не массы в целом.
Высокочастотные звуки, используемые в музыке стиля барокко, обладают большей длиной волны, чем наш мозг способен улавливать. Вот почему некоторые люди испытывают дискомфорт при длительном прослушивании классической музыки.

В США во время уроков языка для переселенцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. Усвоение языка заметно ускорилось. В Японии в одной из пекарен хлеб выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. Музыка звучит непрерывно, хлеб обладает исключительным вкусом. В Японии кто-то догадался производить саке под музыку Моцарта. Качество саке заметно выросло. Музыка приводит к улучшению памяти, повышению концентрации, внимание гораздо дольше удерживается на предмете изучения.
Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения. Во Франции пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока.

Но также следует знать, что музыка может влиять на человека отрицательно. На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Вот его результаты. Частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям и депрессии, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?” Даже 10-минутное “наслаждение” рок-музыкой на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха. А на рок - концертах нередко интенсивность звука достигает 120 децибел, что не далеко и от болевого порога.


Исследования по генерированию инфразвука и воздействию его на человека развернулись во всех странах мира. Сошлемся, например, на материалы Международного коллоквиума по инфразвуку, состоявшегося в Париже в середине 70-х годов. Эти материалы составляли сборник объемом около 500 страниц. Начнем с печально экзотических инцендентов, предположительно связанных с инфразвуком. Виднейший акустик Т. Тарноци доложил о гибели в гроте Бордаль ( Верхняя Венгрия) трех туристов в условиях резкого изменения атмосферного давления. В сочетании с узким и длинным входным коридором грот являл собой подобие низкочастотного резонатора, а это могло послужить причиной резкого увеличения колебаний давления инфразвуковой частоты. Переодически наблюдавшееся появление судов- “летучих голандцев” с мертвыми на борту также иногда предположительно приписывали мощным инфразвуковым колебаниям, возникающим во время сильных штормов, тайфунов. Снабдить бы все суда простейшими инфразвуковыми самописцами уровня, чтобы можно было сопоставить затем изменения самочувствия экипажа с записанными колебаниями давления воздушной среды [6, 136-137 ].
Пока же специалисты по охране окружающей среды ограничились тем, что установили, например, приемники инфразвука в верхних частях “точечных” зданий и при этом обнаружили следующее. Во время сильных порывов ветра уровень инфразвуковых колебаний ( частоты 0.1 Гц) достигал на тридцатом этаже 140 дБ, то есть даже несколько превышал порог болевого ощущения уха в диапазоне слышимых частот [6, 138 ].

В общем источников инфразвука хоть отбавляй. Поговорим теперь о том, каков же все-таки вероятный механизм воздействия инфразвука на организм человека и удается ли хоть в какой-то мере с этим воздействием боротся.
Длина инфразвуковой волны весьма велика (на частоте 3.5 Гц она равна 100 метрам), проникновение в ткани тела также велико. Фигурально говоря, человек слышит инфразвук всем телом. Какие же неприятности может причинить проникший в тело инвразвук? Естественно, об этом пока имеются лишь отрывочные сведения.
Современная наука предложила много специфичных способов для управления поведением, мыслями и чувствами человека. При этом в частности используют:

- нижепороговое аудиовизуальное раздражение;
- электрошок;
- ультразвук;
- инфразвук;
- сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение;
- торсионное излучение;

-        ударные волны...

В начале 1950-х годов французский исследователь Гавро, изучавший влияние инфразвука на организм человека, установил, что при колебаниях порядка 6 Гц у добровольцев, участвовавших в опытах возникает ощущение усталости, потом беспокойства, переходящего в безотчетный ужас. По мнению Гавро, при 7 Гц возможен паралич сердца и нервной системы [8, 2].
Ритмы характерные для большинства систем организма человека лежат в инфразвуковом диапазоне:

сокращения сердца    1-2 Гц
дельта-ритм мозга (состояние сна)   0,5-3,5 Гц
альфа-ритм мозга (состояние покоя) 8-13 Гц
бета-ритм мозга (умственная работа) 14-35 Гц [6,138 ].

Внутренние органы вибрируют тоже с инфразвуковыми частотами. В инфразвуковом диапазоне находится ритм кишечника.

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать:

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное), и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную). Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.




И напоследок. Если вы хотите повысить внимательность, хотите иметь хорошую память и крепкое здоровье, один из рецептов – музыка.

Поделиться:

Ласточка

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Астрономы получили первое изображение черной дыры