• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Пионер – значит первый» Из жизни пионеров Несвойской школы. Факты и события (посвящается 90-летию Пионерской организации)

Опубликовано Коновалова Татьяна Николаевна вкл 21.03.2012 - 21:59
Коновалова Татьяна Николаевна
Автор: 
Курочкин Роман, Бирюков Руслан, Тюсова Светлана

Исследовательская работа выполнена коллективом обучающихся 1, 3 классов. Ребята собрали материал из жизни пионеров нашей школы. Работали с интересом. Узнали много нового. Собранный материал является началом  большой работы к празднованию 90-летия со дня рождения пионерской организации им. В.И. Ленина. Содержание работы включает ценный краеведческий материал о пионерах в годы Великой отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ir_pioner.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

районный конкурс-акция «Салют, Пионерия!»

(в рамках фестиваля «Детство без границ»)

Исследовательская работа

«Пионер – значит первый»

Из жизни пионеров Несвойской школы.

Факты и события

(посвящается 90-летию Пионерской организации)

Работу выполнили

обучающиеся 1 класса

Бирюков Руслан, Курочкин Роман,

обучающаяся 3 класса Тюсова Светлана, члены кружка «Юный исследователь» МБОУ ВМР «Несвойская основная общеобразовательная школа»

Адрес школы: 160535

Вологодская область, Вологодский район,

село Остахово, ул. Центральная, д.4

Руководитель:

Коновалова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ ВМР «Несвойская основная общеобразовательная школа», руководитель кружка «Юный исследователь»

Домашний адрес: 160535

Вологодская область, Вологодский район,

село Остахово, ул. Центральная , д.1, кв.6

с. Остахово

   2012 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Пионеры Несвойской школы. Связь поколений ………………..……4

Глава 2. Помощь фронту в годы Великой Отечественной войны

2.1. Трудности и испытания, выпавшие на долю детей военной поры ………6

2.2. История одного письма – инициатива несвойских пионеров ……………7

Заключение ……………………………………………………………………….9

Список литературы и источников …………………………………………….. 10

Введение

В нашей школе несколько лет существует детская общественная организация  «Пионеры Вологодского района». Нам, младшим школьникам, тоже хочется стать пионерами.

Нас юных исследователей заинтересовали вопросы: «Что обозначает слово «пионер»? Кто может стать пионером? Чем занимаются пионеры?

Мы решили спросить у своих родителей, были ли они пионерами, когда они учились в школе. Какие интересные факты и события пионерской жизни они помнят? Этот вопрос мы задали учителям и работникам нашей школы (людям старшего поколения).

Тема нашего исследования - «Из жизни пионеров Несвойской школы. Факты и события».

Цель исследования: познакомиться с некоторыми фактами и событиями из жизни пионеров Несвойской школы.

Задачи

-         провести опрос о пионерах Несвойской школы;

  1. изучить литературу и источники с информацией по теме;
  2. собрать интересные факты из жизни пионеров и записать результаты исследования в работу;
  3. сделать выводы по теме исследования.

Глава 1. Пионеры Несвойской школы. Связь поколений

Обратившись к словарю Ожегова, мы узнали, что слово «пионер» - многозначное:

  1. Человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности. (книжн.).
  2. Человек, который положил начало чему-нибудь новому в области науки, культуры;
  3. Член детской организации в СССР и ряда детских организаций в некоторых других странах [1];

         Наша учительница Коновалова Татьяна Николаевна рассказала нам, что когда начинала работать в Несвойской школе, она была старшей пионерской вожатой (это её профессия по диплому) и руководила пионерской дружиной.

          Татьяна Николаевна пояснила:

     «2012 год – год 90-летия со дня рождения Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. Все, кто учился в школе до событий 1991 года – года распада Советского Союза, в младших классах назывались октябрятами, потом их принимали в пионеры, а старшеклассники становились комсомольцами.

       У пионеров были свои отличительные символы и атрибуты. В нашей школе они сохранились. В этот год некоторые из них мы передаем в районный музей пионерской организации, для того чтобы сохранить память о пионерии».

    Мы с большим интересом рассматривали предметы, которые принадлежали пионерам нашей школы (приложение «Фото-журнал»).

         «В школе некоторое время ребята не состояли ни в какой организации, но ученики школы были любознательными и для традиционных краеведческих конференций исследователи собирали материалы и сохраняли их в школьных архивах», - продолжает рассказывать Татьяна Николаевна.

   Тамара Дмитриевна Савенкова, классный руководитель 6 класса рассказывает, как она с ребятами из класса готовилась к школьной конференции-2006.

«Мы с ребятами показали, как выглядели пионеры, как проходили пионерские линейки», - вспоминает Тамара Дмитриевна (приложение фото из школьного архива и личных альбомов учащихся).

Школьная конференция «Великому мужеству верность храня», посвященная 65-летию Победы в Великой отечественной войне, была проведена пионерами и орлятами нашей школы (в школе снова есть детская организация «Пионеры Вологодского района»). Пионеры в красно-зеленых галстуках встречают гостей конференции, тех, кто в годы войны был детьми, и проводят для них экскурсию по школе (приложение).

У современных пионеров новые заботы и дела, в которых мы тоже примем участие, когда подрастем.

А вот, что нам рассказали наши родители и работники школы.

Курочкина Людмила Анатольевна (мама Курочкина Романа):

«В школу ходили в пионерских галстуках всегда. Если был праздник, форма была парадная, с белым фартуком. Галстук аккуратно завязан под воротничком платья. Если забывали его дома, в школу было идти страшно – дисциплина у пионеров была строгая».

Папа Ромы – Виктор Владимирович - тоже был пионером. Он  учился в Несвойской школе и участвовал в пионерских делах.

Хрусталева Ирина Викторовна (выпускница Несвойской школы ныне служащая школы) рассказывает:

«Парадной формой у пионеров была белая блузка с пионерской эмблемой на рукаве и синяя юбка». Ирина Викторовна предоставила нам фотографии из семейного архива, на которых она с пионерами-одноклассниками в 6 классе (1970 год) и 8 классе (1972 год).

На другой фотографии её дочь Хрусталёва Наталья с одноклассницей в 5 классе (пионеры 1985 года).

В одном классе с Хрусталёвой И.В. училась Наволоцкая Надежда Валентиновна (она тоже работник нашей школы). Она вспоминает:

«Всё было интересно.  Соревнования между пионерскими звеньями, стремление хорошо учиться, взаимопомощь. Классы были дружные» (приложение «Из семейного альбома»).

«Жизнь у пионеров была интересная и веселая. Пионерские песни у костра, помощь в уборке урожая в совхозе, забота о ветеранах, активный отдых в летних пионерских лагерях» - продолжает рассказывать Татьяна Николаевна. «Несвойская школа на свое 130-летие собрала несколько поколений выпускников. Сердце волновалось, когда весь зал вместе со мной пел пионерские песни. Стоя исполнили главную песню пионеров «Взвейтесь кострами». Слова не забыты, чувства гостей встревожены. И кого из взрослых не спроси, все с грустью говорили, что современные дети не могут знать, что такое быть пионером» (приложение).

Морошков Сергей Рафаилович учитель нашей школы (выпускник Несвойской школы) ответил так на наш вопрос: О каких интересных событиях в жизни пионеров школы Вы можете нам рассказать?

«Было много интересных дел у пионеров нашей школы. А вот об этом должен знать каждый, кто учится в нашей школе. Несвойские пионеры в Великую Отечественную войну собрали средства на строительство самолета для борьбы с врагом. Об этом мне рассказывали учителя, когда я учился в нашей школе».

Интерес к событиям того далекого времени появился и у нас.

Мы познакомились с  материалами и документами, собранными в школе и нашей библиотеке.

Глава 2. Помощь фронту в годы Великой Отечественной войны

2.1. Трудности и испытания, выпавшие на долю детей военной поры

На территории Несвойского с/с с 1941 по 1945 годы работали четыре начальные школы в деревнях Ламаниха, Минино, Заболотное и Анчутино. Несвойская школа включала начальную школу и семилетку. В школу принимали детей с 9 лет. Все письменные принадлежности и книги покупали родители, часто не хватало тетрадей, поэтому писали на газетах между строк и на любой другой бумаге. Портфелей было мало, учебники клали в специально сшитые сумки или заворачивали в платок.

В школе кроме уроков каждый день учителя проводили политинформацию о положении на фронте. После уроков и в каникулы школьники работали у школы: зимой разделывали дрова, а летом работали на участке.

Кроме того, ребята работали в колхозе. Там получали трудодни (один трудодень стоил 3 копейки), а в Остахове был совхоз, там работали за деньги.

Многие дети учились до 4 класса, а затем шли работать наравне со взрослыми. Мало кто из ребят доучился до 7 класса.

Все школьники были октябрятами в младших классах, а с 10 лет самых достойных принимали в пионеры. Старшеклассники становились комсомольцами.

Дисциплина в школе была строгая.

Информацию собирали пионеры Несвойской школы 7 класса под руководством учителя Морошковой Марины Александровны.

2.2. История одного письма – инициатива несвойских пионеров

На занятиях кружка мы познакомились с материалами исследований школьников прошлых лет.

Письмо учащихся Несвойской школы Кубено-Озерского района к пионерам и школьникам области о сборе средств на самолет «Юный истребитель» напечатанное в газете «Красный Север» 21 октября 1941 года, в самое тяжелое для страны и ее народа время:

«Дорогие ребята! Четыре месяца, как война, начатая фашистской Германией, нарушила нашу мирную жизнь. Фашистские полчища, вступившие на нашу землю, принесли с собой разрушение и смерть. Уничтожены прекрасные города. Убиты, расстреляны, замучены сотни советских людей, среди которых немало детей…

Трудящиеся страны отдают все силы на борьбу с подлым и коварным врагом. Находясь в тылу, они работают за двоих и троих, заменяя товарищей, ушедших на фронт. В общей борьбе советского народа горячее участие принимают и дети.

Все учащиеся нашей школы нынче летом работали на полях, убирая урожай и заготовляя корм скоту. За лето мы заработали 5237 трудодней в колхозе и 2585 рублей в совхозе. Ученик 5 класса Громов заработал 120 трудодней, Всеволодов из 4 класса – 100 трудодней, Будкин – 600 рублей. Приступив к учебе в школе, мы поставили перед собой задачу учиться только на отлично. Но и в дни учебы, закончив уроки, мы выходим на колхозные поля, помогая в уборке урожая. В колхозе «Север» нашими силами убрано 4, 5 т картофеля, в колхозе «Красный холм» -0,5 га льна.

Кроме того, мы собирали лекарственные растения, нужные для Красной Армии. В октябре собрали 108 кг плодов шиповника. Больше всех собрали Леля Куфтырева  и Круглова. Они сдали по 7 кг.

Чтобы оказать еще большую помощь Красной Армии в разгроме врага, мы по предложению пионерки Нины Кудрявкиной решили собрать деньги и послать их в фонд обороны. Сейчас уже собрано 400 рублей. Саня  Воробьева внесла шесть рублей, Лия Сорокина и Ара Мезенева – по пять рублей, Нина Струлева – 13 рублей. Сбор денег продолжается.

Передавая эти деньги в фонд обороны, мы просим, чтобы на наши средства построили самолет, который будет пополнением нашей авиации. Самолет мы предлагаем назвать «Юный истребитель».

Мы просим всех пионеров и школьников Вологодской области обсудить это письмо на сборах и классных собраниях во всех школах и последовать нашему примеру.

Пусть самолет, построенный на наши деньги, вместе с другими советскими самолетами громит вражеские полчища.

Давайте, ребята, учиться отлично! Давайте всем, чем можем, помогать фронту!

Учащиеся Несвойской школы: Христя Громов, Саня Воробьева, Нина Кудрявкина, Тамара Григорьева, Нина  Струлева, Паша Солодягин, Леля Куфтырев, Вера Крутикова».

В районной газете «Маяк» от 30 апреля 2005 года рассказывается о школьной краеведческой конференции, посвященной 60-летию  Победы в Великой Отечественной войне. Е. В. Батулина, заведующая Несвойским библиотечным филиалом пишет, что самолет под названием «Юный истребитель» действительно был построен. Летал на нем наш земляк – уроженец деревни Никулинская Вологодского района Игорь Александрович Каберов, ставший в июле 1943 года Героем Советского Союза. На ленинградском фронте он сбил 28 вражеских самолетов.

Заключение

Подведем итоги нашей исследовательской работы.

Мы узнали, что пионерами были наши родители, учителя и работники школы.

У пионеров была своя форма и сейчас есть отличительные знаки.

Собранные материалы о пионерской жизни говорят о значительном вкладе пионеров в жизнь страны как в военные годы, так и в мирные дни.

Для продолжения знакомства с пионерской жизнью мы решили прочитать художественные произведения о пионерах, выучить пионерские песни.

Список литературы и источников

  1. 1. Интернет: Пионер - Толковый словарь Ожегова - словаь Ожегова - Словари

enc-dic.com/ozhegov/Pioner-23118.html

2. Исследовательские работы школьников Несвойской школы

3. Материалы филиала Несвойской библиотеки: Газета «Маяк» за 2001 год (31 марта) и 2005 год (30 апреля)

Информанты:

  1. Коновалова Татьяна Николаевна, 1962 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  2. Морошков Сергей Рафаилович, 1963 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  3. Савенкова Тамара Дмитриевна, 1954 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  4. Хрусталева Ирина Викторовна, 1957 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  5. Морошкова Марина Александрова, 1963 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  6. Наволоцка Надежда Викторовна, 1956 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  7. Курочкина Людмила Анатольевна, 1979 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п
  8. Курочкин Виктор Владимирович, 1976 г.р., с. Остахово, Кубенское с/п


Поделиться:

Композитор Алексей Рыбников

Свинья под дубом

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Пчёлки на разведках

Невидимое письмо