Не проходит и недели, чтобы по телевизору не показали картинки, при виде которых становится страшно: наводнения, пожары, землетрясения и сходы лавин. И каждый раз мы слышим о погибших, раненых и потерявших имущество, об уничтоженных урожаях, разрушенных селениях и опустошенных ландшафтах. Что же такое наводнения ураганы, снова и снова приносящие беды и являющиеся причиной невиданного человеческого горя? Каждый раз подобные происшествия напоминают нам, что мы еще далеки от того, чтобы с помощью современных научно-технических методов предсказывать явления природы и управлять ими применяя прогрессивную технику. Ведь в недрах нашей планеты бурлят невероятные силы, а вокруг земного шара постоянно бушуют опустошительные ураганы.
И однажды проснувшись утром и посмотрев на яркое солнце, прекрасную погоду я задала себе проблемные вопросы : «А что будет с нами завтра? Какие природные явления с катастрофическими последствиями возможны у нас в Борзинском районе и городе Борзя?»
Вложение | Размер |
---|---|
stihiynye_bedstviya_v_g._borzya.docx | 39.4 КБ |
Муниципальный конкурс творческих работ школьников
« Шаг в науку»
Группа «Юниор»
Тема исследования:
«Стихийные бедствия, вероятность появления в г. Борзя».
Российская Федерация
Забайкальский край, город Борзя
Автор: Ухатина Анастасия Юрьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа№41,
ученица 4 класса.
Руководитель: учитель начальных классов
Матвеева Л.К
Консультант: учитель биологии Нуриева Е.В.
2011г.
1. Введение. Не проходит и недели, чтобы по телевизору не показали картинки, при виде которых становится страшно: наводнения, пожары, землетрясения и сходы лавин. И каждый раз мы слышим о погибших, раненых и потерявших имущество, об уничтоженных урожаях, разрушенных селениях и опустошенных ландшафтах. Что же такое наводнения ураганы, снова и снова приносящие беды и являющиеся причиной невиданного человеческого горя? Каждый раз подобные происшествия напоминают нам, что мы еще далеки от того, чтобы с помощью современных научно-технических методов предсказывать явления природы и управлять ими применяя прогрессивную технику. Ведь в недрах нашей планеты бурлят невероятные силы, а вокруг земного шара постоянно бушуют опустошительные ураганы.
И однажды проснувшись утром и посмотрев на яркое солнце, прекрасную погоду я задала себе проблемные вопросы : «А что будет с нами завтра? Какие природные явления с катастрофическими последствиями возможны у нас в Борзинском районе и городе Борзя?»
Гипотеза: если случиться стихийное бедствие, нужно знать правила поведения для сохранения жизни.
Цель: изучение стихийных бедствий, появление которых возможно в г.Борзя , и правил поведения для сохранения жизни.
Задачи:
1)Изучить виды стихийных бедствий
2)Выяснить , какие стихийные бедствия могут случиться на территории г. Борзи.
3) Узнать правила поведения во время стихийного бедствия.
Предмет исследования: стихийные бедствия
Обьект исследования: правила поведения для сохранения жизни
Методы: анализ, беседа, анкетирование.
Новизна: стихийные бедствия изучены многими учёными, я пыталась узнать появление каких из них возможно в городе Борзя.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть полезны на уроках окружающего мира.
Что такое стихийные бедствия?
Стихийные бедствия, пожары, аварии... По- разному можно встретить их. Растерянно, даже обреченно, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.
Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу (1).
К стихийным бедствиям относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.
Землетрясения – это сильные колебания земной коры, приводящие к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Для измерения силы этой стихии принята шкала Рихтера. По этой шкале самым разрушительным считается толчок земной коры в 8-9 баллов. Такой силы землетрясение произошло 11 марта в Японии (прил.I). Оно вызвало сильное цунами, которое произвело массовые разрушения на северных островах Японии и распространилось по всему Тихому океану. В результате землетрясения 11 энергоблоков АЭС из 53 существующих в Японии были автоматически остановлены. На АЭС Фукусима 1 сильное радиоактивное загрязнение. Существуют проблемы с хранилищами отработанного топлива. Население окрестностей эвакуировано (2).
____________________________________________________________________________
1. Новая иллюстрированная энциклопедия, 2001, стр.84.
2. http: // ru.wikipedia.org
В настоящее время отсутствуют достаточно надежные мето ды прогнозирования землетрясений и их последствий.
Однако по изменению характерных свойств земли, а также необычному поведению живых организмов перед землетрясением (их назы вают предвестниками) ученым зачастую удается составлять прогнозы.
Необычное поведение животных накануне землетрясения вы ражается в том, что, например, кошки покидают селения и пере носят котят в луга, а птицы в клетках за 10—15 мин до начала землетрясения начинают летать; перед толчком слышатся не обычные крики птиц; домашние животные в хлевах впадают в панику (3) .
Наводнения—это значительные затопления местности в ре зультате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого различными причинами (весеннее снеготаяние, вы падение обильных ливневых и дождевых осадков, заторы льда на реках, прорыв плотин, завальных озер и ограждающих дамб, ветровой нагон воды и т. п.). Наводнения наносят огромны и ма териальный ущерб и приводят к человеческим жертвам
В результате ливневых дождей, прошедших в Забайкалье в начале июля 1990 г., возникли небывалые в этих местах павод ки. Снесено более 400 мостов. По данным областной чрезвычай ной паводковой комиссии, народному хозяйству Читинской обла сти нанесен ущерб в 400 млн. рублей. Тысячи людей остались без крова. Не обошлось и без человеческих жертв.
Оползни — это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызы ваемого различными причинами (подмывом пород водой, ослаб лением их прочности вследствие выветривания или переувлаж нения осадками и подземными водами, систематическими толч ками, неразумной хозяйственной деятельностью человека.
Оползни могут разрушать населенные пункты, уничтожать сельскохозяйственные угодья, создавать опасность при эксплуа тации карьеров и добыче полезных ископаемых, повреждать ком муникации, туннели, трубопроводы, телефонные и электриче ские сети. Снежные лавины также относятся к оползням и возникают так же, как и другие оползневые смещения.
3.Я познаю мир: Природные катастрофы: Детская энциклопедия/автор-составитель Н.Н.Непомнящий; М.: ООО»Издательство «Астрель»,2004
Силы сцепления снега переходят определенную границу, и гравитация вызывает смещение снежных масс по склону. Снежная лавина представ ляет собой смесь кристалликов снега и воздуха.
Снежные лавины наносят огромный материальный ущерб и сопровождаются гибелью людей. Так, 13 июля 1990 г. на пике Ленина на Памире в результате землетрясения и схода со скло на большой снежной лавины был снесен лагерь альпинистов, располагавшийся на высоте 5300 м. Погибло 40 человек. По добной трагедии еще не было в истории отечественного альпи низма.
Сели - это паводки с очень большой концентрацией мине ральных частиц, камней и обломков горных пород, возникающие в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванные, как правило, ливневыми осадками, реже интенсивным таянием снегов, а также про рывом моренных и завальных озер, обвалом, оползнем, земле трясением.
Ураганы - ветры, скорость которых превышает 32,6 м/с (117,3 км/ч).
Ураганами называют также тропические циклоны, возникающие в Тихом океане вблизи берегов Центральной Аме рики; на Дальнем Востоке и в районах Индийского океана ураганы (циклоны) носят название тайфунов. Во время тро пических циклонов скорость ветра часто превышает 50 м/с. Ураган на суше разрушает строения, линии связи и электро передач, повреждает транспортные коммуникации и мосты, ло мает и вырывает с корнем деревья; при распространении над морем вызывает огромные волны высотой 10—12 м и более (4)
Природные пожары, особенно лесные и торфяные, иногда становятся для России настоящим бедствием. Сгорают гигантские площади лесных массивов, уничтожаются уникальные экосистемы. С пожарами в атмосферу выбрасывается огромное количество дыма, содержащего такие опасные загрязнители как углекислый газ, угарный газ и окись азота. Лето 2010 года ознаменовалось масштабными лесными пожарами, в результате аномальной жары. В нескольких областях Центральной России огонь перекинулся на деревни, некоторые из которых полностью сгорели. В общей сложности сгорели около 2 000 домов, более 3,5 тысяч человек остались без крова. К тушению пожаров подключили армию, тысячи добровольцев участвовали в борьбе со стихией. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так.
_____________________________________________________________________________
4. Сухомозский Н.; Аврамчук Н. Новейший справочник необходимых знаний. Люди, события, факты. –Москва: Гелиос, 2007
Дело в том, что именно люди— причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Например, на севере Европейской России человек становится причиной 9 из 10 случающихся пожаров. А в центральных регионах вина в возникновении природных пожаров полностью лежит на человеке. Только в Сибири и на Дальнем Востоке доля естественных возгораний довольно высока, хотя и здесь она не превышает 25- 30%. Так что именно неосторожность людей—главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары.
