• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Выращивание сеянцев декоративных древесно-кустарниковых растений

Опубликовано Юрлова Елена Алексеевна вкл 28.02.2012 - 10:13
Юрлова Елена Алексеевна
Автор: 
Андриянова Лидия, Алексеев Алексей

В работе рассматриваются способы и особенности агротехники выращивания сеянцев декоративных древесно-кустарниковых культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrashch_seyancev.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

30 апреля 1996 года в нашем селе был заложен парк имени Петра Аркадьевича Столыпина. С тех пор ученики нашей школы заботятся об этой достопримечательности.

В парке используется всё многообразие возможностей паркового строительства: оформлена  ограда,  проложены дорожки, созданы  клумбы и рабатки, посажены аллеи, созданы ландшафтные уголки.

У каждого класса  есть в парке  своё место, за которое ученики несут ответственность – убирают мусор, следят за состоянием растений.

В нашем парке встречаются как регулярные, так и нерегулярные посадки.

Существуют:  алея каштанов, берёз, клёнов, рябины и сирени. В парке есть уголки смешанных посадок.

Всего в нашем парке произрастает 25 видов древесных и 19 видов кустарниковых растений. Число растений в  парке с каждым годом сокращается: это связано  с благоустройством, ландшафтным строительством, а также –  с изменением целей использования парка.  

Парк имени П.А. Столыпина сегодня – это центр нашего села.

Здесь находиться памятник односельчанам, погибшим в годы Великой отечественной войны. В день победы загорается огонь Славы и Памяти.

Встают в почётный караул старшеклассники нашей школы, приходят односельчане, чтобы почтить светлую память погибших на той войне.

Отсюда начинается Победная миля.

Парк это   место постоянной учёбы. Здесь проходят экскурсии и зелёные уроки, здесь ученики нашей школы учатся  понимать живую природу, любить свою малую родину.

Для поддержания хорошего состояния растений в нашем парке необходимо  постоянно иметь достаточное количество посадочного материала. Для этого был заложен питомник древесно-кустарниковых пород. В нём ребята выращивают сеянцы для реконструкции парка и распространения древесно-кустарниковых культур среди жителей нашего села.

 Таким образом, задача общеобразовательной школы сегодня  состоит не только в том, чтобы дать человеку определённый объём знаний по экологии или биологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия природы и общества, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Формирование  таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности в рамках работы эколого-краеведческого кружка  на базе МОУ СОШ с. Столыпино.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Физико-географическая характеристика  питомника древесно-кустарниковых культур .

Парк П.А. Столыпина расположен в центре села, на левом берегу реки Тюрьма. Площадь парка составляет 1,4 га. Почвы на территории села Столыпино и его окрестностей в основном – чернозёмы обыкновенные.  Они богаты гумусом, имеют значительную мощность, зернистую структуру и поэтому отличаются высоким плодородием. Средняя температура июля + 20 градусов, средняя температура января – 11 градусов. Годовое количество осадков колеблется от 450 до 600 мм. Господствуют западные ветра зимой и осенью, юго-восточные – летом и весной. От их действия питомник хорошо защищён зданиями села.  Эти условия способствуют росту и развитию сеянцев без дополнительного полива. (см. Приложения)

                       Историческая справка.

30 апреля 1996 года в нашем селе был заложен парк имени Петра Аркадьевича Столыпина. С тех пор ученики нашей школы заботятся об этой достопримечательности нашего села. Прошло с той поры уже почти 15 лет. Выросли те ребята, которые сажали этот парк, перепланировали парк, построили новые объекты.

 Территория, прилегающая к храму Дмитрия Донского, и средней школе была очищена от старых насаждений, выровнена. В будущий парк завезена земля, подготовлены посадочные ямы. Установлена ограда.

 Под руководством учителя биологии Юрловой Е.А была проведена планировка будущего парка и началась его закладка. Основная работа была проведена  силами учеников нашей школы.

Все гости, приезжающие к нам в село, на родину первого губернатора Саратовской области Д.Ф. Аяцкова, оставляли в парке, посаженные ими деревья. В нашем парке растут деревья, посаженные космонавтами, артистами, депутатами и др.

В последующие года работа в парке продолжилась и стала одним из направлений работы экологического кружка МОУ СОШ с. Столыпино

Задачи работы.

Задачи этой работы состояли в следующем:

-познакомиться с био-технологическими особенностями выращивания сеянцев древесно-декоративных культур;

-собрать семян древесно-декоративных культур;

- осуществить посев и дальнейшую обработку посевов древесно-декоративных культур;

-изучить особенности выращивания сеянцев в процессе исследовательской работы;

-получить сеянцы и высадить их в парке.

Характеристика объекта исследовательской работы.

Объектом исследовательской работы стали  сеянцы, выращенные из семян в питомнике древесно-декоративных культур.

