Тема нашей работы «Удел поэта – думать и мечтать». (Мотив одиночества в творчестве К.Паскаля. Традиции и новаторство в изображении лирического героя). Мы считаем, что актуальность выбранной нами темы заключается в том, что поэтическое слово К. Паскаля напоминает о бессмертии традиций отечественной поэзии, так как поэт работает в диалоге с русской классической литературой, и это существенная особенность его поэтики.
Цели исследования:
1. Познакомить сверстников с поэзией К.Паскаля.
2. Показать, как в поэзии К.Паскаля раскрывается мотив одиночества,
как представлен в его стихотворениях лирический герой.
Предмет исследования: поэтический мир К.Паскаля.
Объект исследования: сборники стихотворений разных лет.
Методы исследования:
1. Метод интервьюирования.
2. Метод интерпретации поэтического текста.
3. Метод сопоставления, анализа и обобщения.
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 101 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21».
«Удел поэта – думать и мечтать».
(Мотив одиночества в творчестве К.Паскаля. Традиции и новаторство в изображении лирического героя)
Выполнила ученица 9 В класса
Кривошеева Анастасия Викторовна
Учитель Глушкова Ольга Юрьевна.
г. Рязань 2011г.
ВВЕДЕНИЕ.
Рязань называют сердцем России. Может, оттого так сердечна поэзия рязанцев, что она рождается в тех есенинских заповедных местах, где Ока лежит косою девичьей // На подушках заливных лугов (Константин Паскаль).
К сожалению, литература Рязанского края практически не изучается в школе. Известно, что в школьные годы происходит формирование личности.
Мы считаем, что рязанская литература, поэзия в частности, обогащает духовный мир школьников, учит уважать и ценить свои истоки и окружающий мир.
Особый интерес у нас вызвали стихи Константина Паскаля. Он автор четырёх поэтических книг, лауреат многочисленных премий. Среди них премия Союза писателей России «Соловьи, соловьи…» имени А.Фатьянова (2000), всероссийского конкурса имени Сергея Есенина (2002), журнала «Молодая гвардия». Его сборники стихов изданы небольшими тиражами (1000 и 500 экземпляров), но это патент на сопротивление и противостояние литературной пошлости! Стихи К. Паскаля свидетельство пока ещё не для всех очевидной истины: великая русская поэзия также жива и непосредственна, какой была и два века, и век назад. Поддерживает и слово критика Валентина Курбатова: « Не проза, а поэзия хранит сейчас камертон русской культуры» .
В своей статье « Куда идут стихи?» К. Паскаль пишет: «Куда идут стихи и какими они будут в следующем веке <…> Для этого надо понять не только, откуда они идут, но и как пользуются наследием прошлого современные поэты. Интересен сам факт выбора: классическая традиция или революционное открытия нашей эпохи, то и другое или ни то и ни другое? Во всяком случае, поняв, что делается поэтами сегодня, можно предположить, что они спроецируют в столь недалёкое уже завтра».
Тема нашей работы «Удел поэта – думать и мечтать». (Мотив одиночества в творчестве К.Паскаля. Традиции и новаторство в изображении лирического героя). Мы считаем, что актуальность выбранной нами темы заключается в том, что поэтическое слово К. Паскаля напоминает о бессмертии традиций отечественной поэзии, так как поэт работает в диалоге с русской классической литературой, и это существенная особенность его поэтики.
Цели исследования:
как представлен в его стихотворениях лирический герой.
Предмет исследования: поэтический мир К.Паскаля.
Объект исследования: сборники стихотворений разных лет.
Методы исследования:
Что мы понимаем под одиночеством? Чем больше мы погружались в работу над этой темой, тем больше задавались этим вопросом. Оторванность человека от общества, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания? Однако физическая изоляция не всегда соседствует с одиночеством. Человек может ощущать себя гораздо более одиноким в толпе, в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения, нежели наедине с самим собой. Одиночество – это одна из многих возможностей жизненного существования. Оно бывает разным и зависит от многих условий, с ним связаны не только тяжелые переживания, но и радость, и удовольствие.
