• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Сколько весит здоровье школьника?"

Опубликовано Шкапо Надежда Валерьевна вкл 20.01.2012 - 21:42
Шкапо Надежда Валерьевна
Автор: 
Ткаченко Никита, Гусельникова Варвара, Астахова Дарья, Прокопович Валерия

Задачи проекта: активизировать  познавательную  деятельность  учеников  при  изучении  темы  «Человек»,  обратить  внимание  на сбережение  своего  здоровья (осанки) путём  ежедневного  контроля  тяжестей  за  спиной; развитие коммуникативной и ИКТ компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов г. Пушкино»

Московской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ПРОЕКТ

« МОЁ ЗДОРОВЬЕ»

ТЕМА: «СКОЛЬКО ВЕСИТ ЗДОРОВЬЕ  ШКОЛЬНИКА?»

                     

                                                  Исполнители:

Гусельникова Варя

                                                                  Ткаченко Никита

                                                               Астахова Дарья

                                                                   Прокопович Лера

г. Пушкино

                   

ВЫБОР  ТЕМЫ

Нас  волнует  здоровье  школьника – здоровье будущего  поколения.

В данном исследовании  мы  рассматриваем  такие  вопросы:

  • Как  тяжёлый  ранец  влияет  на  осанку ребёнка?
  • Сколько  должен  весить  ранец?
  • Как  правильно  выбрать  ранец?

ЦЕЛЬ  РАБОТЫ

Активизировать  познавательную  деятельность  учеников  при  изучении  темы  «Человек»,  обратить  внимание  на здоровье сбережение  своего  здоровья  (осанка)  путём  ежедневного контроля  тяжестей  за  спиной.

ЗАДАЧИ  РАБОТЫ

  1. Проанализировать  данные в медицинской литературе и других источниках  по  теме  исследования.
  2. Описать, как влияют  тяжёлые  ранцы  на  растущий  организм  ребёнка,  к  каким последствиям  это  приводит.
  3. Доказать,  что тяжёлый  портфель  вредит  здоровью.
  4. Предложить  свои  способы  решения  проблемы.

ОБЪЕКТ,  ПРЕДМЕТ  И  БАЗА  ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект  исследования:  человек.

Предмет  исследования:  осанка  школьника  -  основа  здоровья.

Участники  исследования:  учащиеся  4 «Д»  класса.

ГИПОТЕЗА  ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы  предполагаем,  что  тяжёлый  ранец  вредит  здоровью.

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ;  опрос;  наблюдение;  сбор  информации  из  книги,  журналов,  газет;  эксперимент.

                                                                                                             

Физиологическое и психологическое состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его отношения к своему здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны.

«Осанка – это индивидуальность», - считает Джей  Раппопорт. Психологи говорят, что осанка – это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе. В настоящее время нарушения осанки являются  одним из наиболее встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Мы часто слышим на уроках от учителей: «Сядь прямо, не «пиши носом», выпрями спину». Дома родители постоянно следят за тем, как мы сидим, когда делаем уроки, едим и т.д., напоминают нам: «не горбись, спина кривая будет».

За последние 3 года, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в 2 раза вырос процент заболеваний, связанных с нарушениями осанки, которые могут привести к различным тяжёлым болезням и даже к инвалидности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ   ИССЛЕДОВАНИЯ

Правильная  осанка  формируется  в  первые годы  жизни.  Но  наиболее  важный  период – с  4  до  10 лет,  когда  быстро  развиваются  механизмы,  обеспечивающие  вертикальную  позу.  Не прав тот, кто думает, что красивая, правильная осанка даётся человеку от природы. Её нужно воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.д., позвоночник постепенно искривляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым. У детей и подростков ещё недостаточно развиты крупные мышцы спины.  На  формирование  неправильной  осанки  оказывают  влияние  хронические  заболевания,  недостаточный  по времени  отдых  и  пассивные  формы  его  проведения,  неправильное  положение  тела  во  время  занятий,  не  соответствующая  росту мебели,  неудобная  обувь  и  одежда.  В группу  риска  входят  близорукие,  быстрорастущие  дети,  а  также  дети  с  частыми  болями  в  животе. Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить. Наиболее распространённые виды нарушения осанки – сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника.