Таблица 1                          

Семена и плоды, собранные

учениками МОУ СОШ с. Столыпино

2009-2010 гг

Вид древесно-кустврниковой растительности

Масса плодов или  семян /г/

Акация белая

100

Абрикос

1500

Барбарис

50

Боярышник

100

Войлочная вишня

20

Дуб

-

Ель голубая

-

Ель обыкновенная

10

Жимолость Каприфоль

20

Катальпа

-

Каштан конский

1000

Ирга

500

Лещина обыкновенная

500

Рябина красноплодная

100

Рябина черноплодная

100

Спирея японская

10

Смородина золотистая

500

Снежноягодник

20

Черёмуха красноплодная

500

Черёмуха Маака

500

Чубушник

50

Ясень

1000

Итого собрано

6580

Кроме того, участники экологического кружка поддерживают связь с лесхозом г. Токарёвка Томбовской области. Оттуда были присланы семена жимолости несъедобной и жёлтой акации. Часть семян была высеяна в питомнике древесно-декоративных культур.

Методика исследования.

Методика проведения этой работы заключала в себе следующее:

  1. Изучение специальной литературы, которую предоставили в наше распоряжение работники Калининского лесхоза.
  2. Закладка опытов по выращиванию древесно-кустарниковых культур.
  3. Выращивание сеянцев древесно-кустарниковых культур.
  4. Математическая обработка полученных данных.
  5. Оформление и обработка собранного материала.

Био-технологические особенности выращивания сеянцев древесно-кустарниковых культур.

Дуб. На разведение дуба в степных районах должно быть обращено особое внимание, так как он является наиболее ценной и долговечной породой для создания защитных насаждений. Посев желудей дуба лучше всего делать ранней весной ; на 1 пог.м бороздки  высевают 125г семян 1 класса качества и 150г-2 класса с глубиной заделки 6-8 см.

 Ясень. Семена ясеня обыкновенного имеют длительный семенной покой. При  запасе семян сброса прошлого года посев лучше делать в июле-начале  августа или поздней осенью(конец октября) семенами, стратифицированными в течение трех месяцев. В случае летних посевов их в степных питомниках необходимо покрывать соломой с целью создать лучшие увлажнения для более успешной подготовки семян в почве к прорастанию.

    Семена ясеня зеленого и пенсильванского высевают осенью или весной. При весенних посевах для получения дружных всходов семена нужно начать стратифицировать за месяц до посева.

  Норма высева семян 1 класса качества: ясеня зеленого и пенсильванского-5,5г на 1 пог.м, ясеня обыкновенного-8г. Глубина заделки семян-до4см.В степных районах на почвах легких, с быстрым просыханием их верхних слоев, необходима более глубокая заделка семян-до5см. 

    Клены. В степных и лесостепных районах европейской части  России лесоводственное и лесомелиоративное значение имеют следующие виды кленов: клен остролистный, клен ясенелистный, клен татарский и клен полевой. При осеннем посеве семена клена татарского необходимо высевать сразу после сбора (вторая половина сентября). Если есть запас семян сбора прошлого года, клен татарский и клен полевой высевают в августе или поздней осенью(конец октября) семенами, стратифицированными в течение трех месяцев. При весеннем посеве семена клена татарского и полевого необходимо стратифицировать с осени. Семена клена остролистного стратифицируют за три месяца  до посева, а клена ясенелистного - за месяц  до посева.

    Норма высева семян 1 класса качества для клена ясенелистного и полевого-7г на 1пог.м, клена татарского-5г, клена остролистного-10г. Семена заделывают на глубину до 4см, а в степных районах на легких почвах-до 5см.

     Вяз обыкновенный, вяз мелколистный и берест. Посев семян производят сразу после сбора их(вторая половина мая).На 1 пог.м высевают 4 г семян с заделкой их на глубину 0,5-1см.

      Засеянную площадь покрывают мхом или соломой и до появления всходов в течение пяти-семи дней ежедневно поливают водой; только при влажном поверхностном слое  почвы можно рассчитывать на дружные всходы ильмовых. По мере появления всходов соломенная покрышка ослабляется, а когда всходы окрепнут, ее удаляют из междурядий совершенно. Поливку также постепенно уменьшают; после того как всходы окрепнут, ее прекращают. Дальнейший уход за сеянцами заключается в полке сорной растительности и рыхлении почвы.

         Белая акация. Посев обычно производят весной. Для получения дружных и равномерных всходов семена перед посевом ошпаривают кипятком при температуре 98-100 0С в течение 5-10 мин. После этого семена переносят в воду с температурой 60-70 0 С на 8-12 час. Обработанные таким образом семена слегка проветривают и высевают. Глубина заделки семян акации-3см и гледичии-4-5см. Норма высева семян 1 класса качества для акации белой-3г и гледичии 10г на 1 пог.м.

        Яблоня дикая и груша дикая. Осенние посевы должны производиться за Один-два месяца до морозов во влажную землю. Более поздний посев не обеспечивает дозревания семян, поэтому семена весной долго не прорастают, дают неровные всходы; нередки случаи появления всходов только через год.

        При весеннем посеве семена необходимо стратифицировать. Глубина заделки семян-до 3см. Норма высева семян 1 класса качества-2г на 1 пог.м. Семена в бороздках заделывают рыхлой землей- перегноем и  прикрывают соломой. Если весна засушливая, для получения дружных всходов необходим полив.

