• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Влияние цвета на внимание школьников"

Опубликовано Мастранская Ольга Николаевна вкл 06.12.2011 - 19:37
Автор: 
Долматова валерия

Долматова Валерия защищала эту работу на научно-практической конференции младших школьников и заняла 3 место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_cveta_na_vnimanie_shkolnikov.doc95 КБ
Office presentation icon prezentaciya_dolmatovoy_valerii.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

II исследовательская конференция

учащихся  I  ступени

Заводского района города новокузнецка

Изучение влияния цвета

на внимание школьников

                             Автор: Долматова Валерия                

                                                                          ученица 3 класса МОУ  «СОШ № 49

                                                    Научный руководитель:

                                           Мастранская О. Н.

                                                          учитель начальных классов

                                            МОУ «СОШ №49»

                                                                 

Новокузнецк 2011

Содержание

I. Введение  ………………………………………………………………………....3

  1. Основная часть

            2.1. Цвет и  его характеристики……………………………………………5

            2.2. Влияние основных цветов на работоспособность…………………...5

III. Самостоятельное исследование

3.1. Влияние цвета на умственную продуктивность (внимания)  

                   школьников.  ………………………… …….....………………………8

IV. Заключение. ……………………….…………………………………………....9

V. Литература. ………………………………..………………………………..…..10

V. Приложения. ……………………………....…………………………………….11

5.1. Таблица I . Количество ошибок, допущенных испытуемыми

       на бумаге  разного цвета.

Введение

Среди психических явлений внимание занимает особое место.  Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни. Внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет её избежать, устранит препятствие на пути.  Умение быть внимательным имеет значение не только в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками, но и в развитии личности.

В младшем школьном возрасте дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают много ошибок в своей работе и часто во время её выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова.  Учитель сердится на ребят, ставит им плохие отметки, некоторые педагоги даже наказывают учеников за ошибки, допускаемые из-за невнимательности.

Внимание учащихся зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое преподнесение материала в младших классах – важная форма управления вниманием, условие внимательности школьников.

Цвет, звук, запах оказывают большое влияние на нашу жизнь, независимо от того, обращаем мы на них внимание или нет. Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей.

Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи. Цветом интересовались Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, а в наше время – И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие.

Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет влияет на мышление и внимание.

Мне тоже захотелось узнать, так ли это? Способен ли цвет повысить внимание? Поэтому была выбрана данная тема исследования и поставлены следующие цель и задачи.

Цель: Изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников.

Задачи:

  1. Изучить научные литературные источники для выяснения существующих методик определения концентрации внимания у школьников.
  2. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников в группе количеством  10 человек.
  3. Обработать полученные данные и сделать вывод.

Методы исследования:

  1. Проведение эксперимента с использованием корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова).
  2. Статистический метод анализа данных.

2.1. Цвет и его характеристики

Специалисты давно выдвинули теорию о том, что разные цвета по-разному влияют на работу мозга. Наконец, в ходе научного исследования удалось выяснить, как именно меняется работа мозга в зависимости от окружающей цветовой гаммы.

Оказалось, что цвет влияет на мышление и внимание.

В течение 1 года ученые проводили наблюдение за влиянием на работу головного мозга красного, синего и белого цветов. В эксперименте приняли участие 600 добровольцев.

Оказалось, что с заданиями, требующими внимания, человек справлялся быстрее в комнате с красными стенами. Так, в комнате, где много красного цвета, испытуемые быстрее выполняли расчеты, заполняли декларации и при этом реже ошибались.

Голубые и синие тона способствуют развитию  творческого мышления. Если вам необходимо придумать что-то новое, то лучше это сделать именно в синей комнате. А вот белый и пастельные цвета не оказали заметного влияния на работу мозга.

2.2. Влияние основных цветов на работоспособность

Красный

  1. С древних времен красный цвет ассоциируется у человечества с какой-либо силой и мощью. У красного цвета самая большая длина волны. Поэтому считается, что влияние на мозг такого излучения – максимально. Не следует забывать, что кровь у нас тоже красного цвета. Поэтому природа позаботилась, чтобы при виде любых красных оттенков наш организм приходил в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение, истощение;

  1. Оранжевый

Один из самых заметных и привлекающих внимание. Наверное, поэтому его так часто используют в спецодежде и в различных рекламных кампаниях, связанных со скидками и бонусами. А для большинства обычных людей оранжевый цвет является просто цветом хорошего настроения. Поэтому, на наш взгляд, оранжевый можно назвать самым позитивным цветом. Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Жёлтый

  1. В различных культурах желтый цвет имеет множество значений. И отношение людей к этому цвету весьма разнообразно.  Желтый цвет является цветом общительности и веселья. А врачи утверждают, что желтый стимулирует зрение и мозг, его созерцание благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее влияние, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной деятельности.

