Тезис работы для участия в НПК "Тюркский мир", посвященный возникновению культа гор у тюркоязычных народов.
Вложение | Размер |
---|---|
kult_gor.doc | 36 КБ |
Исполнитель Семенова Алена, ученица Х класса Хоринской СОШ им.Г.Н.Чиряева Верхневилюйского улуса
Руководитель Самсонова Розалия Владимировна, учитель истории и обществознания Хоринской СОШ им.Г.Н.Чиряева
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА ГОР У ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ
Объекты поклонения считаются содержанием религиозных представлений. Таким объектом у якутов и родственных ему тюркоязычных народов являются горы.
Поклонение горам состоит из самых разных, сложных явлений, которые мы попытались обобщить в этой работе. Возникновение религиозных культов, их схожие черты у различных народов, происхождение религии вообще - это актуальная проблема современной науки.
Актуальность нашей работы состоит в отражении проблем происхождения культа гор у тюркоязычных народов Сибири, как части их религиозных верований.
Цель нашей работы – выявление причин происхождения культа гор у тюркоязычных народов Сибири.
Для достижения цели, мы поставили следующие задачи:
- изучение культа гор, существующего у тюркоязычных народов Сибири;
- выявление причин происхождения культа гор;
- сравнительный анализ и обобщение полученных данных.
Объект работы – культ гор у тюркоязычных народов Сибири, предмет – его происхождение.
В работе использованы методы историко –сравнительного анализа, обобщение.
Культ гор в научной литературе изучен довольно широко и подробно. В своей работе мы использовали труды С.А.Токарева «Ранние формы религии», Н.А.Алексеева «Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири», А.П.Окладникова «История Якутии», В.Л.Серошевского «Якуты», Г.В.Ксенофонтова «Ураанхай сахалар».
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Культ гор, наряду с другими культурами существовал и существует у многих народов мира. Термин «культ» обозначает поклонение горам или духам горных перевалов в верованиях народов мира.
Рассматриваемые нами народы имеют ряд общих черт в религиозных верованиях, которые отражены также в культе гор. Существование культа гор у этих народов, их схожие черты доказывают родственность их культуры и религии.
Существование у якутов культа гор доказывает описание А.П.Окладниковым скалы Суруктаах Хайа, находящейся в долине р.Марха. На этой скале были обнаружены изображения животных, в частности лосей, сделанные красной охрой и относящиеся к эпохе неолита. Автор указывает на культовое почитание, как этих изображений, так и самой скалы. На выступе скалы, в нижней ее части на высоте около 3 метров над уровнем реки располагались приношения. Эти приношения предназначались скале, как объекту поклонения. Состав приношений в основном состоял их охотничьих принадлежностей. Начало почитания горы, как жертвенного места и святилища, А.П.Окладников относит к концу эпохи неолита (с,87). Почитание лося, как священного животного было связано с тем, что лось был самым распространенным объектом охоты у предков якутов. Места, где они обитали, также могли считаться священными и становились объектами культа.
Такое мнение о происхождении почитания гор, мы нашли в работе С.А.Токарева «Ранние формы религии». Согласно ему культ гор у разных народов связан с почитанием мест, которые давали средства к существованию. Например, на Алтае промысловое охотничье население обитает по горным долинам, оно ходит на промысел занимает почетное место в хозяйстве. Каждый горный промысел имел своего духа – покровителя и имел свое название, которое соответствовало названию самой горы. Дух горы имел как звероподобный, так и человекоподобный облик. На Алтае каждый род имел свою родовую гору. На такой горе устраивались родовые моления в честь родовой горы с принесением ей жертв. Считалось, что каждый род происходил от одной горы. Это выражалось понятиями тес-таг (гора-предок), улуу-таг (великая гора), ару-тес (чистый предок).
Почитание гор с другой стороны, обусловлено тем, что горы представляли собой реальную опасность. В горных местностях люди селились из-за притеснения более сильных племен. В горах, где множество перевалов, снежных и каменных обвалов, обрывов, ледников, людей, которые не могли в те времена дать объяснения природным явлениям. С этим и связана вера людей того времени в духов-хозяев гор.
Связь горы и опасностей, связанных с ней отражение в исследовании В.Л.Серошевского «Якуты». Автор упоминает о множестве священных гор, утесов, местностей, считающихся священными. Ссылаясь на Гмелина, он упоминает о священной горе с гротом. Это Сургуева гора, которой якуты оказывали почести и приписывали магические способности, особенно вредящие охотникам. Жертвоприношения, исследованные В.Л.Серошевским у Сургуева камня, состояли из конского волоса, берестяных телячьих намордников и др. Как пример второстепенного злого духа он приводит «госпожу с длинным посохом», которая по верованиям якутов живет на севере, не доходя до моря, на берегу Лены, на горе «со столбами» в каменном доме с каменной утварью. Эта женщина из камня, по национальности русская и в русском одеянии. По преданию она насылала на якутов разные заразные болезни и представляла опасность. Видимо, нахождение вблизи этой горы, также чревато было неприятностями. Страх перед чужим народом, который служил естественной границей. Этим, возможно объясняется это верование.
Н.А.Алексеев отметил наличие у северных якутов поклонения священным камням, называвшимся киси-таас и эсэкээн-таас. Отмечал также наличие у якутов веры в духов-хозяев местности. По поверьям алтайцев каждая гора имела своего духа-хозяина – «ээзи», который помогал в охоте, в пути, иногда посылал неприятности. Таг-ези существовал также у качинцев. Для умилостивления алтайцы приносили им дары. У тувинцев также существовал дух- хозяин горы, которому они сооружали обоо – кучу из камней. Иногда это были куполообразные часовни, внутри которых помещались идолы и жертвоприношения. У каждого обоо или оваа путник или охотник оставлял дары. Обоо у якутов не было. Культ гор у тувинцев связан также с культом предков. Родовым горам поклонялись также хакасы, тофалары.
Таким образом, проследив культ гор у тюркоязычных народов Сибири, мы пришли к таким выводам:
- формирование культа гор у тюркоязычных народов связано с их проживанием в условиях гор;
- культ гор возник из-за почитания мест охоты, пушного и орешного помыслов;
- почтением горы пользовались из-за опасности, которую они представляли для людей, так как первобытные люди не могли объяснить причины природных явлений, несущие им опасности;
- культ гор у тюркоязычных народов Сибири имеет общие черты, это подтверждает наличие единых корней у этих народов.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Городецкая роспись
Есть ли лёд на других планетах?
Мать-и-мачеха
Рисуем домики зимой