В  НЕКОТОРОЙ  СТЕПЕНИ,  ОСАНКУ  ШКОЛЬНИКА ТАК ЖЕ  ПОРТЯТ  ТЯЖЁЛЫЕ  РАНЦЫ  И  ОСОБЕННО  - ПОРТФЕЛИ.

Регулярная асимметричная  нагрузка  на  неокрепший  позвоночник  чревата  неприятностями  на  всю  дальнейшую  жизнь.

 

 ВЫБИРАЕМ  РАНЕЦ

Конечно,  ранец  предпочтительнее  портфеля:  нагрузка  распределена  равномерно,  руки  свободны.  Но как его правильно  выбрать?  Ведь  магазины  и  рынки  предлагают  так много  разных  вариантов!

При  покупке  следует   обращать  внимание  не  только  на  красоту  и  яркость,  но  прежде  всего  на  функциональные  качества.  Для  изготовления  ранцев  сейчас,  как правило, используются  различные  кожзаменители  или  синтетические  ткани.  Эти  материалы должны  быть лёгкими,  прочными,  с  водоотталкивающей  пропиткой  или  покрытием,  удобными  для  очистки.  Для  наших  холодных  зим  важно  ещё  и  такое  качество,  как  морозоустойчивость.  Иначе  на  морозе  ранец  затвердеет  и  будет  напоминать  ледяную  корку.  Да  и  срок  службы  такого  ранца  невелик.  Чаще  всего  подобными  недостатками  страдают  рюкзаки  и  сумки,  которые  привозят  к  нам  из  тех  стран,  где  круглый  год  лето.  Хотим отметить, что с этого года  работники ГИБДД  предъявили свои требования к производителям ранцев. На каждом ранце должны быть светоотражающие элементы.

 

  НА  ВСЁ  ЕСТЬ  СВОИ  НОРМЫ

Год  от  года  школьные  ранцы  становятся  тяжелее.  Исследования,  проведённые  в  ряде  школ,  показали,  что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в  2,5-3  раза  превышает  допустимые  гигиенические  нормы.  Это  связано,  прежде  всего,  с увеличением  количества  учебных  дисциплин,  а  также  с  большой  вариативностью  учебников  и  учебных  пособий.  Издатели  не  всегда  придерживаются  гигиенических  рекомендаций  в  отношении  веса  изданий,  превышая  его  из  коммерческих  соображений.  С  1998  года  введены  в  действие  санитарные  правила  и  нормы – «Гигиенические  требования  к  изданиям  учебников  для  общего  и  начального  профессионального  образования»,  в которых  регламентирован  вес  учебного  издания  для  каждой  возрастной  группы.  Он не должен  превышать  для  учащихся:

  • 1-4  классов – 300 г;
  • 5-6  классов – 400 г;
  • 7-8  классов – 500 г;
  • 9-11  классов – 600 г.

 

НАШ  ЭКСПЕРИМЕНТ

Изучив  различную  литературу  по  теме,  мы  решили  провести  эксперимент  и  в  своём  классе.  В  эксперименте  участвовало  29 человек.

ПЛАН  ЭКСПЕРИМЕНТА

  • Узнать  у  медицинского  работника  школы  информацию  о  состоянии  опорно-двигательной  системы,  в  частности  об осанке,  ребят  нашего  класса.
  • Взвесить  ранцы  без  школьных  принадлежностей  у  учеников  нашего  класса.
  • Проверить  вес  учебных  пособий,  необходимых  по  программе,  и  сравнить  их  с  гигиеническими   нормами.
  • В течение  недели  наблюдать  за  изменениями  веса  ранца  в  связи  с  учебными  нагрузками.
  • Подвести  итоги  по  позициям:

самый  правильный  ранец (0,5 кг);

самый  тяжёлый  ранец;

самый  тяжёлый  ранец  с  принадлежностями;    

самый  лёгкий  ранец  с  принадлежностями;

самый  тяжёлый  учебник;

самый  «тяжёлый»  учебный  день;

самый  «лёгкий»  учебный  день.

