• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Образ русского богатыря Алёши Поповича в былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич и в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»

Опубликовано Марушкина Ольга Аркадьевна вкл 26.03.2012 - 13:34
Автор: 
Мещеряков Семен, Иванов Михаил

Научно-исследовательская работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotaci1.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Аннотация

Иванов Михаил Евгеньевич, Мещеряков Семён Дмитриевич
г. Красноярск, МБОУ СОШ Лицей №3,   5класс
 
«Образ русского богатыря Алёши Поповича в былине «Алёша   Попович и Тугарин Змеевич и в мультфильме «Алёша Попович и Тугарин Змей»
руководитель: Марушкина Ольга Аркадьевна,  учитель русского языка и литературы

Цель научной работы: на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильме отличительные и схожие черты русского богатыря Алеши Поповича. Методы проведенных исследований: сравнительно-сопоставительный, структурный. Основные результаты исследования: мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества от «силушки поганой», образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность. В мультипликационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса.

                                                            ВВЕДЕНИЕ

        На протяжении целого тысячелетия народ бережно хранил эпическую поэзию о подвигах богатырей, служившую своего рода «устным учебником истории». Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).  Ценность богатства эпоса заключается в том, что он по своему происхождению связан с народом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами.  [1]  

        Воспевая русских богатырей, которые в трудную годину по зову души вставали на защиту Отечества, их удивительную силу и мужество, доброту и благородство былины укрепляли в тяжелое для страны время дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался покорить ее огнем и мечом.  Эти смелые дружинники бились с врагами «не пиваючи, не едаючи», охраняли Киевскую Русь от "силушки поганой". Ученый-филолог, исследователь былин Ю.Г. Круглов отмечал: «И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями. Не смогли покорить  Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголы-татары».[2]    

         И сегодня   былины не потеряли своей популярности. Балашов Д.М., Новичкова Т.А. полагают, что современные ученые ищут в ней и отголоски исторических фактов, и остатки древних верований, и следы давно исчезнувших культовых обрядов. В этом нет ничего удивительного, потому что былина прожила долгую, многовековую жизнь. [3]  

          Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои русского героического эпоса, каждому из которых присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет мудрость и силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями.

            Алеша Попович, в отличие от своих старших товарищей, порой  хвастлив, беззаботен, а иногда даже неблагоразумен, но все же главные его качества – это беззаветная любовь к Отечеству и готовность пожертвовать жизнью во имя него.  В.Я. Пропп утверждает, что Алеша никогда не взвешивает никаких препятствий и опасностей, он легкомыслен и смел до безрассудства, и именно поэтому он всегда побеждает: берет быстротой своего натиска. Этот богатырь не изображается обладающим большой физической силой, но этот недостаток ему нисколько не мешает. Алеша «напуском смел»,

и это обеспечивает ему успех.  Главный подвиг этого богатыря – поединок с Тугариным, в котором он показал, что хорошо владеет хорошо не только мечом, но и словом не промахнется, не только силой победил врага, но и превосходством ума. [4]

         Русский героический эпос оказывал влияние не только на литературу, музыку, живопись, но и на кинематограф. В середине 20 века вышли фильмы «Садко», «Илья Муромец», в 70-х годах - мультипликационная версия «Садко богатый», повествующие о событиях «старины глубокой.

          В начале 21 века в прокате появились российские мультипликационные фильмы о русских богатырях, среди которых  «Алеша Попович и Тугарин Змей». Единственное, что в этом мультфильме совпадает с былинным сюжетом и характеристикой как богатыря, так и  окружения, – это общего плана сюжетные линии (богатырь отправляется на борьбу со злыми силами) и имя героя. Все остальное к русскому эпосу, повествующему о событиях, связанных со становлением и защитой Древней Руси, и к богатырям, чьи качества, в первую очередь, проявляются в воинских подвигах во имя родной земли, имеет весьма опосредованное отношение. [5] 

Цель исследования: на основе сравнительно – сопоставительного анализа выявить в былине и мультфильме отличительные и схожие черты русского богатыря Алеши Поповича.

