Целью данной работы «Исследование состояния растительности пришкольной зоны» учащихся МОУ СОШ №7 села Стародубского было изучение и оценка состояния зеленых насаждений пришкольной зоны, сравнение условий произрастания растений на пришкольном участке и в рекреационной зоне парка.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 995.5 КБ |
МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района Ставропольского края
Экологический проект
Исследование состояния растительности пришкольной зоны
Выполнила: учащаяся 11 класса
МОУ СОШ №7
Гамидова Саимат
Руководитель: учитель высшей категории
Папоротная Е.Б.
2011
Оглавление
1. Введение………………………………………………………….3
2. Методика и результаты исследования………………………… 4
древостоя …………………………………………………....... 6
3. Выводы………………………………………………………….. 13
4. Заключение……………………………………………………… 14
5. Список использованной литературы………………………….. 15
6. Приложения……………………………………………………. 16
7. Тезисы………………………………………………………….. 17
Введение.
Мы часто задаем вопрос: «С чего начинается Родина?», а ответ находится часто рядом - в малых поступках, совершаемых ежедневно: с посаженного дерева, очищенного ручья, школьного дворика, помощи ближнему… Поступок влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.
Участие в исследовательском проекте «Исследование состояния растительности пришкольной зоны» учащихся МОУ СОШ №7 села Стародубского дает возможность занять им активную гражданскую позицию, позволяет сформировать у них экологическое мировоззрение, потребности в исследовании и охране окружающей среды, пробудить интерес школьников к их «малой Родине».
Целью данной работы было изучение и оценка состояния зеленых насаждений пришкольной зоны, сравнение условий произрастания растений на пришкольном участке и в рекреационной зоне парка.
Исследования проводились на территории пришкольного участка и лесопарковой зоны села Стародубского.
Для достижения поставленной цели потребовалось провести комплексное обследование территории пришкольной растительности, и оценить:
Данное исследование проводилось по нижеприведенным методикам.
Методики исследования
1. При организации и проведении исследований в рамках школьного экологического мониторинга, необходимо использовать простые, логичные и максимально демонстративные методы, но простота не должна достигаться в ущерб научной грамотности, отражать основные особенности изучаемых объектов и явлений необходимо без искажений. Этим требованиям соответствует такой метод оценки состояния окружающей среды, как лихеноиндикация.
Описание методики (О.А. МИРОНОВА,Лицей им. А.С. Пушкина,г. Одинцово, Московская обл. Практика лихеноиндикации в школьном экологическом мониторинге. Газета "Биология" издательского дома "Первое сентября".№ 08/2007)
Цель исследования: выявление относительной загрязненности атмосферного воздуха на разных участках методом лихеноиндикации.
В ходе данного исследования решаются следующие задачи:
Необходимо выбрать 3–4 участка зеленых насаждений, в различной степени удаленных от источника загрязнения. Участки должны характеризоваться сходными экологическими условиями, особенно по влажности и освещенности, а древесные насаждения иметь одинаковый породный состав. Желательно, чтобы участки располагались на одной прямой – роль ветра в распространении загрязнения относительно каждого участка будет в таком случае примерно одинакова. Всем участкам присваиваются условные номера или названия.
На предмет наличия эпифитных лишайников надо исследовать вертикально растущие, взрослые, но не ослабленные и не сухостойные деревья.
Для оценки обилия выбирается и фотографируется по одному дереву каждой изученной породы, максимально заселенному лишайниками.
С помощью таблицы 1 оценивается уровень загрязнения воздуха.
Таблица 1. Влияние загрязнения воздуха на распространение эпифитных лишайников
Зона загрязнения воздуха | Встречаемость эпифитных лишайников | Оценка загрязнения воздуха |
1 | Лишайники на стволах деревьев отсутствуют | Сильное загрязнение |
2 | Присутствует незначительное количество лишайников, которые имеют достаточную на ощупь увлажненность | Небольшое загрязнение |
3 | Высокое видовое разнообразие эпифитных лишайников без признаков угнетенности | Воздух чистый |
После изучения всех критериев характеристики эпифитной лихенофлоры разных участков делается вывод о степени относительной загрязненности атмосферного воздуха в районе исследованных участков.
Рис.1. Состояние эпифитных лишайников удовлетворительное
Для анализа мы выбрали участки зеленых насаждений, расположенные: вблизи школы и вдоль Федеральной трассы Мин.Воды-Кочубей. Результаты изучения состояния лихенофлоры показали, что с увеличением расстояния от основной магистрали села:
– процент встречаемости лишайников на всех древесных породах возрастает;
– покрытие стволов деревьев лишайниками становится более обильным.
На основании этого был сделан вывод о том, что степень загрязнения атмосферного воздуха с удалением от Федеральной трассы уменьшается. В целом состояние эпифитных лишайников удовлетворительное, что свидетельствует о благополучном состоянии атмосферы в селе.
Мы считаем, что предложенный метод изучения видового разнообразия лишайников с использованием фотографий технически не сложен, нагляден и обладает небольшой трудоемкостью. В целом методика, по нашему мнению, обладает достаточной достоверностью, наглядностью и доступностью для использования в практике школьного экологического мониторинга. Важным достоинством является возможность ее использования в целях проверки уровня загрязнения окружающей среды в любой местности (городе, деревне и т.д.).
2. Определение жизненного состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны
Методика этого исследования ( Л..Литвинова, О.Е.Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., «5 за знания», 2005.) позволяет оценить степень нарушенности древостоя лесопарка под влиянием экологических факторов. Для этого необходимо:
Таблица 3. Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам.
Балл | Характеристика состояния деревьев |
1. | Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме. |
2 | Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на отдельных участках. |
3 | Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Самотечение сильное. Значительные участки коры отмерли. |
4 | Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями. |
5 | Сухие деревья. Крона сухая, листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины). |
Рис.2. Здоровые деревья без признаков повреждений, хвоя без пятен.
К1=∑b1·n1/ N;
где К1 – коэффициент состояния конкретного вида дерева;
b1 - баллы состояния отдельных деревьев одного вида;
n1 - число деревьев каждого балла состояния
N - общее число учтенных деревьев каждого вида.
Таблица 4. Оценка состояния древостоя.
Виды деревьев | Количество деревьев | Состояние деревьев, баллы | Коэффициент состояния вида |
1. Дуб | 5 | 1 1 1 2 2 | 1,4 |
2. Ель | 4 | 1 1 2 3 | 1,5 |
К= К1+К2+…+Кn/ R,
где К1,К2,Кn - коэффициенты состояния видов деревьев;
R – число видов деревьев.
К=1,4+1,5/2=1,45
К<1,5 – здоровый древостой;
К=1,6-2,5 – ослабленный древостой;
К=2,6-3,5 – сильно ослабленный лес;
К=3,6-4,5 – усыхающий лес;
К>4,6 – погибающий лес.
Вывод: состояние исследуемого участка оценивается как здоровый древостой.
3. Для определения интенсивности рекреационной нагрузки на пришкольном участке и лесопарковой зоне села использовалась нижеследующая методика.
Влияние вытаптывания почвы на растительность.
Исследование дает возможность наглядно показать негативное влияние уплотнение почвы на растения, познакомить учащихся с проблемой рекреационной нагрузки на лесную растительность. (И.Ю.Алексашина и др. Естествознание с основами экологии. Практические работы и их проведение. Книга для учителя., М., «Просвещение»2005).
Цель данного исследования – выяснить, как влияет плотность почвы на её водопроницаемость, состояние и разнообразие растительности. Для этого необходимо:
Таблица 5. Степень уплотненности почвы
Показатель | Площадка 1 | Площадка 2 |
Степень утоптанности | Почва очень плотная | Почва слабоуплотненная |
Количество видов растений | 3 куста сирени, 91 травянистых растения | 3 куста сирени, 142 травянистых растений |
Внешний вид растений | Травянистые растения угнетены, низкорослы, малооблиствены, стебли очень плотные, корневая система развита слабо. | Растения хорошо развиты, листья заметно крупнее и ярче, чем на растениях площадки 1, корневая система развита умеренно. |
Настоящим исследованием установлено отрицательное влияние вытаптывания на растительность.
Выводы.
На примере проведенного исследования состояния зеленых насаждений пришкольного участка школьниками отработаны методики для изучения состояния лесной растительности.
Методом биоиндикации с помощью лишайников выявлено удовлетворительное состояние атмосферы на исследуемой территории – угнетения лихенофлоры не обнаружено.
Определен коэффициент жизненного состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны: К=1,4+1,5/2=1,45. (К<1,5 – здоровый древостой);
Для определения влияния рекреационной нагрузки на пришкольном участке и лесопарковой зоне села выявлено отрицательное влияние вытаптывания почвы на растительность.
Заключение.
Многие лесные массивы, в первую очередь пригородные леса, превратились в места массового отдыха. Однако следствием стремления к загородному воздуху стал большой экологический ущерб, который наносят природе отдыхающие. В сферу реакции попадают всё новые лесные территории, рекреационные нагрузки растут, вызывая ухудшение качественного состояния леса.
Лес имеет огромные санитарно-гигиеничесие и целебные свойства. Неоценимо и эстетическое значение лесов. Лес - один из факторов поддержания равновесия химического состава атмосферы.
Для того чтобы сохранить лесную растительность, необходим постоянный мониторинг природной среды, воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности за свою Родину.
Сохранить наше природное наследие – это задача каждого человека, каждого гражданина России. Для этого нужно любить свою Родину, уважать себя и окружающих, охранять и беречь леса, луга и реки, жить в гармонии и единении с природой.
Список литературы:
Приложение 1
Определение коэффициентов состояния древесных пород
1. Дуб: К1= 1·3+2·2/5 = 1,4 ( 5 деревьев: 1 1 1 2 2)
2. Ель: К1= 1·2+2·1+3·1/4 = 1,5 (4 дерева: 1 1 2 3)
3. К = 1,4+1,5/2 = 1,45
Тезисы
Целью данной работы «Исследование состояния растительности пришкольной зоны» учащихся МОУ СОШ №7 села Стародубского было изучение и оценка состояния зеленых насаждений пришкольной зоны, сравнение условий произрастания растений на пришкольном участке и в рекреационной зоне парка.
Исследования проводились на территории пришкольного участка и лесопарковой зоны села Стародубского.
Для достижения поставленной цели потребовалось провести комплексное обследование территории пришкольной растительности, и оценить:
На примере проведенного исследования состояния зеленых насаждений пришкольного участка школьниками отработаны методики для изучения состояния лесной растительности.
Методом биоиндикации с помощью лишайников выявлено удовлетворительное состояние атмосферы на исследуемой территории – угнетения лихенофлоры не обнаружено.
Определен коэффициент жизненного состояния древостоя лесопарка и пришкольной зоны: К=1,4+1,5/2=1,45. (К<1,5 – здоровый древостой);
Для определения влияния рекреационной нагрузки на пришкольном участке и лесопарковой зоне села выявлено отрицательное влияние вытаптывания почвы на растительность.

Плавает ли канцелярская скрепка?

"Морская болезнь" у космонавтов

Вода может клеить?

Мастер-класс "Корзиночка"

И тут появился изобретатель