    Смородина золотистая. Посев производится осенью или весной. Лучшие результаты в степных питомниках дают поздние осенние посевы, с предварительной стратификацией семян в течение полутора-двух месяцев. Глубина заделки семян-0,5-1см; норма высева-0,5г на 1 пог.м. В случае засушливой весны применяют покрышку и полив посевов. Уход за сеянцами-прополка и рыхление. В однолетнем и двухлетнем возрасте сеянцы высаживают на постоянное место.

          Желтая акация. Посев производится осенью или летом сразу после сбора семян. Глубина заделки семян-2-3см, а в степных питомниках- до4см; норма высева семян 1 класса качества на 1 пог.м-4г.

Изучение влияния загущённости посева на развитие корневой системы.

На территории питомника были заложены посевы с нормальной нормой посева и  увеличенной. Таким образом, были посеяны семена абрикоса, войлочной вишни,

черёмухи Маака и боярышника лекарственного. 

 Уход состоял в прополке от сорняков и рыхлении междуря дий. Аномально жаркое лето привело к недостаточному развитию сеянцев.

При выкопке сеянцев были получены следующие результаты:

Сеянцы войлочной вишни. ( Слева -  выращенные при нормальной густоте посева)

Сеянцы войлочной боярышника. ( Слева -  выращенные при нормальной густоте посева)

Сеянцы войлочной черёмухи Маака. ( Слева - выращенные при нормальной густоте посева)

Полученные данные были подвергнуты математической обработке.

 Таблица 2

Масса   сеянцев и их корневой части  при различных способах посева.

Культура

Нормальный посев

Загущенный посев

Масса сеянца

Масса

корневой части

%

Масса сеянца

Масса

корневой части

%

Черёмуха

131.1

69.9

51

100

34

34

Боярышник

388.5

193.5

49.8

252.5

63

25

Вишня войлочная

202.2

99

49

121

48.5

40

Абрикос

548.6

276.5

50.4

339

125.4

37

Средний процент массы корневой части сеянца

                                                           50%

                         

                                                            34%

Из таблицы видно, что загущённый посев привёл к уменьшению массы корневой части сеянцев, что обязательно скажется на их приживаемости и последующем росте.

Таким образом, применять загущённый посев возможно только при

выборочном использовании сеянцев.

Посадка выращенных сеянцев.

Полученные сеянцы были высажены в парке и садах наших односельчан.

Таблица 3.   

Учёт высаженных сеянцев в парке им П.А. Столыпина

Вид древесно-кустврниковой растительности

Общее число растущих сеянцев

Число высаженных сеянцев

Осень 2010

Весна 2011

/план/

Абрикос

500

-

50

Барбарис

100

-

10

Боярышник

200

20

10

Войлочная вишня

50

24

10

Дуб

-

-

-

Ель голубая

-

-

-

Катальпа

-

-

-

Каштан конский

30

-

30

Рябина красноплодная

200

40

10

Рябина черноплодная

200

10

10

Черёмуха красноплодная

250

20

10

Черёмуха Маака

250

20

10

Ясень

300

10

10

Выводы

-В результате проведения исследовательской работы были получены сеянцы древесно-кустарниковых культур для работ в парке.

-Члены эколого-краеведческогокружка познакомились с технологией выращивания сеянцев древесно-кустарниковых культур.

-В результате проведения опытов по выращиванию сеянцев участники эколого-краеведческого кружка пришли к выводу о необходимости соблюдения норм высева семян.

                                                Заключение.

В результате проведения научно-исследовательской работы по выращиванию сеянцев древесно-кустарниковых культур участники эколого-краеведческого кружка применили на практике полученные, на уроках экологии и занятиях кружка знания.

Приняли активное участие в решении актуальных  природоохранных вопросов нашей местности. Всё это способствовало воспитанию у школьников инициативы, добросовестного отношения к эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем своей местности.

                           Список литературы.

  1. География Саратовской области. Саратов. Региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1997 г
  2. Выращивание лесопосадочногоматериала в лесо-степных районах СССР. С.С. Лисин.  Гослесбумиздат 1949 год
  3. Деревья и кустарники. Энциклопедия природы России. Москва . Терра-книжный клуб      

     2003 г.

     4.  Край наш Балтайский. Саратов. Региональное Приволжское

     издательство 1998 г.

5.Сборник статей   по лесовостановлению.

     Издательство «Лесная   промышленность» Москва 1971 год

6.Справочник озеленителя. Г.И. Маргайлик

      .Минск   издательство»Полымя»1979

7. Труды Саратовского сельскохозяйственного института .

       Приволжское книжное издательство Саратов 1965 год

9..   Экология России. Б.Миркин. Москва АО МДС 1996 г.

   


Поделиться:

Агния Барто. Сережа учит уроки

Как нарисовать черёмуху

Сказка об осеннем ветре

Весенняя сказка

Юрий Алексеевич Гагарин