Цель проекта – создание сборника диктантов по русскому языку для 5 – 9 классов по текстам произведений писателей Ямала. Данный сборник диктантов адресован учителям русского языка. В сборнике представлены тексты для контрольных диктантов по различным темам программы по русскому языку в 5-9 классах. Тексты диктантов составлены на материале произведений писателей Ямала, снабжены перечнем главных орфограмм и пунктограмм, встречающихся в приводимых текстах. Тексты диктантов для 5-7 классов ориентированы на закрепление правил орфографии, а тексты диктантов 8-9 классов—на усвоение правил пунктуации. Авторы стремились, чтобы предлагаемый материал отвечал воспитательным задачам школы, развивал любовь к родному краю, к литературе и языку, был интересным для учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_merkulovoy_polnyy.doc | 112.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
г.Лабытнанги
VIII окружная
научно-исследовательская конференция
учащихся и студентов «Ступень в будущее»
Секция «Социально-гуманитарные и экономические науки»
(Подсекция «Литературоведение, лингвистика и языкознание»)
Тема:
«Сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-9 классов
«Слово о Ямале»
Автор:
Меркулова Наталья Дмитриевна,
ученица 11а класса
МОУ СОШ № 1
Руководитель:
Кожемякова Ольга Кузьминична,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 1
Почтовый адрес:
г.Лабытнанги,
ул.Октябрьская, 17,
МОУ СОШ № 1
г.Лабытнанги
2010 г.
Краткая аннотация
Сборник диктантов по русскому языку «Слово о Ямале»
для учащихся 5-9 классов
Исполнитель: Меркулова Наталья
МОУСОШ№1 г. Лабытнанги
Научный руководитель: Кожемякова О.К.
Цель проекта – создание сборника диктантов по русскому языку для 5 – 9 классов по текстам произведений писателей Ямала.
Сборник диктантов по русскому языку «Слово о Ямале» адресован учителям русского языка. В сборнике представлены тексты для контрольных диктантов по различным темам программы по русскому языку в 5-9 классах. Тексты диктантов составлены на материале произведений писателей Ямала, снабжены перечнем главных орфограмм и пунктограмм, встречающихся в приводимых текстах. Тексты диктантов для 5-7 классов ориентированы на закрепление правил орфографии, а тексты диктантов 8-9 классов—на усвоение правил пунктуации. Авторы стремились, чтобы предлагаемый материал отвечал воспитательным задачам школы, развивал любовь к родному краю, к литературе и языку, был интересным для учащихся.
The short summary
The collection of dictations on Russian for 5-9 classes
«A word about Yamal»
The executor: Merkulov Natalia
МОУСОШ №1 Labytnangi
The supervisor of studies: Kozhemjakova O. K.
The project purpose – creation of the collection of dictations on Russian for 5 – 9 classes under texts of products of writers of Yamal.
The collection of dictations on Russian «the Word about Yamal» is addressed teachers of Russian. In the collection texts for control dictations on various themes of the program on Russian in 5-9 classes are presented. Texts of dictations are made on a material of products of writers of Yamal, supplied by the list of the main things орфограмм and пунктограмм, meeting in resulted texts. Texts of dictations for 5-7 classes are focused on fastening of rules of spelling, and texts of dictations of 8-9 classes th mastering of rules of a punctuation. Authors aspired, that the offered material answered educational problems of school, developed love to a native land, to the literature and language, was interesting to pupils.
Аннотация
Сборник диктантов по русскому языку для 5-9 классов
«Слово о Ямале»
Исполнитель: Меркулова Наталья
МОУСОШ№1 г. Лабытнанги
Научный руководитель: Кожемякова О.К.
Не секрет, что среди приехавших жить и работать на Ямал нередко встречается пренебрежительное отношение к издавна населяющим полуостров ненцам, ханты, коми. Чаще всего это происходит из-за незнания особенностей культуры другого народа, из-за непонимания мотивов поведения живущих рядом с нами и непохожих на нас людей.
Литература является тем магическим кристаллом, с помощью которого можно ярче осветить, а значит и лучше понять жизнь, людей и непростые взаимоотношения между ними. Именно под этим углом зрения мы и постарались «прочитать» произведения местных писателей и составить сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-9 классов.