Среди тем философского сознания одиночество занимает особое место. Ситуация между одиночеством и свободой – одна из универсальных философских ситуаций, в которых обнаруживаются незримые сущности бытия и человеческой души. В концепции одиночества воплощается и экзистенциальное мироощущение как в философии, так и в литературе (Н.Бердяев, Л.Шестов, Л.Андреев, А.Белый и др.). Однако экзистенциальному мировидению, как религиозному, так и атеистическому противостоит сформировавшаяся несравнимо раньше в отечественной культуре консервативная православная позиция. Тяга русской мысли к вечному осмыслению и воплощению бытия, желание в противовес экзистенциальному мировосприятию преодолеть границы между мирами «Я» и «Другого» определяет специфику национальной культурной традиции. Проблема одиночества была актуальна во все времена и неизбежно проявлялась на уровнях литературы и философии, которые сами по себе есть результат одиночества фигур, их представляющих.
Мотив одиночества присущ творчеству многих русских поэтов.
Он проходит через творчество таких поэтов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А. Белый, С.Есенин.
Например, в поэзии М.Ю. Лермонтова герой одинок в обществе, которое его окружает, в любви, в дружбе, он одинок в своей стране и, наконец, в целом мире. Теме одиночества посвящены стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно, и грустно…», «Благодарность», «Парус» и другие.
В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок»,
ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в
неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей. Тема
одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он
осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая
неудовлетворенность самим собой, судьбой, политической обстановкой,
обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной
безнадежности.
Лирический герой многих стихотворений русских поэтов замкнут в одиночестве, страдает от одиночества. Он предстаёт перед читателем одиноким, непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы.
Поэтическое слово К. Паскаля напоминает нам о бессмертии традиций русской поэзии. Существенная особенность его поэтики заключается в том, что он работает в постоянном диалоге с русской классической литературой. В одной из критических статей он призывает « помнить , что ничего не появляется на пустом месте, ведь за нашими плечами два века великой русской литературы»[1].
Об одиночестве К.Паскаль пишет с предельной обнажённостью: « Я обвенчался с тишиной…». Когда читаешь такие строки, то невольно начинаешь задумываться, что значит для поэта одиночество…
Из интервью с поэтом:
-- Константин Игоревич! Всем известны слова Е.Евтушенко: « Поэт в России больше, чем поэт?» Какие проблемы современности Вас волнуют как поэта?
-- Мне интересно писать об обыденном, мне интересна жизнь… Меня всегда волновала одна тема, она волнует меня и сейчас, она будет волновать меня до конца жизни. Это тема одиночества. Никто не может сравниться с одиноким человеком, у которого никого нет. Кто-то из великих людей сказал: «Самая страшная болезнь нашего века – это одиночество». Это нужно увидеть, это нужно понять. Одиночество во всех его проявлениях я вижу каждый день, я его чувствую. Куда ни придёшь, обязательно увидишь одинокого человека.
Мотив одиночества в творчестве К.Паскаля проявляется в двух ипостасях:
лирический герой чувствует себя постоянно одиноким среди других людей или же наоборот стремится к одиночеству, к уединению. Константин Паскаль – поэт с огромной болью и ответственностью за всё происходящее, поэтому в его поэзии постоянно присутствует совестливая покаянная нота. Он остро чувствует двуипостаси человеческого одиночества.
В минуты одиночества поэт сопереживает своей душе. Это такое одиночество, когда душа поэта не может ни с кем сопрягаться. Она во власти поэта - должна выплеснуться и получить новый импульс для творчества.
Одиночество плодотворно, когда оно, как у А.С.Пушкина « праздность вольная, подруга размышлений»:
В моем окне классический пейзаж:
Туман, рассвет, заснеженные ели.
Еще бы лошадей и экипаж –
И я бы встал с натруженной постели.
Но кто поймет души благой порыв,
Кто удаль молодецкую оценит?
Наступит день, я расскажу со сцены,
Как жил, себя презреньем окружив.
Что проку, если встану я сейчас,
Я, ничего не значащий для вас,
Ни на кого на свете не похожий?
Не нужно надо мною хлопотать.
Удел поэта – думать и мечтать.
Закройте дверь! Мне дует из прихожей...
(«В моём окне классический пейзаж…»)
Казалось бы, что может быть безысходного в лирической зарисовке о природе? Поэт изображает классический зимний пейзаж , его лирический герой полон благих порывов. Но трагедия и заключается в том, что он себя окружил «презреньем». А вопрос: «Кто удаль молодецкую оценит?» - звучит как риторический.
Такое одиночество необходимо как великое счастье самопогружения и самораскрытия, когда всё внешнее должно быть отгорожено и закрыто. Сердце поэта должно хранить себя «от злобы мира», чтобы оно не напиталось этой злобой, не очерствело, не окаменело, таково поэтическое кредо К.Паскаля. Для этого поэту нужно «злое» (т.е. настырно-убеждённое) одиночество : И только «злое одиночество// его хранит от злобы мира».
