• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследование "Стихийные бедствия и вероятность их появления в г. Борзя"

Опубликовано Нуриева Елена Владимировна вкл 02.02.2012 - 5:58
Автор: 
Ухатина Анастасия

 

Не проходит и недели, чтобы по телевизору не показали картинки, при виде которых становится страшно: наводнения, пожары, землетрясения и сходы лавин. И каждый раз мы слышим о погибших, раненых и потерявших имущество, об уничтоженных урожаях, разрушенных селениях и опустошенных ландшафтах. Что же такое  наводнения  ураганы, снова и снова приносящие беды и являющиеся причиной невиданного человеческого горя?  Каждый раз подобные происшествия напоминают нам, что мы еще далеки от того, чтобы с помощью современных научно-технических методов предсказывать явления природы и управлять ими применяя прогрессивную технику. Ведь в недрах нашей планеты бурлят невероятные силы, а вокруг земного шара постоянно бушуют опустошительные ураганы.

И  однажды проснувшись утром и посмотрев на яркое солнце, прекрасную погоду я задала себе проблемные вопросы : «А что будет с нами завтра? Какие природные явления с катастрофическими последствиями возможны у нас в Борзинском районе и городе Борзя?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihiynye_bedstviya_v_g._borzya.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                Муниципальный конкурс творческих работ школьников

                                                     « Шаг в науку»

                                                    Группа «Юниор»


                               Тема исследования:                                                                                                                                              

 «Стихийные бедствия, вероятность появления в г. Борзя».                          

                                                        Российская Федерация

                                              Забайкальский край, город Борзя      

                 

                                                     Автор: Ухатина Анастасия Юрьевна

                                                    Муниципальное общеобразовательное учреждение:

                                                           средняя общеобразовательная школа№41,

                                                           ученица 4 класса.

                                                      Руководитель: учитель начальных классов

                                                       Матвеева Л.К

                                                  Консультант: учитель биологии Нуриева Е.В.

                                                                                                                     

 

                                                             

                                                                     2011г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                  

                                           

                                                               1.  Введение.                                                                                                    Не проходит и недели, чтобы по телевизору не показали картинки, при виде которых становится страшно: наводнения, пожары, землетрясения и сходы лавин. И каждый раз мы слышим о погибших, раненых и потерявших имущество, об уничтоженных урожаях, разрушенных селениях и опустошенных ландшафтах. Что же такое  наводнения  ураганы, снова и снова приносящие беды и являющиеся причиной невиданного человеческого горя?  Каждый раз подобные происшествия напоминают нам, что мы еще далеки от того, чтобы с помощью современных научно-технических методов предсказывать явления природы и управлять ими применяя прогрессивную технику. Ведь в недрах нашей планеты бурлят невероятные силы, а вокруг земного шара постоянно бушуют опустошительные ураганы.

И  однажды проснувшись утром и посмотрев на яркое солнце, прекрасную погоду я задала себе проблемные вопросы : «А что будет с нами завтра? Какие природные явления с катастрофическими последствиями возможны у нас в Борзинском районе и городе Борзя?»

Гипотеза: если случиться стихийное бедствие, нужно знать правила поведения  для сохранения жизни.

Цель: изучение стихийных бедствий, появление которых возможно в г.Борзя , и  правил поведения  для сохранения жизни.

Задачи:  

1)Изучить виды стихийных бедствий

2)Выяснить , какие стихийные бедствия могут случиться на территории  г. Борзи.

 3) Узнать правила поведения во время стихийного бедствия.

Предмет исследования: стихийные бедствия

Обьект исследования: правила поведения для сохранения жизни

Методы: анализ, беседа, анкетирование.

Новизна: стихийные бедствия изучены многими учёными, я пыталась узнать появление каких из них возможно в городе Борзя.

Практическая значимость: результаты  исследования могут быть полезны на уроках окружающего мира.

                                Что такое стихийные бедствия?

Стихийные бедствия, пожары, аварии... По- разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

          Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу (1).

К стихийным бедствиям  относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

Землетрясения – это сильные колебания земной коры, приводящие к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Для измерения силы  этой стихии принята шкала Рихтера. По этой шкале  самым разрушительным считается толчок земной коры в 8-9 баллов. Такой силы землетрясение произошло 11 марта в Японии (прил.I). Оно вызвало сильное цунами, которое произвело массовые разрушения на северных островах Японии и распространилось по всему Тихому океану. В результате землетрясения 11 энергоблоков АЭС из 53 существующих в Японии были автоматически остановлены. На АЭС Фукусима 1 сильное радиоактивное загрязнение. Существуют проблемы с хранилищами отработанного топлива. Население окрестностей эвакуировано (2).

____________________________________________________________________________

1. Новая иллюстрированная энциклопедия, 2001, стр.84.