  • Дать  рекомендации  детям,  родителям  и  учителям.

Проанализировав  личные  карточки  учеников  с  медицинским  работником  школы,  мы  увидели,  что  проблема  с  опорно-двигательной  системой  существует  у  4  человек.  Это 13% от общего количества человек в классе.  По данным  медиков, в данном  возрасте  нарушений  опорно-двигательного  аппарата  быть  не  должно.

        В процессе работы мы взвесили каждого ученика класса, взвесили пустой ранец.

          Результаты записали в табл.1

№

     Фамилия, имя

Год  рождения

Вес тела

Вес пустого ранца

1.

Алпаткин Ф.

2000 г.

44 кг

400 г

2.

Астахова Д.

2000 г.

49,3 кг

640 г

3.

Батов А.

2000 г.

45 кг

360 г

4.

Белов М.

2000 г.

 49 кг

600 г

5.

Бомбенков Д.

2000 г.

28,5 кг

520 г

6.

Бушенко М.

2000 г.

42,5 кг

1 040 г

7.

Гаряев А.

2000 г.

37 кг

720 г

8.

Грибенюк Т.

2000 г.

60 кг

600 г

9.

Гусельникова В.

1999 г.

31,5 кг

1320 г

10.

Ковальчук П.

2000 г.

47 кг

440 г

11.

Костикова Г.

2000 г.

32 кг

1320 г

12.

Лескова Д.

2000 г.

47,5 кг

1130 г

13.

Литвина П.

2000 г.

38,8 кг

760 г

14.

Лопатченко С.

2000 г.

32,5 кг

770 г

15.

Медведев К.

2000 г.

30,7 кг

620 г

16.

Моисеева Н.

2001 г.

33 кг

520 г

17.

Николаева М.

2000 г.

43,1 кг

890 г

18.

Носков К.

2000 г.

28,5 кг

1240 г

19.

Павлов В.

2000 г.

51,2 кг

1050 г

20.

Пальчук И.

2000 г.

31 кг

920 г

21.

Прокопович Л.

2000 г.

50,7 кг

950 г

22.

Сергеева Л.

2000 г.

37 кг

360 г

23.

Скородумов А.

2000 г.

32,5 кг

1120 г

24.

Степанов С.

2000 г.

31,9 кг

720 г

25.

Стипнек А.

2000 г.

38,1 кг

1000 г

26.

Ткаченко Н.

2000 г.

59 кг

1160 г

27.

Чанду М.

2000 г.

38 кг

880 г

28.

Часовский Д.

2000 г.

52 кг

920 г

29.

Янкин Н.

2000 г.

32 кг

320 г

         

        Вес правильного пустого ранца не должен превышать 500 г. Составили табл.2.

№

Фамилия, имя ученика

Вес пустого ранца (кг)

Выводы

1.

Алпаткин Ф.

400 г

Норма

2.

Астахова Д.

640 г

Тяжёлый

3.

Батов А.

360 кг

Норма

4.

Белов М.

600 г

Тяжёлый

5.

Бомбенков Д.

520 г

Чуть выше нормы

6.

Бушенко М.

1 кг 040 г

Очень  тяжёлый

7.

Гаряев А.

720 г

Тяжёлый

8.

Грибенюк Т.

600 г

Тяжёлый

9.

Гусельникова В.

1 кг 320 г

Очень тяжёлый

10.

Ковальчук П.

440 г

Норма

11.

Костикова Г.

1 кг 320 г

Очень тяжёлый

12.

Лескова Д.

1 кг 130 г

Очень тяжёлый

13.

Литвина П.

760 г

Тяжёлый

14.

Лопатченко С.

770 г

Тяжёлый

15.

