• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Символика цвета в поэзии Марины Цветаевой 1908-1921 годов»

Опубликовано Микушева Татьяна Альбертовна вкл 16.02.2012 - 11:18
Микушева Татьяна Альбертовна
Автор: 
Мануилова Анна

Учебно-исследовательская работа была представлена на Х городской конференции старшеклассников "Старт в науку" и посвящена анализу и интерпретации цветовых образов в поэзии Марины Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_manuilovoy.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

X городская учебно-исследовательская конференция старшеклассников

«Старт в науку»

Секция «Филология»

«Символика цвета в поэзии Марины Цветаевой 1908-1921 годов»

Мануилова Анна Андреевна

ученица 11 класса

МОУ «Технологический лицей»

Научный руководитель:

Микушева Татьяна Альбертовна,

учитель русского языка и литературы.

Сыктывкар – 2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3

I глава…………………………………………………………………………………………… 4

II глава…………………………………………………………………………………………... 8

Заключение………………………………………………………………………………………17

Список использованных источников информации………………………………………  18


Введение

Русская литература Серебряного века рождалась под влиянием нового художественного миропонимания. Перемены в жизни России отражались в искусстве, которое искало новый язык, новые формы. Русская поэзия преобразовывала поэтический язык и находила такие звучания, которых не было у предшественников. Но это не только музыкальные и звуковые образы, но и живописные, цветовые. Исследователями поэзии Серебряного века было замечено, что цвет огромную роль играл в творчестве Н.Гумилева, А.Блока, В.Маяковского. Особенно обогатил многоцветьем русский поэтический пейзаж С.Есенин.  Важнейшее место занимает цветовая символика в творчестве Марины Цветаевой, великого поэта ХХ века.

Изучение наследия Цветаевой стало возможным в конце ХХ века. Интерес вызывают не только поэзия и проза Цветаевой, но ее человеческая личность, уникального знатока человеческой души. Необычная метафоричность, обилие эпитетов и ритмов усиливается в стихах Марины Ивановны цветовой палитрой. Многими учеными отмечалось, что особенно часто упоминаются у Цветаевой три цвета: черный, белый, красный. Но в стихах поэтессы присутствуют и другие цветообозначения. Особенно интересным для меня оказались два периода в творчестве поэтессы: с 1908 по 1916 и с 1917 по 1922 годы. Первый период - ранняя лирика, когда Марина Ивановна только входила в русскую литературу, время становления ее как поэта. Второй - годы революции и Гражданской войны до 1922 года, вплоть до переезда за границу. Это годы, изменившие навсегда Россию, изменившие саму Цветаеву, ее мироощущение и мировоззрение.

Объектом данной работы являются стихи М.И.Цветаевой дореволюционного времени и периода Гражданской войны.

Целью данной работы является исследование того, как изменилась цветовая картина в стихах Цветаевой после Октябрьского переворота.  

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. какие цвета чаще всего упоминаются в стихах Цветаевой в обозначенный период;
  2. как трактуются эти цвета в традиционной культуре России и Европы;
  3. как интерпретировать изменения в цветовой гамме, произошедшие в творчестве Цветаевой после Октябрьской революции.

Работа состоит из двух глав. В первой обзорно рассматриваются основные взгляды ученых на цвет и его значение, символика цвета в традиции русской и европейской культуре, а также, какое место занимает цветовая символика в стихах некоторых поэтов Серебряного века. Во второй главе рассмотрены стихи Цветаевой, в которых используются цветовые прилагательные,  проводится их сопоставительный анализ.

I глава

 Еще в древности было замечено, что цвет воздействует на эмоциональный настрой человека и что каждый цвет имеет свои смысл. Вся жизнь человека наполнена цветом. Цвет – это знак, отношение к которому формируется под влиянием множества факторов, и важнейший из них – фактор культурный.

Систематически изучать цвета и их воздействие на человека начали в ХХ веке. Известный психолог Макс Люшер провел ряд исследований в области цвета, изучая выбор различными людьми оттенков из цветовой гаммы. Он пришел к выводу, что выбор человеком того или иного цвета отражает психологические качества человека.