Писать правду о своём одиночестве – это поиски выхода из него. К.Паскаль исследует в стихах мужество сравнений с самим собой в одиночестве. Для него это «пора признания горьких истин», когда «из молчаливого пространства» выплывает память «в сердце метит свой удар». В такие минуты вползает в душу «вселенская мука сквозная, от которой душа не своя» и приходит осознание непосильности, чрезмерности тишины:
Мне с тишиной легко в глуши,
Где вольный ветер треплет бороду.
Но как расслышать крик души,
Когда идёшь один по городу,
Где даже бывшая жена
Зовёт по имени и отчеству?..
Невыносима тишина,
Когда она от одиночества.
(«Я обвенчался с тишиной…»)
Когда читаешь эти строки, погружаешься в мир удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, и представляешь лирического героя с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество, грусть и тоска. Постоянно чувствуешь, как в мироощущении автора сквозят и дисгармония, и внутренний надлом:
Зачем я здесь
в гирляндах паутин
так стойко и бессмысленно один
уже не существуя существую,
тяну себя за ниточку живую…
(«Смотрю на жизнь из маленького мира…»)
Мотив одиночества звучит и в любовной лирике поэта. Душа – «в ожидании последнего выстрела», того выстрела, когда она, вырвавшись из плена одиночества, вновь устремится навстречу судьбе. Все стихи К. Паскаля о любви пронзительно чисты, как «пронзительно чисты любимых рук прикосновенья». Самым ярким, на наш взгляд, является стихотворение «По снегу, по хрустящему ковру…». В этом стихотворении поражает одухотворённость лирического героя. В первых строфах он «под душой падает как под ношей»:
По снегу, по хрустящему ковру,
Терзаясь, ненавидя и ревнуя,
Я нёс в груди любовь свою земную
И думал, что от тяжести умру.
Любовь, «сражённая предательским мечом», истекая кровью, превратилась в «кровавый вулкан» боли и была «свинцово тяжела». Но даже она дорога поэту:
И я взмолился: "Боже, не спеши,
Не разлучай меня с моей любовью!
Как без неё предстану пред Тобою,
Чем оправдаю пустоту души?..”
(«По снегу, по хрустящему ковру…»)
Ещё страшнее, чем эта тяжесть на душе для лирического героя – пустота души, разлука и одиночество:
Один, один в пустыне комнат
Спиной к домашнему огню.
Я голос твой уже не помню,
Но образ все еще храню.
Мне нужен твой последний выстрел.
Я знаю, что в Саду Теней
Твоя судьба по мертвым листьям
Гуляет под руку с моей.
Тема утраты, одиночества-осознания и предвосхищения нового чувства исследована поэтом сполна. Он чётко улавливает в стихах неопределённость момента, когда сталкиваются чувство опустошённости с печалью утраты того, к чему прикипела душа:
Дыханье полумёртвых листьев
Ещё тревожит чуткий слух –
Я голос твой уже не помню,
Но образ всё ещё храню.
(«Октябрь»)
В этом стихотворении тема одиночества неразрывно связана с темой осени.
В нём просматривается желание поэта узреть пустоту в осенней природе, связанной так или иначе с пустым, угасающим, как и природа в этот период, бытием: «здесь ходит смерть в холодных снах». Создаётся иллюзия, что образы этого стихотворения отразились и застыли в «озябших зеркалах». Несомненно, в этом стихотворении ведущими являются мотивы подавленного настроения и одиночества лирического героя. Созерцание осенней природы только обострило разлад в его душе. Одиночество и печаль переполняют душу, но в то же время память ещё хранит образ любимой. Глубина этой трагедийной антитезы передана через извечную «узловую завязь» души человека и души природы. Запечатлён тот миг, когда любовь исчезает, а сердце ещё лелеет её воспоминания. Мысль об одиночестве ходит всегда недалеко от мысли о смерти. Более того, смерть представляется порой столь абсолютным одиночеством, что мы воспринимаем его как абсолютное слияние со всем. Именно смерть порождает самые безысходные формы одиночества. Одиночество может стать таким нестерпимым, что хочется спрятаться от него в «Саду Теней». Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, поэт добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью. В этом стихотворении поэт использует ямб. Этот стихотворный размер открытый, явный, таинственный, завершенный. Он передает ритм и настроение произведению.
