• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работапоусскому языку "Имя и характер"

Опубликовано Бессчастнова Светлана Николаевна вкл 23.12.2011 - 20:58
Бессчастнова Светлана Николаевна
Автор: 
Пруцков Артем

 

В данной  работе  исследуется взаимосвязь имени и характера, влияние  имени на судьбу человека.

Проводится анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования. Выявляются распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся класса, школы. Сравнивается и выявляется взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества.

Использовались следующие методы исследования:

  • теоретический, то есть изучение и анализ литературы;
  • эмпирический, то есть анкетирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_i_harakter.doc155.5 КБ
Файл imya_i_harakter.pptx364.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 20» г. Балаково Саратовская обл.

        

Имя и характер

                                                 Автор: ученик 5 класса  Г

                       МОУ «Средняя школа № 20»                                              Пруцков Артем

                                            Руководитель: учитель

    русского языка и  литературы

                                    Бессчастнова С.Н.

Введение

Имя человека — самый сладостный и самый важный  для него звук на любом языке.

                                                                   Дейл Карнеги

Выбор имени  - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним. Выбирая имя ребенку,  многие не задумываются о том, как станут называть его повседневно и родители, и ровесники во дворе, в школе.

Актуальность исследования.

Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. Сила имени велика, и это известно со времен, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Древние мудрецы были уверены, что с именем человека, его характером и судьбой существует определенная связь. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.

Знание имени позволяло влиять на саму судьбу. Имя – это как бы формула счастья и здоровья. Дав ребенку имя, родители тем самым в какой-то мере предопределяют его счастливую или несчастливую судьбу, потому что имя определенным образом формирует характер человека.

Анализ научно-популярной литературы по исследуемой нами проблеме выявил такой вопрос, который до сих пор остается не достаточно разработанным в практике: влияние имени на характер? Поэтому нами были поставлены следующие цели:

1.определить взаимосвязь имени и характера.

2.Выяснить влияет ли имя на судьбу человека.

Объект исследования: антропонимика.

Новизна: определение взаимосвязи значения имени и характера.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

  1. провести анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования;
  2. выявить распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся класса, школы;
  3. сравнить и выявить взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. теоретический, то есть изучение и анализ литературы;
  2. эмпирический, то есть анкетирование.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.

2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования.

3 этап. Анкетирование, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, оформление  исследования, создание буклетов.

Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей.

  1. Антропонимика – наука о личных именах

Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя». 

       Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году. Антропоним – личное имя, антропонимия – совокупность личных имен, ласкательных, презрительных, прозвищ, отчеств, фамилий, псевдонимов и т.д.

            Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука -  языковая (лингвистическая).

       Вместе с науками о других собственных именах антропонимика составляет ономастику, в которую входит топонимика (изучает географические значения), этнонимика (изучает названия племен и народов), космонимика (изучает названия небесных тел), теонимика (изучает названия религиозного происхождения) и т. п.

Ономастика успешно развивается во многих странах мира. Литература ее необъятна. Выходят и специализированные журналы (во Франции, Швеции, США, Польше, Чехословакии и др.) Состоялось 15 международных конгрессов по ономастике (последний – в августе 1984 года в Лейпциге), не считая тех, что были созваны внутри отдельных государств. Есть специальные научные институты и общественные организации. В крупнейших странах мира выпущено по несколько словарей имен, словарей фамилий и т. д.  

  В России же с исследованием личных имен запоздали. Хотя в 1903 году издан замечательный «Словарь древнерусских личных собственных имен» Н. М. Тупикова, вобравший в себя сведения из опубликованных к тому времени архивных документов, в него вошла лишь малая доля, хранящегося в архивах. Позже было опубликовано еще немало, но имена из старинных источников никем не систематизированы. Едва ли скоро кто-либо продолжит благородный труд  Н. М. Тупикова.

Самую активную научную деятельность в рассматриваемой сфере развернули пензенские преподаватели, аспиранты, студенты, архивные работники во главе с профессором В..Д. Бондалетовым.

2. Имя и характер

В наше время главным из критериев для выбора имени является семейная значимость имени, а так же красота  его звучания и удобство  произношения.      

В нашей школе обучается 1197 человек. Среди них 639 мальчиков и 558 девочек, что составляет  соответственно 53,4% и  46,6%.