  1. Зелёный

Сама природа позаботилась о том, чтобы зеленый цвет обозначал жизнь для всех на планете Земля. Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Также во многих культурах зеленый – это цвет удачи.Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному;

  1. Голубой

Голубой – успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная работа) – голубой цвет вам поможет;По положительному влиянию на здоровье человека этот цвет ничуть не уступает зеленому.

  1. Синий

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

  1. Фиолетовый

Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Рассмотрим рисунок, на котором показана длина волны всех цветов спектра.

 

Пояснения к рисунку:

+ тонизирующее воздействие

- успокаивающее

Зеленый, как видно из рисунка занимает самое нейтральное положение. Можно предположить, что именно зелёный цвет должен способствовать повышенному вниманию.

Самостоятельное исследование.

 3.1.Влияние цвета на умственную продуктивностъ (внимание) школьников.

Для эксперимента была создана группа учащихся  в количестве 10 человек. До  начала эксперимента  было  установлено,  что  все   испытуемые   примерно  одинаково различают  цвета. Эксперимент  проводился   в  школьном  кабинете  в  течение  трёх дней,   приблизительно в  одно   и  то   же   время - с 12.00. до 13.00.часов (ученными установлено, что максимальное цветоразличие приходится на 13 -15 часов)    

Исследование умственной работоспособности  (внимания)  осуществлялось  при помощи корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Эти таблицы помогают изучить  особенности :внимания  при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Таблицы были размещены нам на бумаге разного цвета: оранжевого, синего, светло-зелёного и белого.

Испытуемым   предлагалось   задание:      по   возможности   быстро   и   точно   вычеркнуть заданную букву в течении одной минуты. При этом для определенного цвета бумаги предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве.

Концентрация внимания  оценивалась  по количеству ошибок, допущенных учащимися на бумаге разного цвета.

Заключение.

  1. Исходя из полученных данных видно, что внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания.
  2. Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на светло-зеленой бумаге.
  3. Найден ответ на поставленный вопрос.

Полученные результаты можно использовать в образовательных учреждениях с целью повышения умственной продуктивности учащихся.

Список  литературы

1.  Миронов А. В. «Цветоведение», 1984

2. Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг» – СПБ.: Речь, 2003

3. http://www.alu-design.ru/interior_colours.html     

4. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html   

5. http://vmirepozitiva.ru/kak-cvet-vliyaet-na-nastroenie.html   

 

Приложение

Таблица I. Количество ошибок, допущенных испытуемыми на бумаге разного цвета.

№ испытуемого

белая бумага

оранжевая бумага

светло-зелёная бумага

синяя бумага

      1

         4

        5

        1

        4

      2

         2

        3

        0

        4

      3

         1

        3

        2

        2

      4

         0

        2

        0

        2

      5

         0

        3

        0

        2

      6

         5

        4

        1

        6

      7

         4

        4

        2

        3

      8

         2

        3

        0

        3

      9

         0

        0

        0

        2

     10

         2

        3

        1

        2

Таблица II. Средний показатель количества ошибок, допущенных испытуемыми на бумаге разного цвета.

цвет бумаги

        количество ошибок

белый

                      2

оранжевый

        3

светло-зелёный

                     0.7

синий

         3


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изучение влияния цвета на внимание школьников Автор: Долматова Валерия Ученица 3 класса МОУ “СОШ № 49” Научный руководитель: Мастранская О. Н. учитель начальных классов МОУ «СОШ №49»

Слайд 2

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни. Что же способствует большей концентрации внимания?

Слайд 3

Аристотель Леонардо да Винчи Ньютон Гете Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей.

Слайд 4

Цель : Изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников. Задачи: Изучить литературные источники для выяснения существующих методик определения концентрация внимания у школьников. Спланировать и провести эксперимент по изучению влияния цвета на внимание школьников. Обработать полученные данные и сделать вывод.

Слайд 5

Методы исследования Изучение литературы. Проведение эксперимента с использованием корректурных буквенных проб (таблицы Анфимова). Метод анализа данных.

Слайд 6

В эксперименте принимали участие 10 ребят из 3 В класса

Слайд 7

ТАБЛИЦА АНФИМОВА

Слайд 8

цвет бумаги количество ошибок белый 2 оранжевый 3 светло-зелёный 0.7 синий 3 Средний показатель количества ошибок, допущенных испытуемыми на бумаге разного цвета.

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Поделиться:

Зимний лес в вашем доме

Сказка "Морозко"

Два плуга

Зимовье зверей

Притча о гвоздях