Гипотеза:  мы предполагаем, что если режиссер мультипликационного фильма помещает героя в прежнюю историческую эпоху, но характер героя и развитие сюжета объясняется современным восприятием, то идеальный образ русского богатыря Алеши Поповича разрушается, и на стыке несовместимости возникает комический эффект.  

Задачи:

  1. На основе прочитанного  текста былины выявить доминирующие черты  Алеши Поповича, которые формируют его как былинного богатыря.
  2. Сравнить образ былинного и мультипликационного героя.
  3. Проследить трансформацию образа былинного богатыря Алеши Поповича в мультфильме.

Предмет исследования:  былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и мультипликационный фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Объект исследования: образ русского богатыря в былине и  мультфильме

Основные методы работы:

  1. сравнительно-сопоставительный
  2. структурный

                              БЫЛИНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФЕ

           

           Большинство былин, по мнению ученого, филолога-фольклориста В.Я. Проппа, складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв). Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году.   До этого несколько десятилетий в русской науке употреблялся термин «богатырские сказки». Главными персонажами  являются богатыри, достоинства которых проверяются в сражении, в неравном бою против полчищ вражеских сил. Они воплощают идеал воинской доблести, а также мужественного, преданного родине и народу человека.     [10]      

           Слово «богатырь» не является для славян исконным. Для обозначения  удалого воина использовалось слово «храбр». Существует, по крайней мере, три объяснения такой замены. Первая отсылает ко времени татаро-монголь ского нашествия и исходит из того, что русские воины не должны были  уступать в храбрости татарам, и потому их назвали багатурами. Вторая связывает это слово с термином в значении «удачливый», третья напрямую выводит его от «Бог» — человек оказывается «богат» (в данном случае силой). Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в русской традиции слово «богатырь» впервые упоминается в 1585 году. [6] 

            Исследователи былин выделяют Новгородский цикл былин, которые воспевают Новгород и его богатых гостей (Садко), удалых молодцов, наделенных волшебной силой (Василий Буслаев) и Киевский, среди которых выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших братьях». Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор, Микула Селянинович и Волхв Всеславьевич, который унаследовал способность оборачиваться лютым зверем, волком или щукой во благо, защищая слабых и отстаивая добро. Кроме того, Киевский цикл былин связан с князем Владимиром Красное Солнышко, «младшими» богатырями – Добрыней Никитичем, Ильей Муромцем и Алешей Поповичем и складывается в тот исторический момент, когда Киевское государство резко меняет свою политику: от далеких походов в чужие страны переходит к обороне Руси от печенегов и изгнанию варягов. [1] В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру.  

             Кем создавались былины? Е.М. Травина, кандидат философских наук, считает, что

«некий безликий и безымянный «народ», предложенный на роль создателя былин

   

____________________

1  Википедия http://ru.wikipedia.org

 народолюбцами XIX века, к этому не причастен. Точность в воссоздании воинского быта, знание всех деталей вооружения и тонкостей ведения боя позволяет искать слагателей былин в дружинной, а не в крестьянской среде. Эта идея была выдвинута в XIX веке Всеволодом Миллером, который считал «былины изящной словесностью дружинников». Профессиональные сказители разносили былины по градам и весям, а народ только искажал их, неточно запоминая услышанное, что ставит в тупик уже несколько поколений исследователей». [7] 

           Ученые предполагают, что первым собирателем былин был Кирша Данилов. В своем сборнике «Древние российские стихотворения» он опубликовал 26 былин. В 19 веке политический ссыльный Павел Николаевич Рыбников открыл в Олонецкой губернии кладовую русского фольклорного творчества. Читателям стали известны былины «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Алеша Попович». Вдохновленный открытием Рыбникова, в Олонецкую губернию отправился Александр Федорович Гильфердинг, ученый-славист. Он записал множество новых былин. Собиратели былин открыли и сохранили для нас драгоценное искусство художественного слова, величайший памятник народной духовной культуры.

