В данной работе исследуется взаимосвязь имени и характера, влияние имени на судьбу человека.
Проводится анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования. Выявляются распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся класса, школы. Сравнивается и выявляется взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества.
Использовались следующие методы исследования:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_i_harakter.doc | 155.5 КБ |
imya_i_harakter.pptx | 364.33 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 20» г. Балаково Саратовская обл.
Имя и характер
Автор: ученик 5 класса Г
МОУ «Средняя школа № 20» Пруцков Артем
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Бессчастнова С.Н.
Введение
Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Дейл Карнеги
Выбор имени - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного, но и для множества людей, соприкасающихся с ним. Выбирая имя ребенку, многие не задумываются о том, как станут называть его повседневно и родители, и ровесники во дворе, в школе.
Актуальность исследования.
Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. Сила имени велика, и это известно со времен, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека и целой общины предначертана и заключена в его имени. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Древние мудрецы были уверены, что с именем человека, его характером и судьбой существует определенная связь. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком.
Знание имени позволяло влиять на саму судьбу. Имя – это как бы формула счастья и здоровья. Дав ребенку имя, родители тем самым в какой-то мере предопределяют его счастливую или несчастливую судьбу, потому что имя определенным образом формирует характер человека.
Анализ научно-популярной литературы по исследуемой нами проблеме выявил такой вопрос, который до сих пор остается не достаточно разработанным в практике: влияние имени на характер? Поэтому нами были поставлены следующие цели:
1.определить взаимосвязь имени и характера.
2.Выяснить влияет ли имя на судьбу человека.
Объект исследования: антропонимика.
Новизна: определение взаимосвязи значения имени и характера.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования.
2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования.
3 этап. Анкетирование, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, оформление исследования, создание буклетов.
Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей.
Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя».
Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году. Антропоним – личное имя, антропонимия – совокупность личных имен, ласкательных, презрительных, прозвищ, отчеств, фамилий, псевдонимов и т.д.
Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука - языковая (лингвистическая).
Вместе с науками о других собственных именах антропонимика составляет ономастику, в которую входит топонимика (изучает географические значения), этнонимика (изучает названия племен и народов), космонимика (изучает названия небесных тел), теонимика (изучает названия религиозного происхождения) и т. п.
Ономастика успешно развивается во многих странах мира. Литература ее необъятна. Выходят и специализированные журналы (во Франции, Швеции, США, Польше, Чехословакии и др.) Состоялось 15 международных конгрессов по ономастике (последний – в августе 1984 года в Лейпциге), не считая тех, что были созваны внутри отдельных государств. Есть специальные научные институты и общественные организации. В крупнейших странах мира выпущено по несколько словарей имен, словарей фамилий и т. д.
В России же с исследованием личных имен запоздали. Хотя в 1903 году издан замечательный «Словарь древнерусских личных собственных имен» Н. М. Тупикова, вобравший в себя сведения из опубликованных к тому времени архивных документов, в него вошла лишь малая доля, хранящегося в архивах. Позже было опубликовано еще немало, но имена из старинных источников никем не систематизированы. Едва ли скоро кто-либо продолжит благородный труд Н. М. Тупикова.
Самую активную научную деятельность в рассматриваемой сфере развернули пензенские преподаватели, аспиранты, студенты, архивные работники во главе с профессором В..Д. Бондалетовым.
2. Имя и характер
В наше время главным из критериев для выбора имени является семейная значимость имени, а так же красота его звучания и удобство произношения.
В нашей школе обучается 1197 человек. Среди них 639 мальчиков и 558 девочек, что составляет соответственно 53,4% и 46,6%.
Самыми распространенными именами нашей школы среди девочек является:
1.Анастасия- 68 человек (12%)
2.Дарья – 43 человека( 7,7%)
3.Екатерина – 41 человек(7,4%)
Среди мальчиков:
1.Александр- 41 человек(6,5%)
2.Дмитрий – 40 человек (6,3%)
3.Максим -32 человека (5%). (См. Приложение1)
В ходе анализа имен в нашем 5 Г классе были сделаны следующие выводы:
Самыми распространенными именами нашего класса являются женские имена: Юля (4чел.)16% и Настя (2 чел.)8 %.
Повторяющихся мужских имен в классе нет, но присутствуют имена, распространенные в школе: Александр, Никита, Владислав, Михаил.
Человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники, познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение. Нами было проведено анкетирование среди учащихся 5Г класса МОУ «Средняя школа №20» с целью выяснить, сколько человек знают историю своего имени для дальнейшего сравнения имени и характера. В исследовании участвовали 25 учашихся.
Были заданы следующие вопросы:
1.Почему родители дали вам это имя?
2.Нравится ли вам ваше имя?
3.Знаете ли вы, что значит ваше имя?
По результатам анкеты
Имена давали детям в честь: святых (Светлана Гундарова, Иван Бирючков), родных (Артем Пруцков, Сергей Пластинкин, Юлия Жарких, Михаил Смирнов, Никита Шилов), героев фильмов (Настя Коннова из сказки «Морозко») и различных литературных произведений (Денис Кулебякин из «Денискиных рассказов»).