С давних времен у того или иного народа начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев и спокойные бело-голубые цвета финнов. Чем ближе к экватору, тем большая тяга людей к открытым ярким цветовым сочетаниям.

Рассмотрим значения каждого цвета.

Красный

Первый цвет, замеченный и воспроизведенный людьми, был красный. Адам был создан богом Яхве из красной земли, называемой «адама». Первоначальное значение красного – это жизнь, кровь, полученная человеком от богов. У древних греков и римлян красный был символом плодородия. В средневековой Японии -  символом любви. Начиная с XVIII века, в Европе красный цвет заменяют розовым. Красный цвет приглушается, разбавляется, теряет энергию. И возвращается к концу века как цвет Великой французской революции. В XIX веке красный цвет вообще становится устрашающим. Красный приобретает значение духа смерти, упоения кровавой борьбой, нечеловеческого напряжения.

В XX веке происходит революция – социальная, политическая, культурная. Знаком обновления выступает красный цвет. Здесь красный излучает силу, энергию, мужество, а порой ярость и воинственный дух.

Белый

Белый уже в глубокой древности был отмечен и выделен как особый цвет. Древнейшие символические значения белого в основном позитивны: белый означает всяческое благо, радость, чистоту, здоровье, приумножение потомства, мир, согласие. Христианская религия целиком восприняла символику белого из Ветхого завета. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. Кроме того, белый означает радость, веселье духа, невинность, чистоту. В культуре Европы нового времени семантика белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым отмечены смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость.

И в поэзии начала века белый – излюбленный цвет. В нем заключается некая мистическая неопределенность, полная возможностей, которым не суждено осуществиться. Обычно белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир.

Черный

Семантика черного у большинства народов в основном негативна. Черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. В ритуалах и мифах древних народов черный цвет, как символ зла, противостоит белому, как цвету добра. Кроме того, черный символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние. В средневековой Европе черный считали цветом смерти, скорби. В средневековой Японии черный – знак печали.

В русском языке черный носит чаще всего негативный характер. Но в народном изобразительном прикладном искусстве черное вовсе не отрицается как мрачный цвет. Он используется для фона. Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Особенно ценится черный на мусульманском Востоке: «В числе достоинств черноты – то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха» («Тысяча и одна ночь»).

Зеленый

Место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Зеленый является нейтральным в смысле действия не нервную систему человека. Упоминания о зеленом цвете впервые появляются в мифах древнего Китая. Здесь им кодируется восточное направление горизонта, а также весна, дерево, планета Юпитер. В христианской культуре средних веков главное символическое значение зеленого – это земля, точнее, поверхность земли, покрытая растениями. Зеленый цвет в изображениях Иисуса Христа и святых символизирует их земной путь.В древности зеленый был связан с демоническим началом, нечистой силой, безумием, распадом. В русском фольклоре зеленый также не всегда положителен: зеленый царь – злой и коварный; тоска зеленая; настой трав – зелье – обычно яд.

Желтый (золотой)

Желтый цвет складывается оптически из красного и зеленого. В спектре он занимает промежуточное место между этими основными цветами. Желтый сопровождает все живое: это и солнце, и земля, и пламя. В раннем европейском средневековье желтый цвет воспринимается полностью позитивно, как символ солнечного цвета и золота, то есть как символ божественности и царственности.

В древнем Китае желтый был цветом земли. В древней Индии желтый был едва ли не самым ценным светом, поскольку он ассоциировался с золотом. И только в XII – XIII веках желтый цвет наделяется негативными символическими значениями. Он становится цветом измены, продажности, вероломства, греха. В XX веке негативное отношение к желтому нарастает. Андрей Белый исследовал творчество Гоголя и нашел, что по мере усугубления душевной болезни писателя в его прозе нарастает количество цветовых образов, связанных с желтым и зеленым. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных. Сейчас символика желтого в основном негативна («желтая пресса», «желтая карточка»). Но он продолжает оставаться открытым и радостным цветом.

Часто в поэзии используется такой оттенок, жёлтого, как золотой. Императорский цвет, один из характерных цветов военной русской  культуры. Однако золотой имеет и другое значение. Он олицетворяет излишество, роскошь, богатство, искушение. Золотой – это цвет славы, неизбежной победы. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой (ему ничего не надо). Положительный аспект – зрелость, опыт, мудрость, жизнеспособность, неистощимые ресурсы; негативны аспект – пессимизм, ограниченность, бесчестие. Золотой нимб над головой – символ всепрощения и способ преодолевать все препятствия.

Синий

Синий принадлежит к цветам «пассивного» ряда. Самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе. В эпоху позднего средневековья в Европе символика его в светском обиходе была целиком негативной. Синий – цвет неверности, обмана. В культуре народов древнего Востока синему также часто придают негативное значение. В мифах древнего Китая немало опасных и злобных чудовищ с синим лицом или телом. В Японском театре Кабуки синий грим носили злодеи и дьяволицы. Но в то же время синий цвет – самый успокаивающий из всего спектра. По мнению ученых, синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему.

Серебряный

Он выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом,

В мифологии серебряный цвет связывали с серебряной нитью, скрепляющей душу и тело

Серебряный выражает проникновение, беспристрастность, плавность. В своем негативном значении серебряный цвет обычно связан с неспособностью принимать решения, с самообманом, иллюзиями по поводу происходящих событий (“не знаю – то ли уже пришел, то ли уже ухожу”). Серебряный цвет часто связывают с лунной дорожкой. Человек, любящий этот цвет, не приемлет ответственности.

В поэзии Серебряного века цвет стал играть особую роль. Например, красный у А. Блока становится символом угрожающего, страшного и вместе с тем волнующего и возбуждающего интерес. А белый цвет означает смерть, тоску, холод, отчужденность. Исследователи поэтического наследия А.Блока не раз отмечали, что особое место в его поэтике принадлежит синему цвету. Синий передает не столько цвет, сколько эмоциональное осмысление контекста. Традиционно синий и его оттенки - символ гармонии и покоя, для Блока - символ непорочности и первозданности.

У Есенина синева и залитые голубизной рязанские пейзажи занимают первое место: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль. Белым цветом поэт окрашивал месяц над крышей, гладь реки, лунный луч.


Глава II

Цветовая символика играет важнейшую роль в творчестве Марины Цветаевой. Для меня особенно интересным является ранняя лирика поэтессы и стихи периода революции и гражданской войны. Дореволюционное творчество исследователи делят на два периода: ранние стихи(1910-1914) и период 1915-1916 года. Я считаю, что это самое счастливое и плодотворное время для Цветаевой. Это время становления её как поэта. Следующий период 1917-1921 годы является переломным не только в жизни и творчестве Цветаевой, но и в жизни всей России. Она испытала тяготы: голод, разлуку с мужем, смерть близких. Меняется её мироощущение.  

Изучая стихи Марины Цветаевой данных периодов, я составила следующую классификацию наиболее упоминаемых цветов.  

Цвет

Стихотворение

Год

красный

«Книги в красном переплёте»

1908-1910

«Стихи о Москве»

1916

«Чердачный дворец, мой дворцовый чердак…»

1919

«В мешок и в воду подвиг доблестный…»

1920

«Ветер, ветер выметающий…»

1920

«Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь…»

1920

«И страшные мне снятся сны…»

1920

«Памяти Г.Гейне»

1920

Отрок

1921

чёрный

«Проснулась улица. Глядит, усталая…»

1908

«Бессонница»

1916

Стихи к Блоку.  «Думали человек…»

1916

«Я пришла к тебе чёрной полночью…»

1916

Из цикла Ахматовой. «Ты, скрывающая покров…»

1916

«На завитки ресниц…»

1916

«По ночам все комнаты черны…»

1916

«В чёрном небе – слова начертаны…»

1918

«Я - страница твоему перу.»

1918

«Я вижу тебя черноокой, - разлука!»

1920

Вячеславу Иванову. «Ты пишешь перстом на песке…»

1920

«Памяти Г.Гейне»

1920

Отрок. «Пустоты отроческих глаз! Провалы…»

1921

белый

«Ваши белые могилки рядом…»

1910

«Белое солнце и низкие, низкие тучи…»

1916

«Я - страница твоему перу.»

1918

«Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!»

1920

золотой

«У гробика»

1908

«Акварель»

1909

«Сара в Версальском монастыре»

1909

«Девочка-смерть»

1910

«Ах, золотые деньки..»

1911

«Идешь, на меня похожий…»

1913

«Четвёртый год»

1916

Стихи о Москве.

1916

Ахматовой. «Златоустой Анне – всея Руси…»

1916

«Между воскресеньем и субботой…»

1919

«В мешок и в воду подвиг доблестный…»

1920

Вячеславу Иванову. «Ты пишешь перстом на песке…»

1920

серебряный

«Второе путешествие»

1908

«Пленница»

1909

«С большей нежностью…»

1915

«Четвёртый год»

1916

Стихи о Москве. «Над синевою подмосковных рощ…»

1916

«Имя твоё…»

1916

«Между воскресеньем и субботой…»

1919

розовый

«В Ouchy»

1909

«Людовик XVII»

1909

«Волшебник»

1910

«Девочка-смерть»

1910

«Декабрьская сказка»

1910

«Как жгучая, отточенная лесть»

1915

«Аймек-гуарузим…»

1917

синий

«На скалах»

1909

«Отъезд»

1909

«Сара в Версальском монастыре»

1909

«Ах, золотые деньки!»

1911

Стихи о Москве. «Над синевою подмосковных рощ…»

1916

Стихи к Блоку. «И тучи оводов…»

1916

голубой

«Асе»

1909

«Отъезд»

1909

«Девочка-смерть»

1910

Стихи к Блоку. «Имя твоё…»

1916

Стихи к Блоку. «Нежный призрак…»

1916

«Boheme»

1917

«Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!»

1919

жёлтый

«Отъезд»

1909

Стихи к Блоку. «И тучи оводов вокруг…»

1916

«Я вижу тебя черноокой, - разлука!»

1920

зелёный

«Лесное царство»

1908

«Асе»

1909

Из цикла Ахматовой. «Имя ребёнка – Лев…»

1916

бирюзовый

«Девочка-смерть»

1910

«С большей нежностью…»

1915

«Малиновый и бирюзовый…»

1920

малиновый

«Boheme»

1917

«Малиновый и бирюзовый…»

1920

Вячеславу Иванову. «Не любовницей – любимицей…»

1920

Проанализируем  цветовую символику в стихах Цветаевой 1908-1921 годов. Учёные-литературоведы не раз обращали внимание на то, что наиболее упоминаемыми цветами у поэтессы являются красный, чёрный, белый, однако, цветовая гамма в её стихах гораздо шире и разнообразней.  Начнём с тройки основных цветов.

Красный цвет. Самое раннее упоминание цвета встречается в стихотворении 1908 года «Книги в красном переплёте». Не случайно она называет красный цвет два раза: «Неизменившие друзья в потёртом красном переплёте», «О, почему средь красных книг…». По оценке психологов, красный цвет вызывает сильный эмоциональный, в основном позитивный, отклик в душе. Поэтому красный цвет «красивый», «прекрасный». Красный у молодой Цветаевой -  детские книги Марка Твена из большой семейной библиотеки, цвет детства, цвет родной и любимой Москвы.

Марина Цветаева родилась в Москве, она всегда любила этот город. Московская тема появляется уже в ранних стихах. В 1916 году Поэтесса пишет цикл «Стихи о Москве», который можно назвать величальной песней Москве. Часто в «Стихах о Москве» встречается такой оттенок красного, как червонный: червонные купола, червонный день, червонное сердце. Червонный (устаревшее и высокое) – красный, алый. Червонное золото – золото высшей пробы с красноватым оттенком. Таким образом, Цветаева придавала особое значение Москве, в этом городе всё для неё было высшей пробы.

Известно, что Марина Ивановна показывала Москву Осипу Мандельштаму. В стихах она дарит ему свой любимый город:

Из рук моих - нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

В этом стихотворении снова упоминаются червонные купола. Значит, этот цвет так важен для неё, и она хочет, чтобы её спутник тоже ощутил эту любовь к столице.

 Возможно, поэтесса так любит красный цвет, потому что «В колокольный, во червонный день Иоанна родилась Богослова».

И в следующем стихотворении снова повторяет:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Красная рябина в её стихах является символом родины.  

А в 1919 году она пишет:

И дела нам нету до красной Москвы!

Глядите: от края - до края -

Вот наша Москва - голубая!

Красный становится символом революции, прошедшей по стране, символом крови. Наступает гражданская война. Красного цвета становится ещё больше. Это можно проследить по стихотворениям 1920 года «Ветер, ветер выметающий…» и «Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь». Например, в стихотворении  «Ветер, ветер выметающий…» есть такие строчки:

Пурпуровое поветрие,

Первый вестник мятежу…

А во втором стихотворении мы видим явное изображение гражданской войны:

Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть побелила.

В стихотворении «Памяти Г.Гейне» 1921 года я могу выделить несколько оттенков красного: красный, огненный, рыжий.

Красная юбка? - Как бы не так!

Огненный парус! - Красный маяк!

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

Красная юбка

В черных сердцах!

Красный становится не просто знаком крови, убийства и хаоса, а знаком дьявола.

Начиналось всё с того, что красный – цвет Москвы, родины, детства, а пришла поэтесса в своих стихах  к тому, что красный – цвет крови, революции, стихии. Известный поэт Серебряного века Андрей Белый сказал: «Красный цвет был эмблемой Россию губившего Хаоса».

Чёрный цвет. В 1908 году в стихотворении «Проснулась улица. Глядит усталая…» традиционно чёрный - цвет ночи:

Покрыты инеем деревья черные,-

Следом таинственным забав ночных.

Далее чёрный цвет встречается мало и появляется только в стихах 1916 года.

Черный в них несёт то же значение: ночь. Но появляется и новый смысл – цвет тайны. Мы видим это в цикле «Бессонница». Он пропитан ночью и тайной. Лирической героиней овладевает желание преступить черту дозволенного.

В огромном городе моём – ночь.

Из дома сонного иду прочь.

Люди думают: жена, дочь, -

А я запомнила одно – ночь.

В том же году чёрный появляется как символ смерти. «Чёрный чтец» в стихотворении «Думали человек…» из цикла «Стихи к Блоку» ассоциируется с чёрным человеком, пришедшим к Моцарту.

Чёрный читает чтец,

Топчутся люди праздные… -

Мёртвый лежит певец

И воскресенье празднует.

Чёрный становится цветом творчества. Часто в таком значении Цветаева употребляет цвет применительно к Анне Ахматовой, называя её чернокнижницей. Чернокнижники – маги, черпающие свои знания из книг, заключающие договор с дьяволом. Ахматова же ведает множеством тайн поэтического искусства.

Лихорадок, стихов и войн,

Чернокнижница! - Крепостница!

Я заслышала грозный вой

Львов, вещающих колесницу.

Так пишет Марина Ивановна об Анне Ахматовой в 1916 году. А в 1921 Цветаева посвящает ещё одно стихотворение ей, в нём есть такие строки:

Кем полосынька твоя

Нынче выжнется?

Чернокосынька моя,

Чернокнижница.

Значит поэтическое творчество, по мнению Цветаевой, не только способность разгадывать тайны, но и сила, демоническая, дьявольская.  

Кроме того, за чёрным цветом скрывается тайна души человеческой в стихотворении «На завитки ресниц…»:

Ночь - черна,

И глаза ребенка - черны,

Но глаза человека - черней.

А глаза, как известно, - зеркало души.

Чёрный - цвет разлуки с любимым человеком, цвет беды.      

Я вижу тебя черноокой, - разлука!

Высокой, - разлука! - Одинокой, - разлука!

С улыбкой, сверкнувшей, как ножик, - разлука!

Совсем на меня не похожей - разлука!

А в стихотворении «Памяти Г.Гейне» в сочетании с красным чёрный является цветом дьявольщины.

Белый цвет. В стихотворении 1910 «Ваши белые могилки…» символ смерти, покоя, вечности. Далее в 1916 году в стихотворении «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» также белый цвет ассоциируется со смертью:

Белое солнце и низкие, низкие тучи,

Вдоль огородов – за белой стеною – погост.

Позднее, в 1918, возникает традиционное значение белого цвета, как цвета чистоты, новизны.

Я – страница твоему перу.

Всё приму. Я белая страница.

А В 1920 году мы ясно видим, что белый используется Мариной Ивановной как антагонист красного, но с этим к нему возвращается негативное значение смерти, поскольку он олицетворяет события Гражданской войны. Об этом свидетельствует стихотворение «Ох грибок, ты мой грибочек, белый груздь»:

Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть побелила.

- Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань!

Аль у красных пропадал? - Ря - азань.

В поэзии начала XX века белый – излюбленный цвет, обычно связанный с негативными эмоциями и темой потустороннего мира..

Золотой. «Золотое сердце», то есть дорогое, доброе сердце в стихотворении «У гробика». Цвет солнца, солнечного отблеска в стихотворение «Акварель» 1909 года:

Ангел взоры опустил святые,

Люди рады тени промелькнувшей,

И спокойны глазки золотые

Цвет радостных и счастливых дней:

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Синей Оки?

В стихотворении  «Ах, золотые деньки…» поэтесса таким образом описывает свои воспоминания о счастливом детстве в Тарусе.

Очень часто золотой – цвет волос: «Вьются кудри золотистой гривой…» или «Золото моих волос…». Золотой – цвет чего-то высшей пробы, высшего качества, как в цикле «Ахматовой»:

Златоустой Анне-всея Руси

Искупительному глаголу!

Также золотой – цвет чего-то родного, цвет Москвы (церковки златоголовые) в «Стихах о Москве». Цвет вербного воскресения, церковный цвет в стихотворении «Между воскресеньем и субботой…» 1919 года.

Серебро мое - суббота!

Воскресенье - золото!

Далее в этом стихотворении есть строчка, которая указывает, что упомянутое воскресение именно вербное:

Ваша птица разноперая -

Вербная - сусальная.

А сусальная и значит золотая.

Серебряный цвет.  

Цвет волшебства в стихотворении «Второе путешествие» 1908 года:

Может быть ... - отворяй же скорей

Тайным знаком серебряной палочки!

Образ чего-то сказочного, нереального продолжается и в стихотворении «Пленница»(1909):

Аллеи сумрачны, в бассейнах плещут рыбки

И ждет серебряный, тяжелый экипаж.

Цвет креста в «Стихах о Москве»:

Одену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь, и тихо тронусь в путь

В стихотворение «Между воскресением и субботой…» проявляется двойственность натуры лирической героини. Серебряный противопоставляется золотому:

Меж Забавой и Заботой

Пополам расколота, -

Серебро мое - суббота!

Воскресенье - золото!

Розовый цвет. Цвет сказки, детства. «О вечер розовый в Ouchy!» из стихотворения, написанного в 1909 году. Цвет заката и отблесков вечернего солнца (стихотворение «Волшебник» 1910 года). Ангельский цвет, то есть символ рая в стихотворении «Девочка-смерть»:

И девочка-смерть наклонилась ко мне,

Как розовый ангел без крыл.

Розовый в основном встречается в стихах дореволюционных. Марина ещё может сохранять внутри себя ощущение сказки, которое со временем исчезает.

Синий цвет. Используется, как цвет глаз в стихотворениях «Сара в Версальском монастыре», «На скалах»:

Он был синеглазый и рыжий,

 (Как порох во время игры!)

Цвет далее встречается, как цвет чего-то родного, любимого, детского. В 1911 году в стихотворении «Ах, золотые деньки!» Цветаева пишет такие строки:

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Синей Оки?

То есть синий является олицетворением счастливых детских дней, проведённых в Тарусе на берегу Оки. А ещё позднее в 1916 году синий становится цветом родной Москвы:

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

Даже психологи утверждают, что синий цвет является успокаивающим.

Голубой цвет. Первое упоминание я нашла в стихотворении «Асе»(1909 год):

Ждет тебя моря волна изумрудная,

Всплеск голубого весла…

В этом отрывке цвет ассоциируется с чистотой воды, с лёгкостью и прозрачностью.

В стихотворении «Отъезд» 1909 года «Хлопочет мама в платье голубом…», а в «Девочка-смерть» присутствуют такие строчки: «…чуть-чуть запылён её голубой башмачок». Стихотворение Boheme:

Помнишь плащ голубой,

Фонари и лужи?

Во всех трёх стихотворениях присутствует тема прощания с человеком в том или ином смысле. То есть голубой связан с разлукой, с расставанием. Мне показалось, что это несколько печальный цвет.

Он появляется в цикле «Стихи к Блоку». Марина Цветаева боготворила Блока, преклонялась перед его творчеством. Поэтесса подчёркивала влияние его стихов на неё:

Голубоглазый

Меня сглазил

Снеговой певец.

Мало встречается зелёный цвет. Традиционно это цвета травы, растительности. У Цветаевой же это цвет глаз: «Принцесса с глазами зелёными…», «Рыжий львёныш с глазами зелёными…».

Жёлтый цвет несёт традиционные значения. В раннем стихотворении «Отъезд» обозначает осень, жёлтые листья, в цикле «Стихи к Блоку» - цвет золота: «И жёлты-жёлтый – за синей рощей – крест…». Но может приобретать и негативное значение:

Стрясается - в дом забредешь желтоглазой

Цыганкой, - разлука! - молдаванкой, - разлука! («Я вижу тебя черноокой, разлука…»).

Бирюзовый цвет, соседствуя с голубым, розовым, золотым в стихотворении «Девочка-смерть», ещё раз подчёркивает разноцветный мир юношеской лирики поэтессы.

Проанализировав стихи 1908-1921 годов, я пришла к выводу, что до 1916 года цветовая палитра в поэзии Марины Цветаевой была более насыщенная. В ней присутствует красный, как цвет родного дома, таинственный чёрный цвет, тёплые, церковные, светлые золотой и серебряный, розовый, голубой, синий, бирюзовый, цвета сказки, детства. В 1916 году цветовая картина меняется. Красный становится цветом любимой Москвы, чёрный приобретает значение магии, творчества. Голубой ассоциируется с поэтической неземной сущностью А.Блока. Постепенно уходят розовый, зелёный. После 1917 года происходит сужение цветовой палитры к триколору: красный, белый, чёрный. Причём красный цвет меняет своё значение, становится символом хаоса, ужаса, крови, и даже дьявольской силы. Чёрный цвет также ассоциируется с дьявольщиной и демонизмом. Белый означает смерть и гражданскую войну.

Это связано не только с развитием её художественного мышления, но и с переменами, происходящими вокруг поэтессы.


Заключение

Живописные образы занимают в  поэзии Марины Цветаевой значительное место. Анализ цветовой символики в произведениях поэтессы 1908-1915 года, показывает следующую цветовую палитру:  красный, чёрный, белый, золотой, серебряный, розовый, синий, жёлтый, зелёный, бирюзовый, малиновый. Этот цветной мир – царство сказки и света – после 1916 года навсегда закрылся для цветаевской поэзии. Ею овладевает беспокойство и тревога. Прежде всего изменилось самоощущение и восприятие мира лирической героиней Цветаевой.

Сменился не только цвет и его смысловая насыщаемость, сменился пейзаж и интерьер ее стихов. Лирическая героиня Цветаевой ощущает себя свободной от условностей и обязательств прежней жизни, преступает границы общепринятого: веры, семьи, привычного быта. Нечто тайное и недозволенное открылось ей и увлекло.

Период 1917-1921 это время неустроенности и лишений, поэтому так тревожны цветовые образы поэтессы. Но впереди её ожидает ещё более трудные испытания, отъезд за границу и разлука с родиной.


Список использованных источников информации.

  1. http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm
  2. http://cvetaeva.ouc.ru/
  3. http://www.ttru.net/
  4. Ростовцева И. Столетие и час Марины Цветаевой //Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса. Под.ред. В.В. Кожинова. М.:2001 - С.230 – 245
  5. Серебряный век русской поэзии/Сост., вступ. ст., примеч. Н.В. Банникова. – М.:Просвещение, 1993
  6. Цветаева М.И. Осыпались листья над вашей могилой: Стихотворения, поэмы. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1990
  7. Швейцер В. Марина Цветаева. М.: Молодая гвардия, 2009


Поделиться:

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Две лягушки

Мальчик и колокольчики ландышей

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Три орешка для Золушки