Медведев К.

620 г

Тяжёлый

16.

Моисеева Н.

520 г

Чуть выше нормы

17.

Николаева М.

890 г

Тяжёлый

18.

Носков К.

1 кг 240 г

Очень тяжёлый

19.

Павлов В.

1 кг 050 г

Очень тяжёлый

20.

Пальчук П.

920 г

Очень тяжёлый

21.

Прокопович Л.

950 г

Очень тяжёлый

22.

Сергеева Л.

360 г

Норма

23.

Скородумов А.

1 кг 120 г

Очень тяжёлый

24.

Степанов С.

720 г

Тяжёлый

25.

Стипнек А.

1 кг

Тяжёлый

26.

Ткаченко Н.

1 кг 160 г

Очень тяжёлый

27.

Чанду М.

880 г

Тяжёлый

28.

Часовский Д.

920  г

Очень тяжёлый

29.

Янкин Н.

320 г

Норма

Видим, что у 4 человек класса ранец соответствует норме, у 5 человек вес ранца чуть выше нормы на 300 г. А вот у 20 учеников ранец значительно превышает норму.

Так же мы проследили, как изменяется вес портфеля каждый день. Результаты представлены в табл.3.

№

Фамилия,   имя

понедель-

ник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

1.

Алпаткин Ф.

4 кг

4, 85 кг

3.3 кг

4 кг

3 кг

2 кг

2.

Астахова Д.

4,5 кг

5,2 кг

4,5 кг

5 кг

4,5 кг

3 кг

3.

Батов А.

4,5 кг

4,94 кг

4 кг

5 кг

3,8 кг

3 кг

4.

Белов М.

5 кг

5,01 кг

5,1 кг

5,2 кг

5 кг

1,9 кг

5.

Бомбенков Д.

5 кг

5 кг

4,2 кг

5 кг

4 кг

2,8 кг

6.

Бушенко М.

5,8 кг

4,9 кг

4 кг

5,5 кг

3,9 кг

2,1 кг

7.

Гаряев А.

5 кг

4,9 кг

3,7 кг

5 кг

4 кг

3,5 кг

8.

Грибенюк Т.

4,5 кг

4,96 кг

3,2 кг

5,1 кг

3,8 кг

3 кг

9.

Гусельникова  В

5,1 кг

5 кг

5 кг

4,9 кг

4,2 кг

3,2 кг

10.

Ковальчук П.

3 кг

3 кг

3 кг

4 кг

3,1 кг

3 кг

11.

Костикова Г.

5 кг

5,1 кг

4,9 кг

5 кг

4,5 кг

4 кг

12.

Лескова Д.

4 кг

5,05 кг

5 кг

6 кг

5,8 кг

4 кг

13.

Литвина П.

5 кг

5,15 кг

5 кг

6 кг

5 кг

3,1 кг

14.

Лопатченко С.

3, 7

4,9 кг

4 кг

5 кг

4,1 кг

3 кг

15.

Медведев К.

3,1 кг

3,5 кг

3 кг

4 кг

2,9 кг

2 кг

16.

Моисеева Н.

4,1 кг

4,91 кг

4,1 кг

5 кг

2 кг

1,5 кг

17.

Николаева М.

5 кг

5 кг

5 кг

5 кг

5 кг

4 кг

18.

Носков К.

4 кг

4,98 кг

5 кг

5,1 кг

4 кг

2,5 кг

19.

Павлов В.

5,1 кг

5 кг

5,3 кг

5 кг

5 кг

3 кг

20.

Пальчук И.

4,1 кг

5 кг

4,2 кг

4,9 кг

4 кг

2,1 кг

21.

Прокопович Л.

4,1 кг

4,92 кг

4,9 кг

4,85 кг

3 кг

1,5 кг

22.

Сергеева Л.

2 кг

4,97 кг

3.3 кг

4,9 кг

2 кг

2 кг

23.

Скородумов А.

4,2 кг

4.91 кг

5,1 кг

5,1 кг

4,9 кг

2,1 кг

24.

