Работа на XIV научно-практическую конференцию школьников
«Старт в науку»
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.88 КБ | |
| 2.51 МБ |
Работа на XIV научно-практическую конференцию школьников
«Старт в науку»
Оценочность суффиксов в русской речи
(Русский язык)
Автор:
Покровский Василий,
класс 6
Научный руководитель:
Мусохранова
Наталья Борисовна,
учитель русского языка
и литературы
Прокопьевск – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3 - 4
Глава 1. Классификации аффиксов……………………………………. 5 - 6
Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации…….. 6 - 8
II. Оценочные и экспрессивные особенности суффиксов УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)
Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса……………………………………………9 - 14
Глава 2. Явление суффиксодугизации в образовании слов
с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании………….. 14 - 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 16
Литература……………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Разнообразные средства для выражения эмоционально-образных стилистических оттенков предоставляет словообразование. Русская суффиксация ‒ явление богатейшее своими возможностями, поэтому остаётся до конца не изученным.
В русском словообразовании существует классификация свойств суффиксов, в которой отмечены их основные особенности: стилевые, что находит отражение в распределении по трем основным сферам употребления языка (нейтральной, разговорной и книжной); оценочные, что проявляется в выражении положительного или отрицательного отношения к предмету речи; экспрессивные, указывающие на силу эмоционального воздействия, заключенную в слове.
Можно предположить, что значения суффиксов, используемых в словообразовании, за время существования языка переживают изменения: изначально оценочные суффиксы не имели чёткого положительного или отрицательного значения и приобрели его постепенно.
Цель данной работы – определить экспрессивную и эмоционально-образную роль суффиксов в языке.
Задачи, которые были поставлены в ходе данного исследования, следующие:
Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» даёт совет молодым людям, как писать научную статью: «… разговорные выражения настолько стилистически сильны и заметны в письменном языке, что в точном научном языке их нельзя повторять в близком расстоянии друг от друга». Необходимо отметить, что именно просторечные разговорные слова и выражения в данной работе являются объектом исследования, поэтому статья может показаться слишком насыщенной ими.
Итак, предметом данного исследования послужили суффиксы русского языка с эмоциональной окраской, а объектом – их использование в произведениях литературы и речи учащихся.
Материалом для исследования послужили художественные произведения русских писателей XIX века – А.С.Пушкина, Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С.Тургенева, а также лексика учащихся 6-ого класса.
I. СУФФИКСЫ. ИХ МЕСТО В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Морфемы (по роли в слове) делятся на корни (корневые морфемы) и аффиксы (аффиксальные морфемы). Прежде чем говорить о суффиксах и русской суффиксации, необходимо знать характеристики аффиксальных морфем.
Глава 1. Классификации аффиксов
Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными. Например, суффикс -тель (учитель, строитель)
а). Аффиксы (по частотности употребления)
Аффиксы, встречающиеся в значительном числе слов, называются регулярными. Например, регулярным является суффикс -онок/-ёнок (тигрёнок, лисёнок, поварёнок, львёнок, мышонок, котёнок, медвежонок и др.).
Нерегулярными называются аффиксы, которые встречаются в ограниченном количестве слов. Например, нерегулярным является суффикс -знь (болезнь, боязнь, неприязнь, жизнь).
Существуют аффиксы, которые можно выделить в структуре лишь одного слова (а также в словах, образованных от него). Таковыми, например, являются: -лин (павлин), -арад (маскарад), -амт (почтамт), му- (мусор), -альон (почтальон), -уз (француз), -овь (любовь). Подобные аффиксы Е.А. Земская предложила называть унификсами (уникальными аффиксами).
б). Аффиксы (по способности образовывать новые слова)
Аффиксы, использующиеся для образования новых слов, называются продуктивными. Например, в настоящее время продуктивным является префикс супер- (суперкомпьютер, супермодель, суперхит и др.).
Аффиксы, не использующиеся для образования новых слов, называются непродуктивными.