Самыми распространенными именами нашей школы среди девочек является:

1.Анастасия- 68  человек (12%)

2.Дарья – 43 человека( 7,7%)

3.Екатерина – 41 человек(7,4%)

Среди мальчиков:

1.Александр- 41 человек(6,5%)

2.Дмитрий – 40 человек (6,3%)

3.Максим -32 человека (5%). (См. Приложение1)

В ходе анализа имен в нашем 5 Г классе  были сделаны следующие выводы:

Самыми распространенными именами нашего класса являются женские имена:  Юля (4чел.)16% и Настя (2 чел.)8 %.

Повторяющихся  мужских имен в классе нет, но присутствуют имена, распространенные  в школе: Александр, Никита, Владислав, Михаил.

Человека  с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники, познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение. Нами  было проведено анкетирование среди учащихся 5Г класса МОУ «Средняя школа №20» с целью выяснить, сколько человек знают историю своего имени для дальнейшего сравнения имени и характера. В исследовании участвовали 25  учашихся.

Были заданы следующие вопросы:

1.Почему родители дали вам это имя?

2.Нравится ли вам ваше имя?

3.Знаете ли вы, что значит ваше имя?

По результатам анкеты

  1. знают значение своего имени 15 человек,  10 человек  не знают.

Имена давали  детям в честь: святых (Светлана Гундарова, Иван Бирючков), родных (Артем Пруцков, Сергей Пластинкин, Юлия Жарких, Михаил Смирнов, Никита Шилов), героев фильмов (Настя Коннова из сказки «Морозко») и различных литературных произведений (Денис Кулебякин из «Денискиных рассказов»).

  1. 19 ученикам нашего класса нравятся их имена, 2 – хотели бы сменить собственное имя, 4 – относятся безразлично.
  2. 11 человек знают толкование своего имени, 14 - нет.

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов. Ученые выделяют четыре типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. (См. Приложение 2)

Изучив значение имен и отчеств учащихся класса (см. Приложение 3), мы сопоставили их  с типами темпераментами и с реальными характерами. Получились следующие результаты:

Лещенко Анна                           Бирюкова Юлия

Холерик  =  сангвиник               холерик    =     холерик

Анастасия Коннова                  Анастасия Руденская

Сангвиник = флегматик           сангвиник   =    сангвиник

Шилов Никита                    Ляпин Александр.

флегматик  =   холерик      сангвиник =  холерик

    Сусарин Владислав      Смирнов Михаил

Холерик = сангвиник           холерик =   холерик              

Заключение:

Очень важно обдуманно и ответственно подходить к выбору имени будущего ребенка. (См. Приложение 4)

За именем человека скрыта огромная информация. Наблюдая за психологией людей с разными именами, можно утверждать,  что имя может ответить на многие вопросы.

Родители в основном дают своим детям имена своих близких родственников, поэтому некоторые старинные имена остаются в именнике, также многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречается, что в одном классе есть несколько девочек с именем Юля, Настя, мальчик  и девочки Саша.

 Проведенные нами исследования подтверждают, что значение имени частично влияет на психологические характеристики личности. Опытные психологи утверждают, что процент схожести характера человека с именем очень велик (от 86-100%).

Таким образом, люди с одним и тем же именем не будут иметь одинаковый характер, но основные черты будут схожими, даже если это не будет бросаться в глаза

Но, главное помнить, что все равно каждый человек делает свою судьбу сам!

Использованная литература:

 

  1. Козлова Т. Скажи мне, как тебя зовут? // Учительская газета, 1991, 5 января
  2. Энциклопедия психологических тестов. Сост. Касьянов С.А.– М.: Издательство Эксмо, 2002. – 496 с.

Электронные источники:

1. http://www.effecton.ru/274.html

2. http://ru.wikipedia.org

3. http://www.davno.ru/names/

Приложение 1

Распространенность имен в МОУ «Средняя школа № 20»

        

Приложение 2

  1. Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
  2. Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
  3. Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
  4. Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Приложение 3

Анна – еврейское имя, означающее «благодать». Положительные черты характера: чувство долга, доброта, заботливость, альтруизм, готовность помочь. У Анны сильная воля, она верит в себя, способна оказать сопротивление невзгодам умеет предчувствовать их благодаря интуиции. Анна может повлиять на окружающих, склонить на свою сторону не только близких, но и малознакомых людей. Она достигает больших успехов в учебе. У нее острый ум, прекрасная память. Нередко Анна одарена выдающимися творческими способностями. При этом Анна – отличная хозяйка, аккуратна, не выносит неряшливости и неопрятности.