Уже с момента публикации сборника Кирши Данилова былинные сюжеты и герои прочно входят в мир современной русской культуры.

Большое воздействие оказали былины на нашу литературу. Еще писатели и поэты XVIII века обращались к  былинам, например, пьеса Г. Р. Державина "Добрыня", поэма Н.М.Карамзина "Илья Муромец" созданы на основе  русского былинного эпоса.

Более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа начинается с XIX века. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. Образ Руслана в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" навеян образами русских богатырей. "Песня про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова - поэтическая обработка народного эпоса, в частности, исторической песни о шурине Ивана Грозного - Мастрюке (Кастрюке). В героических образах повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголь видел представителей "сказочного русского богатырства".

Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на литературу мировую. Например, латышский поэт-классик Я.Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу.

           Современные писатели тоже обращаются к теме героического прошлого русичей. В 2007 году вышел исторический роман для подростков «Илья Муромец — великий богатырь России»  Юрия Лигуна, который   отмечен дипломами конкурсов «Просвещение через книгу» и «Премия Александра Невского». Герой произведения - обыкновенный современный мальчик Илья Ножкин,  на долю которого выпало немало испытаний. Однако именно они дали уникальную возможность пройти по стопам своего тёзки – богатыря Ильи Муромца. Вместе со своими былинными друзьями (Добрыней и Алешей Поповичем) он защищает Русь, являя в этом образец и пример для молодого поколения наших дней.  

В 20 веке герои и сюжеты былин являлись драгоценным материалом для кинематографа. Например, фильм режиссера А.Л. Птушко «Садко» (1952 г.) был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» (1956 г.) стал первым фильмом со стереофоническим звуком. По мнению кинокритиков, в этом фильме обилие декораций, качественных массовых и батальных сцен, в которых чувствуется яркая патриотическая направленность. Фильм учит добру, справедливости и дружеской взаимовыручке, а Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – настоящие защитники Отчизны. За самые массовые сцены фильм попал в книгу рекордов Гинесса. Кроме того, эти экранизации имели успех не только в нашей стране, но и за рубежом, а также были удостоены наград на международных кинофестивалях. В золотой фонд кинематографа вошла и мультипликационная версия русской былины «Садко богатый» (1975 г.) режиссера В.В. Курчевского. И сегодня эти произведения  доносят до зрителей драгоценное слово предков, рассказывая о героическом прошлом Руси.

 Продолжая традиции кинематографа, современные создатели анимации тоже обращаются к былинным сюжетам и героям («Илья Муромец Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и др.), только цели у них другие. Основная – развлечь публику, причем угодить при этом зрителям разного возраста; а другая – кассовые сборы.  

                                БЫЛИННЫЙ БОГАТЫРЬ АЛЕША ПОПОВИЧ

                        И ЕГО ПАРОДИЙНЫЙ ОБРАЗ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

          Что же мы знаем, благодаря  труду собирателей, о богатыре Алеше Поповиче?  Вопрос о реальном историческом прототипе знаменитого былинного богатыря неоднократно привлекал внимание исследователей. Однако он остаётся вполне актуальным и по сей день, хотя бы в силу противоречивости сделанных по нему выводов.

            Алеша родом из Ростова, сын соборного попа Леонтия. Рождение Алеши Поповича было чудесным: едва родившись, просит у матери благословенья погулять «по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою»; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьем и мечом («Алеша Попович едет в Киев»). Первый свой подвиг совершил по дороге в Киев: 

…Под тем под городом под Киевом

Сослучилося несчастьице великое:

Обостала его сила великая

По имени Василий Прекрасный…

Хочет красен Киев в полон взять,

А князя Владимира повесить…

И попускал Алеша с дружиною хоробрую

На ту силу- рать великую, на Василия Прекрасного

И прибили тую силу-рать великую…

                                                 («Алеша Попович едет в Киев»)

            Исследователь Б.А. Рыбаков,  предполагавший существование прототипов практически всех героев былин, отожествлял образ богатыря сразу с двумя летописными героями: Ольбегом Ратиборовичем, дружинником Владимира Мономаха, участвовавшем в убийстве половецкого хана Итларя, и ростовским храбром Александром Поповичем, замечая при этом, что слияние двух героев в один былинный образ Алёши Поповича произошло действительно фольклорным путём в позднейшее время..[ 1 ]

            Первую научную попытку понять и определить этот былинный образ сделал Белинский: «Богатырь более хитрый, чем храбрый, более находчивый, чем сильный; совершенно национальный русский герой».

           Л.Н. Майков говорит о некоторых положительных чертах Алеши, но в основном для него Алеша все же отрицательный эпический герой, он противопоставляет его Илье и Добрыне (попадает впросак, посватавшись к чужой жене; на заставе, когда Илья выбирает, кого из богатырей послать за нахвальщиком, Алеша оказывается самой неподходящей кандидатурой):

Алеша Попович гордлив-спесив:

Не умеет с богатырем как съехаться,

Не умеет богатырю честь отдать.

          Другой ученый, Н.П. Дашкевич, выдвигает предположение, что он смел, но не удал, даже трус, он пустохваст, невоздержан в словах: «Хотя он богомолен, но не прочь соврать и любит нескромные речи». По мнению Всев. Миллера, «у некоторых слагателей былин появилось стремление унизить Алешу Поповича, вероятно, — в связи с его предполагаемым происхождением».  [4] 

          Вслед за известным исследователем фольклора В.Я. Проппом считаем, что Алеша Попович - самый молодой из знаменитой троицы богатырей, наделяется не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости.  Если Илья Муромец побеждает врагов своим спокойствием и опытностью, своей мудростью, выдержкой, неустрашимостью и решительностью зрелого человека, если Добрыня превосходит варвара-врага своей культурой, силой,  то Алеша неуклюжего и тяжеловесного врага своей сметливостью и находчивостью. Он не изображается обладающим большой физической силой, но является олицетворением силы духа и воли. В противоположность суровому Илье и выдержанному Добрыне, Алеша склонен к насмешке и шуткам, отличается бесстрашием и решительностью («Отчего перевелись витязи на святой Руси», «Алеша Попович едет в Киев»), силой, остроумием и жизнерадостностью («Алеша Попович и Тугарин Змеевич»). Все это делает богатыря ярким выразителем русского национального характера. Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша олицетворяют героические черты русского народа. При всем их отличии эти храбрые герои объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей Родине. За нее они всегда готовы отдать свою жизнь.  
         В роли главного защитника Киева герой выступает лишь однажды: в широко известной былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».   Трактовка  образа опасного Тугарина среди исследователей тоже неоднозначна:  например, В.Я. Пропп, Веселовский  признают в нем половецкого хана Тугор-кана;  О. Миллер, М. Халанский считают мифическим существом.   [4]
 

          Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. Развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в Киеве держать  – это дело для богатырей. Алеша Попович и его молодой помощник Еким  оказываются на пиру киевского князя Владимира. Они с почтением относятся к нему, а себя ведут скромно, отказываются от  мест рядом с князем, что говорит об их глубоком уважении и преклонении перед Владимиром.

              Все повествование, как это обычно бывает в былинах, построено на антитезе  добра и зла. Воплощением зла является Тугарин Змеевич – непрошеный гость на пиру киевского князя. Поведение Тугарина нарочито вызывающее: занимает место рядом с князем, ест неаккуратно:

Поддел, собака, он белу лебедь,

Он кинул, собака, себе в гортань,

Со щеки-то на щеку переметывает,

Лебяжьи кости да вон выплевывает!