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов. Ученые выделяют четыре типа темперамента: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик. (См. Приложение 2)
Изучив значение имен и отчеств учащихся класса (см. Приложение 3), мы сопоставили их с типами темпераментами и с реальными характерами. Получились следующие результаты:
Лещенко Анна Бирюкова Юлия
Холерик = сангвиник холерик = холерик
Анастасия Коннова Анастасия Руденская
Сангвиник = флегматик сангвиник = сангвиник
Шилов Никита Ляпин Александр.
флегматик = холерик сангвиник = холерик
Сусарин Владислав Смирнов Михаил
Холерик = сангвиник холерик = холерик
Заключение:
Очень важно обдуманно и ответственно подходить к выбору имени будущего ребенка. (См. Приложение 4)
За именем человека скрыта огромная информация. Наблюдая за психологией людей с разными именами, можно утверждать, что имя может ответить на многие вопросы.
Родители в основном дают своим детям имена своих близких родственников, поэтому некоторые старинные имена остаются в именнике, также многие родители стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений. Но все-таки встречается, что в одном классе есть несколько девочек с именем Юля, Настя, мальчик и девочки Саша.
Проведенные нами исследования подтверждают, что значение имени частично влияет на психологические характеристики личности. Опытные психологи утверждают, что процент схожести характера человека с именем очень велик (от 86-100%).
Таким образом, люди с одним и тем же именем не будут иметь одинаковый характер, но основные черты будут схожими, даже если это не будет бросаться в глаза
Но, главное помнить, что все равно каждый человек делает свою судьбу сам!
Использованная литература:
Электронные источники:
1. http://www.effecton.ru/274.html
Приложение 1
Распространенность имен в МОУ «Средняя школа № 20»
Приложение 2
Приложение 3
Анна – еврейское имя, означающее «благодать». Положительные черты характера: чувство долга, доброта, заботливость, альтруизм, готовность помочь. У Анны сильная воля, она верит в себя, способна оказать сопротивление невзгодам умеет предчувствовать их благодаря интуиции. Анна может повлиять на окружающих, склонить на свою сторону не только близких, но и малознакомых людей. Она достигает больших успехов в учебе. У нее острый ум, прекрасная память. Нередко Анна одарена выдающимися творческими способностями. При этом Анна – отличная хозяйка, аккуратна, не выносит неряшливости и неопрятности.
Ю́лия — восточноевропейское женское имя. Юлия мудра и нежна внешне, однако характер ее капризен. Довольно добродушна, склонна к благотворительности, охотно делится с другими. Очень хорошо умеет винить в своих проблемах кого угодно, только не себя. У нее нет чувства ответственности. Юля создана для послушания и при хорошем влиянии может преуспеть. Ее существо, переполненное фантазиями, нуждается в твердой воле. Выбором и поддержанием своего имиджа Юлия не занимается. Ее поведение естественно и напрямую вытекает из особенностей ее характера.
Анастасия - переводится с греческого как «воскресающая», «возвращение к жизни». Блаженное тепло и сочность лучей желания. Подвижность и жизнерадостность. Девочке, так названной, как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Ее все любят в детстве, и Анастасия не обманет ожиданий - она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Доверчивая, с тонким душевным устройством, Анастасия может стать хорошей актрисой, воспитателем детского сада, психологом.
Никита: "Победитель»
Скорее всего, вокруг него всегда будет много друзей, для которых он станет авторитетом и которые будут охотно помогать ему в жизни, ведь и сам Никита очень любит оказывать помощь. Согласитесь, с таким раскладом можно добиться в жизни многого. Однако не следует забывать и об обратной стороне хорошего отношения Судьбы, а то как бы благорасположение окружающих не подменило собой трезвую самооценку. К сожалению, имя мало склоняет Никиту к спокойной самоиронии, между тем такое качество может хорошо защитить от неумеренных восхвалений друзей или недоброжелательства врагов. Если же Никита сумеет научиться с юмором относиться к себе, то это позволит ему избежать многих ошибок и добиться действительно настоящего успеха.
Александр: «Мужественный защитник».
Пользуются репутацией справедливых людей. Это имя соответствует, в основе своей, сангвиническому темпераменту, с уклоном к холерическому. Благородство, открытость настроения, легкость обращения с людьми, сердечность и доброта характерны для этого имени. Ум Александров четкий и трезвый, слегка иронический, быстр и многосторонен. Имя Александр хочет быть микрокосмосом и, когда получает достаточный питательный материал для оформления, то становится таковым: гений. Но «великость» в малых размерах, «великость» обыкновенных Александров дает карликовые деревца японских садов. В итоге Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное.
Владислав: «Владеющий славой»
Нельзя сказать, что характер Влада относится к разряду простых. Энергия этого имени склоняет человека к достаточной твердости, пробуждая такие черты, как хорошая сила воли, стойкость, внешняя открытость. В то же время у него есть четко выраженный второй план: имя как бы открывает своему обладателю возможность еще одной жизни, скрытой от глаз окружающих. Вероятно, интуитивно ощущая эту возможность, многие считают Влада человеком, что называется, себе на уме, не очень-то доверяя его кажущейся открытости.