Цель проекта – создание сборника диктантов по русскому языку для 5 – 9 классов по текстам произведений писателей Ямала.
Цель проекта определили следующие задачи:
Методы проекта: сбор, изучение, фиксация, анализ научных источников, анкетирование, беседа.
Изучение практики работы нашей школы показало, что учителя русского языка положительно относятся к использованию на своих уроках краеведческого материала, но испытывают недостаток в нем. Таким образом, нами выявлено противоречие между большой значимостью воспитательного потенциала художественных текстов и недостатком доступных материалов. Этим подтверждается актуальность нашего проекта.
Наш проект состоит из следующих частей:
Практическая значимость нашей проектной работы заключается в возможности использования текстов данных диктантов на уроках русского языка другими учителями русского языка с целью нравственного, патриотического воспитания школьников. На данный момент такой сборник отсутствует, но тексты диктантов помогут учащимся понять быт народов Ямала, оценить красоту и неповторимость северной природы. Автором самостоятельно разработано содержание сборника, выполнена систематизация орфограмм и пунктограмм, встречающихся в текстах диктантов.
Сборник диктантов
по русскому языку для учащихся 5-9 классов
«Слово о Ямале»
Содержание работы:
1. Введение …………………………………………………………….………2-3
2. Основная часть………………………………………………………………4-7
2.1. Методические требования к текстам диктантов …..……..……..4-5
2.2. Виды орфограмм, изучаемых в среднем звене школы. ………...6-7
3. Заключение……………………………………………………………..…....8-9
4. Список использованных ресурсов и литературы………………………….10
5. Глоссарий……………………………………………………………………..11
6. Приложение I
Введение.
Не секрет, что среди приехавших жить и работать на Ямал нередко встречается пренебрежительное отношение к издавна населяющим полуостров ненцам, ханты, коми. Чаще всего это происходит из-за незнания особенностей культуры другого народа, из-за непонимания мотивов поведения живущих рядом с нами и непохожих на нас людей.. Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражается и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное в них наш предмет отражает в дидактическом материале – в текстах использованных отрывков из художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, учителю необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству.
Заинтересовавшись творчеством писателей Ямала, мы попробовали составить дидактический сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-9 классов, используя тексты произведений ямальских авторов.
Литература является тем магическим кристаллом, с помощью которого можно ярче осветить, а значит и лучше понять жизнь, людей и непростые взаимоотношения между ними. Именно под этим углом зрения мы и постарались «прочитать» произведения местных писателей и составить сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-9 классов.
Цель проекта – создание сборника диктантов по русскому языку для 5 – 9 классов по текстам произведений писателей Ямала.
Цель проекта определили следующие задачи:
Методы проекта: сбор, изучение, фиксация, анализ научных источников, анкетирование, беседа.
Изучение практики работы нашей школы показало, что учителя русского языка положительно относятся к использованию на своих уроках краеведческого материала, но испытывают недостаток в нем. Таким образом, нами выявлено противоречие между большой значимостью воспитательного потенциала художественных текстов и недостатком доступных материалов. Этим подтверждается актуальность нашего исследования.
Наш проект состоит из следующих частей:
Практическая значимость нашей проектной работы заключается в возможности использования текстов данных диктантов на уроках русского языка другими учителями русского языка с целью нравственного, патриотического воспитания школьников. На данный момент такой сборник отсутствует, но тексты диктантов помогут учащимся понять быт народов Ямала, оценить красоту и неповторимость северной природы. Автором самостоятельно разработано содержание сборника, выполнена систематизация орфограмм и пунктограмм, встречающихся в текстах диктантов.
-
2.1. Методические требования к текстам диктантов[1]
Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе. Проявляется орфографическая и пунктуационная грамотность в умении школьников, во-первых, предвидеть в процессе письма орфограммы в словах и смысловые отрезки в предложении в тексте, требующие выделения знаками препинания; во-вторых, правильно писать слова с изученными видами орфограмм и правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; в-третьих, находить и исправлять пунктуационные и орфографические ошибки.[2]
Задача достижения орфографической и пунктуационной грамотности в пределах действующих в настоящее время норм оценки знаний, умений и навыков обеспечивается, если учитель и ученики видят в орфографии не набор разрозненных правил, а определенные системы. Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст диктанта сначала читается целиком, чтобы дети поняли его смысл, затем – по предложениям. В конце работы текст вновь читается целиком, чтобы дать возможность детям проверить написанное.[3]
Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами. Чтобы контрольный диктант показал объективную картину состояния орфографической грамотности учащихся, необходимо правильно, методически обоснованно подобрать текст диктанта.
