• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Негативные эмоции и способы их проявления у подростков

Опубликовано Любовь Ивановна Чалганская вкл 08.01.2012 - 23:40
Любовь Ивановна Чалганская
Автор: 
И.Ющук, А.Колпаков

В работе представлены результаты исследования негативных эмоций подростков и способов их проявления.  Работа выполнена для конференции "Я - Земля" (2011 год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 336_kolpakov_a_yushchuk_i.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 336

НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

И СПОСОБЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

У ПОДРОСТКОВ

выступление

Авторы:

Колпаков Андрей,

ученик СОШ № 336

Ющук Игорь,

ученик 9 класса,

ГОУ СОШ № 336

Руководитель:

Чалганская Любовь Ивановна,

учитель ГОУ СОШ № 336,

с/т 89500048163

р/т 560-04-66

Санкт-Петербург

2011


Негативные эмоции и способы их проявления у подростков

Разумно было бы предположить, что эмоции - следствие интеллектуального развития, и они могут быть присущи только человеку. Однако эмоции это так же производные инстинктов и повадок какого-либо животного, а способы их выражения уже напрямую зависят от разума животного. Мы можем думать, что, например дикий кабан, защищающий свою территорию от соперников, испытывает злость; волк, упустивший в погоне добычу, чувствует досаду или разочарование, то есть, несмотря на низкий интеллект, задатки эмоций у животных все же присутствуют, как инстинктивные реакции на ту или иную негативную ситуацию.

Обратимся к эмоциям человека. Наиболее ярко, как нам кажется, у человека проявляются негативные эмоции, так как они более зависят от благосостояния человека, его физического, психического и эмоционального состояния, отношения к жизни и к окружающим, происходящих событий. Негативные эмоции можно разделить по способам их проявления на два типа: пассивные и агрессивные. Например, злость и раздражение - это агрессивные эмоции, они проявляются на других людях или предметах, вызвавших эти эмоции, а такие чувства как досада или обида - пассивные, они проявляются в малой активности или подавленности. Это общий взгляд, но есть и исключения, т.к. на проявление эмоций влияют пессимизм или оптимизм человека, его характер, ситуация, в которой он испытывает эмоцию.

Способы проявления негативных эмоций различны. Эмоциональному человеку злость легче всего выразить в физической форме: избить обидчика, сломать, упорно отказывающуюся работать, технику и др. Люди более сдержанные подходят к делу иначе, они стремятся исправить положение, или просто не проявляют никакой активности, такой способ – «просто забудь, не заметь, пропусти мимо себя» - так же является способом выражения негативных эмоций.

В большинстве случаев активное выражение отрицательных эмоций в физической или словесной форме ведет лишь к ответной негативной реакции.

Влияние негативных эмоций на человека и его жизнь значительно. Почему же нам необходимо выражать негативные эмоции? Почему так трудно их сдерживать? Вопросы трудные и деликатные.

Как уже сказано - эмоции производные инстинктов, т.е. если тебя кто-то разозлил, инстинктивная реакция – злость на обидчика! Можно предположить, что подавление эмоций это - подавление своего естества! Если постоянно сдерживать злость, ею можно «захлебнутся». Эмоции как данность, как потребность в еде и воздухе. Подавлять их вредно, не столько из-за их яркости, сколько из-за психологической потребности в них человека. Подавление негативных эмоций вредит психике, даже если у человека максимальный уровень самообладания и сдержанности, и интеллектуальное развитие позволяет воспитывать инстинкты своих эмоций. Эмоции - это защитная функция психики человека, связанная с инстинктом самосохранения.

Негативные эмоции могут нанести вред здоровью человека со стороны самой психики. Стресс чаще всего вызывается именно чередой негативных эмоций. Стресс - это состояние, а не чувство или защитная реакция психики. В таком состоянии человек постоянно испытывает негативные эмоции, и «прогибается» под них, не успевая их выражать. В состоянии стресса организм из-за защитной реакции психики переходит в состояние защиты самого организма, т.е. организм реагирует на изменение психики. Человек как бы сам направляет свои негативные эмоции против себя, попадая в состояние стресса, и ставя под угрозу собственное здоровье.

Какие негативные чувства испытывают подростки? Какие ситуации их порождают? Как подростки управляют ими?

На эти вопросы мы попытались дать ответы, проведя социологический опрос среди учащихся 8-9-х классов (школьники 14-15 и 15-16 лет) нашей школы. Общее число опрошенных – 46 человек. Анкету для опроса мы разработали самостоятельно (прилож. 1). В число негативных чувств включили злость, зависть, досаду.

Опрос показал, что школьники в 14-15 лет испытывают негативные эмоции чаще, чем в 16 лет, когда их стремятся избегать, видимо, уже сказывается жизненный опыт. При этом девочки чаще испытывают негативные эмоции по сравнению с мальчиками (рис. 1).

        Установлено, что подростки наиболее часто испытывают негативные эмоции по отношению к незнакомым и малознакомым людям (24% - мальчики и 26% - девочки) (рис.2). Скорее всего, это от того, что они думают, что перед посторонними можно не скрывать своих чувств и не стесняться в их выражении. Как ни странно, негативные чувства подростки испытывают и к своим одноклассникам (21% - мальчики и 23% - девочки). А это уже пища для размышлений и для налаживания дружеских отношений друг с другом.

