• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование состояния растительности пришкольной зоны

Опубликовано Папоротная Елена Борисовна вкл 30.01.2012 - 19:28
Автор: 
Гамидова Саимат, руководитель: учитель биологии Папоротная Е.Б.

Целью данной работы «Исследование состояния растительности пришкольной зоны» учащихся МОУ СОШ №7 села Стародубского было изучение и оценка состояния зеленых насаждений пришкольной зоны, сравнение условий произрастания растений на пришкольном участке и в рекреационной зоне парка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issled_i_ocenka_rast.doc995.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района Ставропольского края

Экологический проект

Исследование состояния растительности пришкольной зоны

Выполнила: учащаяся 11 класса

МОУ СОШ №7

Гамидова Саимат

Руководитель: учитель высшей категории

Папоротная Е.Б.

2011

Оглавление

1. Введение………………………………………………………….3

2. Методика и результаты исследования………………………… 4

  1. лихеноиндикация ………………………………………….. 4
  2. определение коэффициента жизненного состояния

      древостоя ………………………………………………….......  6

  1. определение вытаптывания почвы на растительность……11

3. Выводы………………………………………………………….. 13

4. Заключение……………………………………………………… 14

5. Список использованной литературы………………………….. 15

6.  Приложения…………………………………………………….  16

7.  Тезисы…………………………………………………………..  17

Введение.

Мы часто задаем вопрос: «С чего начинается Родина?», а ответ находится часто рядом - в малых поступках, совершаемых ежедневно: с посаженного дерева, очищенного ручья, школьного дворика, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.

Участие в исследовательском проекте «Исследование состояния растительности пришкольной зоны» учащихся МОУ СОШ №7 села Стародубского дает возможность занять им активную гражданскую позицию, позволяет сформировать у них экологическое мировоззрение, потребности в исследовании и охране окружающей среды, пробудить интерес школьников к их «малой Родине».  

Целью данной работы было изучение и оценка состояния зеленых насаждений пришкольной зоны, сравнение условий произрастания растений на пришкольном участке и в рекреационной зоне парка.

 Исследования проводились на территории пришкольного участка и лесопарковой зоны села Стародубского.  

  Для достижения поставленной цели потребовалось провести комплексное обследование территории пришкольной растительности, и оценить:

  1. состояние древесных растений пришкольной зоны и участка лесопарка методом лихеноиндикации;
  2. жизненное состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны;
  3. влияние рекреационной нагрузки на близлежащий участок лесопарка.

 Данное исследование проводилось по нижеприведенным методикам.

Методики исследования

1. При  организации и проведении исследований в рамках школьного экологического мониторинга, необходимо использовать простые, логичные и максимально демонстративные методы, но простота не должна достигаться в ущерб научной грамотности,  отражать основные особенности изучаемых объектов и явлений необходимо без искажений. Этим требованиям соответствует такой метод оценки состояния окружающей среды, как лихеноиндикация.

Описание методики  (О.А. МИРОНОВА,Лицей им. А.С. Пушкина,г. Одинцово, Московская обл. Практика лихеноиндикации в школьном экологическом мониторинге. Газета "Биология" издательского дома "Первое сентября".№ 08/2007)

Цель исследования: выявление относительной загрязненности атмосферного воздуха на разных участках методом лихеноиндикации.

В ходе данного исследования решаются следующие задачи:

  1. расширение знаний о лишайниках;
  2. развитие навыков визуального определения основных древесных пород;
  3. практические навыки исследовательской работы;

Необходимо выбрать 3–4 участка зеленых насаждений, в различной степени удаленных от источника загрязнения. Участки должны характеризоваться сходными экологическими условиями, особенно по влажности и освещенности, а древесные насаждения иметь одинаковый породный состав. Желательно, чтобы участки располагались на одной прямой – роль ветра в распространении загрязнения относительно каждого участка будет в таком случае примерно одинакова. Всем участкам присваиваются условные номера или названия.

На предмет наличия эпифитных лишайников надо исследовать вертикально растущие, взрослые, но не ослабленные и не сухостойные деревья.

Для оценки обилия выбирается и фотографируется по одному дереву каждой изученной породы, максимально заселенному лишайниками.

С помощью таблицы 1 оценивается  уровень загрязнения воздуха.

Таблица 1. Влияние загрязнения воздуха на распространение эпифитных лишайников

Зона загрязнения воздуха

Встречаемость эпифитных  лишайников

Оценка загрязнения воздуха

1

Лишайники на стволах деревьев отсутствуют

Сильное загрязнение

2

Присутствует незначительное количество лишайников, которые имеют достаточную на ощупь увлажненность

Небольшое  загрязнение

3

Высокое видовое разнообразие эпифитных лишайников без признаков угнетенности

Воздух чистый

После изучения всех критериев характеристики эпифитной лихенофлоры разных участков делается вывод о степени относительной загрязненности атмосферного воздуха в районе исследованных участков.

