• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Острата Зрение"

Опубликовано Васильева Оксана Михайловна вкл 17.01.2012 - 11:29
Автор: 
Петрова Александра

 

Сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 5 млн. слепых людей только от катаракты и порядка 80-90 млн. слепых от других глазных болезней.

Мы со своей стороны, ставим перед собой цель: определить остроту зрения описанным методом и сравнить результат с полученным по таблицам Сивцева (с буквами) либо Головина (с кольцами).

Основные  задачи:

1.  Выяснить, какие дефекты зрения встречаются у людей и каковы способы их профилактики.

2. Выяснить основные причины ухудшения зрения.  

  1. Выявить процент учащихся в моем классе, имеющих те или иные заболевания глаз.
  2. По окончанию работы сделать вывод.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrota_zreniya_petrova.doc2_.doc353.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большеяниковская  средняя общеобразовательная школа »

Урмарского  района  Чувашской Республики

МОУ «Большеяниковская СОШ»

Проект на тему

«Острота зрения»

Петрова Александра Юрьевна

Ученица 11 класса

Руководитель: учитель физики

Васильева Оксана Михайловна

Большое Яниково -2011

Паспорт проекта

Название работы

Острота зрения

Учебное заведение

ЧР,Урмарский район, д. Большое Яниково ,Большеяниковская СОШ

Автор

Петрова Александра Юрьевна, 11 класс

Научный руководитель

Васильева Оксана Михайловна

Актуальность проекта

Несоответствие человеческого зрения в целом – один из самых серьёзных дефектов современной цивилизации.

Цель работы

Определить остроту зрения и причины ухудшения зрения

Задачи проекта

  1. Определить остроту зрения по  формуле v=  π R/ d·10800 и сравнить результат с таблицей Сивцева (с буквами) либо Головина (с кольцами)
  2. Выяснить, какие дефекты зрения встречаются у людей и каковы способы их профилактики.
  3. Выяснить основные причины ухудшения зрения.  
  4. Выявить процент учащихся в моем классе и в школе, имеющих те или иные заболевания глаз.
  5. По окончанию работы сделать вывод.

Рабочая гипотеза проекта

Предполагаем, что острота зрения становится хуже у учеников разных классов.

Структура исследования

Введение

Глава 1 Обзор литературы

Глава 2 Материал и методика

Глава 3 Результаты собственных исследований

 Выводы и рекомендации

Основные проведённые исследования и процедуры

  1. Теоретические:

а) анализ научной литературы;

б) сравнение и анализ географических и экологических факторов.

2) Практические методы:

     а) работа с архивными материалами;

     б) экспериментальная работа и личные исследования.

Полученные результаты  и выводы

Гипотеза верна: по мере взросления у многих детей развиваются различные болезни.

Сроки выполнения проекта

декабрь, январь

Аннотация проекта

Современная цивилизация облегчала значительную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жизненных забот, но во много раз увеличила нагрузку на глаза.

Исследования показывают, что более 95% младенцев рождается с нормальным

зрением и без дефектов глаз. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно было бы в какой-нибудь мере считать нормальным.

На зрение людей возлагается тяжёлая нагрузка. В результате этого Россия, как и другие страны,  быстро превращается в страну «очкастых». По  информации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, каждый второй россиянин страдает заболеванием глаз. Ежегодно в стране регистрируется полмиллиона инвалидов по зрению. Показатели заболеваний органов зрения в России растут и в большинстве регионов превышают среднеевропейские в 1,5-2 раза. В 2000 году только зарегистрированных глазных заболеваний в стране было около 9,3 млн., в 2006 их насчитывалось уже более 12 млн. При этом рост заболеваемости продолжается. Некоторые специалисты полагают, что  негативное влияние на зрение оказывают не только экологические факторы,  но и технический прогресс. Многие современные подростки проводят за компьютером большую часть своего времени.   В профессиональной деятельности также трудно найти специальность, где бы не требовалось  умение обращаться с ПК.

Несоответствие человеческого зрения в целом – один из самых серьёзных дефектов современной цивилизации.