А вот выражают подростки негативные эмоции по-разному, причем 35% опрошенных их просто стараются сдерживать (рис. 3). Девочки в выражении своих эмоций чаще, чем мальчики, обращаются к себе, винят себя, переживают, а мальчики, наоборот, обращают свои эмоции на других. Возможно, это от того, что мальчики просто более агрессивные по своей природе.

        Если подростки попадают в сложную ситуацию, то 15-16- летние чаще конфликтуют, в то время как поведение 14-летних зависит от ситуации. При этом мальчики стараются по возможности избегать открытых конфликтов, тогда как часть девочек вступают в конфликт, часть – стремятся разрешить возникшую конфликтную ситуацию (рис. 4).

Опрос так же показал, что восприимчивость негативных эмоций зависит от самой ситуации их возникновения (рис. 5). Подростковый возраст все-таки возраст многих эмоций, когда они часто возникают, быстро сменяются, скоро проходят.

Так же участникам опроса было предложено описать чувства, эмоции в разных ситуациях.

По результатам стало ясно, что зависть не вызывает у подростков никаких чувств (67% - если вы завидуете и 57% - если вам завидуют), и лишь у малой части досаду (29%), когда они завидуют, и у части радость, когда им завидуют (37%). Таким образом, зависть сверстников доставляет положительные эмоции.

В случае оскорбления или обиды подростки  испытывают злость (рис. 6).

Однако когда они сами кого-то оскорбили, они либо остаются равнодушными, либо даже испытывают радость.

        Похожая картина, когда подростков обвиняют (злость и досада) или они кого-то обвиняют (радость, отсутствие эмоций).

Подростки так же высказали ценность незаслуженной похвалы, однако присвоение их собственных трудов другими людьми, их заставляет переживать злость и досаду (рис.7).

Если кто-то предавал подростков, их это злило, им это досаждало. Если предавали они, это не вызывало у четырнадцатилетних никаких чувств, хотя у большей части досаду, а у девочек даже злость.

Вывод.

Судить по результатам анкетирования обо всех подростках конечно же нельзя. Ведь это только одна школа, всего 46 человек. Но все же, мы заметили, что 14-летние более легкомысленны и подвержены злости, а 15-16-летние более корректны и уступчивы.

Мы представили результаты нашего небольшого исследования. Если судить о результатах вообще, то нужно сказать, что эмоции все переносят по-разному, кто-то долго помнит обиду, кто-то просто избегает конфликтных ситуаций, а кто-то старается и себе и другим помочь в разрешении негативных ситуаций. Одно ясно точно, негативные эмоции негативно воздействуют на психику, на здоровье, на жизнь человека и на окружающих.

        Надо учиться управлять эмоциями!


Приложение 1

Анкета

Дорогой друг!

  1. отвечая на вопрос, отметьте ответ любым символом;
  2. количество ответов в вопросе может быть несколько;
  3. пожалуйста, отвечайте на вопросы максимально честно;
  4. анкетирование анонимно.

Ваш возраст __ полных лет                 Ваш пол ___ муж. ___ жен.

1) Как часто вы испытываете негативные (отрицательные) эмоции (злость, зависть, досада)?

___        постоянно

___        часто

___        всего в меру

___        стараюсь избегать

___        редко

___        никогда

2) К кому вы чаще испытываете негативные эмоции?

___        к родителям

___        к другим родственникам (братьям, сестрам)

___        к одноклассникам

___        к незнакомым и малознакомым людям

___        ко всему человечеству

___        затрудняюсь определить точно

3) Когда все же приходится испытать досаду, злость или зависть, как вы выражаете эти эмоции?

___        виню во всем только себя

___        виню всех, кроме себя, устраиваю шум

___        держу в себе (подавляю эмоции)

___        хочу, чтобы у других всё было так же плохо

___        становится очень печально

4) Как вы позиционируете себя в той или иной отрицательно эмоционально окрашенной ситуации?

___        я конфликтую

___        я пассивный(ая), стремлюсь избегать конфликтных ситуаций

___        я стремлюсь к конструктивному разрешению, предотвращению конфликтных ситуаций

5) Быстро ли у вас проходят чувства злости (гнева), зависти, досады?

___        довольно быстро, я могу сдерживать себя

___        испытываю в течение длительного времени

___        по-разному, зависит от ситуации

6) Какие эмоции у вас возникают в тех или иных ситуациях?

Заполните таблицу, отмечая один вариант ответа, отвечающий вашему состоянию в указанной ситуации.

Ситуации

злость

досада

радость, удовольствие

никаких

Если вы кому-то завидуете

Если кто-то завидует вам

Если вас оскорбили, унизили

Если вы кого-то оскорбили

Если вас в чем-либо обвинили

Если вы кого-то обвинили

Если вас похвалили не за вашу заслугу

Если кого-то похвалили за ваши труды вместо вас

Если вас предали

Если вы кого-то предали

Спасибо за участие. Удачи в учебе!


Поделиться:

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Ручей и камень

Как нарисовать зайчика

Рисуют дети водопад