Степанов С.

4,9 кг

5 кг

5 кг

5 кг

4,2 кг

2 кг

25.

Стипнек А.

5 кг

4,9 кг

4,8 кг

4,8 кг

4,2 кг

3 кг

26.

Ткаченко Н.

4,5 кг

5,05 кг

5 кг

5,1 кг

4 кг

2,3 кг

27.

Чанду М.

4 кг

4,9 кг

5,4 кг

5,1 кг

4 кг

3,1 кг

28.

Часовский Д.

5,1 кг

5,1 кг

4,6 кг

5,4 кг

3,9 кг

3,9 кг

29.

Янкин Н.

4,6 кг

5.1 кг

5 кг

5 кг

4,8 кг

2,2 кг

Проанализировав  эти данные, мы выявили самый «тяжёлый» учебный день – это вторник, самый «лёгкий» день – суббота, т.к. в этот день по расписанию всего только 3 урока.

   

Для того, чтобы рассчитать правильный вес ранца с принадлежностями, мы использовали формулу: вес ученика (килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.

 Данные записали в табл.4.

№

Фамилия, имя ученика

Вес тела (кг)

Правильный вес ранца (кг)

Реальный вес ранца с принадлежностями (кг)

1.

Алпаткин Ф.

44 кг

4,4 кг

4,85 кг

2

Астахова Д.

49,3 кг

4,9 кг

5,2 кг

3.

Батов А.

45 кг

4,5 кг

5 кг

4.

Белов А.

49 кг

4,9 кг

5,2 кг

5.

Бомбенков Д.

28,5 кг

2,8 кг

5 кг

6.

Бушенко М.

42,5 кг

4,2 кг

5,8 кг

7.

Гаряев А.

37 кг

3,7 кг

5 кг

8.

Грибенюк Т.

60 кг

6 кг

5,1 кг

9.

Гусельникова В.

31,5 кг

3,1 кг

5,1 кг

10.

Ковальчук П.

47 кг

4,7 кг

4 кг

11.

Костикова Г.

32 кг

3,2 кг

5,1 кг

12.

Лескова Д.

47,5 кг

4,7 кг

5,8 кг

13.

Литвина П.

38,8 кг

3,8 кг

6 кг

14.

Лопатченко С.

32,5 кг

3,2 кг

5 кг

15.

Медведев К.

30,7 кг

3 кг

3,3кг

16.

Моисеева Н.

33 кг

3,3 кг

5 кг

17.

Николаева М.

43,1 кг

4,3 кг

5 кг

18.

Носков К.

28,5 кг

2,8 кг

5,1 кг

19.

Павлов В.

51,2 кг

5,1 кг

5,3 кг

20.

Пальчук И.

31 кг

3,1 кг

5 кг

21.

Прокопович Л.

50,7 кг

5 кг

4,9 кг

22.

Сергеева Л.

37 кг

3,7 кг

4,9 кг

23.

Скородумов А.

32,5 кг

3,2 кг

5,1 кг

24.

Степанов С.

31,9 кг

3,1 кг

5 кг

25.

Стипнек А.

38,1 кг

3,8 кг

5 кг

26.

Ткаченко Н.

59 кг

5,9 кг

5,1 кг

27.

Чанду М.

38 кг

3,8 кг

5,4 кг

28.

Часовский Д.

52 кг

5,2 кг

5,4 кг

29.

Янкин Н.

32 кг

3,2 кг

5,1 кг

   

Мы  видим, что  у  4  учеников нашего класса  вес  ранца  с принадлежностями соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 10% от веса тела, а у 25 человек – вес ранца превышает норму.

   

Ранцы-тяжеловесы могут  стать  причиной  различных  патологий  в  развитии опорно-двигательной  и  сердечно-сосудистой  систем.

Можно  сказать, что  родители  ребят,  обладающих  правильными  ранцами, побеспокоились  о  сохранении здоровья  своего  ребёнка, в  частности,  осанки.

А может  быть, причина  не только  в  ранцах,  но  и  учебных  пособиях?  Для  этого  мы  записали  все  учебные  пособия,  которыми  пользуемся,  и  взвесили  их: «Литературное  чтение» - 280 г;  «Литературное  чтение. Хрестоматия» - 400 г;  «Математика» - 240 г; «Русский  язык» - 250 г; «Окружающий  мир» - 240 г;  «Информатика  в  играх  и  задачах» - 120 г;  «Задачник» - 80 г;  тетради  на  печатной  основе  -  «Математика» - 120 г;  «Литературное  чтение» - 160 г;  «Русский  язык» - 90 г;  «Окружающий  мир» - 80 г;  «Учусь  писать  без  ошибок» - 130 г;  дневник – 200 г.

Все  книги  соответствовали  гигиеническим  нормам – 300 г для  учеников  начальной  школы.  Нашёлся  и  «нарушитель».  Это хрестоматия  по  литературному  чтению  и  учебник  английского  языка  массой  500 г.

    Таким образом, мы можем подвести итог по следующим   позициям:

-самый правильный пустой ранец 320 г;

-самый тяжёлый пустой ранец – 1кг 320г;

-самый тяжёлый ранец с принадлежностями – 6 кг;

-самый тяжёлый учебник – хрестоматия по литературному чтению - 440 г   и  «Английский язык» - 500 г;

-самый « тяжёлый» учебный день – вторник;

-самый  «лёгкий» учебный день – суббота.

           РЕКОМЕНДАЦИИ  УЧЕНИКАМ

  • Не  носите  ничего  лишнего  в  ранцах.
  • Проверяйте  ранец  ежедневно  и  не  забывайте  вытащить  из  него   ненужные  учебники.

          РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ

  •  Просим  Вас:  не  покупайте  тяжёлые  ранцы!  Врачи  рекомендуют  средний  вес  пустого  ранца  для  ученика  начальной  школы  -  300г.

У   ваших  детей  от  тяжелых  нагрузок  портится  осанка.

Ваши  дети  быстрее  устают,  таская  за  спиной  тяжеловесы.

Пожалуйста,  позаботьтесь  о  ваших  детях  и  об  их  здоровье!

          РЕКОМЕНДАЦИ  УЧИТЕЛЯМ  И  РАБОТНИКАМ  ШКОЛЫ

Снизить  весь  школьных  ранцев  и  способствовать  таким  образом  профилактике  ортопедических  и  сердечно-сосудистых  заболеваний  у  учащихся  можно  несколькими  путями:

  • использовать  только  те  учебники  и  пособия, которые  прошли  гигиеническую  экспертизу;
  • найти  возможность  (в начальной  школе) использовать  два  комплекта  учебников  (один  школе  и  один  дома);
  • при  составлении  школьного  расписания  учитывать  гигиенические  требования  к  весу  ежедневных  учебных  пособий;
  • организовать  хранение  сменной  обуви,  спортивной  формы, принадлежности  для  уроков  труда,  изобразительного  искусства  и  т.д.  в  помещении  школы.

Мы  обозначили  лишь  некоторые  направления  решения  этой  проблемы.  Однако  острота  ситуации  может  быть  снята  только  тогда,  когда  вопрос  контроля  данной  проблемы  будет  постоянно  находиться  в  поле  зрения  учителей, родителей  и  учеников.  

Проанализировав имеющуюся информацию, мы подобрали комплекс упражнений. Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных  положений. Наиболее эффективными для развития мышц корсета и устранения дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны. К таким относятся положения лёжа на спине, на животе, стоя на коленях, на четвереньках.

  1. Упражнения у стены.

Ребёнок  встаёт спиной к стенке и прижимается к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками (за поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь). Пусть ребёнок, не меняя этого положения:

- сделает несколько шагов вперёд, в сторону, опять вернётся к стене и примет исходное положение (далее и.п.);

- присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стенки, затем повторит приседание, сделав шаг вперёд, и вернётся в исходное положение;

- стоя у стены, поднимет руки вперёд, вверх, в стороны;

- поочерёдно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.