Михаил: «Равный богу»
Михаил, сам по себе, в порядке нравственном, еще не плох и не хорош, а может стать и тем, и другим. Михаилу требуются большие внутренние усилия и напряжение воли, чтобы достигнуть в мире желаемого. Ему приходится карабкаться, прежде чем долезет он туда, куда большинство других приходят легко и почти не задумываясь. Поэтому дело Михаила, несмотря на значительность вложенных в него усилий, обычно бывает мало доступно и не находит себе полного признания и полной оценки. Отсюда — неудовлетворенность самого Михаила, а то и раздражение, и гнев на несоответствие усилий и внешнего признания и успеха.
Приложение 4
Памятка будущим родителям
Слайд 1
Исследовательский проект по русскому языку Имя и характер Автор: Пруцков Артем ученик 5 класса Г МОУ «Средняя школа № 20» Руководитель: Бессчастнова С. Н.Слайд 2
Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Дейл Карнеги
Слайд 3
Введение Выбор имени - серьезная задача. Ведь дают его до конца жизни. И оно имеет значение не только для самого названного , но и для множества людей, соприкасающихся с ним.
Слайд 4
Актуальность исследования. Имя – своего рода код. Тот, кто обладает этим кодом, обладает властью и над самим человеком. Влияет ли имя на характер человека?
Слайд 5
Цели: 1.определить взаимосвязь имени и характера. 2.Выяснить влияет ли имя на судьбу человека. Объект исследования: антропонимика. Новизна: определение взаимосвязи значения имени и характера.
Слайд 6
Задачи: провести анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследования; выявить распространенные группы женских и мужских имен среди учащихся школы; сравнить и выявить взаимосвязь имени и характера и влияние звукового сочетания фамилии, имени и отчества. проследить на литературном материале судьбы героев в соответствии с их именами .
Слайд 7
Исследование проводилось в три этапа: 1 этап. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования, определение основных направлений исследования. 2 этап. Определение целей, задач, гипотезы исследования. 3 этап. Анкетирование, анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов, оформление исследования.
Слайд 8
Практическая значимость: помощь будущим родителям в выборе имени для своих детей (создание буклетов).
Слайд 9
Что такое антропонимика? Наука, изучающая личные имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова antropos – «человек» и onuma – «имя». Наука о личных именах – наука общественная (социальная) и, безусловно, наука - языковая (лингвистическая).
Слайд 10
Исследование имен учащихся В нашей школе обучается 1197 человек. Среди них 639 мальчиков(53,4%) и 558 девочек (46,6%).
Слайд 11
Количество учащихся в школе.
Слайд 12
Самыми распространенными именами нашей школы среди девочек является: 1.Анастасия- 68 человек (12%) 2.Дарья – 43 человека( 7,7%) 3.Екатерина – 41 человек(7,4%) Распространенные имена нашей школы
Слайд 13
Распространенные имена нашей школы Самыми распространенными именами нашей школы среди мальчиков является: 1.Александр- 41 человек(6,5%) 2.Дмитрий – 40 человек (6,3%) 3.Максим - 32 человека (5%)
Слайд 14
Распространенность имен
Слайд 15
Анкета: 1.Почему родители дали вам это имя? 2.Нравится ли вам ваше имя? 3.Знаете ли вы, что значит ваше имя?
Слайд 16
Результаты анкетирования: значение своего имени знают15 человек. Имена давали в честь: святых, родных, героев фильмов и различных литературных произведений. 19 ученикам нашего класса нравятся их имена. 11 человек знают значение своего имени.
Слайд 17
Выводы анкетирования: Самыми распространенными именами нашего класса являются: Юля(4чел.)16% и Настя(2 чел.)8 %. Среди мальчиков нашего класса самым распространенным(в школе) является Александр .
Слайд 18
Типы темперамента: Флегматик Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Слайд 19
Совпадение имени и темперамента Лещенко Анна Бирюкова Юлия Холерик = сангвиник холерик = холерик Анастасия Коннова Анастасия Руденская Сангвиник = флегматик сангвиник = сангвиник
Слайд 20
Совпадения имени и темперамента. Шилов Никита Ляпин Александр. флегматик = холерик сангвиник= холерик Сусарин Владислав Смирнов Михаил Холерик = сангвиник холерик = холерик
Слайд 21
Заключение: Родители дают своим детям имена своих близких родственников, стараются назвать ребенка редкими именами, чтобы не было повторений.
Слайд 22
Заключение: Значение имени частично влияет на психологические характеристики личности. Люди с одним и тем же именем не будут иметь одинаковый характер, но основные черты будут схожими, даже если это не будет бросаться в глаза
Слайд 23
Каждый человек делает свою судьбу сам!
Три коробки с орехами
Этот древний-древний-древний мир!
Любимое яичко
Знакомые следы
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца