Волонтёрский проект "Внуки Деда Мороза"
Вложение | Размер |
---|---|
moe_literaturnoe_otkrytie.doc | 49 КБ |
Обоснование проекта
Чтение — это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации.
Библиотека, древнейший общественный институт, неотъемлемая часть современной культуры имеет возможности, используя новые подходы и технологии, успешно преодолевать многие проблемы чтения. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда — низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация — нация развивающаяся.
Цели проекта
СТАТИСТИКА — ВЕЩЬ УПРЯМАЯ.
Произошло увеличение на 9% категории читающих детей и юношества (с 32% от общего кол-ва читателей 2006 года до 41% от общего кол-ва читателей 2009 года.). То есть интерес детей и юношества к чтению возрос. И это приятно.
Число посещений детей и юношества по сравнению с 2008 годом выросло в 2009-м незначительно (на 37), но увеличилось в процентном отношении к общему количеству посещений библиотеки (в 2006 — 24,4%, в 2007 — 25,7%).
В 2008 году выдача детям до 14 лет составляла 7,2% от общей книговыдачи, в 2009 она снизилась до 6,4%. Выдача юношеству (с 14 до 24 лет) уменьшилась с 16,3% от общей книговыдачи до 15,5%. В итоге: несмотря на массу предпринятых усилий, книговыдача детям и юношеству в целом упала с 23,5% в 2006 году, до 21,9% в 2008-2009году.
Это очень обидно. Но нельзя говорить о том, что результат не оправдал вложенных затрат, т.к. существуют объективные обстоятельства. Это, во-первых, снижение интереса к чтению в целом по стране и среди данной категории, в частности, в связи с возрастанием роли других видов досуга, с которым книге трудно конкурировать. Во-вторых, совершенно недостаточный фонд детской литературы. Сегодня он составляет 3% от общего количества фонда
ПОЧИТАЕМ?
Как вы думаете, легко ли сегодня приобрести ребенку хорошую книгу? А вот и нет! Крайне проблематично. Доступнее всего массовая литература: небрежно написанные детективы, подражательные фэнтэзи, примитивные любовные романы, ужастики и страшилки — литература развлекательная и потому от жизни отвлекающая. Не скажу, что у нас в фонде совсем нет таких книг. Есть — их дарят сами читатели, спрос рождает предложение. Централизованно закупленные в 2009 году для библиотеки „“ новинки литературы для дошкольников и учащихся 1-2 классов составили всего 28 экз. (для сравнения, в 2006 году — 41 экз.). В итоге — отраслевая составляющая новых поступлений этого вида литературы (с учетом даров) упала с 1,4% в 2006 году до 0,7% в 2009.
Какая литература интересует наших школьников, мы решили проверить в библиотеке, активно включившись в акцию по выявлению степени популярности детских книг
.РЕЙТИНГ „МОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОТКРЫТИЕ“.
Целью рейтинга являлось выявление 10 лучших детских книг среди детей в возрасте до 14 лет, выпуск информационно-рекламного буклета „Мое литературное открытие“ и, самое главное, закупка „Лучших книг“.
Мы разместили забор-газеты в помещениях читального зала и абонемента на самом видном и мобильном месте: недалеко от кафедры библиотекарей. Объявления были отнесены в школу . Их текст был максимально простым:
Учителя и библиотекари ежедневно информировали читателей — детей о проведении акции в помещении самой библиотеки. В анкетировании «Мое литературное открытие» приняло участие 52 человека, т.е. 4,1% от общего количества детей и юношества, посещающих библиотеку. Разумеется, процент выборки слишком мал, чтобы делать безапелляционные заявления о любимых книгах детей села или детском чтении в целом.
Анкеты дети заполняли сами. Вписывать в забор-газету автора, название книги, фамилию, имя и возраст ребенка помогали библиотекарь Светлана Петровна Яхненко и учитель русского языка и литературы Таловской СОШ Стеценко Елена Николаевна.
«Лучшей книгой» стала серия сказочных повестей о Незнайке М. Мокиенко: «Да здравствует Незнайка!», «Незнайка и Баррабас», «Зловещая тайна Баррабаса». Ни одной из названных книг в фонде библиотеки пока нет.
О чем же книги Мокиенко?
«Главные герои — маленькие человечки, борющиеся с коварным Баррабассом. Пружинные бомбы, бомбы с якорями, подводные лодки — всю свою злодейскую мощь обрушил Баррабасс на маленький народ. Но страшнее всего его ужасный обнулитель. Этот прибор грозит гибелью миру. Но дела не так уж плохи! Человечки разобрались, кто чего стоит, и теперь смельчак Незнайка ведет их на Баррабасса. Приключения продолжаются!» (данные Интернета).
Таким образом, библиотекари и учителя открыли для себя нового детского писателя, а это уже хорошо.
Определяя степень популярности (рейтинг) книг, мы предполагали, что каждый второй ребенок будет писать о книгах Дж. Ролинг про Гарри Поттера или Дм. Емца про Таню Гроттер. Но детки оказались непредсказуемыми! В перечне их любимых книг были:
И ещё много других книг, которые мы, учителя, совсем не против были бы иметь в своей библиотеке.
Ответы на вопрос анкеты: «Напиши, почему ты выбрал именно эту книгу» читать было чрезвычайно интересно. Некоторые были довольно обстоятельными, например: «Потому что она о тайнах, необычных событиях. Для начала меня увлекло название этой книги. Уж очень оно интересное. И это уже не первая моя книга В. П. Крапивина. Он пишет очень интересно, мне нравится его стиль» (Анна Подопригора 12 лет. Речь идет о книге В. Крапивина «Семь фунтов бразильского ветра»).
Другие — короче: «потому, что она популярна среди молодежи» (Влад Коханистый, 12лет, о кн. Дм. Емца «Таня Гроттер и полный Тибидохс». Или: «... интересный сюжет, легко читается» (Женя Саламаха, 13 лет, о кн. Дж. Ролинг «Гарри Поттер и принц- полукровка). Или: «... эти книги очень интересны. И прикольные, и веселые» (Настя Украинская, 9 лет, о кн. Гр. Остера «Вредные советы» и «Воспитание взрослых»).
Чаще всего встречались ответы:»потому что она смешная «, «...интересная», «...веселая» «...про школу»,» потому что про детей и приключения«, «...о неугомонном мальчишке», «... много слышала о ней, хочется прочитать».
Когда детки «лучшей книгой» назвали книгу А. Беляева «Хойти-Тойти» «потому, что она светлая» (Маша Криворучкина, 12 лет) или книгу Т. Янссона «Волшебная зима», «потому, что она добрая» (Света Чернова, 10 лет), мне подумалось о том, что этим девочкам, видимо, здорово повезло с родителями. Чувствуется, что книги в доме не просто читают каждый сам для себя, но еще и обсуждают вместе.
Иногда ответы озадачивали: «...потому что она о том, как тяжело живется детям»( Наташа Ратиева, 12 лет, о книге А. Гиваргизова «Записки выдающегося двоечника»). Чаще смешили неподражаемой орфографией: «очень интересная книга про фантастику, захватывающее приключения» (Оля Тёплая, 13лет, о книге Д. Емца «НЛО прибывает по расписанию»).
В итоге, даже в результате такого небольшого исследования мы поняли, что наши читатели — это очень разные дети по интересам, темпераменту и интеллекту. То, чем зачитываются девочки, часто совсем не интересует мальчишек. Кроме того, существует масса возрастных и прочих предпочтений. И еще, мы для себя сделали вывод: детский фонд сельской библиотеки не может и не должен состоять только из классики — молодому человеку важно определиться не только в истории, но и в своем времени. Нужны сегодняшние книги о дружбе, верности, взаимопомощи, о поиске своего места в мире, а еще добрые и нежные сказки.
Подводя итоги акции и опрашивая молодых читателей , мы еще раз убедились в том, что взрослые часто думают о детях хуже, чем те есть на самом деле. .
96 % от общего количества участников анкетирования четко представляли себе, зачем библиотекари и учителя просили их написать о любимых книгах — для того, чтобы лучшие детские книги появились в ближайшее время в библиотеке. Мы, учителя и библиотекари, стремимся сделать чтение детей настолько разнообразным, чтобы любой юный читатель нашел для себя книги по сердцу. В идеале мы хотим, чтобы дети имели книги всех жанров и всех стран. И чтобы в этих книгах были самые разные герои — отважные и робкие, веселые и печальные, очень уверенные в себе и не очень. Это разнообразие героев важно для ребенка.
Как зима кончилась
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сказка "Морозко"
Император Акбар и Бирбал
Под парусами