          Алеша Попович воспротивился такому отношению и бросил колкое замечание Тугарину:

У моего у света у батюшки,

У попа у Леонтия Ростовского,

Была стара собачища дворовая,

По подстолью  собака волочилася,

Лебяжьей костью подавилася –

Собаке Тугарину не миновать того:

Лежа ему далече в чистом поле!

          Замечания Алеши  носят вызывающий и остроумный характер, он достаточно громко, чтобы Тугарин мог его хорошо слышать,   шутит также над непомерным питьем Тугарина, напоминает Екиму о корове, которая опилась и лопнула:


Взял за хвост, под гору махнул

От меня Тугарину то же будет.

             Так осмеян был Тугарин Змеевич, который тут же решает отомстить обидчику и кидает  нож. Еким вовремя перехватывает  его и спасает Алешу Поповича.

          Кульминацией  былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугариным Змеевичем.  Алеша Попович  отправляется туда один, даже не на коне, а пешком. Оказывается, он уже придумал хитроумный план, как одолеть «чудо поганое».

             Образ врага, змея-чудовища с бумажными крыльями,  намеренно преувеличен для того, чтобы на этом фоне подчеркнуть, насколько храбр богатырь, вступающий в смертельную битву с несметной силой вражеской. Вот каким предстает противник Алеши Поповича:

Вышина у собаки ведь трех сажен,

Ширина у собаки ведь двух охватов,

Промеж глаз его да калена стрела!

Из хайлища пламень пышет,

Из ушей дым столбом стоит…
             В былине не описывается внешний облик богатыря. Он, несомненно, силен, но на бой предпочитает идет «с голыми руками». Однако Алеша побеждает больше не силой, а хитростью и превосходством ума: он прячется под лошадь Тугарина Змеевича
,  прикидывается тугоухим и зовет Тугарина поближе  для того, чтобы лучше расслышать его ругательства, а когда Тугарин приближается, он наносит ему булавой такой удар по голове, что голова отваливается.  Это — военная хитрость, прием борьбы слабого с более сильным, умного с недалеким. Беспредельная смелость этого богатыря, бойкий, задорный характер, ловкость, находчивость помогают уничтожить непобедимого Тугарина.   [4] Если бы не сметливость Алеши Поповича, он бы и сам погиб, и дело загубил.

            Традиционный для былин эпизод – возвращение богатыря с победой к князю киевскому. Голову Тугарина он привозит в город и бросает во дворе. И здесь Алеша не хвастает, а опять шутит: он предлагает Владимиру сделать из головы Тугарина какую-нибудь посудину:

Ты ой еси, Владимир стольнокиевский!

Буди нет у тебя пивна котла,

Так вот тебе Тугаринова буйна голова!»

         Юмор в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» - вздох облегчения после тяжелого боя, символ торжества справедливости.

             В 2004 году на экраны выходит первая в России экранизация об Алеше Поповиче, героический блокбастер «Алеша Попович и Тугарин Змей» режиссера К. Бронзита. Сценарий, в основу которого легла былина про Алешу Поповича, появился благодаря 17-летнему Максиму Свешникову. [11]
           
Вероятно, мультфильм должен был обыграть интерес к отечественной культуре и, одновременно, желание создать нечто патриотическое, но получилась пародия, т.к. в анимационном фильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» от образа богатыря осталось

немногое: имя и физическая сила. Он карикатурен, вызывает смех, потому что перед нами «ходячее недоразумение». [12]

             Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности, например, откусывает крестильный крест.       Если в былинах Алеша Попович отличается силой, умом, смекалкой и сообразительностью, то мультипликационный герой полная противоположность: неграмотный, смешной герой,  совершает  глупые поступки (например, пошел через пещеру на бой с Тугариным, а вернулся обратно в город, т.к. не умеет ориентироваться),  а также неуклюжий, несколько простоватый, часто попадает в нелепые ситуации (в доме Святогора полез за мечом и свалился с лестницы), нелепы и его спутники. В одной из драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Отправляясь на бой, шагая по лесу, богатырь мечом сбивает грибы, топчет муравьев, отшвыривает ногой мелких зверушек.

              Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота и вдруг на полпути спохватывается: "Что же это я как вор?!" — и, проявляя решительность, расправляется с сонными тугарами, но Тугарина одолеть не смог, хотя в былинах достоинства богатыря проверяются в сражении, в неравном бою. 

              Проведенный анализ позволил нам выделить схожие и отличительные черты былинного и мультипликационного героя.  

              Результаты представлены в таблице 1.  

                                                                                                                                                            Таблица 1     

Характерные черты героя

                       Былина

«Алеша Попович  и Тугарин   Змеевич»

          Анимационный фильм

     «Алеша Попович и Тугарин»

Сила

  1. Силен духом: отправляется на борьбу с «силушкой поганой» один

Вся «сила» уходит на то, что

  1. изувечил бабку;
  2. вывернул дерево с корнем;
  3. « на борьбу» с ветками, цветами, грибами, которые рубит мечом;
  4. раскидал полчище Тугарина, но главного врага одолеть не смог;
  5. в эпизоде, когда бабка несет Ослика, не проявляет свою силу и мощь

Смелость

  1. отправляется в Киев-град, чтоб оборону держать;

вступает в смертельную битву с силой вражеской: «Высота у собаки трех сажен…»

Грамот-ность

  1. Алеша Попович «грамоте поученный человек»
  1. не умеет читать: надпись на указательном камне читает Тихон

Решитель-ность

  1. на бой отправляется один, даже не на коне, а пешком
  1. принимает решение защитить город от врагов

Ум

  1. на пиру ведет себя скромно, отказывается от места рядом с князем Владимиром;
  2. придумывает хитроумный план, как одолеть «собаку Тугарина»
  1. непутевый, т.к. закрывает вход в пещеру большим камнем, который катится вниз и разрушает все постройки

Находчи-вость

Остроумие

  1. спрятавшись под коня Тугарина Змеевича, побеждает врага;
  2. приносит «Тугарина буйну голову» к князю Владимиру и предлагает использовать ее как пивной котел
  1. расправляется с сонными врагами

Трусость

             ---------

  1. испугался, когда увидел войско Тугарина, но потом все же взял «себя в руки»

Глупость

  1. попадает в нелепые ситуации (сдвинул камень, который покатился и разрушил постройки)
  2. не умеет ориентироваться на местности (пошел через пещеру на бой с Тугариным, а вернулся обратно в город)

                                                                                                                                                                                 Итак, единственное, что в этом фильме совпадает с былинным сюжетом и характеристикой богатыря, - это отдельные сюжетные линии (богатырь отправляется на борьбу со злыми силами) и имя героя.  Алеша Попович в былине – умный воин, «храбр»-дружинник, для которого смелость, сила духа были профессиональными качествами. Он смелый, решительный, так как на бой с врагом Руси отправляется один и вступает с ним в неравный бой. В схватке он верток, хитер, а в мультфильме герой только хочет быть сильным и смелым, а сам при этом набрасывается на спящего Тугарина, бьется с ним, но победить сразу не смог. Одолеть и связать врага герой смог позднее, а помогли ему спутники: Ослик, Тихон и бабка.  

        Кроме того, если былинный герой грамотный, наделен умом, расчетливостью, то мультипликационный Алеша Попович, наоборот, глупый, ограниченный, выглядит как недотепа. Например, золото, за которым охотился Тугарин, герой спрятал в пещере, надеясь, что Тугарин со своим войском туда забежит, а он вход в пещеру заложит камнем. Но хитроумный план не сработал, так как не были произведены необходимые расчеты, и громадный камень, скатываясь с горы, разрушает город.

