Основополагающий вопрос исследования: Как нам живется в мире звуков?
Цель работы: изучить влияние звука на окружающий мир, и здоровье человека
Задачи : -Изучить, что такое звук и как человек воспринимает звуки;
- Изучить понятие шума и научиться измерять шум с помощью шумометра;
- Изучить влияние шума и музыки на здоровье человека;
- Исследовать, как влияет музыка на мыслительные процессы
Вложение | Размер |
---|---|
mir_zvukov__i_zdorove.doc | 724.5 КБ |
mir_zvukov_i_zdorove_cheloveka_1.ppt | 1.81 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ст. ОЛЬГИНСКОЙ
Мир звуков и здоровье
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ И
ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА
Снеговская Анастасия, 11 класс
Руководитель Сущенкова И.А.,
учитель биологии
Ст.Ольгинская
2009
Оглавление
Введение
Как биологический вид человек формировался в течение миллионов лет в относительно постоянных и медленно меняющихся экологических условиях. Развитие цивилизации, научно-технический прогресс привели к возникновению новых, ранее неизвестных факторов воздействия на человека, перед которыми он оказался практически беззащитен. Не взаимодействуя с ними в ходе эволюции, человек не сформировал и соответствующие биологические механизмы защиты. Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Один из этих факторов – звук.
Слуховое восприятие - мощная сигнальная система, с которой теснейшим образом связано наше самочувствие. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния звуков и шума на здоровье человека. "Среди загрязнителей окружающей среды шум сейчас выходит на одно из первых мест, потому что действие других источников можно с помощью специальных устройств в какой-то степени дезактивировать", - утверждает руководитель научного центра Всероссийского НИИ физической культуры и спорта профессор Леонид Калинкин. По его словам, шум - явление всепроникающее и негативно воздействующее на организм человека, особенно в совокупности с другими факторами (вредными примесями в воздухе и воде, электромагнитным излучением, напряженностью труда и т. д.).
Мне тоже стало интересно, как звуки влияют на человека и могут ли они оказывать разрушающее (истощающее), сохраняющее и развивающее воздействие на здоровье человека.
Мне предстоит ответить на основополагающий вопрос: Как нам живется в мире звуков?
Цель работы: изучение звука и его влияние на окружающий мир, и здоровье человека.
Задачи работы:
Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.
Органами слуха являются уши (рис. 1). Каждое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Внутреннее ухо находится в пирамиде височной кости.
Рис. 1
Наружное ухо образуют ушная раковина и слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. Наружная раковина направляет звуковые колебания в слуховой проход. Дойдя до барабанной перепонки, звуковые волны приводят ее в механические колебания.
В среднем ухе находятся три маленькие слуховые косточки, которые передают эти колебания перепонке овального окна внутреннего уха. Благодаря наличию перепонки круглого окна жидкость внутреннего уха точно повторяет эти колебания.
Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено не воздухом, а жидкостью. Во внутреннем ухе находятся преддверие, улитка и орган равновесия.
Улитка представляет собой спирально закрученный канал, разделенный продольными перегородками на 3 части (рис. 2, А). Рецепторы слуха находятся в спиральном органе улитки, занимающем часть среднего канала, и представляют собой волосковые клетки, каждая из которых имеет от 30 до 120 микроворсинок (рис. 2, Б). Волосковые клетки находятся на волоконцах основной мембраны, напоминающих струны. Над волосковыми клетками располагается покровная пластинка. Когда "струны" основной мембраны под влиянием колеблющейся жидкости приходят в колебание, волоски рецепторных клеток деформируются, соприкасаясь с покровной пластинкой. Это вызывает их возбуждение.
Рис. 2. Строение улитки (А) и спирального органа (Б):
1 – каналы улитки; 2 – волоконца основной мембраны, напоминающие струны;
3 – рецепторные слуховые клетки; 4 – покровная пластинка
Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, достигают по слуховому нерву и слуховым путям головного мозга височной доли коры, где находится слуховая зона. Там воспринятые звуки будут опознаны, проанализированы, оценены. Слуховой анализатор вступит в действие (рис. 3).
Рис. 3. Слуховой анализатор:
1 – слуховые рецепторы улитки; 2 – слуховые нервы и нервные пути; 3 – слуховая зона коры больших полушарий
Колебания барабанной перепонки точно передаются жидкости внутреннего уха и слуховым рецепторам через перепонки овального и круглого окон, если давление в среднем ухе равно атмосферному. В противном случае барабанная перепонка будет выгибаться в сторону, где давление воздуха меньше, и звук исказится. Выравнивается давление благодаря слуховой трубе, которая соединяет среднее ухо с глоткой. Она открывается во время глотания, и давление в среднем ухе становится равным атмосферному.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Звуковые колебания распространяются в воздухе со скоростью 300 м/с. Человек способен уловить звуковые колебания от 16 Гц до 20 тысяч герц (1 Гц – это одно колебание в секунду). С возрастом эта величина снижается в два-три раза.
С наибольшей чувствительностью слуховой аппарат человека воспринимает области звуковых частот лежащие в пределах 1000-5000 Гц. Животные в качестве звука воспринимают волны иных частот. Например, собаки до 60 000 Гц, летучие мыши до 150 000 Гц, дельфины до 200 000 Гц.
При помощи слуха человек осознает, что происходит вокруг него. Несмотря на то, что мы слышим множество звуков, наше ухо улавливает лишь некоторые из них. Наш мозг различает и воспринимает определенные звуки, поэтому мы обращаем внимание только на часть из них. Одновременно человек получает информацию о силе и высоте звука.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции.
Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами.
“Возрастающая чувствительность органа слуха, а не развитие способности переносить оглушительный грохот, — было целью эволюции, — говорит профессор Райнер Клинке из Франкфурта-на-Майне. — Кто кого услышит первый: лиса или кролик, лев или человек — это был вопрос жизни или смерти. “Бич Бойс”, или грохочущий Диксиленд, любая громкая музыка — это шум. А шум портит ухо. Закономерность повреждения слуха такая: чем громче и чем дольше — тем быстрее”.
Что же такое шум? Вот определение шума, взятое из Советского Энциклопедического Словаря: «Шум - это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту - звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху, работе. Шум оказывает вредное воздействие на организм человека».
Сила звука измеряется в белах (Бл), но удобнее пользоваться кратными белу единицами децибелами (дБ): 1 дБ = 0,1 Бл (единица измерения силы звука названа в честь ученого Александра Белла, который изобрел телефон).
Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Звук в 180 децибел вызывает усталость металла, а при 190 - заклепки вырываются из конструкций (Таблица 1). Недаром в средние века существовала казнь “под колоколом”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Таблица 1.
Громкость разных источников звука
Источники звука | Громкость ( в децибелах) |
Шелест падающих листьев | 10 |
Шепот | 20 |
Разговор средней громкости | 50 |
Шум пишущей машинки | 70 |
Работающий пылесос | 80 |
Шум грузовика | 80 |
Радиоприемник, магнитофон, телевизор | 95 |
Автомобильный сигнал на расстоянии 5 м | 100 |
Шум большого города на центральных улицах | 110 |
Рок музыка в исполнении оркестра | 110 |
Раскаты грома | 120 |
Работающий двигатель реактивного самолета | 120 |
Болевой порог (предел громкости) | 130 |
Мозг - селективная система, вылавливающая из всего потока физических явлений, вызывающих звук или шум, только конкретную информацию. Остальная часть энергии рассеивается в тех его областях, которые соседствуют с нервными проводящими структурами, несущими отфильтрованную мозгом информацию, приводя к развитию разного рода заболеваний, например невротического или астенического синдрома. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется, отличается повышенной раздражительностью, становится забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения. При длительном воздействии на человека мощных звуков и шумов происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга, нарушается их работоспособность. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. Понижается острота слуха, ускоряется процесс старения организма. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Негативное влияние шума сказывается и на моторике кишечника, различных обменных процессах и, что крайне важно, на иммунитете (в частности, выработке антител для борьбы с разного рода инфекциями).
Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Напряженное вслушивание в тишину, наоборот, повышает остроту слуха. Звук силой 80 децибел примерно соответствует треску машинки для стрижки газонов или работающему пылесосу. Если сила звука выше, появляется опасность потери чувствительности находящихся в среднем ухе ворсинок-отростков слуховых нервов. Отмирание половины из них еще не ведет к ощутимой потере слуха. А если погибает больше половины — человек погрузится в мир, в котором не слышно шелеста деревьев, жужжания пчел. С потерей всех 30-ти тысяч слуховых ворсинок человек попадает в мир безмолвия.
Согласно санитарным нормам, в жилых помещениях допустим уровень шума 30 децибел ночью и 40 децибел днем. Во время занятий в школах он не должен превышать 55 децибел.
Измерение шума
МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской располагается на улице Ленина в 55 метрах от проезжей части. Объектом внешнего шума являются автомобили. Но в школе есть и свои источники шума – это ученики.
Я провела измерения уровня шума при помощи прибора - шумометра. Он переводит колебания, вызываемые шумом в электрические сигналы. Измеряла шум в школе в разное время, в разных местах. Измерения проводились на расстоянии 1-2 м от стен или больших отражающих поверхностей и минимум 1,5 м над полом. И если во время уроков уровень шума обычно не превышает допустимых норм, то во время перемен…..
Я выяснила, что на переменах уровень шума в рекреациях колеблется от 50 до 90 дБ. «Рекордсменами» являются ученики начальной школы (I смена) и шестых классов во II смене, особенно если все три шестых класса собираются в одной рекреации II этажа. Во время перемен не все учащиеся покидают классы, а при открытых фрамугах уровень шума поднимается до 85 дБ (внешний шум при проветривании). Шум добавляют и ученики пятых и седьмых классов, любящие слушать музыку из мобильных телефонов. Высок уровень шума, 65-95 дБ, в столовой на переменах и спортивном зале во время игры. Наиболее благоприятная шумовая обстановка в кабинетах 14 и 21, окна которых выходят в школьный двор. Уровень шума у проезжей части составляет 85 дБ.
Таким образом, мной установлено, что уровень шума, как на ул. Ленина так и в школе превышает предельно допустимые нормы. Весной и осенью уровень шума ниже, так как школу от проезжей части защищают зеленые насаждения, хорошо поглощающие шумовое загрязнение. Но ученики должны знать и помнить, что воспитанный человек не станет громко разговаривать в общественных местах, включать радио, телефон или магнитофон на полную мощность. Нужно заботиться не только о себе, но и о здоровье и спокойствии окружающих.
И так, я выяснила, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Звуки сверхнизких частот опасны для организма человека. Частота в 6 герц может вызвать ощущение усталости, тоски, морскую болезнь, в 7 герц - смерть наступает от внезапной остановки сердца. Попадая в естественный резонанс какого-нибудь органа, инфразвуки могут разрушить его, например, частота в 5 герц повреждает печень. Другие низкие частоты способны вызвать приступы безумия.
В чем же наше спасение?
Музыки целительные звуки
«Душой концертов и симфоний, сонат, рапсодий и этюдов является мелодия. Она - жизнь, смысл и сущность музыки, не оставляющая голову пустой, а сердце холодным».
(И. Гайдн)
Музыка сопровождает человека всю его жизнь. И без нее жизнь была бы глухой и бедной.
О целебных свойствах музыки было известно издавна. К примеру, в Библии описывается, как царь Израиля - Саул, одержимый злым духом, позвал Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу».
Одним из тех, кто первым научно объяснил целебный эффект музыки, был... Пифагор, утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию. Как отмечал великий композитор 20-го века Д.Шостакович: музыка открывает целый мир высоких чувств, страстей, мыслей, делает человека духовно богаче, сильнее, чище, совершеннее.
Музыка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние и общий тонус больного человека, помогает находить те средства и пути, мысли и необходимые эмоциональные импульсы, которые мобилизуют к борьбе, заставляя под иным углом зрения пересмотреть все нюансы переживаний, оказавших стрессовое воздействие.
В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Академик Бехтерев считал, что матери недаром поют своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полноценное развитие ребенка», — писал ученый.
В последнее время метод музыкотерапии (использование музыки для лечения больных с определенными психологическими или соматическими проблемами) получил широкую популярность. Различают пассивную и активную музыкотерапию. При первой пациенту предлагают прослушать различные музыкальные композиции, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. При второй человек сам принимает участие в исполнении музыки: играет на музыкальных инструментах, поет, отбивает такт ногой или хлопает в ладоши. Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного пациента определенного психологического состояния или заболевания (Приложение 1).
Верно было подмечено, как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу. Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе радуется и смеется человек. Об этом говорит Шекспир в «Ромео и Джульетте»: «Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою печаль».
Восприятие мелодичной музыки вызывает у человека замедление дыхания, учащение пульса, благоприятно влияет на сон. Дисгармоническая музыка приводит к эффектам противоположного характера. Убаюкивание успокаивает младенца, грубые слова, наоборот, расстраивают его. В Китае более двух тысяч лет назад богохульников подвергали непрерывному воздействию звуков флейт, барабанов и крикунов, пока те не падали замертво.
За увлечение громкой музыкой, особенно модной в наше время, многие тысячи подростков расплачиваются приобретенной тугоухостью. Однако нет закона, который бы защищал посетителей дискотек и рок-концертов, где сила звука часто превышает 85 децибел. Человек, который ежедневно в течение 15 минут подвергается оглушению звуком в 110 децибел, повредит свой слуховой аппарат всего за несколько лет. У сегодняшних подростков все это происходит гораздо быстрее.
Ткачихи, кузнецы, водители поездов в метро и обслуживающий персонал аэродромов — постоянные пациенты врачей, занимающихся восстановлением слуха. Что делать — издержки профессии. Сейчас к этим пациентам активно присоединяются школьники и студенты. Это уже издержки моды: мальчики и девочки с “бананами” в ушах в виде наушников от плеера. Постоянно слушая плеер можно заболеть. Поэтому, если вдруг у ученика пропадает сон, он становится вялым и апатичным, или у него даже появляются рвота, — нужно отобрать у него наушники и отвести к отоларингологу.
Можно слушать музыку по дороге в школу, в автобусе — для этого и предназначен плеер. Но надо помнить, что при этом к музыке в наушниках добавляются шум и вибрация транспорта. В итоге, незаметно происходит ослабление слухового нерва, и он становится легко подверженным инфекции. Наушники периодически нужно снимать с ушей, не включать плеер на всю мощность, реже слушать в транспорте и не слушать совсем, если у вас грипп.
В результате опроса среди старшеклассников я выяснила, что 50-60 % школьников учат уроки, слушая при этом современную, «клубную» музыку. Я решила выяснить, как влияет прослушивание музыки на такие важные мыслительные процессы, как внимание и память, без которых не мыслим учебный процесс.
Исследование влияния музыки на мыслительные процессы
Внимание как психический процесс обеспечивает отбор необходимой для человека информации из окружающей среды.
Умственную работоспособность и внимание мы определяли с помощью корректурных проб (Приложение 2).
Нами были исследованы 40 учеников нашей школы: 26 – в возрасте 15-17 лет (9-11 классы) и 14 – в возрасте 12-13 лет (6 класс). Так как динамика изменений оказалась одинаковой, мы свели данные в одну таблицу (Приложение 3).
Из приведенных данных мы видим, что только у 4 учащихся старшей школы (10%) с включением музыки повысилась работоспособность и коэффициент продуктивности на 10 и 11% соответственно (еще у 5 учеников интенсивность работы незначительно возросла, но из-за рассеянности внимания они стали допускать так много ошибок, что продуктивность работы упала). У остальных учащихся продуктивность в среднем снизилась на 16%. Что касается отдельных учеников, то у некоторых (особенно много их в среднем звене) при звуках музыки коэффициент продуктивности падал на 45%.
Если сравнивать общие средние показатели, то мы видим, что использование музыки не сказывается на показателе К (подвижность нервных процессов), а вот объем выполняемой работы (интенсивность работы) снижается в среднем на 19 %, коэффициент продуктивности - на 14 % (диаграмма 1), а вот количество ошибок возрастает на 44 % , что говорит о рассеянности внимания (диаграмма 2).
Диаграмма 1
V – общий объем работы (интенсивность) (4 мин)
С – объем первой части работы (2 мин)
Р – объем работы с дифференцировкой (2 мин)
Q – коэффициент продуктивности
Диаграмма 2
В – частота общих ошибок на 500 знаков
Е – частота ошибок на дифференцировку (200 знаков)
Память является одним из основных свойств нервной системы. Она помогает человеку воспроизводить и использовать прошлый опыт и приспосабливаться к изменяющимся условиям существования.
В своей работе я исследовала кратковременную, механическую и смысловую память (Приложение 4-5). Исследования проводились в тишине и под музыку. Результаты обработаны и занесены в таблицу (Приложение 6).
Анализируя приведенные данные, построила диаграммы 3-5 на которых наглядно представлено, что музыка отрицательно сказывается на процессах запоминания и воспроизведении материала.
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Из диаграмм хорошо видно, что уровень кратковременной и смысловой памяти снижается на 33-34 %.
Диаграмма 5
Коэффициент смысловой и механической памяти снижается на 22% и 33% соответственно.
Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии». Что я, собственно, и подтвердила своим исследованием.
После проведенного исследования я задавала ребятам вопрос: как они чувствовали себя во время тестирования? На, что все, без исключения, говорили о том, что музыка им не помогала, а мешала сконцентрировать внимание, запомнить что-либо. Они вынуждены были больше напрягаться и, следовательно, быстрее утомлялись, и хотя, как некоторые утверждали, работать под музыку было «прикольно», «весело», но и они согласились, что уроки нужно учить в тишине, без всяких отвлекающих факторов.
С моей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму (использование ритмичной, быстрой музыки в 5 классе способствовало более быстрому решению простых математических примеров), перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т. п., то музыка может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.
Заключение.
Природа дает нам лучшие образцы, которым следует подражать. В живых организмах растений и животных самые сложные химические реакции, механизм движений, как правило, бесшумны. Наиболее благотворное влияние на человека оказывают естественные звуки природы. Звуки ветра, шум листвы, дождя, журчание ручья, пение птиц, жужжание насекомых. А также музыка, написанная под влиянием этих звуков. Она легка, воздушна, приносит успокоение и вводит человека в состояние благости и умиротворения. Оказывает мощное оздоравливающее воздействие, гармонизирует человеческий организм, снимает стресс и напряжение. После длительного прослушивания звуков природы (в идеале, пребывания на природе), прослушивания музыки написанной под ее влиянием, у человека происходит всплеск творчества, ускорение мысли, находятся изящные решения казалось бы неразрешимых проблем. Это говорит о положительном комплексном воздействии таких звуков и музыки на человека.
Но даже относительно тихая музыка снижает внимание ученика при выполнении домашнего задания. Когда уровень звука растет, организм в большом количестве производит гормоны стресса, в частности, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В перспективе все это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки — причина каждого пятидесятого инфаркта.
"Тяжелая" музыка (metal) деструктивно влияет на скорость мысли, а также на психическое и физическое состояние слушателя. В этих музыкальных направлениях большое внимание уделяется ударным инструментам. Чем тяжелее музыка, тем больший акцент делается на ударные. Перегрузка ударными инструментами оказывает мощное влияние на нижние энергетические центры человека, говоря простыми словами, огрубляет энергию - мысли начинают течь в низменном русле.
Возможно, кто-то спросит, а что же делать? Кругом играет деструктивная музыка. Даже не желая, все равно ее слышишь.
Ответ: Каждый человек - творец своей судьбы. И в его власти выбрать ту музыку, которую он желает слушать.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий
Выводы и рекомендации:
Список литературы
Приложение 1
Музыки целительные звуки
Каждый день мы слышим музыку: по радио, на собственном проигрывателе, на концерте или первые, еще не слишком умелые, гаммы юного музыканта из соседней квартиры. Музыку слушаем для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки могут помочь людям при лечении тех или иных заболеваний. К примеру, для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди. Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса. Если вам тяжело вставать по утрам, сонливость прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта. Ощущением утренней свежести наполнят вашу душу «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана.
При переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона. При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса. Религиозная музыка дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.
«Вальс цветов» Чайковского и музыка Моцарта лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки. Мигрень помогут одолеть «Юморески» Антонина Дворжака и Джорджа Гершвина, «Весенняя песня» Феликса Мендельсона, а головная боль, связанная с эмоциональной перегрузкой, уменьшится при прослушивании сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна, «Венгерской рапсодии» Ференца Листа и «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта.
Музыка Моцарта вообще особая. Нейробиолог Гордон Шоу после ряда экспериментов утверждает, что музыка Моцарта мобилизует возможности человеческого мозга. Ученый считает, что «столь яркая и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, в частности помогает математикам и шахматистам».
Такой положительный эффект объясняется тем, что музыкальные произведения этого композитора выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека. Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся настолько радостными и искренними, что возникает естественное желание поддаться этому радостному настрою и подпевать. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм — 60 ударов в минуту, что соответствует биению сердца. Эта музыка не разрушает иммунитет, не “отбивает” слух. Прослушивание ее, особенно при исполнении на классических музыкальных инструментах, сохраняет эластичность барабанной перепонки, развивает разрешающую способность слуха.
Но даже среди классической встречается музыка, бесполезная для эмоционального здоровья человека. После ее прослушивания человек ощущает себя слабым и измученным. Например, некоторые ноктюрны Фредерика Шопена (при их безусловной высокой эстетической ценности) навевают слушателям глубокую печаль и ностальгию. Считается, что в этих произведениях композитор дал мощный выход собственной меланхолии.
Чувствовать себя лучше человеку помогают не только определенные мелодии, но и определенные инструменты. Так, считается, что арфа гармонично влияет на работу сердца. Барабан также помогает больному сердцу нормализовать ритм и лечит кроветворную систему. Нежная скрипка исцеляет душу и способствует самопознанию человека. Благородный орган гармонизирует деятельность позвоночника и «наводит порядок в голове». Недаром на нем исполняли произведения преимущественно в церквях и храмах, после чего люди выходили с прояснившимся сознанием и чистыми мыслями. Пианино нормализует работу щитовидной железы, а флейта расширяет и очищает легкие. А таинственный саксофон оправдывает репутацию самого сексуального инструмента, поскольку под его влиянием активизируется сексуальная энергия человека.
Большое значение при прослушивании музыки имеет ваша собственная интуиция. Если мелодия, которая у других улучшает расположение духа, у вас отнимает силы, лучше не слушать ее, а найти для себя мелодию, с которой можно было бы идти по жизни.
Лучше всего слушать музыку не напрягаясь, в удобном положении, с закрытыми глазами. Не так уж трудно уделить 10—15 минут в день, чтобы соединить полезное с приятным. Музыка помогает именно тогда, когда ее слушают, словно бы пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание.
Поэтому, регулируйте звук. Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это вредно для организма.
Не перестарайтесь. Если слушать симфонии Бетховена больше часа, эффект может быть противоположным. Такое прослушивание не только не расслабит, но и вызовет усталость и раздражение. Для одного сеанса достаточно десяти минут.
Приложение 2
Исследование внимания и работоспособности
с помощью корректурной пробы
Корректурная проба выполняется с помощью специальных таблиц, разработанных Е.Я. Анфимовым, представляющих собой набор различных букв. Задания, составляющие существо корректурной пробы, сводятся к вычеркиванию или подчеркиванию различных букв или их сочетаний. Результаты работы подвергаются специальному анализу, выявляющему качество и количество проделанной работы.
Последовательность выполнения задания:
Обработка материала.
Для обработки буквенных таблиц подсчитывают объем выполненной работы, т.е. количество просмотренных знаков за все 4 минуты – это количественный показатель работоспособности (V – объем). Для этого подсчитывают полное количество просмотренных строк, умножают на 40 ( в строке 40 букв) и прибавляют количество букв неполной строки. Разделив весь объем работы (V) на количество букв, просмотренных до введения тормозных агентов (С), получим показатель «К». В случае хорошей подвижности нервных процессов введение тормозных агентов не сказывается на темпе работы. В результате вторая часть задания по объему (Р) оказывается такой же, как и первая. Показатель «К» приближается к 2,0.
Для установления качественных показателей работоспособности выявляют общие ошибки (пропуски, исправления, неправильно зачеркнутые буквы) – показатель «А» и ошибки на дифференцировку во второй части работы – показатель – «Д». Производят стандартизацию ошибок общих (частота ошибок на 500 знаков – «В») и ошибок на дифференцировку (частота ошибок на 200 знаков – Е) по формулам:
В= 500 · А / V;
Е = 200 · Д / Р.
Затем рассчитывается коэффициент продуктивности, позволяющий сопоставить уровень работоспособности, по формуле:
Q = (V: 10)2 / (V : 10) + А,
где А – количество общих ошибок без пересчета на 500 знаков (одна ошибка приравнивается к 10 просмотренным знакам.
Корректурная проба проводится дважды: в тишине и под музыку. Результаты заносятся в таблицу и сравниваются .
Приложение 3
Результаты выполнения учащимися корректурной пробы
Первая строка – результаты полученные в тишине, вторая – под музыку.
№ | Простое задание и задание с дифференцировкой (4 мин) | Задание с дифференцировкой (2 мин) | Q | К | |||||
количество | В | количество | Е | ||||||
V | С | А | Р | Д | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | 553 | 356 | 10 | 9 | 197 | 8 | 8 | 46,8 | 1,6 |
502 | 318 | 14 | 14 | 184 | 7 | 7,6 | 39 | 1,6 | |
2 | 534 | 312 | 3 | 2,8 | 222 | 3 | 2,7 | 50,6 | 1,7 |
557 | 390 | 7 | 6,3 | 167 | 7 | 8,4 | 49,5 | 1,4 | |
3 | 657 | 389 | 7 | 5,3 | 268 | 4 | 3 | 59,4 | 1,7 |
663 | 387 | 5 | 4 | 276 | 4 | 2,9 | 61 | 1,7 | |
4 | 680 | 458 | 5 | 3,7 | 222 | 4 | 3,6 | 63,4 | 1,5 |
631 | 414 | 26 | 21 | 217 | 16 | 14,7 | 44 | 1,5 | |
5 | 579 | 356 | 1 | 0,9 | 223 | 0 | 0 | 57 | 1,6 |
614 | 373 | 8 | 6,5 | 241 | 6 | 5 | 54 | 1,6 | |
6 | 760 | 520 | 14 | 9,2 | 240 | 9 | 7,5 | 64,2 | 1,5 |
680 | 400 | 16 | 12 | 280 | 10 | 7,1 | 55 | 1,7 | |
7 | 498 | 320 | 8 | 8 | 178 | 4 | 4,5 | 43 | 1,5 |
426 | 262 | 11 | 13 | 164 | 6 | 7,3 | 33,8 | 1,6 | |
8 | 458 | 278 | 2 | 2,2 | 180 | 2 | 2,2 | 43,9 | 1,6 |
455 | 283 | 5 | 5,5 | 172 | 4 | 4,7 | 41 | 1,6 | |
9 | 501 | 320 | 4 | 4 | 181 | 4 | 4,4 | 46,4 | 1,6 |
499 | 317 | 6 | 6 | 182 | 2 | 2,2 | 44,5 | 1,6 | |
10 | 400 | 278 | 2 | 2,5 | 122 | 0 | 0 | 38,1 | 1,4 |
359 | 234 | 4 | 5,6 | 125 | 3 | 4,8 | 32 | 1,5 | |
11 | 417 | 272 | 3 | 3,6 | 145 | 2 | 2,8 | 38,9 | 1,5 |
503 | 359 | 7 | 7 | 144 | 2 | 2,8 | 44,1 | 1,4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
12 | 498 | 320 | 3 | 3 | 178 | 3 | 3,4 | 46,9 | 1,5 |
542 | 333 | 7 | 6,5 | 209 | 6 | 5,7 | 48 | 1,6 | |
13 | 611 | 376 | 8 | 6,5 | 235 | 6 | 5,1 | 54 | 1,6 |
497 | 314 | 10 | 10 | 183 | 6 | 6,6 | 41 | 1,5 | |
14 | 527 | 345 | 0 | 0 | 182 | 0 | 0 | 52,7 | 1,5 |
408 | 252 | 6 | 7,4 | 156 | 3 | 3,8 | 35,5 | 1,6 | |
15 | 507 | 293 | 3 | 3 | 214 | 1 | 0,9 | 47,9 | 1,7 |
481 | 268 | 5 | 5,2 | 213 | 1 | 0,9 | 43,5 | 1,7 | |
16 | 320 | 169 | 9 | 14 | 151 | 4 | 5,3 | 25 | 1,8 |
414 | 254 | 5 | 6 | 160 | 1 | 1,3 | 36 | 1,6 | |
17 | 582 | 400 | 6 | 5 | 182 | 2 | 2,2 | 53 | 1,4 |
500 | 343 | 6 | 6 | 157 | 3 | 3,8 | 44,6 | 1,4 | |
18 | 636 | 389 | 2 | 1,6 | 247 | 1 | 0,8 | 61.7 | 1,6 |
604 | 351 | 4 | 3,3 | 253 | 4 | 3,2 | 56,6 | 1,7 | |
19 | 582 | 356 | 3 | 2,6 | 226 | 2 | 1,8 | 55,3 | 1,6 |
564 | 353 | 8 | 7,1 | 211 | 7 | 6,6 | 49 | 1,5 | |
20 | 634 | 406 | 1 | 0,8 | 228 | 0 | 0 | 62 | 1,5 |
611 | 387 | 3 | 2,5 | 224 | 1 | 1 | 58 | 1,5 | |
21 | 813 | 480 | 3 | 1,8 | 333 | 1 | 0,6 | 78,4 | 1,6 |
648 | 361 | 3 | 2,3 | 287 | 2 | 1,4 | 61,9 | 1,7 | |
22 | 527 | 320 | 0 | 0 | 207 | 0 | 0 | 52,7 | 1,6 |
521 | 311 | 7 | 6,7 | 210 | 3 | 2,9 | 45,9 | 1,6 | |
23 | 560 | 340 | 2 | 1,8 | 220 | 1 | 1 | 54 | 1,6 |
541 | 360 | 12 | 11,1 | 181 | 8 | 8,8 | 44 | 1,5 | |
24 | 553 | 320 | 9 | 8,1 | 233 | 9 | 7,7 | 47,6 | 1,7 |
658 | 417 | 6 | 4,6 | 241 | 5 | 4 | 60 | 1,5 | |
25 | 743 | 432 | 1 | 0,7 | 311 | 1 | 0,6 | 73 | 1,7 |
727 | 421 | 3 | 2,1 | 306 | 3 | 1,7 | 70 | 1,7 | |
26 | 445 | 267 | 1 | 1,1 | 178 | 1 | 1 | 44,5 | 1,6 |
458 | 255 | 6 | 4,6 | 203 | 4 | 3,9 | 40 | 1,7 | |
27 | 417 | 278 | 9 | 10,8 | 139 | 5 | 7,2 | 34,2 | 1,5 |
517 | 307 | 26 | 25 | 210 | 18 | 17 | 34,4 | 1,7 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
28 | 505 | 334 | 5 | 5 | 171 | 0 | 0 | 46 | 1,5 |
366 | 237 | 9 | 12,3 | 129 | 4 | 6,2 | 29 | 1,5 | |
29 | 471 | 267 | 6 | 6,4 | 204 | 5 | 4,9 | 41,8 | 1,8 |
398 | 240 | 4 | 5 | 158 | 3 | 3,8 | 36,1 | 1,7 | |
30 | 527 | 340 | 9 | 8,5 | 187 | 6 | 6,4 | 45 | 1,6 |
320 | 184 | 8 | 12,5 | 136 | 2 | 2,9 | 25,6 | 1,7 | |
31 | 485 | 296 | 14 | 14,4 | 189 | 9 | 9,5 | 38 | 1,6 |
490 | 281 | 14 | 14,3 | 209 | 8 | 7,7 | 38 | 1,7 | |
32 | 648 | 432 | 17 | 13 | 216 | 12 | 11 | 51 | 1,5 |
508 | 308 | 20 | 19,7 | 200 | 12 | 12 | 36,4 | 1,6 | |
33 | 644 | 406 | 14 | 10,9 | 238 | 6 | 5 | 52,9 | 1,6 |
589 | 348 | 12 | 10,2 | 241 | 5 | 4,1 | 38,1 | 1,6 | |
34 | 527 | 330 | 9 | 8,5 | 197 | 4 | 4 | 45 | 1,6 |
564 | 344 | 27 | 24 | 220 | 9 | 8,2 | 38 | 1,6 | |
35 | 518 | 276 | 22 | 21,2 | 242 | 13 | 11 | 36,4 | 1,9 |
526 | 300 | 27 | 25,7 | 226 | 19 | 17 | 34,8 | 1,8 | |
36 | 416 | 280 | 7 | 8,4 | 136 | 4 | 5,9 | 36 | 1,5 |
362 | 248 | 20 | 27,6 | 114 | 12 | 21 | 23 | 1,5 | |
37 | 511 | 313 | 6 | 5,9 | 198 | 0 | 0 | 46 | 1,6 |
460 | 261 | 3 | 3,3 | 199 | 2 | 2 | 43 | 1,7 | |
38 | 640 | 369 | 4 | 3,1 | 271 | 1 | 0,7 | 60 | 1,7 |
560 | 360 | 4 | 3,6 | 200 | 1 | 1 | 52 | 1,6 | |
39 | 661 | 448 | 27 | 20,4 | 213 | 16 | 15 | 47 | 1,5 |
639 | 385 | 44 | 34,4 | 319 | 22 | 14 | 38 | 1,7 | |
40 | 559 | 356 | 11 | 9,8 | 203 | 5 | 4,9 | 47 | 1,6 |
409 | 250 | 23 | 28,1 | 159 | 16 | 20 | 26 | 1,6 | |
Среднее | 554 | 347 | 7,7 | 6,2 | 208 | 4 | 3,9 | 50 | 1,6 |
450 | 320 | 11,1 | 11 | 201 | 6,6 | 6,2 | 43 | 1,6 |
Приложение 4
Исследование кратковременной памяти.
Кратковременная память – вид памяти, основанный на запоминании на короткий срок. В исследовании применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов. Для этого дважды предъявляются по 10 слов, которые зачитываются в течение 20 секунд. 40 секунд дается на запись их в любом порядке. Слова подбираются односложные, не связанные между собой, из 4-6 букв. Перед вторым десятком слов проводится эмоциональное инструктирование : «Повторим задание с другим набором слов, но теперь постарайтесь запомнить их как можно больше. Если у вас достаточно воли, вы сумеете мобилизоваться». Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Правильно записанные слова (из 20) | 19 | 17-18 | 15-16 | 13-14 | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 4-6 | 3 |
Варианты слов
Без музыки | Под музыку | ||
Книга Окно Рука Туча Вилка Дело Гора Чашка Свеча якорь | Стол Плита Чаша Веко Сила Кора Шапка Клин Муза перо | Цветы Ваза Балл Печка Весы Пыль Трава Шуба Хлеб Сосна | Иней Яблоко Свеча Море Число Роса Гвоздь Вода Уголь роза |
Приложение 5
Определение уровня развития механической и смысловой памяти.
Заранее подобрать два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд – смысловая память | Второй ряд – механическая память | ||
без музыки | с музыкой | без музыки | с музыкой |
Кукла - играть Курица – яйцо Ножницы – резать Лошадь – сани Книга – учитель Бабочка – муха Щетка – зубы Барабан – пионер Снег – зима Петух – кричать Чернила – тетрадь Корова – молоко Паровоз – ехать Груша – компот Лампа - вечер | Машина – колесо Линейка – чертить Пляж – песок Река – рыба Кресло – качалка Мед – пчела Талия – ремень Баран – руно Будка – собака Молоток – гвозди Печка – дым Огород – картофель Дети – школа Часы – время Сахар - чай | Жук – кресло Гребень – земля Компас – клей Колокольчик – стрела Синица – сестра Лейка – трамвай Мухомор – диван Расческа – самовар Ботинки – ветер Графин – брать Спичка – овца Терка – море Шляпа – пчела Рыба – пожар Пила - яичница | Очки – термометр Дерево – пыль Хлеб – минута Федор – часы Смысл – курица Сыр – пирожок Шляпа – сад Память – гора Дело – книга Свитер – зонт Конь – мороз Сера – брат Лопата – пень Зерно – лицо Подарок – кран. |
Необходимо прочитать учащимся 15 пар слов первого ряда (интервал между парой 6 секунд). После 10-секундного перерыва читаются только первые слова ряда (интервал 10 секунд), а учащиеся записывают запомнившиеся слова правой половины ряда.
Такая же работа проводится со словами второго ряда.
Верно написанные пары первого ряда по отношению к общему числу пар определяют коэффициент смысловой памяти, второго ряда – механической. Сопоставляем данные выполненные в тишине и под музыку.
В старших классах для исследования смысловой памяти зачитывали рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа. Затем в течение 3 минут необходимо записать его основное содержание. Порядок изложения не учитывается. Предложения можно сокращать, не изменяя их смысла.
I. «Корабль вошел в бухту(1), несмотря на сильное волнение моря(2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5,6). 10 человек пошли в музей (7,8), 8 матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13), после чего вернулись на корабль (14). К этому времени оставшиеся матросы произвели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».
II. «Ранним летним утром (1), на 16 маршруте отправились за город (2, 3). В 7 уже были на месте (4, 5). Лес встретил нас прохладой (6). На опушке росли яркие желтые цветы (7). В чащу вела тропинка (8), она петляла между деревьями (9). Щебетали птицы (10), с ветки на ветку перепрыгивала шустрая белка (11). А вот и грибы! (12) собрали 3 корзинки (13,14). День прошел незаметно (15). Отдохнувшие отправились в город (16)».
Оценка в условных баллах проводится по таблице:
Оценка в баллах | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел | 14-16 | 12-13 | 10-11 | 8-9 | 6-7 | 4-5 | 3 |
Приложение 6
Результаты исследования памяти.