         Часть перегрузки глаз объясняется тем, что человек пользуется глазами при условиях совершенно иных, чем те, при которых глаз первоначально развивался и для которых он приспосабливался. Первобытный человек пользовался своими глазами для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете – для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходило, обязанности глаза кончались. Конечно, первобытный человек не работал целый день с предметами, расположенными вблизи глаз, не смотрел телевизионные передачи в течение нескольких часов, не проводил время за компьютером и не читал книгу далеко за полночь.

Поскольку многие недостатки глаза, по-видимому, создаются нагрузкой на них и условиями, при которых глаза выполняют работу. Однако это требует научного подхода со стороны различных групп людей и каждого человека в отдельности.  Офтальмологи всего мира отмечают, что нет никакой связи между ростом числа глазных заболеваний и времяпрепровождением у компьютера. То есть, вообще на сегодняшний день нет болезней из-за  ПК. Но количество слепых людей в мире увеличивается. Сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 5 млн. слепых людей только от катаракты и порядка 80-90 млн. слепых от других глазных болезней.

Мы со своей стороны, ставим перед собой цель: определить остроту зрения описанным методом и сравнить результат с полученным по таблицам Сивцева (с буквами) либо Головина (с кольцами).

Основные  задачи:

1.  Выяснить, какие дефекты зрения встречаются у людей и каковы способы их профилактики.

2. Выяснить основные причины ухудшения зрения.  

  1. Выявить процент учащихся в моем классе, имеющих те или иные заболевания глаз.
  2. По окончанию работы сделать вывод.

                                                     Содержание

Введение …………………………………………………………………. .7

Глава I  «Обзор литературы»…………………….. ………………………8

1. Глаз человека как оптическая система………………………………...8

 1.1. Глаз человека как оптическая система .…………………………….8

1.2. Свойства глаза……………………………………………………….....9

1.3. Что такое  свет и цвет?................…………………………………….10

 2. Дефекты зрения и их коррекция…………….....……………………..10

 2.1. Коррекции близорукости……………………………………………11

2 .2. Коррекция дальнозоркости………………………………………….11

2.3. Коррекция астигматизма……………………………………………..11

3. Зрение и ПК………………………………………………………….....12

3.1.Что является причиной  ухудшения зрения?......................................12

3.2.Гимнастика для глаз…………………………………………………..14

Глава II «Материал и методика»………………………………………….15

Глава III  «Результаты собственных исследований»…………………….17

Заключение……………..…………………………………………………..21

Литература ……………………………………………………………….. .22

Приложения  ……………………………………………………………….23

Введение.

            Мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств.

«Стянутая рыбачья сеть, закинутая на дно глазного бокала и ловящая солнечные лучи!» - так представил себе в древние времена мудрый грек Герофил сетчатку глаза. Это поэтическое сравнение оказалось удивительно точным. Сейчас  с полной достоверностью можно утверждать, что сетчатка – именно  сеть и именно ловящая…ловящая отдельные кванты света. Свет – не бестелесный посланник Солнца, а само Солнце, часть его, долетавшая до нас в форме квантов, скрупулезно изученных физиками. Темной ночью от далекой неяркой звезды не так уж много квантов, этих бесконечно малых, единых и неделимых порций света, ловит наш глаз. По своей чувствительности глаз приближается к идеальному физическому прибору, потому что нельзя создать прибор, который зарегистрировал бы меньше одного кванта. Этим уникальным свойством глаза пользовались ученые – пионеры атомной и ядерной физики. Долго находясь в темной комнате, они ухитрялись воочию наблюдать отдельные радиоактивные частицы. И вместе с тем глаз выносит астрономическую лавину квантов, исчисляемую десятками миллиардов в секунду. Если вы взглянете на Солнце, ваши глаза получат миллиардную дозу квантов. Но не делайте этого! Берегите глаза, как полагается беречь «зеницу ока».

Свет играет в нашей жизни очень важную роль. С одной стороны, благодаря восприятию его глазом в процессе зрения мы видим и познаем окружающий мир. С другой стороны, именно свет, приходящий на Землю от Солнца, создает условия, необходимые для существования жизни на нашей планете.

            Без света нет зрения. Мы видим только при наличии света, если его не будет, мы просто ослепнем.

        Зрение – это удивительно сложная и еще далеко не познанная, совместная работа глаза и мозга. Уже столетия наука изучает глаз, и каждый ученый, открывая его новые свойства и новые тайны, испытывает чувство волнения и преклонения перед его совершенством.

