• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Так ли важен завтрак?" Научно-исследовательская работа

Опубликовано Глазкова Татьяна Валерьевна вкл 08.01.2012 - 13:15
Автор: 
Приходько Владимир Сергеевич

Данная работа получила 2 место в конкурсе научно-исследовательских проектов школьников "Эврика,  ЮНИОР" Малой академиии наук учащихся Кубани в 2010 - 2011 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isledovatelskaya_rabota_zavtrak.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гулькевичи.

                                                          Научно- исследовательский  проект

                   

Так ли важен завтрак?

Выполнил

Приходько Владимир Сергеевич

ученик 3 «Б» класса,

                                                                                             

Научный  руководитель:

Глазкова Т. В.,

учитель начальных классов

первой квалификационной

 категории

                                                         

г.  Гулькевичи, 2010

Так ли важен завтрак?   Приходько В.

Краснодарский край , г.Гулькевичи, МАОУ СОШ № 3, 3 «Б» класс.

Содержание.

1.   Введение _______________________________________  стр. 3

  1. Вступление ____________________________________    стр. 4
  2. Основная часть _________________________________  стр. 5 - 9
  3. Выводы  _______________________________________  стр.10
  4. Литература _____________________________________  стр.11

6.    Приложение ___________________________________   стр.12-16

Так ли важен завтрак?   Приходько В.

Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.

1. Введение.

Я, Приходько Владимир, учусь в третьем классе во вторую смену. Каждое утро, уходя на работу, родители готовят мне завтрак и часов в 9 мама или папа звонят домой и задают постоянный вопрос, позавтракал ли я?! Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему???   Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решил провести исследование  «Так ли важен завтрак?» и  разобраться в этом вопросе.

Цель, которую я перед собой поставил в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- выяснить, что такое завтрак, и каким он должен быть;

- завтракают ли дома ученики нашего класса;

- узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;

Гипотеза исследования:

  1. Допустим, завтрак, также как обед и ужин, выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.
  2. Что произойдет, если на завтрак есть только то, что нравится и тогда, когда хочется?
  3. Что произойдет, если на завтрак есть только то, что хочется?

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- наблюдение;

- анкетирование учащихся;

- собеседование.

Так ли важен завтрак?   Приходько В.

Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.

2. Вступление.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснил, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это  показала проведенная диспансеризация". (Смотри приложение)

Здоровье российских школьников.

В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей.

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по  классам болезней:  
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

 Болезни органов пищеварения, прежде всего,  связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её  составляющих - это завтрак.

Так ли важен завтрак?   Приходько В.

Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.

  1. Основная часть

  1. Что же такое завтрак, и каким он должен быть?

     Завтрак – первый дневной приём пищи, утренняя еда. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин  В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень нужен в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

 

2. Каким должен быть завтрак?

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период весеннего авитаминоза нужно употреблять  цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешню, клубнику.  

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. (Смотри приложение)

                               

В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнал, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.                      

Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников

Продукты

Возраст школьника

7 – 10 лет

11 – 13 лет

Хлеб пшеничный

150 гр

200 гр

Хлеб ржаной

70 гр

100 гр

Крупы, бобовые, макаронные изделия

45 гр

50 гр

Картофель

200 гр

250 гр

Овощи разные

275 гр

300 гр

Фрукты свежие

150 – 300 гр

150 – 300 гр

Сахар

60 гр

65 гр

Кондитерские изделия

10 гр

15 гр

Масло сливочное

25 гр

30 гр

Масло растительное

10 гр

15 гр

Яйцо

1 шт

1  шт

Творог

40 гр

45 гр

Сметана

10 гр

10 гр

Сыр

10 гр

10 гр

Мясо, птица, колбасы

140 гр

170 гр

Рыба

40 гр

50 гр

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться. (Смотри приложение)

 Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена

  1. 7.30 - 8.00 Завтрак дома
  2. 10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
  3. 12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
  4. 19.00 - 19.30 Ужин дома

Вторая смена

  1. 8.00 - 8.30 Завтрак дома
  2. 11.30 - 12.00 Обед дома (перед уходом в школу)
  3. 13.30 - 14.10 Горячее питание в школе
  4. 19.30 - 20.00 Ужин дома

3. Исследование данного вопроса.

Я провёл исследования  питания детей и подростков школьного возраста.  А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?  Что говорит о питании заведующая столовой? (Смотри приложение)

Заведующая столовой нашей школы отвечала на следующие вопросы:

1. Сколько учеников завтракают в нашей школе?

(Из 120 учащихся 1 смены  не завтракают только 10 человек)

2. Что Вы можете рассказать о рационе горячих завтраков в нашей школе?

(В  нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен. У нас имеется двухнедельное меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников)

3.Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие)

                       

Также я  провел анкетирование учащихся. Были опрошены 70 человек.

  1. Всегда завтракают  дома и в школе – 52 уч. (74%)
  2. Не успевают завтракать каждый день ( занятия в муз. школе и кружках ) –       8 уч. (12%)
  3. Отказываются от завтрака – 10 уч. (14%)

 

Давайте узнаем, все ли едят наши ребята?

  1. В школе едят всё – 33уч. (47%)
  2. В школе едят то, что нравится – 37 уч  (53%)
  3. Дома едят всё – 61 уч. (87%)
  4. Дома едят то, что нравится – 9 уч. (13%)

Ученики считают:

  1. Завтрак необходим – 60 уч. (85%)
  2. Завтрак не обязателен – 10 уч. (15%)

     

           По данным анкетирования, можно сделать вывод:

  1. Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
  2.  Некоторые ребята не всегда  завтракают    по разным причинам (спешат в музыкальную школу, на кружки; не желают завтракать – отсутствует аппетит).
  3.  Ребята зачастую отказываются от предложенных блюд, а спешат в буфет за булочкой или шоколадкой. Да я сам так делал!!!
  4. Из беседы с нашим учителем  я узнал, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию пищеварительной системы.

Я взял интервью у нашего школьного врача (смотри приложение):

 Вот, что она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с пищеварительной системой  и  сколько выпускников?

(Если в начальных классах это 6 - 7 учеников, то к окончанию школы это до 12  учеников. И с каждым выпуском ситуация только ухудшается.)

2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

(Весь процесс приготовления блюд контролируем обязательно)

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах)

                                                          4. Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

* Обратить внимание родителей и учащихся   на рацион  питания детей.

*Рекомендовать родителям и детям два завтрака.

* Медицинскому  работнику школы провести беседу о важности завтрака.

  *Подготовить  и провести для учащихся начальных классов беседу  «Так ли важен завтрак?».

 Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака.

Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

Так ли важен завтрак?   Приходько В.

Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.

4. Выводы.

В результате своего исследования я пришел к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то наше поколение будет более здоровым. Я затронул пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!   И возможно это станет темой моего следующего исследования.

Так ли важен завтрак?   Приходько В.

Краснодарский край , г. Гулькевичи, МОУ СОШ №3, 3 «Б» класс.

Литература:

1. «Воспитаем детей здоровыми»,  Змановский Ю. Ф., М.: «Медицина», 1989

2.  Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.

3.  «Основы рационального питания. Как правильно питаться»Скурихин И. М., Шатерникова В. А. М.: «Медицина», 1986

4. «Разговор о правильном питании» М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников Москва,ОльмаМедиаГрупп,2008

5. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.



Поделиться:

Рисуем домики зимой

Северное сияние

Почему Уран и Нептун разного цвета

Марши для детей в классической музыке

Девятая загадочная планета Солнечной системы