       Таким образом, в мультфильме уничижается традиционный образ богатыря,  и у юных зрителей такой «герой» может ассоциироваться с многочисленными охранниками, "братками".  Вслед за Л.В. Торопчиной, кандидатом филологических наук, считаем, что этот мультфильм превращает героическое сказание из истории Отечества в фарс, а герой не дает истинного представления о характере защитника Древней Руси.   [9] 

Былины – память народа о своем героическом прошлом. А без памяти нельзя жить в настоящем и строить будущее.                                               

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Представленное исследование было проведено с целью описания и анализа отличительных и схожих черт русского богатыря Алеши Поповича в былине и анимационном фильме. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: мультипликационный богатырь разрушает идеальный образ защитника Отечества от «силушки поганой», образ русского богатыря Алеши Поповича: ожидаем богатыря-храбреца, а получаем богатыря-труса, ожидаем от богатыря хитрости и смекалки – получаем глупость и ограниченность, ожидаем увидеть богатырского коня – видим щупленькое созданье, правда, говорящее, как нередко бывает в сказках.  

Кроме того, русский богатырь находит применение своим способностям: ум, сила, остроумие и находчивость проявляются непосредственно в бою с Тугариным, а мультипликационный персонаж попадает в нелепые и смешные ситуации. Былинный Алеша Попович хотя порой хвастлив, беззаботен, но он сильный, смекалистый, по-настоящему храбрый воин, а герой мультипликации  карикатурен, смешон, хотя неоднократно повторяет фразу: «Отведай-ка силушки богатырской!». Но «сила» проявляется в «борьбе» с ветками,     муравьями, грибами, а одолеть страшного обидчика Руси помогли спутники героя.

           Нельзя считать мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» героическим, патриотическим, что периодически подчеркивают авторы. Осмеян образ богатыря, создана пародия на жанр русского героического эпоса.  Вряд ли нам стоит гордиться фильмами и героями, которые выставляют нацию на посмешище.

                                           

                                          Список литературы

  1. Рыбаков Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков - Москва.: «АиФ Принт», 2003 -  

http://lib.ru/HISTORY/RYBAKOW_B_A/

  1. Былины: книга для внеклассного чтения / предисл., сост. и коммент. Ю.Г. Круглова. – Москва: Просвещение, 1985. – С. 3-5
  2. Балашов Д. М., Новичкова Т. А. Русский былинный эпос / Былины: в 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: 2001—.Т.1: Былины Печоры: Север Европейской России. — 2001 - http://www.byliny.ru/biblio/balawov-1

  3. В.Я. Пропп. Русский героический эпос / В.Я. Пропп - М.: 1958. –  http://www.byliny.ru/biblio/propp/alesha-i-tugarin

  4. Библиотека русского фольклора. Былины. М.: Советская Россия, 1988. – С. 91

  5. Российские универсальные энциклопедии: Брокгауз-Ефрон и Большая Советская Энциклопедия - объединенный словник - http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/

  6. Травина Е.М. Миф о трех богатырях: творение Российской империи / Е.М. Травина // Нева. – 2008. - № 12. – С. 36-39.
  7. Митин Д. О. Ростовский храбр Александр Попович: к вопросу об историческом прототипе Алеши Поповича / Д. О. Митин // На земле преподобного Сергия Радонежского. - Ростов Великий: [б. и.], 2006.- С.152-163; Сообщения Ростовского музея. - Ростов: [б. и.] - http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/017/mitin01.html
  8. Торопчина Л.В. Возвращение к истокам, или вновь о героях русских былин / Л.В. Торопчина \\ 1 сентября. Литература. – 2010. - № 10. – С. 12-14.
  9. Википедия http://ru.wikipedia.org
  10. Елена Петрова. Константин Бронзит - имя в мировой анимации. -(http://www.cartoonia.ru/entsiklopediya-karikatury/b/bronzit-konstantin-bronzit-konstantin).
  11. Алексей Фанталов. Анимация: Алеша Попович и Тугарин Змей. –(http://politolog.h11.ru/zmey.htm).


Поделиться:

По морям вокруг Земли

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Астрономы получили первое изображение черной дыры

Акварельные гвоздики

Музыка космоса