По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек полу чает из окружающего мира с помощью зрения, другие пола гают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром А. М. Горький, которому пришлось несколько дней во время бо лезни пробыть с повязкой на глазах, писал о своем состоянии так: “Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение,— это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира”. Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и определять его место в пространстве, следить за перемещениями. Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы и размеров наблюдаемых объектов.

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями. Например, голубь видит очень далеко, но только днем. Совы и летучие мыши хорошо видят ночью, но днем они слепы. Многие животные не различают отдельного цвета.

        Как же устроен такой важный и сложный прибор как глаз? В чем его преимущества по сравнению с другими анализаторами? Какие свойства присущи глазу? Какие дефекты зрения встречаются у людей, и каковы их меры профилактики? Как устроен зрительный анализатор с точки зрения биологии и физики? В теоретической части моей работы я попытаюсь ответить на эти вопросы.

Глава I

Обзор литературы

1.1.Глаз человека как оптическая система

           Человеческий глаз представляет собой достаточно сложную оптическую систему, сформировавшуюся из органических материалов в процессе длительной биологической эволюции. В данном проекте глаз рассматривается с точки зрения геометрической оптики как оптическая система, влияющая  на ход световых лучей.

               

        Глаз почти сферичен: приблизительные размеры 24 мм  вдоль главной оптической оси и 22 мм в поперечном направлении.

1. Склера. Плотная гибкая оболочка, окружающая  желеподобное содержание глаза, белого цвета, непрозрачна.

2. Роговица. Прозрачная наружная часть склеры. Роговица обладает наибольшей оптической силой среди других оптических элементов глаза (показатель преломления 1,376).

3. Передняя камера. Полость, заполненная влагой с показателем преломления  1,336.

4. Радужная оболочка представляет собой подвижную мышечную кольцевую диафрагму. Сжимаясь и растягиваясь, изменяет размер зрачка и тем самым световой поток, попадающий в глаз.

5. Зрачок. Через зрачок свет попадает на хрусталик.

6. Хрусталик. Эластичная двояковыпуклая линза диаметром около 9 мм толщиной около 4 мм. Внутренняя структура хрусталика, состоящая из 22 000 тонких слоев, напоминает структуру луковицы. (n=1,4) Обеспечивает тонкую фокусировку глаза.    

7. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком  с помощью поддерживающей связки. Может изменять его кривизну и оптическую силу глаза.

8. Поддерживающая связка.

9. Стекловидное тело. Прозрачное тело, находящеесяся за хрусталиком.

10. Сетчатка. Тонкий прозрачный слой светочувствительных клеток. Толщина сетчатки, покрывающей 65% внутренней поверхности глаза, изменяется от 0,1 до 0,5 мм. Выполняет роль светочувствительного экрана.

11. Сосудистая оболочка.

12. Зрительный нерв.

Сетчатка преобразует падающее на неё видимое излучение в электрические импульсы, передаваемые по зрительному нерву в головной мозг.

13. Слепое пятно. Не чувствительно к свету.

На сетчатке возникает перевернутое изображение всех предметов. Однако мозг, перерабатывает полученную зрительную информацию и  воспринимает изображение как прямое.

1.2.Свойства глаза

Разрешающая способность глаза или острота зрения – расстояние между соседними светочувствительными клетками (Нмин=5 мкм);

Минимальный угол зрения  под которым две точки  А и Б в пространстве  видны раздельно. Характеризует остроту зрения. (α = 11).

С уменьшением освещенности острота зрения падает: ухудшается разрешающая способность глаза.

Адаптация- регулирование поступающего светового потока изменением размеров зрачка с помощью радужной оболочки.

Аккомодация –  («настройка на резкость») способность глаза к изменению его оптической силы.

Резкое изображение предмета, находящегося на расстоянии d от глаза, на сетчатке возникает при определенной оптической силе линзы. Оптическая сила глаза максимальна при максимальном напряжении цилиарной мышцы. При этом четкое наблюдение предмета возможно в ближней точке.

Дальняя точка – наиболее удаленная от глаза точка расположения объекта, четко видимая глазом.

Ближняя точка – наименее удаленная от глаза точка расположения объекта, четко видимая глазом.

Аккомодация нормального глаза

  а) дальняя  точка лежит   бесконечно далеко.