в). Аффиксы (по позиции в слове относительно корня)
г). Аффиксы (по функции)
Аффиксы, образующие грамматическую форму, называют формообразующими (или словоизменительными). К ним относятся и некоторые суффиксы.
Аффиксы, образующие новые слова, называются словообразовательными (или словообразующими)
Глава 2. Суффиксы и стилистические ресурсы суффиксации
Суффикс (от лат. Suffixus – прикреплённый) – аффикс, который
находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов. В изменяемом слове суффикс находится перед окончанием, в неизменяемом – в абсолютном конце. В русском языке есть особые морфемы, которые занимают промежуточное положение между корнями и аффиксами. Их принято называть аффиксоидами. Примеры суффиксоидов: -ход (вездеход, луноход, снегоход), -вед (лермонтовед, пушкиновед). Аффикс, который находится в слове после окончания ‒ постфикс. Постфиксы часто относят к суффиксам.
В русском словообразовании особого внимания и изучения требуют суффиксы со значением оценки. Можно отметить, что использование оценочных суффиксов (с уменьшительно-ласкательным, экспрессивно-эмоциональным, уничижительным значением) помогает говорящему раскрыть отношение к тому или иному явлению, событию или к определенному человеку, что можно увидеть и на примере произведений художественной литературы.
В произведениях русских писателей встречается достаточно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, среди которых суффиксы –ик-, -ек-, -ок-, -к-, -чик-, -очк-, -оньк-, -еньк-, -ишк-, -ушк-. Причем большинству этих суффиксов присуща как положительная, так и отрицательная окраска в зависимости от контекста.
Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» («Мы на своё житьё, …, благодарим Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурКу), в сказе Н.С.Лескова «Левша» («… а сам спустил блошКу в этот орешЕК, а с нею вместе ключИК…») эти суффиксы помогают передавать отношение героев к происходящим событиям.
И.С. Тургенев, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, рисует неповторимые образы крестьянских детей, передаёт самобытность их речи в рассказе «Бежин луг»: «Уж какой же мальчик был!.. Бывало, пойдёт-от Вася с нами, с ребятКами, летом в речКу купаться, она [мать] так вся и встрепещется… и станет его кликать: «Вернись, мой светИК! Вернись, соколИК!» И как утонул, Господь знает. Играл на бережКу, и мать тут же была, … вдруг слышит, словно кто пузыри по воде пускает, ̶ глядь, а только уж одна Васина шапОНЬКа по воде плывёт».
А вот М.Е. Салтыков-Щедрин, используя те же самые суффиксы, в романе «Господа Головлёвы» создает омерзительный персонаж – Иудушку Головлева: «Порфирий Владимирович известен был в семействе под тремя именами: ИудУШКи, кровопивУШКи и откровенного мальчика… С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу мамЕНЬКе, украдкой поцеловать её в плечИКо, а иногда слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь мамЕНЬКиной комнаты, неслышно прокрадётся в уголОК, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с мамЕНЬКи…» Интересен здесь приём писателя, который закладывается в самом имени Иудушка (уменьшительно-ласкательном от имени библейского персонажа): слову, уже имеющему отрицательное значение, уменьшительный суффикс придают значение яркой эмоциональности, дополнительной экспрессивности. Дальнейшее употребление в тексте слов с подобными суффиксами лишь усиливает отрицательность значения образа, хотя слова эти сами по себе не имеют отрицательного значения.
Таким образом, уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в стилистической окраске произведения. Но при этом одни и те же уменьшительные образования в зависимости от контекста могут иметь как уменьшительно-ласкательное, так и уменьшительно-уничижительное значение.
Стилистические ресурсы русской суффиксации достаточно богаты. Великие мастера художественной образности, какими являются для мировой литературы русские писатели, при помощи суффиксов с эмоциональной окраской показали все богатство оттенков русского слова.
Однако, существует чёткое разделение суффиксов с эмоционально-экспрессивной оценкой на суффиксы, выражающие положительное или отрицательное отношение к высказыванию. Это можно доказать.
II. ОЦЕНОЧНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУФФИКСОВ -УГ(А)/-ЮГ(А), -АГ(А)/-ЯГ(А)
Возьмём для анализа суффиксы -аг(а) / -яг(а), -уг(а) / юг(а), которые входят в морфемный состав слов, обозначающих название лиц. В произведениях рассматриваемых нами авторов они также употребляются. Но наша задача – «просканировать» данные суффиксы в просторечных словах, проанализировать их значение и отобразить картину употребления слов с данными суффиксами в обыденной речи.
Глава 1. Суффиксы с эмоционально-экспрессивной оценкой в речи учащихся 6-ого класса
Проведём эксперимент: проанализируем речь учащихся 6 класса на предмет использования в ней слов с оценочными суффиксами.
Используя классификацию аффиксов, характеризуем суффиксы по частоте употребления в словообразовании и по их способности образовывать новые слова:
Определим, действительно ли эти суффиксы чаще всего участвовали в образовании просторечных (разговорных) слов, в словообразовании диалектизмов: учащимся 6 класса было предложено подобрать с суффиксами –уг(а)/-юг(а), -аг(а)/-яг(а) слова. После исключения повторяющихся слов создаём ряды односуффиксальных слов:
Таблица №1
УГа/ЮГАа | АГа/ЯГа |
I. РЯД ворюга гадюга жадюга змеюга хапуга бандюга аферюга зверюга | трудяга работяга умняга бедняга бедолага стиляга куряга миляга деляга |
II. РЯД вьюга кольчуга дерюга | варяги коряга |
1). Для начала анализируем слова II ряда таблицы, которые требуют особого комментария:
Варяги ̶ выходцы из Скандинавии.
Этимология. Одна из точек зрения учёных на происхождение данного слова: древнерусское слово варягъ образовано от корня вар (варить, «беречь, защищать; вера, варъ – др.рус. «сторожение») с помощью суффикса со значением лица -яг- . В памятниках XIII в. отмечается слово варугъ <варяг>. Возможно, это чередов. суф. -яг-//-уг-.
Вьюга ̶ зимняя буря, погода со снегом, метель.
Этимология. Исконное значение: суффиксальное производное (суффикс -уга-) от вьять «виться, веять», в диалектах еще известного вьять — того же корня, что и вить, веять.Кольчуга ̶ защитная рубашка из металлических колец, составлявшая часть снаряжения воина в древнее время.
Этимология. Скорее всего, заимствовано в XVI в. из польского языка, где kolczuga — суффиксальное производное (ср. дерюга) на базе оборота кольчатая броня, фразеологической кальки нем. Kingelpanzer (Kingel «кольцо», Panzer «панцирь»). Кольчуга как вид защитной одежды пришла от немцев. Буквально — «состоящая из металлических колец».
3). Анализируем слова с суффиксами экспрессивно-эмоциональной оценки (слова I ряда таблицы, подобранные учащимися 6 класса):
Если проанализировать слова двух столбиков первого ряда, то можно заметить, что особое отличие этих слов заключено не только в звуковом составе суффиксов [УГА]/[ЙУГА], [АГА]/[ЙАГА], но и в оттенках их лексического значения:
Ребятам было предложено раскрыть лексическое значение разбираемых слов. Для этого многие использовали однокоренные слова:
Тот факт, что для характеристики данных лиц ребята использовали однокоренные слова, позволяет сделать предположение, что негативное или позитивное значение слова скрыто в его лексическом значении. Разделим все слова по их лексическому значению (положительному, отрицательному и нейтральному)
Таблица№2:
УГа/ЮГАа | АГа/ЯГа | |
ворюга (-) гадюга (-) жадюга (-) змеюга (-) хапуга (-) бандюга (-) аферюга (-) зверюга (-) | трудяга (+) работяга (+) умняга (+) миляга (+) | бедняга (0) бедолага (0) стиляга (0) куряга (0) деляга (0) |
Сравнивая слова трёх столбиков данной таблицы, отметим, что усиление негативного значения происходит всегда с помощью суффикса -УГа/
-ЮГа. Положительное или нейтральное значение усиливается суффиксом
-АГа/-ЯГа. Чтобы подтвердить это, приводим примеры предложениий, составленных учащимися 6 класса, с использованием слов с экспрессивно-оценочными суффиксами -УГа/-ЮГа, -АГа/-ЯГа:
который грабил беднягу-работягу (+).
Из предложений, составленных учащимися, мы видим, что наше предположение об отрицательности значения суффикса -уга/-юга верно, а суффикс -ага/яга может иметь как положительное, так и нейтральное значение.
Глава 2. Явление суффиксодугицации в образовании слов
с суффиксами УГа/ЮГа, АГа/Яга и в словообразовании
Поскольку в просторечных словах с суффиксами -уг(а)/-юг(а) выявлена
обязательная отрицательная оценка, то можно сформулировать правило:
При образовании слов суффиксальным способом с помощью суффиксов
-УГа/-ЮГа образуются просторечные (разговорные) названия лиц только с негативным лексическим значением, с суффиксом -АГа/-ЯГа образуются просторечные (разговорные) названия лиц с положительным или нейтральным лексическим значением.
Например: зверь + ЮГ(а) = зверюга ‒ очень жестокий человек)(-);
умный + ЯГ(а)= умняга ‒ человек очень умный (+);
стиль + ЯГ(а) = стиляга ‒ человек стильный, молодой человек в 60-е гг. 20 века, одевающийся в американском стиле (0).
Явление в словообразовании, которому подвержен суффикс -УГа /-ЮГа (употребление его в словах только с отрицательным значением) можно назвать суффиксодугизацией (от слова суффиксодуга: суффиксод (промежуточное звено между суффиксом и суффиксоидом) -УГа, имеющий отрицательное значение; можно провести аналогию со словом «дуга» – дуга, изгибающая суффикс в отрицательном значении).
Вывод: суффикс УГА/ЮГА, который изначально был продуктивным, приобрёл отрицательную оценочность и употребляется в основном в диалектных и просторечных словах.
Явление суффиксодугизации переживает и суффикс -АГа/-ЯГа (преобладание положительного значения слов с данным суффиксом), но явление это не так явно выражено. Вероятно, здесь оно находится ещё в стадии развития.
Данное явление могут переживать и другие экспрессивно-оценочные суффиксы, употребляющиеся не только в разговорной речи, поэтому требуется детальное изучение каждого суффикса (группы суффиксов) в области суффиксодугизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей, продуктивностью эмоциональных и оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки.
В данной работе на примере языка произведений художественной литературы и речи учащихся 6 класса рассматривалось одно из наиболее продуктивных словообразовательных средств выражения чувств и эмоций, которым является русская суффиксация, её оценочные и экспрессивные возможности.
При изучении ресурсов суффиксации и анализе языка произведений художественной литературы было обнаружено, что уменьшительно-ласкательные суффиксы играют значительную роль в стилистической окраске произведения, но при этом в зависимости от контекста они могут иметь разное значение.
При анализе оценочных и экспрессивных особенностей суффиксов -УГа/-ЮГа, -АГа/-ЯГа, было доказано, что существует чёткое разделение суффиксов с эмоционально-экспрессивной оценкой на суффиксы, выражающие положительное или отрицательное отношение к высказыванию. Исследования в этой области позволили увидеть в словообразовании закономерность – постепенное закрепление за суффиксами определённого значения.
Суффиксация в русском языке – явление постоянно меняющееся, требующее пристального изучения. Данное исследование это подтверждает.
Литература
7.Земская Е.А. Словообразование как деятельность. - М., 1992.
8.Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.

В поисках капитана Гранта

Хрюк на ёлке

Что общего у травы и собаки?

Никто меня не любит

Военная хитрость