Состояние природы отражает состояние души лирического героя. Человек не может жить без природы: она даёт ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляет поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но даже в одушевленных образах природы воплощены мысли К. Паскаля об одиночестве: яблоневый сад, голубой лес, синие поляны, «месяц – Белый Журавель», задумчивый туман… Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье:
Отчего не слышу я, как раньше,
Голос флейты в голубом лесу?
Свежий ветер волосы не вспашет
И дожди от жажды не спасут...
И нигде душою не согреться,
Лишь в тени ухоженных ветвей
Стонет неухоженное сердце
О прошедшей юности своей.
(«Я бежал от горького похмелья…»)
Но поэт не исчерпан до конца, не падает замертво (только прилёг «на краешке земли»). Это как мнимая черта горизонта, достигнув которую вновь видишь перед собой бесконечное пространство… И наступает тот момент, когда:
Душа спокойна перед неизбежностью.
В ней всё былое выжжено до тла.
Это прозрение поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Это та пустыня, в которой зреет динамика будущей жизни сердца и души. Испепелив всё прошедшее, душа оказывается на старте новой жизни:
И не хватает только самой малости –
Благословенья любящей руки.
(«Душа спокойна перед неизбежностью…»)
Особенность лирики К.Паскаля – чистота чувств и помыслов, уединённое достоинство выношенного слова. Он находится в осознании преемственности и великой миссии поэта в современном мире. В стихотворении « Молчи, лукавая история!..» Бог и дьявол приходят за ответом на вопросы к поэту. И он должен разрешить их сомнения-колебания и ответить на вопрошающий недоумённый взгляд:
Но я-то знаю – лишь к художнику
И Бог, и дьявол вопрошают.
Пускай порой он жаждет почести,
В себе самом творит кумира,
И только злое одиночество
Его хранит от злобы мира,
Но не блистательные качества,
Не ослепительная слава –
Благословенное чудачество
Ему дает на это право.
(«Молчи, лукавая история!..»)
Необычность склада личности и своеобразия поэтического дара К.Паскаля, по наблюдениям, является «элегилизм мышления». Элегия (по определению Белинского «песня грустного содержания») известна с давних пор.
К. Паскаль вносит свои мысли и свой особенной почерк, своё восприятие реалий жизни. Его стихотворения об одиночестве проникнуты необычайной грустью:
Давно уехал мой автобус,
и затерялась колея.
Пора придумать новый глобус
для не имеющих жилья,
чтобы на всей земле две точки:
начало и конец пути,
и даже пальчик нашей дочки
мог без труда меня найти
в толпе курящей на перроне,
в скупых записках между строк,
в разноголосом Вавилоне,
где был отважно одинок.
Сегодня был,
а завтра вышел –
растаял в призрачной дали…
Но разве кто-нибудь расслышал
глас вопиющего с Земли?
(«Давно уехал мой автобус…»)
Грустная, печальная и тихая интонация этого стихотворения передает чувство одиночества и тоски через аллегори ческие образы автобуса , толпы, дороги, где в призрачной дали затерялся лирический герой, одинокий странник. Мотив одиночества в поэзии К. Паскаля тесно связан с мотивом дороги. Поэт, как и его предшественники А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь, С.А.Есенин, тоже поэтизирует одинокую скитальческую судьбу, в которой видит форму духовного искания – Бога, истинной веры. Он развивает, дополняет тему дороги и даёт ей глубокое философское звучание. Для лирического героя «царство покоя» только «остановка на бренном пути». Лирический герой – вечный странник и «бродяга», одинокий на жизненном пути:
Выпьем лучше! Сядем на корягу,
Да затянем песню под винцо.
Ты же знаешь, что меня, бродягу,
Ни кольцо не держит, ни крыльцо.
(«Синие поляны»)
Спокойная, счастливая жизнь ослабляет ум, гасит огонь души, делает человека невосприимчивым к происходящему вокруг. Поэтому лирический герой вечный странник, заброшенный судьбой. В стихотворении «Синие поляны» жизнь сопоставляется с осенним ветром, который сушит и студит сердце.
Вот почему в стихотворениях К. Паскаля столько трагических нот. Вот почему одиночество представляется целым радом метафорических образов. Вот почему подчас они вызывают столько грустных ассоциаций, позволяющих проследить движение художественной мысли автора, проникнуть в глубину текста:
Я к забвенью дороги не знаю,
а за дверью чужого жилья –
только долгая песня ночная
да вселенская мука сквозная,
от которой душа не своя.