2. http: // ru.wikipedia.org

 В настоящее время отсутствуют достаточно надежные мето ды прогнозирования землетрясений и их последствий.

 Однако по изменению характерных свойств земли, а также необычному поведению живых организмов перед землетрясением (их назы вают предвестниками) ученым зачастую удается составлять прогнозы.

Необычное поведение животных накануне землетрясения вы ражается в том, что, например, кошки покидают селения и пере носят котят в луга, а птицы в клетках за 10—15 мин до начала землетрясения начинают летать; перед толчком слышатся не обычные крики птиц; домашние животные в хлевах впадают в панику (3) .

   Наводнения—это значительные затопления местности в ре зультате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого различными причинами (весеннее снеготаяние, вы падение обильных ливневых и дождевых осадков, заторы льда на реках, прорыв плотин, завальных озер и ограждающих дамб, ветровой нагон воды и т. п.). Наводнения наносят огромны и ма териальный ущерб и приводят к человеческим жертвам

 В результате ливневых дождей, прошедших в Забайкалье в начале июля 1990 г., возникли небывалые в этих местах павод ки. Снесено более 400 мостов. По данным областной чрезвычай ной паводковой комиссии, народному хозяйству Читинской обла сти нанесен ущерб в 400 млн. рублей. Тысячи людей остались без крова. Не обошлось и без человеческих жертв.

Оползни — это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызы ваемого различными причинами (подмывом пород водой, ослаб лением их прочности вследствие выветривания или переувлаж нения осадками и подземными водами, систематическими толч ками, неразумной хозяйственной деятельностью человека.

  Оползни могут разрушать населенные пункты, уничтожать сельскохозяйственные угодья, создавать опасность при эксплуа тации карьеров и добыче полезных ископаемых, повреждать ком муникации, туннели, трубопроводы, телефонные и электриче ские сети.  Снежные лавины также относятся к оползням и возникают так же, как и другие оползневые смещения.


3.Я познаю мир: Природные катастрофы: Детская энциклопедия/автор-составитель Н.Н.Непомнящий; М.: ООО»Издательство «Астрель»,2004

Силы сцепления снега переходят определенную границу, и гравитация вызывает смещение снежных масс по склону. Снежная лавина представ ляет собой смесь кристалликов снега и воздуха.

Снежные лавины наносят огромный материальный ущерб и сопровождаются гибелью людей. Так, 13 июля 1990 г. на пике Ленина на Памире в результате землетрясения и схода со скло на большой снежной лавины был снесен лагерь альпинистов, располагавшийся на высоте 5300 м. Погибло 40 человек. По добной трагедии еще не было в истории отечественного альпи низма.

Сели - это паводки с очень большой концентрацией мине ральных частиц, камней и обломков горных пород, возникающие в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванные, как правило, ливневыми осадками, реже интенсивным таянием снегов, а также про рывом моренных и завальных озер, обвалом, оползнем, земле трясением.

Ураганы - ветры, скорость которых превышает 32,6 м/с (117,3 км/ч).

Ураганами называют также тропические циклоны, возникающие в Тихом океане вблизи берегов Центральной Аме рики; на Дальнем Востоке и в районах Индийского океана ураганы (циклоны) носят название тайфунов. Во время тро пических циклонов скорость ветра часто превышает 50 м/с. Ураган на суше разрушает строения, линии связи и электро передач, повреждает транспортные коммуникации и мосты, ло мает и вырывает с корнем деревья; при распространении над морем вызывает огромные волны высотой 10—12 м и более (4)

Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. Лето 2010 года ознаменовалось масштабными лесными пожарами, в результате аномальной жары. В нескольких областях Центральной России огонь перекинулся на деревни, некоторые из которых полностью сгорели. В общей сложности сгорели около 2 000 домов, более 3,5 тысяч человек остались без крова. К тушению пожаров  подключили армию, тысячи добровольцев участвовали в борьбе со стихией. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так.

_____________________________________________________________________________

4. Сухомозский Н.; Аврамчук Н. Новейший справочник необходимых знаний. Люди, события, факты. –Москва: Гелиос, 2007

Дело в том, что именно люди— причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Только в Сибири и на Дальнем Востоке доля естественных возгораний довольно высока, хотя и здесь она не превышает 25- 30%. Так что именно неосторожность людей—главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары.

             Какие стихийные бедствия могут случиться на территории  г. Борзи?

