Цельнашей работы: определить содержание углекислого газа в школьных помещениях.
Задачи:
1. Выяснить роль углекислого газа, как составную часть атмосферного воздуха.
2. Измерить содержание углекислого газа в различных помещениях школы.
3. Проанализировать количественные показатели содержания углекислого газа в урочное и неурочное время.
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_uglekislogo_gaza_v_shkolnyh_pomeshcheniyah.doc | 293.5 КБ |
«Содержание углекислого газа в школьных помещениях»
«Содержание углекислого газа в школьных помещениях» |
Автор: Ветошкина Екатерина, ученица 9 класса МОУ «СОШ» с.Керес Корткеросского района Республики Коми Научный руководитель: Демина Татьяна Михайловна, учитель биологии МОУ «СОШ» с.Керес Корткеросского района Республики Коми |
с.Керес, Корткеросский район, Республика Коми Ноябрь, 2011 год |
Роль углекислого газа, как составной части атмосферного воздуха
Что нужно знать об углекислом газе
Измерение содержания углекислого газа в различных помещениях школы
Современный человек почти 90% времени находится в помещении. Малышей мамы отправляют в детский сад, где группы часто бывают переполнены, школьники и студенты сидят в классах по 40 человек и больше, а взрослые проводят на рабочих местах гораздо дольше положенных восьми часов в день. Когда вы входите в помещение, где много людей, то практически всегда чувствуете, что там тяжелее дышится, чем снаружи. Хочется сказать «не хватает кислорода». Это неверно — кислорода все еще более чем достаточно, но в помещении повысилась концентрация углекислого газа. Что происходит при этом с нашим организмом? Насколько это вредно?
Очень важно то, каким воздухом дышит ребенок во время своего развития, ведь организм ребенка более подвержен негативному влиянию отравляющих веществ. За последние два десятилетия в развитых европейских странах количество аллергических и астматических заболеваний удвоилось. В 2004 году была высказана гипотеза о том, что основной причиной увеличения заболеваний является негативное воздействие загрязненного воздуха и повышенного уровня углекислого газа во внутренних помещениях. Исследования, проведенные в рамках ЕЭС, подтвердили эту гипотезу. Углекислый газ в школьном классе повышает заболеваемость и снижает успеваемость учащихся.
Без углекислого газа, как и без кислорода, жизнь человека невозможна. Углекислота стимулирует защитные системы нашего организма, помогая справляться с физическими и интеллектуальными нагрузками. Но только в определенных дозах. Когда же наступает момент, при котором углекислый газ начинает нас медленно убивать? Выяснено, что даже в низких концентрациях углекислый газ в помещении становится токсичным, поскольку воздействует на клеточную мембрану и в крови человека происходят биохимические изменения, такие, как ацидоз (изменение кислотно-щелочного равновесия в организме). Длительный ацидоз в свою очередь приводит к заболеванию сердечнососудистой системы, прибавлению в весе, снижению иммунитета, заболеванию почек, появление суставных и головных болей, к общей слабости. Высокое содержание углекислого газа в помещении может являться причиной головной боли, воспаления глаз, проблем с носоглоткой, негативно влиять на респираторную систему и вызывать общее чувство усталости.
Цель нашей работы: определить содержание углекислого газа в школьных помещениях.
Задачи:
Чистый атмосферный воздух у поверхности Земли имеет следующий химический состав: азот – 78,1%, кислород – 20,93%, углекислота – 0,03–0,04%, аргон, гелий, криптон и др. – около 1%. Содержание указанных частей в чистом воздухе постоянно. Изменения происходят чаще всего за счет ее загрязнения различными выбросами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, выхлопными газами автотранспорта. В жилых помещениях изменения вызваны, прежде всего, газообразными продуктами жизнедеятельности людей и некоторыми бытовыми устройствами (газовые плиты). Так, в выдыхаемом человеком воздухе кислорода содержится на 25 % меньше, чем во вдыхаемом, а углекислого газа – в 100 раз больше.
Предметом наших исследований является двуокись углерода. Двуокись углерода (или углекислый газ) образуется в результате окислительно-восстановительных процессов, протекающих в организме людей и животных, горения топлива, гниения органических веществ.
Количество углекислого газа в атмосфере колеблется. В чистом загородном воздухе 380-400 ppm углекислого газа, т.е. 0,038-0,04%. Эти концентрации оптимальны для дыхания человека. Содержание углекислого газа в атмосферном воздухе за последние 50 лет увеличилось на 20% и постоянно продолжает расти — особенно в крупных городах за счет выхлопов автомобилей и промышленных выбросов. В воздухе городов концентрация углекислого газа увеличивается до 0,045%, в жилых и общественных зданиях (при плохой вентиляции) – до 0,6–0,8%.
В закрытом помещении уровень углекислого газа повышается гораздо быстрее, чем убывает кислород. Замеры показывают, что, даже когда в школьном классе уровень СО2 достигает 1000 ppm (0,1%), содержание кислорода практически не меняется. Конечно, увеличение углекислого газа зависит от количества людей в этом помещении, от их веса и того, что они при этом делают. Взрослый человек в покое выделяет в среднем 22 л углекислоты в час, а при физической работе — в 2–3 раза больше.
Вид деятельности | СО2, л/ч |
Сидит | 18 |
Работает в офисе | 24 |
Ходит | 30 |
Выполняет лёгкую физическую работу | 36 |
Выполняет работы по дому | 32-43 |
Делает тяжёлую физическую работу | 55-75 |
Выполняет спортивные упражнения | 175 и выше |
Таблица 1. Количество выдыхаемого углекислого газа при различных видах деятельности.
Исследователи знают, что существует связь между концентрацией СО2 и ощущением духоты. Человек начинает ощущать симптомы «нехватки свежего воздуха» (а на самом деле повышенной концентрации углекислого газа) уже при его уровне 0,08%, т.е. 800 ppm.
Признаки ухудшения самочувствия у человека появляются только при продолжительном вдыхании воздуха, содержащего 1,0–1,5% углекислого газа, выраженные функциональные изменения – при концентрации 2,0–2,5% и резко выраженные симптомы (головная боль, общая слабость, одышка, сердцебиение, понижение работоспособности) – при 3–4%.
Гигиеническое значение углекислого газа заключается в том, что он служит косвенным показателем общего загрязнения воздушной среды помещений. Параллельно с увеличением его содержания повышаются температура, относительная влажность, запыленность воздуха, изменяется его ионный состав, главным образом за счет увеличения положительных ионов.
Гигиенической нормой содержания углекислого газа в воздухе жилых и служебных помещений, спортивных залов считается концентрация 0,1%.
Ученые ЕС проверили самочувствие школьников в помещении с концентрацией углекислоты >1000 ррm, или 0,1% (таких классов на Западе почти две трети, причем во вполне благополучных странах — в Швеции, Норвегии, Дании и Франции). В медико-биологических тестах оценивали респираторное и аллергическое состояние 547 школьников в возрасте от 9 до 10 лет. Оказалось, что дети, проводящие много времени в помещении с высоким уровнем СO2, в 3,5 раза чаще имеют сухой кашель и в два раза больше болеют ринитом.
Корейские ученые также исследовали влияние СO2 на астматиков. Выборка — 181 ребенок моложе 14 лет из 110 домов и квартир Сеула. В помещениях замеряли уровень содержания веществ, которые считаются основными загрязнителями воздуха: СО, NO, аллергены клещей домашней пыли, тараканов, споры грибков плесени и СO2. Ученые сделали вывод, что только повышенные концентрации СO2 учащали приступы астмы у детей. Кстати, респираторные инфекции и астма считаются основными заболеваниями школьников.
Если мы вспомним первичные признаки ацидоза, то поймем, почему вялые и сонливые школьники плохо воспринимают новый материал.
В 2006 году вышла книга «Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей» в которой приведены данные исследований о росте заболеваемости органов дыхания у детей и взрослых в результате влияния загрязнения атмосферного воздуха. Особый интерес представляет работа «Психофизические показатели как критерий оценки экологической безопасности места проживания», выполненная Институтом биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН под руководством Н.И.Хорсевой. В этой работе, в частности говорится о том, что в России медики давно констатируют факт снижения здоровья детского населения и что сформировались устойчивые негативные тенденции – рост распространенности факторов риска, формирования нарушения здоровья и развития, увеличение заболеваемости детей. В исследовании приняли участие 3,5 тысяч детей, проживающих в различных районах Москвы, городах Химки и Сходня Московской области. Исследования проводились на основе компьютерной диагностики психофизиологических показателей[1].
Согласно исследованиям, у учащихся двух школ, которые находились далеко от промышленной зоны, но близко к автомагистралям (МКАД и Ленинградское шоссе), были отмечены показатели утомляемости и скорости зрительного различения хуже, чем у школьников, проживающих в промышленной зоне. Можно только сожалеть, что во время упомянутых исследований в школьных помещениях не производились замеры уровня углекислого газа, хотя в том, что в уровень СО2 в школах, находящихся в непосредственной близости от автомагистралей, высокий – нет никаких сомнений. А значит рекомендованные СНиПом сквозные проветривания в таких школах, не могут снизить уровень углекислого газа в помещениях классов до нормального. Доктор медицинских наук Борис Ревич считает, что в российских классах трудно дышать еще и из-за пластиковых окон, которые устанавливают при ремонте школ. Комната, закрытая пластиком, превращается в закупоренную камеру, и углекислый газ в таких условиях может превышать нормативы во много раз[1].
По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года в докладе о состоянии здоровья детей в Российской Федерации также было отмечено, что в структуре заболеваемости детей доминируют болезни органов дыхания.
Проблема повышенного уровня СO2 характерна и для детских садов, причем особенно для спален.
Особое внимание следует уделить качеству воздуха, которым дышат дети в классах. Концентрация углекислого газа в воздухе классной комнаты может увеличиться в несколько раз к концу занятия.
У детей, обучающихся в классах с высокой концентрацией углекислого газа, часто наблюдается тяжелое дыхание, одышка, сухой кашель и ринит, эти дети имеют ослабленную носоглотку.
Рост концентрации углекислого газа в помещении приводит к возникновению приступов астмы у детей-астматиков.
Из-за повышения концентрации углекислого газа в школах и высших учебных заведениях увеличивается число пропусков уроков учащимися по болезни. Респираторные инфекции и астма являются основными заболеваниями в таких школах.
Повышение концентрации углекислого газа в классе негативно влияет на результаты учебы детей, снижает их работоспособность.
Уровень СO2, ppm | Физиологические проявления |
Атмосферный воздух 380-400 | Идеальный воздух для здоровья и хорошего самочувствия. |
400-600 | Нормальное количество воздуха. Рекомендовано для детских комнат, спален, офисных помещений, школ и детских садов. |
600-1000 | Появляются жалобы на качество воздуха. У людей, страдающих астмой, могут учащаться приступы. |
Выше 1000 | Общий дискомфорт, слабость, головная боль, концентрация внимания падает на треть, растёт число ошибок в работе. Может привести к негативным изменениям в крови, также могут появиться проблемы с дыхательной и кровеносной системой. |
Выше 2000 | Количество ошибок в работе сильно возрастает, 70% учащихся, сотрудников не могут сосредоточиться на работе. |
Таблица 2. Негативные физиологические проявления при различных уровнях концентрации углекислого газа.
Наиболее подвержены негативному влиянию углекислого газа в помещении дети, страдающие аллергией, астмой и другими заболеваниями дыхательных путей.
При физической деятельности в плохо проветриваемом помещении ребенок прежде всего почувствует гиперкапнию, чем гипоксию (нехватку кислорода). Гиперкапния – состояние организма, вызванное повышением парциального давления углекислого газа в артериальной крови. Длительная гиперкапния характеризуется расширением сосудов миокарда и головного мозга, что может привести к росту кислотности крови, вторичному спазму кровеносных сосудов, замедлению сердечных сокращений, различным болезненным состояниям. При наступлении гиперкапнии отмечается появление испарины, головная боль, головокружение и одышка, что, как правило, объясняется физическим утомлением и воспринимается, чуть ли не как доказательство двигательной активности.
Экспресс-метод определения углекислого газа в воздухе. Содержание углекислого газа в воздухе служит косвенным показателем его чистоты. Для выполнения работы требуется: медицинский шприц на 100–150 мл; химический стакан, вместимостью 50–100 мл; 0,005% раствор карбоната натрия, для приготовления которого 1 г химически чистого безводного карбоната натрия растворяют в 200 мл свежеприготовленной дистиллированной воде, а затем добавляют 0,5 мл 1%-го раствора фенолфталеина. Этот раствор хранят в хорошо закупоренном флаконе, непосредственно перед исследованием из него готовят рабочий раствор, для чего 1 мл его помещают в мерную колбу на 100 мл, доводят объем дистиллированной водой до метки и перемешивают. При определении двуокиси углерода в шприц набирают 20 мл рабочего раствора карбоната натрия, затем оттягивают поршень и засасывают исследуемый воздух. После этого шприц встряхивают в течение одной минуты. Если раствор остается розовым, то воздух выталкивают из шприца, набирают новую порцию воздуха и опять встряхивают одну минуту. Новые порции воздуха продолжают добавлять до обесцвечивания раствора. Обычно эту операцию повторяют три–четыре раза, а затем воздух добавляют уже небольшими порциями (10–20 мл), каждый раз встряхивая шприц в течение 1 мин, до обесцвечивания. Если раствор обесцвечивается менее чем за 1 мин, то опыт повторяют с меньшим количеством воздуха. Ход реакции: Na2CO3+H2O+CO2→2NaHCO3.
Учитывая объем исследуемого воздуха, потребовавшийся для обесцвечивания раствора карбоната натрия, определяют по специальной таблице содержание двуокиси углерода в воздухе[3].
Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) | Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) | Объем воздуха, мл. | Концентр. СО2 (%) |
80 | 0,32 | 330 | 0,116 | 410 | 0,084 |
160 | 0,208 | 340 | 0,112 | 420 | 0,080 |
200 | 0,182 | 350 | 0,108 | 430 | 0,076 |
240 | 0,156 | 360 | 0,104 | 440 | 0,070 |
260 | 0,144 | 370 | 0,100 | 450 | 0,066 |
280 | 0,136 | 380 | 0,096 | 460 | 0,060 |
300 | 0,128 | 390 | 0,092 | 470 | 0,056 |
320 | 0,120 | 400 | 0,088 | 480 | 0,052 |
Таблица 3. Зависимость содержания углекислого газа (%) в воздухе от объема воздуха, обесцвечивающего 20 мл 0,005%-ного раствора соды.
Мы измерили концентрацию углекислого газа в следующих помещениях: рекреация (1 этаж), рекреация (2 этаж), кабинет биологии, кабинет начальных классов, спортзал.
Измерения проводились в течение недели с понедельника (31 октября) по воскресенье (6 ноября). Временной промежуток был выбран нами не случайно, так как конец недели (с 3 ноября) попадал на каникулярные дни, и хотелось увидеть, как изменяется содержание углекислого газа между длительными промежутками времени учебных и неучебных дней.
Пн, 31 окт | Вт, 1 ноя | Ср, 2 ноя | Чт, 3 ноя | Пт, 4 ноя | Сб, 5 ноя | Вс, 6 ноя | |
Рекреация (1 этаж) | 0,076 | 0,112 | 0,112 | 0,084 | 0,066 | 0,056 | 0,052 |
Рекреация (2 этаж) | 0,070 | 0,104 | 0,108 | 0,076 | 0,066 | 0,052 | 0,052 |
Кабинет биологии | 0,084 | 0,120 | 0,136 | 0,128 | 0,108 | 0,070 | 0,070 |
Кабинет нач. классов | 0,088 | 0,128 | 0,144 | 0,120 | 0,108 | 0,084 | 0,060 |
Спортзал | 0,120 | 0,144 | 0,156 | 0,092 | 0,076 | 0,052 | 0,052 |
Таблица 4. Концентрация углекислого газа (%) в школьных помещениях в течение недели.
На диаграммах видна динамика изменения содержания углекислого газа в различных школьных помещениях.
Анализ позволяет сделать несколько очевидных выводов. Во-первых, концентрация углекислого газа во всех школьных помещениях в течение всей недели, включая и неучебные дни, выше нормы. Причем в выходные дни она примерно в 1,4 раза больше, а максимум достигается в середине недели, что в 4,1 раза больше нормы.
Диаграмма 1. Содержание углекислого газа.
Во-вторых, наибольшее содержание углекислого газа в учебные дни наблюдается в помещениях, в которых происходит образовательный процесс. В них дети проводят большую часть времени.
Диаграмма 2. Изменение концентрации углекислого газа в кабинете биологии.
Диаграмма 3. Изменение концентрации углекислого газа в кабинете начальных классов.
В-третьих, пик концентрации углекислоты наблюдается в школьном спортзале, что очевидно связано с большой двигательной активностью учащихся.
Диаграмма 4. Изменение концентрации углекислого газа в спортзале.
В то же время наименьшая концентрация, в течение учебных дней, выявлена в помещениях, где образовательный процесс не ведется – это зоны отдыха на 1-2 этажах. Связано это конечно с тем, что такие помещения обязаны быть проветриваемыми во время уроков. И немаловажную роль в чистоте воздуха, конечно, играют растения. Но все-таки, концентрация и в рекреациях в 1,8-3 раза выше нормы.
Диаграмма 5. Изменение концентрации углекислого газа в рекреации (1 этаж).
Диаграмма 6. Изменение концентрации углекислого газа в рекреации (2 этаж).
Очевидно, что резкого изменения содержания углекислого газа между учебными и неучебными днями нет, она плавно увеличивается к середине недели и плавно уменьшается к концу.
Вывод: школьные помещения не проветриваются должным образом, что отрицательно сказывается на самочувствии учеников и учителей.
Как же можно решить эту проблему? Во-первых, это длительное проветривание всех помещений. Кратковременное проветривание слабоэффективно и практически не уменьшает содержание углекислого газа в воздухе.
Во-вторых, с помощью комнатных растений. Но поглощение ими избыточной углекислоты из воздуха происходит только на свету.
В-третьих, углекислый газ можно удалять из воздуха помещения специальными приборами. Эти приборы называются абсорберами (поглотителями) углекислого газа[2]. В основе действия абсорбера углекислого газа заложен принцип захвата молекул СО2 специальным веществом.
В-четвертых, следует избегать установки пластиковых окон, это лишает помещение естественной вентиляции. В этом случае углекислый газ может накапливаться.
В-пятых, уровень углекислого газа необходимо контролировать как в атмосфере, так и в воздухе помещений, особенно это касается детских садов, школ, высших учебных заведений, во всех местах, где подолгу находятся большие группы людей.
Когда уровень CO2 в воздухе помещения поднимается выше определенной величины, человек начинает чувствовать себя дискомфортно, может впадать в дремотное состояние, возникают головные боли, тошнота, чувство удушья. Этот предел индивидуален для каждого человека, в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Углекислый газ не обладает цветом, запахом, его негативное влияние постепенное и сказывается проявлением различных заболеваний. Необходимо внедрение в широкое пользование бытовых мониторов СО2, измерительных приборов, замеряющих уровень углекислого газа в помещениях. Только так может появиться возможность узнать, насколько вентиляция эффективно удаляет углекислый газ, или же пришла пора проветрить помещение.
Автор: Ветошкина Екатерина
Карандаши в пакете
На горке
Юрий Алексеевич Гагарин
Девочка-Снегурочка
Медведь и солнце