Какие стихийные бедствия могут случиться на территории г. Борзи?
А были ли в нашем городе какие-нибудь стихийные бедствия? Чтобы узнать об этом я обратилась с даннями вопросами к сотрудникам метеостанции. Специалисты Белова Валентина Ивановна и Билитюк Татьяна Ивановна рассказали мне об ураганах в г. Борзе, которые срывали крыши с домов, роняли электрические опоры, выкорчёвывали деревья. Такие ураганы наблюдались в городе в 2003 г. и в 2008 г. Скорость ветра достигала до 28- 30 метров в секунду. Также в городе и районе наблюдались очень высокие летние температуры. Например, в 1951 году с апреля по сентябрь месяцы речка Борзянка практически полностью пересыхала. А вот в 1989 году 20 июля было наводнение .Борзянка вышла из берегов и дошла до окраины города, затопила огороды и погреба частных домов. А в целом, г. Борзя расположен в относительно благоприятном районе для проживания: нам не грозят: извержения вулканов, землятресения, наводнения с катастрофическими последствиями, сходы лавин и т. д.
Здесь мне также показали приборы, при помощи которых измеряют скорость и направление ветра, температуру почвы и воздуха, количество осадков, солнечную активность и атмосферное давление (прил.II ). За изменениями погоды следят днём и ночью. Ночью включают большие прожектора, которые освещают всю территорию с приборами.
А что же пожары Угрожают ли они нам? С этими вопросами я обратилась в Лесхоз к инженеру по охране и защите леса—Димовой Анне Юрьевне. От неё я узнала, что площадь леса по Борзинскому району равна 110 785 га. В результате засухи на протяжении последних 10 лет, число пожаров увеличилось. Только за 2010 год на территории Борзинского района было 8 пожаров, общей площадью 955 га. Причина пожаров, как и по всей России одинакова: 90% по вине человека и только 10% в результате естественного самовозгорания.
А что же делается для профилактики пожаров? В первую очередь ведётся разъяснительная работа с жителями города и района о правилах поведения в лесу. Подъезжая к лесу можно увидеть щиты с призывом беречь лес от пожара (прил.III ) .
Во время пожароопасной обстановки призывают граждан воздержаться от поездок в лес. Также вокруг леса, если возможно, и в самом лесу делают минерализованные полосы, для того что бы в случае пожара огонь не распространялся дальше (для локализации пожара). С этой же целью в лесах пилят «противопожарные разрывы» шириной 10 метров и длиной около 3 км.
Из беседы я узнала, что на территории нашего населенного пункта возможно появление ураганов, пыльных бурь, наводнений и пожаров. Нашла на сайте интернет прогноз ЧС на территории Забайкальского края на 2011год (прил. IV).
Знают ли учашиеся нашей школы правила поведения во время названных стихийных бедствий? И от кого они их узнали. Чтобы получить ответ на интересующие вопросы, я провела анкету. Опрошены 66 учащихся 3В кл, 4Г кл, 4Д кл. СОШ№41. Предложены 4 вопроса:
Вопросы | Положительный ответ | Отрицательный ответ |
Знаете ли вы как вести себя во время стихийного бедствия? | 64 ( | 2( |
Узнал от учителя в школе | 51( | 15( |
Узнал от родителей | 42( | 24( |
Узнал из средств массовой информации (телевидение, газеты, журналы) | 38( | 28( |
Вывод: большинство из опрошенных учащихся знакомы с правилами поведения во время стихийных бедствий, которые могут случиться в нашем населенном пункте.
Для того, чтобы запомнить правила и уметь правильно ориентироваться во время стихийного бедствия, я составила памятку (прил. ).
3. Заключение
Выполнив исследование, подвожу итог. Цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась, если случиться стихийное бедствие, нужно знать правила поведения для сохранения жизни.
В некоторых стихийных бедствиях виновен сам человек—90% лесных пожаров происходит в результате неакуратного обращения с огнём в природе (непотушенные костры, брошенная тлящая сигарета или спичка и даже умышленные поджоги), а значит, в первую очередь надо бороться с халатной неосторожностью людей.
Нам, жителям города Борзи можно не опасаться появления землятресений, смерчей, цунами с их разрушительной силой. Но необходимо знать правила поведения во время стихийных бедствий.
Литература:
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
У меня в портфеле
Пчёлы и муха
Сказка "Узнай-зеркала"
Яблоко