Около 97% всей воды на Земле содержится в океанах и морях и соленых озерах, но ее нельзя использовать для питья. «Пресная вода», которую человек может использовать для себя, составляет лишь 0,5 % всех водных ресурсов Земли.
Поэтому цель исследования: выявление напитка лучше всего утоляющего жажду черезизучение органолептических качеств.
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_napitka_luchshe_vsego_utolyayushchego_zhazhdu.doc | 186 КБ |
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Красноярская краевая станция юных натуралистов»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 135»
Учебно-исследовательская работа
Определение напитка, лучше всего утоляющего жажду, через изучение органолептических качеств.
Выполнил: Худошина А.Д.
ученицы 3 класса
МОУ СОШ № 135
Руководители: Клинова Е.В.
педагог дополнительного
образования КГБОУДОД
«Красноярская краевая
станция юных натуралистов»
Иванова С. В. учитель начальных классов
МОУ СОШ № 135
г. Красноярск, 2010 г
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ВОДА В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА 4-6
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 7-9
ВЫВОДЫ 10
Список используемых информационных источников 11
Приложение 1 12
Приложение 2 13
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь на Земле без воды невозможна. Без нее погибнет весь растительный и животный мир, исчезнут океаны и реки. Вода, бесцветная жидкость без запаха и вкуса. Химическая формула Н2О, но такой воды в природе нет. В воде растворяются многие вещества, поэтому ее трудно встретить в чистом виде. Водопроводная вода проходит через горные породы, соприкасаясь с почвой и воздухом, а поэтому содержит много примесей. [1] Вода покрывает 70% поверхности земли. Тело человека состоит из воды в среднем на 65%. В организме взрослого человека массой 70 кг. - 50 кг воды.
В организме человека вода выполняет следующие функции: помогает преобразовать пищу в энергию; помогает организму усваивать питательные вещества; увлажняет кислород для дыхания; регулирует температуру тела; участвует в обмене веществ; защищает жизненно важные органы; смазывает суставы; выводит различные отходы из организма.
Около 97% всей воды на Земле содержится в океанах и морях и соленых озерах, но ее нельзя использовать для питья. «Пресная вода», которую человек может использовать для себя, составляет лишь 0,5 % всех водных ресурсов Земли. [2]
Поэтому цель моего исследования: выявление напитка лучше всего утоляющего жажду через изучение органолептических качеств.
Для этого мне необходимо выполнить следующие задачи:
Глава 1. ВОДА В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Планируя свое питание, человек, ведущий здоровый образ жизни должен учитывать, что значительное количество воды содержится в пищевых продуктах и в готовых блюдах. Было установлено, что все количество воды, получаемое человеком с пищей и питьем, в среднем равно 2-2,5 литра. Обильное питье вызывает усиленную работу сердца и почек, кроме того из организма вымываются полезные вещества.[3] Недостаток воды приводит к сгущению крови, повышению температуру тела, нарушению процессов пищеварения и выделения.[4] Лишение воды значительно быстрее приводит организм к гибели, чем отсутствие пищи. Если человек теряет 20% своего веса за счет воды, он умирает.[5] Без пищи человек может прожить около 50-ти дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду, без воды он не проживет и неделю – смерть наступит через 5 дней. Симптомами обезвоживания организма являются: сухая кожа, усталость, плохая концентрация внимания, головные боли, повышение давления, плохая работа почек, сухой кашель, боли в спине и суставах.
Чтобы мы знали, когда нам пить, нам дано чувство жажды, которым заведует специальный питьевой центр - расположенный в гипоталамусе. Но гипоталамус не подскажет нам, что лучше выпить для утоления чувства жажды: просто воды, чая или лимонада. Эту проблему человек решает сам, исходя из своих пристрастий и состояния здоровья. Ученые считают, что лучшие напитки утоляющие жажду – это отвары сухих фруктов и шиповника, морсы, зеленый чай, охлажденные кисломолочные продукты. Если сахара в напитке больше 1-2 %, он слабая подмога при утолении жажды. Поэтому трудно напиться лимонадами и колами – они для этого слишком сладкие.[6] Обильное потение с последующим обильным введением воды нарушает способность клеток тела удерживать воду.
Организм человека весьма чувствительно реагирует на нарушение водного обмена. Водный обмен – это процесс всасывания воды, распределения её по организму и выделения. При большой потере воды организмом появляется сильное чувство жажды. Под влиянием высокой температуры в жаркую погоду или при работе в горячих цехах, при занятиях спортом, человек может потерять через кожу до 6-10 литров воды.[7]
Потеря воды у спортсмена с массой тела 70 кг при умеренной физической нагрузке в течение 1 часа достигает 1,5-2 л/час (при температуре 20-25 °С). При такой нагрузке, если бы не было терморегуляции, температура тела могла бы подняться на 11° выше нормы. Поэтому единственно надежный способ физиологически правильно возмещать потери воды и солей — это употреблять специальные растворы глюкозы с солями калия и натрия небольшими порциями через 10-15 минут. Поступление жидкости не должно превышать 1 л/час, и желательно, чтобы ее температура была в пределах 12-15 °С. Это связано с положительным влиянием охлаждения полости рта и носоглотки на процессы терморегуляции.
Медиками разработан ряд рекомендаций по поддержанию баланса воды и солей в организме до начала и во время соревнований. Они таковы:
1. Надо стремиться к тому, чтобы в организме было привычное равновесие между потерями воды и ее потреблением. Никогда не выходить на старт с отрицательным балансом воды!
2. Следует «запасаться» водой перед стартом, выпивая 400-600 мл за 40-60 минут до него, чтобы до старта не появилось чувство жажды.
3. Во время соревнований необходимо принимать небольшие порции (40-70 мл) воды или углеводно-минеральных напитков, и как можно чаще. Для этого используются специальные баллоны для воды, такие как у велосипедистов. Это гигиенично и удобно. На марафонских дистанциях, в велогонках на шоссе, при высокой температуре воздуха спортсмены обязательно должны пить, даже если они не испытывают жажды. При этом необходимо строго выполнять график питьевого режима.
4. Нельзя употреблять больших количеств охлажденной жидкости.
5. Не следует пользоваться никакими солевыми таблетками. Соли должно быть достаточно в обычной пище.
6. Необходимо заранее приучать себя летом пить охлажденную жидкость.
7. Начинать восполнять потери воды и солей следует сразу же после финиша. Все необходимые напитки должны быть под рукой.
Изучив эти рекомендации, я хочу составить свои рекомендации для младших школьников, которые занимаются спортом (уроки физкультуры, спортивные секции, кружки и т.д.)
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Для проведения эксперимента каждый участник (члены моей семьи) приобрели в супермаркете «Командор» тот напиток, который больше всего любит: мама купила сок «Любимый сад», клубника;
папа - минеральную воду Хан-Куль;
бабушка - питьевой йогурт «Чудо»,
я - лимонад «Капитошка».
К ним мы добавили обычную питьевую воду, а также компот из сухофруктов и решили все это продегустировать, чтобы отобрать те напитки, которые по органолептическим показателям наиболее пригодны для утоления жажды.
При дегустации продукта дается органолептическая оценка. Оценить органолептически, значит уловить, прочувствовать с помощью органов чувств (зрения, обоняния, вкуса, осязания) основные показатели качества. При дегустации продукта (воды, газировки) оценке подвергается его внешний вид, вкус, аромат. По внешнему виду определяют прозрачность, наличие мути, степень окраски. Определение «аромата» дается исключительно привлекательному запаху вещества, вызывающему приятные ощущения. Сладкий вкус воспринимается кончиком языка, кислый – боковой и нижней поверхностью языка, и горький – только задней частью языка при проглатывании напитка. Поэтому между ощущениями сладости и горечи наблюдается промежуток во времени в несколько секунд.
В дегустации напитков приняли участие все члены моей семь в количестве пяти человек. Каждому напитку был присвоен свой номер:
Все участники получили дегустационный лист (см. Приложение 1) и начали дегустировать предложенные напитки по 5- балльной шкале отмечая следующие органолептические показатели: внешний вид, вкус, запах. В результате, проведенной дегустации большее количество баллов набрали: сок «Любимый сад»- клубника, лимонад «Капитошка» АЯН, компот из сухофруктов (см. Приложение 1)
Для проведения эксперимента по выявлению объема выпиваемой жидкости я взяла эти же образцы напитков и решила посмотреть, какие из них способны утолить жажду.
Цель: выявить наименьшее количество потребленной жидкости из выбранных образцов для утоления чувства жажды. В данном эксперименте продолжили участвовать пять членов моей семьи. В течение пяти дней все члены моей семьи употребляли для утоления жажды сначала напиток №1,следующие 5 дней – напиток №2 и т.д. Напитки употреблялись нами по мере того как каждый из нас хотел пить. Мы заметили, что чаще всего хотелось пить после занятий спортом, прогулок и высокой температуры тела.
В результате проведенного исследования я получила следующий результат: лучше всего утоляет жажду обычная вода без добавок, без сахара и и минеральная вода Хан- Куль (см. Приложение 2).
После полученных результатов я решила посмотреть, какая вода без сахара лучше утоляет жажду. Поэтому мы отобрали для дальнейшего эксперимента обычную воду, минеральная воду Хан-Куль и лимонад «Капитошка» АЯН (см. Приложение 2).
В этом случае для выявления объема жидкости необходимой для утоления жажды в один из дней эксперимента мы употребляли обычную воду, в другой – минеральную воду, а в третий – газированную воду «Капитошка». Интервал во времени при каждом проявлении жажды фиксировался в таблицу (см. Приложение 2). В итоге за день было выпито 450 мл. обычной воды,700 мл. минеральной воды, что на 35,7 % больше и 1000 мл. газированной воды. Таким образом, я еще раз подтвердила свой вывод, что лучше всего утоляет жажду обычная вода без добавок и без сахара.
Выводы
На основе полученных в ходе опыта данных можно сделать следующие выводы:
Рекомендации:
Список используемых информационных источников:
Приложение 1
Дегустационный лист
Ф.И.О. участника_________________________________________________
Название дегустируемого продукта
№1_______________________________________________
№2_______________________________________________
№3_______________________________________________
№4_______________________________________________
№5_______________________________________________
№6_______________________________________________
Таблица органолептических показателей
Дегустируемый продукт | Оценка по 5 –балльной системе | |||
№1 | Внешний вид | Вкус | Запах | Примечание |
№2 | ||||
№3 | ||||
№4 | ||||
№5 | ||||
№6 |
График результатов дегустации напитков по органолептическим показателям
Приложение 2
Таблицы с результатами исследования
Временное проявление жажды при употреблении напитков
Время | Обычная вода | Минеральная вода | Лимонад «Капитошка» АЯН |
9.10 | + | + | + |
10.15 | - | + | + |
11.00 | + | + | + |
12.50 | + | + | |
14.05 | - | + | + |
14.45 | - | + | + |
15.10 | + | - | + |
16.05 | + | + | + |
17.30 | - | + | + |
18.05 | + | + | + |
18.45 | - | + | + |
19.05 | + | + | + |
20.45 | - | + | + |
21.00 | + | + | + |
22.45 | + | - | + |
[1] И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Москва: «Просвещение», 1978 г, - 239 стр.
[2] К. Байнер Л. Шейнсберг. Здоровый образ жизни. – Москва: «Мир», 1997 г.- 368 стр.
[3] О здоровом питании. Рекомендации. / под. ред. Г.Л. Губаниной, Г.А.Камоза, Л.Г. Макаровой– Красноярск, 2006 – 230 стр.
[4] Физическая культура. 5-6-7 классы. /под ред. М. Я. Виленского.- Москва: « Просвещение», 2008-156 стр.
[5] Я познаю мир. Детская энциклопедия. Медицина. – Москва: ТКО «АСТ», 1995 г. – 478 стр.
[6] Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. Просхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым./ под ред. В. Володина. – Москва: «Авента +», 2002- 461 стр.
[7] В.В. Рудольф, В.Е. Балашов. Как и где готовят прохладительные напитки. – Москва: ВО«Агропромиздат», 1987 г.- 190 стр.
Рисуем пшеничное поле гуашью
Сочные помидорки
Прекрасная химия
Под парусами
Юрий Визбор. Милая моя