  б) ближняя точка (возраст 20 лет)

  в) расстояние наилучшего зрения – расстояние от объекта до глаза, при котором угол зрения оказывается максимальным, а глаз не утомляется при длительном наблюдении.  

1.3. Что такое  свет и цвет?

         Наличие света является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку его существование: примерно 80% всей воспринимаемой человеком информации приходится на долю зрения.

         В 1666 году Исаак Ньютон пропустил обычный, белый луч солнечного света сквозь стеклянную призму. При этом он получил на стене искусственную радугу, или иначе спектр.

          В спектре строго определенной последовательности чередовались семь полос разного цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета.Затем на пути цветных лучей он поставил вторую призму. Тогда вновь получился обычный луч белого света.

Исаак Ньютон сделал вывод, что луч белого света состоит из смеси цветных лучей.

Свет– это один из видов электромагнитного излучения. Свет – единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемый человеческим глазом.

 

Эта часть спектра дает человеку максимальную информацию об окружающем мире.

 Максимум чувствительности человеческого глаза приходится на длину волны 560 нм. На эту длину волны приходится также максимум  интенсивности  излучения           Солнца и одновременно максимум прозрачности атмосферы Земли. В процессе длительной биологической эволюции подобное удивительное совпадение            существенно помогало человеку получать информацию об окружающем мире, что   способствовало его выживанию.

Цвет - не свойство электромагнитной световой волны самой по себе, а проявление электрохимического действия физиологической  системы человека: глаз, нервов, мозга. Если бы не было света, мы бы не воспринимали всей яркости и многокрасочности природы.

       

Предмет, отражающий все лучи – видим белым.

Предмет, поглощающим все лучи – видим черным.

Предмет, отражающий только красные лучи – видим как красный.

Предмет, отражающий только зеленые лучи – видим как зеленый.

 Если предмет отражает несколько цветных лучей – видим дополнительные оттенки.

2.Дефекты зрения и их коррекция

 Рефракция или  преломление (от латинского refractio – преломление) – изменение направления распространения световой волны при прохождении из одной среды в другую. В здоровом глазу фокусное расстояние роговицы равно примерно 23,5 мм и именно на этом расстоянии от неё располагается сетчатка. Такой глаз видит чёткое изображение предмета.

Здоровый глаз (нормальное зрение) – изображение предметов формируется точно на сетчатке.

Рефракционные глазные нарушения встречаются очень часто. Примерно 30% современных  людей страдают от тех или иных аномалий рефракции. При патологии рефракции происходит нарушение преломления света в глазу и как результат, изображение не фокусируется точно на сетчатке. Это означает, что человек с нарушениями рефракции не может четко и ясно видеть окружающие предметы и нуждается в тех или иных методах коррекции зрения.

    Основные виды патологии рефракции:

  1. БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) – изображение предмета формируется перед сетчаткой;
  2. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) – изображение формируется за сетчаткой;
  3. АСТИГМАТИЗМ – изображение предметов искаженное, одни линии четкие, другие размытые.

2.1.Коррекции близорукости

Близорукость может быть диагностирована в любом возрасте, но чаще впервые обнаруживается у детей в возрасте 7 – 12 лет. Как правило, усиливается в подростковом периоде, а в возрасте от 18 до 40 лет острота зрения стабилизируется. Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:

  1.  Наследственность – оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если  у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей.
  2. Перенапряжение глаз – длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение  рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером.
  3. Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении  близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия.
  4. Для коррекции близорукости используют очки с рассеивающими (выпукло-вогнутыми) линзами, имеющими отрицательную оптическую силу. В результате уменьшенного преломления пучок лучей, параллельный главной  оптической оси, начинается сходиться в более удаленной точке – на сетчатке.

2.2.Коррекция дальнозоркости

       При дальнозоркости либо значительно укорочена глазная ось (меньше 23,5 мм), либо роговица обладает слабой преломляющей силой. Часто люди страдающие дальнозоркостью не предъявляют жалоб по зрению, т.к. у них хорошо развита способность к аккомодации.

Дальнозоркость – коварное заболевание. Первые симптомы появляются в детстве и кажутся далекими от глазных болезней. Дети плохо учатся в школе, быстро устают, не могут сосредоточиться на выполнении работы, капризничают, плохо спят. Переутомление зрительного аппарата глаза при дальнозоркости в первую очередь проявляется именно астеническими жалобами. Ранняя диагностика и назначение оптической коррекции (очки, контактные линзы) позволяют сократить возникновение таких осложнений гиперметропии, как косоглазие и амблиопия (синдром  ленивого глаза). Прогрессирование дальнозоркости может привести к нарушениям  оттока внутриглазной жидкости и как следствие, подъёму внутриглазного давления и развитию глаукомы

 Для увеличения преломляющей способности дальнозоркого глаза используют очки, стекла которых представляют собой собирающие (вогнуто-выпуклые) линзы, имеющие положительную оптическую силу. В результате пучок лучей, параллельных главной оптической оси, сходится в одной точке, как у нормального глаза.

2.3.Коррекция астигматизма

Патология рефракции глаза, при которой нарушается сферичность роговицы, т.е. в разных меридианах разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается не в виде точки, а в виде отрезка прямой. Человек при этом видит предметы искаженными, в которых одни линии четкие, другие – размытые.

Причины возникновения астигматизма до конца не изучены. В большинстве случаев астигматизм носит врожденный и наследуемый характер, выявляется в детском возрасте.               Однако причиной астигматизма могут быть операции или глазные травмы. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения, головными болями.

            Астигматизм корректируется с помощью цилиндрических линз, положительных или отрицательных в зависимости от вида астигматизма. Если для коррекции использовать цилиндрические рассеивающиеся линзы с горизонтальной осью: они уменьшат  преломление в вертикальной плоскости и не изменят  его в горизонтальной плоскости. В результате все изображение предмета оказывается на сетчатке – возникает четкое изображение всего предмета.

3. Зрение и ПК

3.1.Что является причиной  ухудшения зрения?

Можно выделить  семь фактов:

  1. Наследственность
  2. Неправильное питание
  3. Перенапряжение глаз
  4. Бодрствования по ночам, сон днем
  5. Сдерживание слез
  6. Удары по пяткам
  7. Злоба, зависть, гнев

Как видно, в этом перечне нет так называемого компьютерного влияния. Выясним почему?

Распространение персональных компьютеров, плазменных панелей телевизоров и мониторов заставляют офтальмологов задумываться о профилактике и снятии компьютерного зрительного синдрома, который часто сочетается с синдромом «сухого глаза».         Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в ХХ веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст. Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика — выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК.

Проблема заключается в следующем: многие из нас проводят до 8 часов в сутки перед компьютером, на работе, дома. В группе риска «компьютерного синдрома» — активные пользователи персональных компьютеров в возрасте от 18 до 40 лет. Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы:

оптические 

  1. затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
  2. замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
  3. двоение предметов;
  4. быстрое утомление при чтении.

Физические

  1. жжение в глазах;
  2. чувство «песка» под веками;
  3. боли в области глазниц и лба;
  4. боли при движении глаз;
  5. покраснение глазных яблок.

Исследование зрительных функций у людей, в течение нескольких лет работавших за экранами ПК, выявило снижение объема аккомодации по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко. Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую смену происходит уменьшение объема аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость. В современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из «неизбежного зла» превратить его в действительно полезного помощника?

  1. Не пренебрегать посещением офтальмолога, и не заниматься самолечением;
  2. Использовать специальные капли для глаз, замещающие слезу;
  3. Ограничить время работы за компьютером не более 4 часов в день;
  4. Делать обязательные паузы во время работы на близком расстоянии через каждые 20-30 минут;

Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков, когда формирование рефракции еще не сложилось и чрезмерная нагрузка может приводить к развитию близорукости. Детям рекомендуется проводить время у персонального компьютера только с познавательной целью.

Приобрести специальные очки с прогрессивными линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе на различных расстояниях. Применение таких очков у интенсивных пользователей ПК дало снижение зрительного утомления и улучшение показателей аккомодации по сравнению с обычными очками у 85% работников. При соблюдении перечисленных рекомендаций уменьшается количество ошибок, совершаемых оператором, особенно во второй половине дня, уходят раздражительность и головные боли, улучшается эмоциональное состояние. В очках с компьютерным фильтром комфортно в помещении, освещенном искусственными источниками света, (особенно люминесцентными лампами), т.к. очки улучшают спектральный состав света, попадающего в глаза. В них комфортно на улице, в пасмурную погоду — видно четче и контрастнее, а в солнечный день они не пропускают в глаза очень активную коротковолновую часть спектра. Таким образом, очки с компьютерным фильтром могут быть рекомендованы для постоянного ношения. А это очень важно, ибо более 50% компьютерщиков — люди в очках.