№ | Кратковременная память (баллы) Без музыки / с музыкой | Уровень развития Памяти Без музыки / с музыкой | Смысловая память (баллы) Без музыки / с музыкой | |
Коэффициент Смысловой | Коэффициент механической | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 5/4 | 0,9/0,8 | 0,3/0,1 | 2/0 |
2 | 5/3 | 0,9/0,4 | 0,3/0,2 | 3/0 |
3 | 5/4 | 0,9/0,7 | О,3/0,2 | 3/3 |
4 | 3/3 | 1/0,8 | 0,7/0,4 | 3/3 |
5 | 6/2 | 1/0,9 | 0,4/0,4 | 4/2 |
6 | 5/7 | 1/0,9 | 0,2/0,3 | 3/2 |
7 | 7/5 | 1/0,9 | 0,1/0,4 | 2/0 |
8 | 3/3 | 1/0,8 | 0,7/0,5 | 3/0 |
9 | 5/3 | 1/0,8 | 0,3/0,4 | 2/0 |
10 | 9/5 | 1/1 | 0,7/0,4 | 6/4 |
11 | 5/5 | 1/0,8 | 0,3/0,3 | 4/2 |
12 | 7/6 | 0,8/0,9 | 0,7/0,6 | 5/2 |
13 | 6/4 | 0,9/0,9 | 0,4/0,2 | 4/2 |
14 | 7/4 | 1/1 | 0,4/0,3 | 4/2 |
15 | 7/5 | 1/1 | 0,7/0,5 | 5/5 |
16 | 7/6 | 0,8/1 | 0,8/0,8 | 3/4 |
17 | 7/3 | О,9/0,6 | 0,4/0,06 | 4/2 |
18 | 7/5 | 0,8/0,4 | 0,7/0,5 | 6/5 |
20 | 7/6 | 0,9/0,7 | 0,7/0,6 | 4/3 |
21 | 7/7 | 1/0,5 | 0,7/0,6 | 4/3 |
22 | 5/3 | 0,8/0,5 | 0,4/0,2 | 5/4 |
23 | 6/6 | 1/0,7 | 0,6/0,3 | 6/5 |
24 | 6/5 | 1/0,8 | 0,9/0,7 | 4/4 |
25 | 7/6 | 0,8/0,4 | 0,7/0,2 | 4/4 |
26 | 7/5 | 0,9/0,7 | 0,8/0,3 | 6/3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
27 | 4/4 | 0,8/0,7 | 0,4/0,3 | |
28 | 4/3 | 1/0,8 | 0,4/0,3 | |
29 | 4/3 | 0,8/0,7 | 0,9/0,7 | |
30 | 6/4 | 0,9/0,7 | 0,4/0,2 | |
31 | 6/3 | 1/0,7 | 0,6/0,2 | |
32 | 5/3 | 0,9/0,6 | 0,6/0,4 | |
33 | 5/3 | 0,9/0,8 | 0,7/0,2 | |
34 | 6/3 | 1/0,8 | 0,6/0,4 | |
35 | 6/5 | 0,9/0,8 | 0,7/0,4 | |
36 | 5/4 | 0,8/0,6 | 0,6/0,3 | |
37 | 4/3 | 0,9/0,7 | 0,5/0,3 | |
38 | 5/4 | 0,9/0,6 | 0,6/0,4 | |
39 | 6/4 | 1/0,7 | 0,8/0,4 | |
40 | 6/4 | 0,9/0,6 | 0,7/0,5 | |
Среднее значение | 6/4 | 0,9/0,7 | 0,6/0,4 | З,8/2,5 |
Слайд 1
Мир звуков и здоровье человека Снеговская Анастасия, 10 класс Руководитель Сущенкова И.А., учитель биологии проект по экологии и здоровью человекаСлайд 2
Основополагающий вопрос: Как нам живется в мире звуков? Цель работы: Изучение звука и его влияние на окружающий мир и здоровье человека
Слайд 3
Задачи работы: изучить, что такое звук и как человек воспринимает звуки; изучить понятие шума и научиться измерять шум с помощью шумометра; изучить влияние шума и музыки на здоровье человека; исследовать, как влияет музыка на мыслительные процессы.
Слайд 4
Звуки природы приятны человеку Шум оказывает вредное воздействие на организм человека
Слайд 5
Что такое шум? Шум – это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты.
Слайд 6
Громкость разных источников звука Источники звука Громкость (в дБ) Шелест падающих листьев Шепот Разговор средней громкости Работающий пылесос Шум грузовика Радиоприемник, магнитофон, телевизор Автомобильный сигнал на расстоянии 5 м Шум большого города на центральных улицах Рок музыка в исполнении оркестра Раскаты грома Болевой порог (предел громкости) 10 20 50 80 80 95 100 110 110 120 130
Слайд 7
«Лишь музыки серебряные звуки снимают как рукой мою печаль». Шекспир «Ромео и Джульетте» Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу. Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе радуется и смеется человек.
Слайд 8
Результаты исследований умственной работоспособности и внимания Объем выполняемой работы снижается в среднем на 19%, а коэффициент продуктивности – на 14%
Слайд 9
Частота общих ошибок Количество ошибок возрастает на 44%, что говорит о рассеянности внимания.
Слайд 10
Результаты исследования кратковременной памяти Уровень кратковременной и смысловой памяти снижается на 33 – 34%
Слайд 11
Результаты исследования смысловой и механической памяти Коэффициент смысловой и механической памяти снижается на 33% и 22% соответственно.
Слайд 12
Коэффициент смысловой и механической памяти снижается на 22% и 33% соответственно. Результаты исследования смысловой и механической памяти
Слайд 14
Выводы и рекомендации Шум вредно отражается на состоянии здоровья человека, прежде всего ухудшает слух и состояние нервной системы; Нужно бороться с вредным влияние шума путем контроля уровня шума; Проводить профилактические мероприятия по предупреждению шумовых болезней; Ученикам не шуметь на уроках и переменах, так как шум не просто мешает восприятию материала, но и вредно влияет на ваше здоровье; Домашние задания выполнять в тишине; Слушать классическую, ритмичную музыку в периоды отдыха; Вдоль территории школы со стороны улицы высаживать деревья, чтобы уменьшить шум автотранспорта; Больше бывать на природе: в лесу, у реки.
Привередница
Рождественский венок
Лиса Лариска и белка Ленка
Как нарисовать лимон акварелью
Знакомимся с плотностью жидкостей