Учащиеся к концу учебного года должны знать определенное количество орфографических и пунктуационных правил. Проверить усвоение всех орфограмм и правил с помощью одного контрольного диктанта невозможно. Следовательно, для этой цели нужно отобрать минимум орфограмм и пунктуационных правил. Что бы сделать это объективно и методически правильно, надо помнить, что среди изучаемых в школе орфограмм выделяются основные и важнейшие орфограммы, т. е.
а) встречающиеся во многих словах;
б) частично покрывающие тексты;
в) отражающие существенные стороны русской о1245рфографии;
г) относящиеся к легко проверяемым с помощью правил.
Следовательно, не все орфограммы, изучаемые в школе, одинаково значимы для характеристики орфографической грамотности учащихся. То же самое можно сказать и о пунктуационных правилах. Основными и важнейшими из них можно считать:
1) правила, которыми регулируется синтаксическое членение письменной речи;
2) правила с высокой степенью обобщения пунктуационного материала;
3) правила с большой частотностью и их употреблением.
Отсюда следует, что текст контрольного диктанта должен включать:
1) орфограммы и пунктуационно-смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время;
2) основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно-смысловые отрезки из числа изученных ранее.
В целом диктант не должен быть нарочито перегружен. Оптимальным является такое соотношение орфограмм и пунктуационно - смысловых отрезков в тексте контрольного диктанта.
Класс | Количество слов | Количество орфограмм | Количество пунктуационно смысловых отрезков |
V VI VII VIII IX | 90-100 100-110 110-120 120-130 130-140 | 12 16 20 24 24 | 2-3 3-4 4-5 10 15 |
С помощью контрольного диктанта можно проверить следующее:
I. Начало учебного года (по итогам повторения изученного в предыдущем классе) II. Конец изучения темы III. Конец года (по итогам заключительного повторения) | 1. Степень угасания правописных навыков. 2. Прочность овладения навыками правописания. 1.Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в данной теме. 2. Усвоение орфограмм и правил пунктуации, изученных в предыдущей теме. 3. Усвоение основных и важнейших орфограмм и правил пунктуации, изученных в предшествующих темах. 1. Усвоение основных орфограмм и правил пунктуации, с которыми учащиеся познакомились в данном классе. 2. Усвоение основных и важнейших орфограмм и пунктуационных и важнейших орфограмм и пунктуационных норм, которые изучались в предыдущем классе. |
2.2. Виды орфограмм, изучаемых в среднем звене школы.[4]
5 класс
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский язык как предмет изучения объективно обладает чертами прекрасного, способными вызвать у учащихся эстетическое чувство - духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Следовательно, основным направлением в эстетическом развитии учащихся является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка.
Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка - это формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по закону красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.
Дидактический материал, используемый для обучения, - это тексты упражнений учебника, диктантов и изложений, темы сочинений, материалы, подбираемые учителем из жизни школы, страны, внеклассной, внешкольной работы, - позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь и преданность к Родине, интернационализм, любовь к родной природе.
Эстетическое чувство появляется в виде восхищения, наслаждения прекрасным в природе, в обществе, в человеке, в искусстве, которое вызывает в нашем сознании ощущение бескорыстной радости, желание самосовершенствоваться. Напротив, негативное в природе, в обществе, в человеке, в искусстве вызывает противоположные, отрицательные переживания, стремление усовершенствовать окружающее.
Сборник текстов диктантов поможет учащимся продолжить знакомство со своеобразной культурой Ямала. Тексты помогут больше узнать о жизни, обычаях, нравах коренных народов Севера.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
[1] Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие под редакцией М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
[3] Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие под редакцией М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
[4] Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие под редакцией М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Пустой колос голову кверху носит
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Снежный всадник