 

 Рис.1. Состояние эпифитных лишайников удовлетворительное

Для анализа мы выбрали участки зеленых насаждений, расположенные:  вблизи школы и вдоль Федеральной трассы Мин.Воды-Кочубей. Результаты изучения состояния лихенофлоры показали, что с увеличением расстояния от основной магистрали села:
– процент встречаемости лишайников на всех древесных породах возрастает;
– покрытие стволов деревьев лишайниками становится более обильным.

На основании этого был сделан вывод о том, что степень загрязнения атмосферного воздуха с удалением от Федеральной трассы уменьшается. В целом состояние эпифитных лишайников удовлетворительное, что свидетельствует о благополучном состоянии атмосферы в селе.

Мы считаем, что предложенный метод изучения видового разнообразия лишайников с использованием фотографий технически не сложен, нагляден и обладает небольшой трудоемкостью. В целом методика, по нашему мнению, обладает достаточной достоверностью, наглядностью и доступностью для использования в практике школьного экологического мониторинга. Важным достоинством является возможность ее использования в целях проверки уровня загрязнения окружающей среды в любой местности (городе, деревне и т.д.).

 

2. Определение жизненного состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны

Методика этого исследования ( Л..Литвинова, О.Е.Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., «5 за знания», 2005.) позволяет оценить степень нарушенности древостоя лесопарка под влиянием экологических факторов. Для этого необходимо:

  1. Определить виды деревьев, растущих на исследуемой площадке.
  2. Определить состояние отдельных деревьев, растущих на исследуемой площадке. Оценку состояния деревьев проводят по внешним признакам по 5-бальной шкале.

 Таблица 3. Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам.

Балл

Характеристика состояния деревьев

1.

Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

2

Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках.

3

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Самотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.

4

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.

5

Сухие деревья. Крона сухая, листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).

Рис.2. Здоровые  деревья без признаков повреждений, хвоя  без пятен.

  1. Определить коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициенты состояния (К1,К2,К3 и т.д.) определяют для каждого вида деревьев по формуле:

К1=∑b1·n1/ N;

где К1 – коэффициент состояния конкретного вида дерева;

             b1 -  баллы состояния отдельных деревьев одного вида;

             n1 -  число деревьев каждого балла состояния

             N -   общее число учтенных деревьев каждого вида.  

  1. Результаты визуальных определений и расчетов оформить в виде таблицы 4.

Таблица 4. Оценка состояния древостоя.

Виды деревьев

Количество деревьев

Состояние деревьев, баллы

Коэффициент состояния вида

1. Дуб

5

1  1  1  2  2

1,4

2. Ель

4

1 1  2  3

1,5

  1. Определить коэффициент состояния древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев :

К= К1+К2+…+Кn/ R,

где К1,К2,Кn  - коэффициенты состояния видов деревьев;

       R – число видов деревьев.

К=1,4+1,5/2=1,45

  1. Оценить состояние древостоя , используя следующую градацию:

К<1,5 –  здоровый древостой;

К=1,6-2,5 – ослабленный древостой;

К=2,6-3,5 – сильно ослабленный лес;

К=3,6-4,5 – усыхающий лес;

К>4,6 – погибающий лес.

Вывод: состояние исследуемого участка оценивается как здоровый древостой.

3.  Для  определения интенсивности рекреационной нагрузки на пришкольном участке и лесопарковой зоне села использовалась нижеследующая методика.

Влияние вытаптывания почвы на растительность.

Исследование дает возможность наглядно показать негативное влияние  уплотнение почвы на растения, познакомить учащихся с проблемой рекреационной нагрузки на лесную растительность. (И.Ю.Алексашина и др.  Естествознание с основами экологии. Практические работы и их проведение. Книга для учителя., М., «Просвещение»2005).

 Цель данного исследования – выяснить, как влияет плотность почвы на её водопроницаемость, состояние и разнообразие растительности. Для этого необходимо:

  1. выбрать 2 пробные площадки: одну – с почвой, подвергшейся вытаптыванию, другую – недалеко, где почва не подвергалась вытаптыванию; ( участки должны быть одинакового размера)
  2. определить степень утоптанности почвы на каждой из площадок, для чего воткнуть лопату в землю, если лопата входит на глубину не более 1 см, – почва очень плотная; если же лопата входит на глубину 2-3 см, а почва разламывается руками – почва среднеуплотненная; если лопата входит на глубину 5-6 см, а почва легко разламывается руками – слабоуплотненная;
  3. подсчитать количество разных видов растений на каждой из площадок, отметить внешний вид растений;
  4. данные занести в таблицу 5.