   А были ли в нашем городе  какие-нибудь стихийные бедствия? Чтобы узнать об этом я  обратилась с даннями  вопросами к сотрудникам  метеостанции.  Специалисты  Белова Валентина Ивановна и Билитюк Татьяна Ивановна рассказали мне об ураганах в г. Борзе, которые  срывали крыши с домов, роняли электрические опоры, выкорчёвывали деревья. Такие ураганы наблюдались в городе в 2003 г. и в 2008 г. Скорость ветра достигала до 28- 30 метров в секунду. Также в городе и районе наблюдались очень высокие летние температуры.  Например, в 1951 году с апреля по сентябрь месяцы  речка Борзянка практически полностью пересыхала. А вот в 1989 году 20 июля было наводнение .Борзянка вышла из берегов и дошла до окраины  города, затопила огороды и погреба частных домов. А в целом,  г. Борзя расположен в относительно благоприятном районе для проживания: нам не грозят: извержения вулканов, землятресения, наводнения с катастрофическими последствиями, сходы лавин и т. д.

Здесь мне также показали приборы, при помощи которых измеряют скорость и направление ветра, температуру почвы и воздуха, количество осадков, солнечную активность и атмосферное давление (прил.II  ). За изменениями погоды следят днём и ночью. Ночью включают  большие прожектора, которые освещают всю территорию с приборами.

    А что же пожары  Угрожают ли они нам?  С этими вопросами я обратилась в Лесхоз к инженеру по охране и защите леса—Димовой Анне Юрьевне. От неё я узнала, что площадь леса по Борзинскому району равна 110 785 га. В результате засухи на протяжении последних 10 лет, число пожаров увеличилось. Только за 2010 год на территории Борзинского района было 8 пожаров, общей площадью 955 га. Причина пожаров, как и по всей  России одинакова: 90% по вине человека и только 10% в результате  естественного самовозгорания.

 А что же делается для профилактики пожаров? В первую очередь ведётся разъяснительная работа с жителями города и района о правилах поведения в лесу. Подъезжая к лесу можно увидеть щиты с призывом беречь лес от пожара  (прил.III )  .

Во время пожароопасной обстановки призывают граждан воздержаться от поездок в лес. Также вокруг леса, если возможно, и в самом лесу делают минерализованные полосы, для того что бы в случае пожара огонь не распространялся дальше (для локализации пожара). С этой же целью в лесах пилят «противопожарные разрывы» шириной 10 метров и длиной около 3 км.

 Из беседы я узнала, что на территории нашего населенного пункта  возможно появление ураганов, пыльных бурь, наводнений и пожаров.  Нашла на сайте интернет  прогноз ЧС на территории Забайкальского края на 2011год (прил. IV).                   

Знают ли учашиеся нашей школы правила поведения во время названных стихийных бедствий? И от кого они их узнали. Чтобы получить ответ на интересующие  вопросы, я провела анкету.  Опрошены 66 учащихся 3В кл, 4Г кл, 4Д кл. СОШ№41.  Предложены 4 вопроса:

  1. Знаете ли вы как вести себя во время стихийного бедствия? ( Да,нет)
  2. Узнал от учителя в школе.
  3. Узнал от родителей.
  4. Узнал из средств массовой информации ( телевидение, газеты, журналы).

Вопросы

Положительный ответ

Отрицательный ответ

Знаете ли вы как вести себя во время стихийного бедствия?

            64 (

                  2(

Узнал от учителя в школе

            51(

                 15(

Узнал от родителей

            42(

                 24(

Узнал из средств массовой информации (телевидение, газеты, журналы)

            38(

                 28(

Вывод: большинство из опрошенных  учащихся знакомы с правилами поведения во время стихийных бедствий, которые могут случиться в нашем населенном пункте.

  Для того, чтобы запомнить правила и уметь правильно ориентироваться во время стихийного бедствия, я составила памятку (прил. ).

                                                  3. Заключение

 Выполнив исследование,  подвожу  итог. Цель  достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась, если случиться стихийное бедствие, нужно знать правила поведения  для сохранения жизни.

  В некоторых стихийных бедствиях  виновен сам человек—90% лесных пожаров происходит в результате неакуратного обращения с огнём в  природе (непотушенные костры, брошенная тлящая сигарета или спичка и даже умышленные поджоги), а значит, в первую очередь надо бороться с халатной неосторожностью людей.

  Нам, жителям города Борзи можно не опасаться появления землятресений, смерчей, цунами с их разрушительной силой. Но необходимо знать правила поведения во время стихийных бедствий.


                                                       Литература:

  1. Новая иллюстрированная энциклопедия, 2001, стр.84.

  1. http: // ru.wikipedia.org

  1. Я познаю мир: Природные катастрофы: Детская энциклопедия/автор-составитель Н.Н.Непомнящий,-М.:ООО»Издательство «Астрель»,2004

  1.   Сухомозский Н.; Аврамчук Н. Новейший справочник необходимых знаний. Люди, события, факты. –Москва: Гелиос, 2007

 


           


Поделиться:

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

У меня в портфеле

Пчёлы и муха

Сказка "Узнай-зеркала"

Яблоко