(«Падал снег на зелёные листья…»)
Это стихотворение позволяет понять нам моральные, духовные ценности поэта-романтика, его мысли и чувства. Данное произведение также несёт общечеловеческое значение: оно состоит в том, что человек должен жить, а не существовать, но за всё в этой жизни надо платить «вселенской мукой, от которой душа не своя».
Как бы ни было тяжело одиночество и для поэта, и для лирического героя, они стремятся к нему, не к уединению, а именно к одиночеству, ибо оно даёт им силы, чтобы чего-то добиться, заставляет поверить в себя и ощутить радость творчества:
Не выношу пустые разговоры,
от них бегу из города – в поля,
где ждут меня родимые просторы
и молчаливо строгая земля.
Где каждый час, исполненный покоя,
я проживу полней иного дня,
и где порой привидится такое,
что лишь стихи потом спасут меня.
Где слышен Бог и тишина священна,
где каждый звук оправдан тишиной,
душа освобождается из плена,
но не кричит, а шепчется со мной.
(«Не выношу пустые разговоры»)
Одиночество… Оно мало кого радует. Для многих это одно из самых страшных страданий в жизни. «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты», - говорила Мать Тереза. Действительно, что может быть страшнее осознания, что ты один во всей Вселенной, что нет людей, которые тебя поймут и поддержат. Бывает так, что человек глубоко одинок даже в гуще толпы. О таком одиночестве пишет К. Паскаль в стихотворениях «Старуха, синяя от холода» и «Стоит мужик у гастронома»:
Старуха, синяя от холода,
скрипит зубами на ветру,
она стоит на рынке смолоду
и это, видно, не к добру.
Стоит сурово, не сгибается,
сцепивши руки за спиной,
и покупатели пугаются,
её обходят стороной.
По словам поэта, в основу этого стихотворения легли реалии нашей жизни. Эта старая женщина космически одинока. Она стоит на рынке, а мимо проходят люди, которым безразлично, что с нею происходит:
Висят непроданные тапочки,
старуху снегом замело.
а ей, похоже, всё до лампочки,
и просто хочется в тепло.
Она до дома расстояние
привыкла преодолевать,
но от великого стояния
бессильно падает в кровать.
Пускай орут коты соседские,
зато когда взойдет луна,
ей снятся мультики советские,
что в детстве видела одна.
По-настоящему одинокая душа – это не существо, покинутое людьми, а личность, живущая среди них. Эта мысль звучит и в другом стихотворении:
Стоит мужик у гастронома,
Печально смотрит в небеса.
И не нужны ему, родному,
Ни хлеб, ни сыр, ни колбаса.
И ничего ему не нужно
От жизни, что проходит зря.
И чья-то нежность, чья-то дружба
Ему давно до фонаря.
Он смотрит в небо, не мигая,
Один на ледяной земле.
И может, жизнь совсем другая
Видна ему в небесной мгле?
А в мире столько добрых песен!
Бывают даже чудеса.
Но никому не интересен
Мужик, смотрящий в небеса.
Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, который так одинок в этом мире, что его не радует ничего, жизнь проходит мимо, ему тяжко среди людей, кажется, что настолько безнадёжно и бесконечно это одиночество, что вот-вот оно перерастёт в отчуждение или же во вражду. Читаешь эти стихотворения и понимаешь, что одиночество, действительно, приобретает космический масштаб. Интересны и сложны стихотворения по смысловым линиям . Казалось бы, что в них особенного? Но незначительный, на первый взгляд отрезок человеческой жизни поэтом осмыслен философски. Обнаруживается и ещё одна грань концепции одиночества – её трагически непреходящий характер.
«Поэзия – великое таинство, удел избранных… Никакой самый скрупулезный анализ не откроет нам до конца всех ее загадок. Столь же закрыт для мира и поэт – создатель оригинальных текстов, родственно близких музыке, колдовскому заклинанию или святой молитве – кому что ближе. Во всяком случае, стихи – эта неповторимая комбинация слов (символов и знаков) – могут включать в себя и полет человеческой фантазии, и сгусток его сокровенных мыслей и чувств, и синтез ранее накопленных знаний, и гениальные пророчества, да что угодно! Главное, чтобы оставалась тайна, без которой не существует истинной поэзии», - писал К. Паскаль в статье «Гармония неизведанного».
Стихи К.Паскаля об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого поэта, побольше узнать о нём и , конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.
[1] «Литературная учёба», стр. 109
Девчата
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Можно от Солнца уйти...
Красочные картины Джастина Геффри
За чашкой чая