После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперёд, грудь западает, позвоночник сгибается.

  1. Упражнения лёжа.

И.п. ребёнка – лёжа на животе, руки в стороны.

- на счёт раз – ребёнок должен прогнуться, поднимая руки, туловище и голову вверх;

- на счёт 2 и 3 – он должен держать принятое положение;

- на счёт 4 – он должен принять и.п.

И.п. ребёнка – лёжа на животе, руки вверх.

- на счёт 1 – ребёнок прогибается, поднимая голову. Руки, туловище и ноги вверх;

- на счёт 2-3 – выполняет одновременно скрестные движения руками и ногами;

- на счёт 4 – принимает и.п.

3. Упражнения с предметами.

Приучить ребёнка правильно держать голову помогут упражнения с предметами, развивающие статистическую выносливость мышц шеи.

Для их выполнения потребуются деревянный кружок, а лучше всего небольшой мешочек весом 200-300 граммов, наполненный солью или песком.

Стоя у стены, ребёнок держит мешочек на голове:

- он должен пройти до противоположной стены и обратно, обойдя стул, стол, лабиринт из двух-трёх стульев;

- отойдя от стены, но, сохраняя правильное положение туловища, присесть «по-турецки», встать на колени и вернуться в исходное положение;

- встать на скамеечку и сойти с неё 15-20 раз.

4. Упражнения на равновесие.

Они помогают выработать умение удержать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.

- ребёнок встаёт поперёк гимнастической палки, ноги вместе. Руки в стороны;

- переносит тяжесть тела вперёд на носки, затем назад на пятки;

- положить гимнастическую палку на две гантели, расположенные на расстоянии 60 сантиметров друг от друга, постоять на палке с мешочком на голове;

- то же на доске шириной 15-30 сантиметров, положенной на гантели.

5. Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.

И.п. – стать прямо, ноги врозь:

-положить ладони на лопатки (локти вверху); развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг другу;

- сцепить кисти за спиной – правая рука сверху  над лопатками, левая внизу под лопатками; поменять положение рук, можно выполнять это упражнение. Перекладывая из руки в руку мелкие предметы.

Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:

- наклониться вперёд и влево;

- повернуться в одну, затем в другую сторону;

- перенести палку над  головой вперёд, затем назад, руки в локтях не сгибать.

Необходимо отметить, что не следует стремиться выполнить все упражнения сразу. Перетренировка может принести вред. Достаточно включить в комплекс утренней гимнастики или физкультминутку по одному упражнению из каждой группы.

Число повторений упражнений для школьников 7-9 лет поначалу не должно превышать 6-8 раз, 10-14 лет – 8-10 раз.

Наиболее эффективны физические упражнения для коррекции осанки в детском возрасте, когда скелет ещё не сформирован. Из видов спорта, которые благоприятно влияют на формирование осанки, можно отметить спортивную гимнастику, художественную гимнастику, акробатику, фигурное катание. А езда на велосипеде, бег на коньках в низкой стойке могут отрицательно влиять на осанку.

Профилактика нарушений осанки должна быть комплексной и включать помимо занятий физическими упражнениями: а) сон на жёсткой постели в положении лёжа на животе или спине; б) организацию и строгое соблюдение правильного  режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); в) отказ от вредных привычек, таких как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); г) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.

                                          Литература

      1.Сухаревская Е.М.Проекты и исследования.//Журнал «Начальная  школа» №5, 2008 г.

      2.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в учебном учреждении//Москва. 2005 г.

      3.Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.//Москва:    

         «ВАКО», 2004 г.

      4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы.//Москва:  

         «Аркти», 2003 г.

      5.Интернет-ресурсы.

 

   

 

   

   

   

       

   


                 
 

     


Поделиться:

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Лягушка-путешественница

Вода может клеить?

Есть ли лёд на других планетах?

Если хочется пить...