Сухость глаз весьма распространенная проблема среди пользователей компьютером. Считают, что причин широкого распространения сухости глаз среди пользователей компьютера несколько:

  1. более редкое моргание пользователя при работе на компьютере (частота моргания составляет примерно треть от обычной частоты);
  2. широко раскрытые глаза при рассматривании изображения на мониторе, это приводит к увеличению скорости испарения слезы с поверхности глаза.

Для уменьшения синдрома «сухого глаза» при работе на компьютере следует, прежде всего, обеспечить правильные условия работы:

  1. правильно установить экран монитора (центр на 10-20 см. ниже глаз пользователя);
  2. выбрать правильно расстояние (не менее 50 см.) до монитора;
  3. кроме того, пользователям компьютера следует напоминать о необходимости более часто моргать при первых признаках сухости глаз;
  4. следует так же время от времени закрыть глаза и сделать несколько круговых (вращательных) движений;
  5. полезно устраивать 2-х — 3-х минутные перерывы при работе на компьютере, фокусируя взгляд на дальнее расстояние.

3.2.Гимнастика для глаз

Основной комплекс

Этот комплекс йога рекомендует для поддержания зрения в хорошем состоянии. Как утверждают сами йоги, если делать его ежедневно утром и вечером, начиная с юности, можно сохранить хорошее зрение до глубокой старости и не пользоваться очками.

1 упражнение. Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2-3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

2 упражнение. Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

3 упражнение. На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.

4 упражнение.  На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.

Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла

5 упражнение.  Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.

Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки.

В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут).

Необходимо отметить, что для достижения наилучшего результата в сохранении зрения, нужно следить за своим здоровьем в целом. По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов.

  1. Глаза - это самый важный орган чувств.
  2. Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья.
  3. Глаза - самый ценный и удивительный дар природы.

Мы должны бережней относиться к своему здоровью, в том числе и к глазам. Только с помощью глаз  мы видим всю красоту жизни, оцениваем  ее. Но если мы не будем беречь свое зрение, то вся эта яркая картинка превратиться в пустой черный экран, по которому мы не сможем судить об окружающем нас мире. В старину считалось, что слепота хуже смерти. Для сохранения здоровья мы должны вести активный образ жизни. Плавать, гулять, бегать, да и просто дышать свежим воздухом и наслаждаться  красотой природы, которую порой мы не замечаем.

Глава II

Материал и методика

    Остротой зрения называется обратная величина предельного углового разрешения глаза, выраженного в угловых минутах, т.е. вычисляется по формуле:

v=1/δ/   (1)

Острота зрения - безразмерная величина.

Предельным  угловым разрешением глаза называется угол, под которым человек способен различать отдельно два близко расположенных элемента. В силу малости этого угла его можно определить (в радианах) как отношение расстояния между элементами (d)к расстоянию от элементов до глаза наблюдателя(R):

δ=d/R   (2)

Считается, что человеческий глаз с остротой зрения, равной единице (v = 1), различает две далёкие точки, угловое расстояние между которыми равно одной угловой минуте (1″ = 1/60°).

Угловой минутой называется одна шестидесятая доля градуса:

10=60/

Тогда радианы переводятся в угловые минуты по формуле:

1 рад=180/π =180·60// π =10800/ π    (3)

В итоге из формул (1) и (2) и с учетом соотношения (3) получим выражение для остроты зрения:

v=  π R/ d·10800  (4)

Острота зрения v прямо пропорциональна расстоянию просмотра.

Если расстояние просмотра (R) равно 5 м, то глаз с остотой зрения v = 1 различит две точки, расстояние между которыми х = 2×5*tg(α/2) = 0,00145 м = 1,45 мм. Именно из этих соображений определены толщина штриха, расстояние между соседними штрихами в буквах на таблице и размеры самих букв (в примере высота буквы
Б равна 5×1,45 = 7,25 мм).

  Для исследования остроты зрения пользуются таблицами Головина-Сивцева, в которых имеется 12 рядов знаков различной величины. Таблицы позволяют с расстояния 5м определять остроту зрения от 0,1 (верхний ряд) до 2,0 (нижний ряд). При исследовании с другого расстояния (например, более близкого, если больной с 5 м не распознает знаки верхнего ряда) остроту зрения определяют по формуле:V = d / D, где V — острота зрения; d — расстояние, с которого проводится исследование; D — расстояние, на котором нормальный глаз видит данный ряд.

  Таблицы помещены в осветительный аппарат с лампой накаливания или двумя люминесцентными лампами. Освещенность таблиц 700 лк. Осветитель укрепляют на стене так, чтобы нижний край его находился на расстоянии 120 см от пола. Во время исследования больной должен держать голову прямо, веки обоих глаз открыты. Неисследуемый глаз прикрывают непрозрачным щитком белого цвета. В течение 2 — 3 с. показывают знак на таблице и просят исследуемого назвать его. Определение лучше начинать с мелких знаков, а затем переходить к более крупным. При оценке результатов исследования пользуются понятиями о полной и неполной остроте зрения. Полная острота зрения — это такая, при которой все знаки в соответствующем ряду названы правильно. Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0,3: 0,4; 0,5; 0,6, не распознан один знак, а в рядах 0,7; 0,8; 0,9; 1,0 — два знака, то такая острота зрения оценивается по соответствующему ряду как неполная; нормальной считается острота зрения, равная 1,0. Для определения остроты зрения меньше 0,1 больного приближают к таблице через каждые 0,5 м (на полу или стене надо сделать соответствующие метки), пока он не назовет правильно знаки верхнего ряда.


Строчки помечены разными цветами для упрощения проверки зрения в одиночку. Благодаря цветовой маркировке вы легче запомните строчку, буквы которой смогли ясно опознать.

Глава III

Результаты собственных исследований

  Для определения остроты зрения мы использовали: лист бумаги, штангенциркуль или микрометр, измерительная рулетка, таблица Сивцева или Головина.

  Чтобы определить остроту зрения по формуле v=  π R/ d·10800 / необходимо измерить малое расстояние  d между двумя элементами и расстояние, с которого глаз наблюдателя еще способен различать эти элементы как отдельные. Для этого на белом листе бумаги проводим черной ручкой две параллельные тонкие  линии на расстоянии 1-2 мм друг от друга, причем при построении мы вибираем расстояние между прямыми на глаз, и только потом измеряем ширину просвета d с помощью штангенциркуля или микрометра. Чтобы измерить ширину просвета между прямыми подбираем раствор штангенциркуля (микрометра) таким, чтобы через него был полностью виден просвет между прямыми.

   Прикрепляем лист с двумя прямыми к стене. Затем наблюдатель, закрыв один глаз рукой, медленно отходит от стены пока не перестанет различать прямые на листе раздельно (пока прямые для наблюдателя не станут казаться одной прямой). С помощью рулетки измеряем расстояние R  между стеной и глазом наблюдателя в таком положении.

 Вычисляем остроту зрения по формуле v=  π R/ d·10800/  . Измеряем остроту зрения с помощью таблицы Сивцева или Головина и сравниваем полученный результат. У человека с нормальным зрением острота зрения равна 1.

Класс

Количество опрошенных

Есть затруднения

Носят очки

1

5

-

-

2

11

1

1

3

12

4

4

4

14

2

2

5

25

5

3

6

14

6

3

7А

18

3

3

7Б

17

5

5

8

15

5

5

9

24

9

6

10А

15

6

6

10Б

20

5

4

11А

20

8

4

11Б

18

2

2

1-4 классы

Класс

1

2

3

4

Количество учащихся

5

11

12

14

Острота зрения

(Ср.знач.)

1

0,9

-1

0,8

5-8 классы

Класс

5

6

7а

7б

8

Количество учащихся

25

14

18

17

15

Острота зрения

(Ср.знач.)

0,9

0,5

0,6

0,7

0,8

9-11 классы

Класс

9

10а

10б

11а

11б

Количество учащихся

24

15

20

20

18

Острота зрения в %

75 %

80%

85%

60%

82%

Для своего класса

v=  π R/ d·10800 /

d=0,7мм

R=2400см

v=  1

Учащиеся, имеющие проблемы со

зрением, но не пользующиеся очками

 

Учащиеся, которые корректируют

зрение при помощи очков

        

Прочие учащиеся

 

Общий процент учащихся, имеющих

проблемы со зрением.

 

Прочие учащиеся

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение.

Измерили показатели искусственного освещения школы с помощью  

люксметра «ТКА –ЛЮКС»

                                                             

№

1.

Назначение помещений

Классные кабинеты

Нормы ос-вещенности

150-300 лк

Освещен-ность в лк

215-289 лк

2.

Лестница

   30 - 80

   175

3.

Спортзал

  75 - 150

   186

4.

Рекреация

  50 - 100

   150

5.

Вестибюль

  50 - 100

   170

6.

Коридор

  25 - 30

    41

7.

Гардероб

  30 - 75

   120

№

1

 Показатели

 Общее число ламп

 норма

 12

К.биол.

  18

  к.ист.

  18

К. ОБЖ

  18

2

 Число горящих ламп

12

  18

  18

 18

3

 Общая мощность ламп в ваттах

 1040

Вт

  1080

Вт

1080

 Вт

1080

 Вт

4

 Уровень освещеннос-ти классов и столов

 150-300лк

 219 лк

246 лк

253 лк

5

 На классной доске

300-500лк

390 лк  

390лк

310 лк

Заключение

 Отчего у некоторых школьников развивается близорукость, и можно ли её предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, которые помогают сохранить зрение.

  В своей работе я бесспорно доказала, что глаз – на самом деле очень важный и сложный орган зрения.

  Я утвердилась, что без зрения жить мало того, что очень сложно, но и скучно. Проведя опросы и расчёты, я выяснила, что среди учеников различных классов есть проблемы со зрением, которые необходимо решать.

  По полученным мной данным можно выявить, что по мере взросления у многих детей развиваются различные болезни. Это связано с рядом причин:

  1. неправильное освещение
  2. травмы
  3. недостаточное вечернее освещение
  4. близкое чтение

5.неправильная осанка

      6.хорошее зрение во многом зависит и от правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов.

Для сохранения и профилактики зрения предлагаем

-Для сохранения хорошего зрения очень важна правильная посадка за партой, рабочим столом и хорошее освещение.

-Вредно читать лежа.

 Следует употреблять поливитаминные  препараты,по возможности употреблять пищу,богатую витамином А(например в летнее время).

 Читать книги и работать на компьютере нужно на оптимальном расстоянии - не ближе 33 сантиметров.  Глазам после каждых 30 минут работы нужно давать 5 минут отдыха.

Расстояние от стула до цветного телевизора должно быть не менее 3-4 м,

для черно-белого — 2м.

  Пользоваться дома  настольными  лампами во время выполнения домашнего задания.

  Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина слепоты. Нередко ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки.В мастерских и на предприятиях школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности

Список литературы

  1. Ожегов С. И./ Словарь русского языка: М.: Просвещение (2001 г.);
  2. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е./ русский толковый словарь (2003 г.);
  3. Даль В./ Толковый словарь живого великорусского языка (2004 г.);
  4. Физика: Учеб для 9 классов. Общеобразовательных учреждений/ Громов С.В., Родина Н. А. – 5-е издание – М.: Просвещение, (2004 г.) – 160 страниц.
  5. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы/ II том (2007 г);
  6. Большая Серия Знаний – Физика (2002 г.);
  7. Вавилов С. И./ Глаз и солнце: М.: – Издательство «Наука», (1976 г.);
  8. Булат В. Л/ Оптические явления в природе – М.: «Просвещение», (1974 г.) – 143 страницы с ил.
  9. Миннарт М./ Свет и цвет в природе – М.: Издательство «Наука», (1969 г.), 369 стр. и иллюстрациями;
  10. Большая Серия Знаний – Биология (2002 г.);
  11.  Справочник школьника: 5-11 классы. – М.:       АСТ-ПРЕСС, (2002 г.) – 704с. 3 раздел «Физика» / О.Ф. Кабардин;
  12.  Большая энциклопедии «Аванта» - Физика (2000 г.).


Поделиться:

Любимое яичко

Сказка об одной Тайне

Три коробки с орехами

Марши для детей в классической музыке

Именинный пирог