• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Жизнь дерева"

Опубликовано Хробостова Тамара Ивановна вкл 20.01.2012 - 19:49
Автор: 
Илютин Никита Томина Анастасия

Цель: проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_derevo.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средней общеобразовательной школы № 7 города Конаково

Исследовательская работа «Жизнь дерева»

 Выполнили ученики 1 класса:

Илютин Никита

Томина Анастасия

руководитель: Хробостова Т.И.

Конаково 2012 год

Проект «Мое дерево»

Цель исследовательской работы: проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме.

Объект исследований: дерево.

 Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание.

Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево — прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья — довольно крупные объекты, поэтому детям легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

Проект  включает три этапа работы.

 Первый этап — подготовительный. На этом этапе мы обозначили  цель,  задачи проекта , провели беседы, экскурсии; определяется объект исследований. Мы выбрали  дерево, нравится. Дерево находиться в школьном парке. Приходили к дереву сами во время прогулки.

У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны — береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, береза, тополь, ель.

Важной задачей работы в рамках проекта — воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево — друг, мы выбрали   для него имя и предложили тоже самое выполнить ребятам из нашей группы.  Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая — обычные, «человеческие» имена — Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен отражает их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель). Анализ детских рассказов о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.

Экологический проект «Мое дерево» в ГПД стал семейным проектом. Для этого мы познакомили родителей с целями и задачами работы по проекту. Многие родители помогли  выбирать дерево, ухаживали вместе за ним, рассказывали историю его появления.

Подготовительный этап включил наблюдение в виде рисунков. В группе мы нарисовали портрет своего дерева осенью. В дальнейшем нарисуем свое дерево в разное время года.


Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Например, дети получили задание — «Изучение ствола, коры»:

1.         Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.

2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы дети говорили, что кора их дерева « шершавая или гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом.

3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?

Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».

  1. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
  2. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало?
  3. Есть ли на стволе грибы?
  4. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?

Помимо чисто исследовательских заданий, мы выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания можно отметить, что «настроение»  дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое. Дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом, украшали свое дерево, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делали


кормушки для птиц.

Третий этап — обобщение материалов — включает выполнение детьми ряда рисунков, составление рассказа о дереве чтение литературы по теме.

Вывод: выполняя проект «Жизнь дерева» мы улучшили знания о природе, появился интерес к природе, приобретены знания о природе родного края.

        


Поделиться:

Пчёлы и муха

Есть ли лёд на других планетах?

Колумбово яйцо

Под парусами

Осенняя паутина