Ю́лия — восточноевропейское женское имя. Юлия мудра и нежна внешне, однако характер ее капризен. Довольно добродушна, склонна к благотворительности, охотно делится с другими. Очень хорошо умеет винить в своих проблемах кого угодно, только не себя. У нее нет чувства ответственности. Юля создана для послушания и при хорошем влиянии может преуспеть. Ее существо, переполненное фантазиями, нуждается в твердой воле. Выбором и поддержанием своего имиджа Юлия не занимается. Ее поведение естественно и напрямую вытекает из особенностей ее характера.

 Анастасия - переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни». Блаженное тепло и сочность лучей желания. Подвижность и жизнерадостность. Девочке, так названной, как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Ее все любят в детстве, и Анастасия не обманет ожиданий - она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Доверчивая, с тонким душевным устройством, Анастасия может стать хорошей актрисой, воспитателем детского сада, психологом.

Никита: "Победитель»

Скорее всего, вокруг него всегда будет много друзей, для которых он станет авторитетом и которые будут охотно помогать ему в жизни, ведь и сам Никита очень любит оказывать помощь. Согласитесь, с таким раскладом можно добиться в жизни многого. Однако не следует забывать и об обратной стороне хорошего отношения Судьбы, а то как бы благорасположение окружающих не подменило собой трезвую самооценку. К сожалению, имя мало склоняет Никиту к спокойной самоиронии, между тем такое качество может хорошо защитить от неумеренных восхвалений друзей или недоброжелательства врагов. Если же Никита сумеет научиться с юмором относиться к себе, то это позволит ему избежать многих ошибок и добиться действительно настоящего успеха.

     Александр:  «Мужественный защитник».

     Пользуются репутацией справедливых людей. Это имя соответствует, в основе своей, сангвиническому темпераменту, с уклоном к холерическому. Благородство, открытость настроения, легкость обращения с людьми, сердечность и доброта характерны для этого имени. Ум Александров четкий и трезвый, слегка иронический, быстр и многосторонен. Имя Александр хочет быть микрокосмосом и, когда получает достаточный питательный материал для оформления, то становится таковым: гений. Но «великость» в малых размерах, «великость» обыкновенных Александров дает карликовые деревца японских садов. В итоге Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное.

Владислав: «Владеющий славой»

Нельзя сказать, что характер Влада относится к разряду простых. Энергия этого имени склоняет человека к достаточной твердости, пробуждая такие черты, как хорошая сила воли, стойкость, внешняя открытость. В то же время у него есть четко выраженный второй план: имя как бы открывает своему обладателю возможность еще одной жизни, скрытой от глаз окружающих. Вероятно, интуитивно ощущая эту возможность, многие считают Влада человеком, что называется, себе на уме, не очень-то доверяя его кажущейся открытости.

Михаил: «Равный богу»

Михаил, сам по себе, в порядке нравственном, еще не плох и не хорош, а может стать и тем, и другим. Михаилу требуются большие внутренние усилия и напряжение воли, чтобы достигнуть в мире желаемого. Ему приходится карабкаться, прежде чем долезет он туда, куда большинство других приходят легко и почти не задумываясь. Поэтому дело Михаила, несмотря на значительность вложенных в него усилий, обычно бывает мало доступно и не находит себе полного признания и полной оценки. Отсюда — неудовлетворенность самого Михаила, а то и раздражение, и гнев на несоответствие усилий и внешнего признания и успеха.

Приложение 4

Памятка будущим родителям

  1. Выбирая имя своему ребенку, родители должны знать, что звуки  каждой буквы в его будущем имени играют роль в становлении характера. Ребенок, в имени которого большое количество согласных букв и гласных с твердым звучанием, вырастет целеустремленным человеком. И, наоборот, ребенок, чье имя с мягким звучанием и большим количеством гласных букв будет с мягким и покладистым характером.

 

  1. Имя  следует выбирать в соответствии с отчеством, если имя отца начинается двумя согласными – Дмитрий, Владислав, нежелательно давать сыновьям имена, оканчивающиеся тоже сочетанием согласных (Александр и др.), чтобы не было непроизносимого столкновения звуков.