Таблица 5. Степень уплотненности почвы

Показатель

Площадка 1

Площадка 2

Степень утоптанности

Почва очень плотная

Почва слабоуплотненная

Количество видов растений

3 куста сирени, 91 травянистых растения

3 куста сирени, 142 травянистых растений

Внешний вид растений

Травянистые растения угнетены, низкорослы, малооблиствены, стебли очень плотные, корневая система развита слабо.

Растения хорошо развиты, листья заметно крупнее и ярче, чем на растениях площадки 1, корневая система развита умеренно.

              Настоящим исследованием установлено отрицательное влияние вытаптывания на растительность.

Выводы.

       На примере проведенного исследования состояния зеленых насаждений пришкольного участка школьниками отработаны методики для изучения состояния  лесной растительности.

       Методом биоиндикации с помощью лишайников выявлено удовлетворительное состояние атмосферы на исследуемой территории – угнетения лихенофлоры не обнаружено. 

       Определен коэффициент жизненного состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны: К=1,4+1,5/2=1,45.       (К<1,5 –  здоровый древостой);

      Для  определения влияния рекреационной нагрузки на пришкольном участке и лесопарковой зоне села выявлено отрицательное влияние вытаптывания почвы на растительность.

 

Заключение.

        Многие лесные массивы, в первую очередь пригородные леса, превратились в места массового отдыха. Однако следствием стремления к загородному воздуху стал большой экологический ущерб, который наносят природе отдыхающие. В сферу реакции попадают всё новые лесные территории, рекреационные нагрузки растут, вызывая ухудшение качественного состояния леса.

        Лес имеет огромные санитарно-гигиеничесие и целебные свойства. Неоценимо и эстетическое значение лесов. Лес - один из факторов поддержания равновесия химического состава атмосферы.

         Для того чтобы сохранить лесную растительность, необходим постоянный мониторинг природной среды, воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности за свою Родину.

        Сохранить наше природное наследие – это задача каждого человека, каждого гражданина России. Для этого нужно любить свою Родину, уважать себя и окружающих, охранять и беречь леса, луга и реки, жить в гармонии и единении с природой.

Список литературы:

  1. О.А. МИРОНОВА,Лицей им. А.С. Пушкина,г. Одинцово, Московская обл.
  2. Практика лихеноиндикации в школьном экологическом мониторинге. Газета "Биология" издательского дома "Первое сентября".№ 08/2007.

  1. Л..Литвинова, О.Е.Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., «5 за знания», 2005.

  1. И.Ю.Алексашина и др.  Естествознание с основами экологии. Практические работы и их проведение. Книга для учителя., М., «Просвещение»,2005.  

  1. Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: Обзорная информация. – М.: ВИНИТИ, 2004. –  № 10. – 78с.

  1. http://schools.keldysh.ru/sch1963/0003/yagr/yagr002.html

  1. http://tmn.fio.ru/works/62x/304/d8_6.htm

Приложение 1

Определение коэффициентов состояния древесных пород

1. Дуб:  К1= 1·3+2·2/5 = 1,4  ( 5 деревьев: 1  1  1  2  2)

2. Ель:  К1= 1·2+2·1+3·1/4 =  1,5   (4 дерева: 1 1  2  3)

3. К = 1,4+1,5/2 = 1,45

Тезисы

Целью данной работы «Исследование состояния растительности пришкольной зоны» учащихся МОУ СОШ №7 села Стародубского  было изучение и оценка состояния зеленых насаждений пришкольной зоны, сравнение условий произрастания растений на пришкольном участке и в рекреационной зоне парка.

 Исследования проводились на территории пришкольного участка и лесопарковой зоны села Стародубского.  

  Для достижения поставленной цели потребовалось провести комплексное обследование территории пришкольной растительности, и оценить:

  1. состояние древесных растений пришкольной зоны и участка лесопарка методом лихеноиндикации;
  2. жизненное состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны;
  3. влияние рекреационной нагрузки на близлежащий участок лесопарка.

      На примере проведенного исследования состояния зеленых насаждений пришкольного участка школьниками отработаны методики для изучения состояния  лесной растительности.

       Методом биоиндикации с помощью лишайников выявлено удовлетворительное состояние атмосферы на исследуемой территории – угнетения лихенофлоры не обнаружено. 

       Определен коэффициент жизненного состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны: К=1,4+1,5/2=1,45.       (К<1,5 –  здоровый древостой);

      Для  определения влияния рекреационной нагрузки на пришкольном участке и лесопарковой зоне села выявлено отрицательное влияние вытаптывания почвы на растительность.


Поделиться:

Плавает ли канцелярская скрепка?

"Морская болезнь" у космонавтов

Вода может клеить?

Мастер-класс "Корзиночка"

И тут появился изобретатель