  1. Кроме звуковой несовместимости имени с отчеством, нельзя допускать и стилистическую их несовместимость (Лилианна Сидоровна), соединять «неравноценные» имя и фамилию (Роберт Пуговкин). Это некрасиво.

  1. Не надо называть ребенка именем трагически погибшего родственника или ранее умершего ребенка. Очень часто люди с одинаковыми именами повторяли судьбу друг друга. Если повторение было еще и по фамилии и отчеству, то  повторение судьбы усиливалась многократно.

  1. Можно проверить, подходит ли ребенку данное имя. Для этого посторонний человек должен негромко позвать ребенка по имени на расстоянии. Если ребенок повернет голову на голос даже в процессе увлекательной игры, значит, он  признает свое имя. Если его приходится долго и настойчиво звать, значит, его имя ему не соответствует, он его не признает.  


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект по русскому языку Имя и характер Автор: Пруцков Артем ученик 5 класса Г МОУ «Средняя школа № 20» Руководитель: Бессчастнова С. Н.

Слайд 2

Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Дейл Карнеги

Слайд 3

Введение Выбор имени - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного , но и для множества людей, соприкасающихся с ним.

Слайд 4

Актуальность исследования. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком. Влияет ли имя на характер человека?

Слайд 5

Цели: 1.определить взаимосвязь имени и характера. 2.Выяснить влияет ли имя на судьбу человека. Объект исследования: антропонимика. Новизна: определение взаимосвязи значения имени и характера.

Слайд 6

Задачи: провести анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования; выявить распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся школы; сравнить и выявить взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества. проследить на литературном материале судьбы героев в соответствии с их именами .

Слайд 7

Исследование проводилось в три этапа: 1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования. 2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования. 3 этап. Анкетирование, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, оформление исследования.

Слайд 8

Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей (создание буклетов).

Слайд 9

Что такое антропонимика? Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя». Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука - языковая (лингвистическая).

Слайд 10

Исследование имен учащихся В нашей школе обучается 1197 человек. Среди них 639 мальчиков(53,4%) и 558 девочек (46,6%).

Слайд 11

Количество учащихся в школе.

Слайд 12

Самыми распространенными именами нашей школы среди девочек является: 1.Анастасия- 68 человек (12%) 2.Дарья – 43 человека( 7,7%) 3.Екатерина – 41 человек(7,4%) Распространенные имена нашей школы

Слайд 13

Распространенные имена нашей школы Самыми распространенными именами нашей школы среди мальчиков является: 1.Александр- 41 человек(6,5%) 2.Дмитрий – 40 человек (6,3%) 3.Максим - 32 человека (5%)

Слайд 14

Распространенность имен

Слайд 15

Анкета: 1.Почему родители дали вам это имя? 2.Нравится ли вам ваше имя? 3.Знаете ли вы, что значит ваше имя?

Слайд 16

Результаты анкетирования: значение своего имени знают15 человек. Имена давали в честь: святых, родных, героев фильмов и различных литературных произведений. 19 ученикам нашего класса нравятся их имена. 11 человек знают значение своего имени.

Слайд 17

Выводы анкетирования: Самыми распространенными именами нашего класса являются: Юля(4чел.)16% и Настя(2 чел.)8 %. Среди мальчиков нашего класса самым распространенным(в школе) является Александр .

Слайд 18

Типы темперамента: Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Слайд 19

Совпадение имени и темперамента Лещенко Анна Бирюкова Юлия Холерик = сангвиник холерик = холерик Анастасия Коннова Анастасия Руденская Сангвиник = флегматик сангвиник = сангвиник

Слайд 20

Совпадения имени и темперамента. Шилов Никита Ляпин Александр. флегматик = холерик сангвиник= холерик Сусарин Владислав Смирнов Михаил Холерик = сангвиник холерик = холерик

Слайд 21

Заключение: Родители дают своим детям имена своих близких родственников, стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений.

Слайд 22

Заключение: Значение имени частично влияет на психологические характеристики личности. Люди с одним и тем же именем не будут иметь одинаковый характер, но основные черты будут схожими, даже если это не будет бросаться в глаза

Слайд 23

Каждый человек делает свою судьбу сам!

Поделиться:

Три коробки с орехами

Этот древний-древний-древний мир!

Любимое яичко

Знакомые следы

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца