• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”»

Опубликовано Денисенко Альвина Альфредовна вкл 27.03.2012 - 13:15
Денисенко Альвина Альфредовна
Автор: 
: ученицы 10б МБОУ башкирского лицея им. М. Бурангулова Рыбченко Карина и Калачева Екатерина

 

Проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”

Рыбченко Карина Сергеевна

Калачева Екатерина Александровна

10б  класс, МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова

МР Альшеевский район

Руководитель ДенисенкоА.А

 

 

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Почему? На эти вопросы мы пытались ответить в своей работе.

Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, год 50-летия обеих организаций, Международным годом Толерантности.

Актуальность исследования:Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом,  либо в поликонфессиональном,   либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Цель исследования: исследование проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”.

Объект исследования: принцип толерантности в общении между обществом и ‘’иными детьми’.

Гипотеза: толерантность в общении между обществом и “иными детьми”  находится в кризисе и нуждается в развитии.

Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ литературы.
  2. Эмпирические – беседа,  анкетирование, анализ продуктов деятельности  учащихся.
  3. Математические – обработка информации.

Этапы научного исследования:

  1. Изучение научной литературы.
  2. Планирование системы работы по изучению проблемы  толерантности в общении между обществом и “иными детьми”.
  3. Анкетирование учащихся. Сбор и обработка фактического материала.
  4. Оформление фактического материала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_obshchestvo_nauchka.pptx1.21 МБ
Файл nauchka_obshchestvo1.docx526.49 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа по теме: «Проблемы толерантности в общении между обществом и “ иными детьми ” » Выполнили: ученицы 10б МБОУ башкирского лицея им. М. Бурангулова Рыбченко Карина и Калачева Екатерина Руководитель: Денисенко А.А.

Слайд 2

Введение «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю» Антуан Сент – Экзюпери

Слайд 3

Цель исследования : исследование проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми ”. Объект исследования : принцип толерантности в общении между обществом и ‘’иными детьми’. Гипотеза : толерантность в общении между обществом и “иными детьми” находится в кризисе и нуждается в развитии. Методы исследования : Теоретические – анализ литературы. Эмпирические – беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся. Математические – обработка информации.

Слайд 4

Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества

Слайд 5

tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul ’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Слайд 6

Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.

Слайд 7

Инвалиды, психически больные и толерантность Рекомендации обратиться к специалисту такого рода как психиатр воспринимается как жестокое оскорбление.

Слайд 8

Основные группы заболеваний ребенка-инвалида: Основные группы заболеваний ребенка-инвалида: Нервно-психические заболевания; Заболевания внутренних органов; Поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях; Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов; Поражение и заболевания органов слуха; Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; Эндокринные заболевания.

Слайд 9

социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов; при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться; выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей; трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.­), что приводит к изоляции инвалида; отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями); сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.­); отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики. отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

Слайд 10

Инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Слайд 11

Социальная защита детей-инвалидов Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе

Слайд 12

Межконфессиональная толерантность в обществе Нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности сегодня характерно для многих стран мира, поэтому становится актуальной проблема формирования гуманизма и толерантности в обществе

Слайд 13

Современное положение и практика Во многих странах мира существуют законы в рамках конституций этих стран явно запрещающие государству принимать участие в определённых актах религиозной нетерпимости или предпочтения в пределах границ данного государства. Тем не менее, в некоторых других странах может существовать религиозная предпочтительность, вызванная, например, признанием одной или более религий государственными.

Слайд 14

Религиозная нетерпимость — это нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым.

Слайд 15

Социальный опрос Опрашиваемые: учащиеся классов МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова

Слайд 16

В 10Б классе участвовало 17 человек.

Слайд 19

Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, при том есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

Слайд 20

В 10В классе участвовало 16 человек

Слайд 23

Вывод : никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом почти половина, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

Слайд 24

В 9б классе участвовало 19 человек

Слайд 27

Вывод : никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

Слайд 28

В опросе 11а и 11б классов участвовало 36 человек

Слайд 31

Вывод: некоторые из участников относятся плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

Слайд 32

Толерантность как проблема воспитания Толерантность – это фактор, стабилизирующий личность изнутри, а также и извне, как фактор, направляющий отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой, который сегодня очень важен.

Слайд 33

Философ Ю.А.Шрейдер : « Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».

Слайд 34

Исходные принципы толерантности : 1) отказ от насилия ; 2) добровольность выбора; 3) умение принудить себя, не принуждая других; 4) подчинение законам, традициям и обычаям; 5) принятие Другого.

Слайд 35

Выводы по исследовательской работе Нетерпимость, действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Современный мир нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации. Поэтому необходимо решение следующих задач: 1.Развитие нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности; 2 . Разработка действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения 3.Совершенствование и развитие методологических основ политики в области становления гражданского общества . 4 . Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе; 5.Разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе; 6 . Разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях. И все это нужно осуществлять уже с раннего возраста, ведь все правила жизни для того или иного человека, берут начало еще с самых малых лет.

Предварительный просмотр:

Министерство образования  Республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего»

Секция: Обществознание

Научно-исследовательская работа по теме:

Проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”

Рыбченко Карина Сергеевна

Калачева Екатерина Александровна

10 класс, МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова

МР Альшеевский район

 

Руководитель

Денисенко Альвина Альфредовна

с.Раевский 2011-2012 учебный год

Оглавление

  1. Введение……..…………………………….…………………………..…...3
  2. Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества6
  3. Инвалиды, психически больные и толерантность…..………………...…9
  4. Социальная защита детей-инвалидов………………………….………...12
  5. Межконфессиональная толерантность в обществе……………………14
  6. Социальный опрос………………………………………………………..19
  7. Толерантность как проблема воспитания………………………….……25
  8. Выводы по исследовательской  работе………………………………….28
  9. Список литературы……………………………………………………….30

Введение

«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».

Антуан Сент – Экзюпери.

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна  быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе  происходит активный рост агрессивности, экстремизма,  конфликтов. Почему? На эти вопросы мы пытались ответить в своей работе.

Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год, год 50-летия обеих организаций, Международным годом Толерантности.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом,  либо в поликонфессиональном,   либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось порождение осознания политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Слишком много конфликтов быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно.

Естественно, данная проблема волнует правительства,  общественность, конечно и нас. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?

Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность.

Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющейся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось в  действиях террористов на Северном Кавказе, всплесках ксенофобии, фашизма,  фанатизма и фундаментализма, конфликтах на Ближнем Востоке, событиях в Южной Осетии, недавних событиях в Греции, акциях протеста во всем мире. Эти явления в крайних формах своего проявления выражаются в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.

В связи с особой актуальностью проблемы в России по заказу Министерства Образования была разработана федеральная целевая программа «Формирования установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 гг.

В нашей исследовательской работе под термином “иные дети” мы будем рассматривать именно: детей-инвалидов и детей социально-отделенных на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности.

Цель исследования: исследование проблемы толерантности в общении между обществом и “иными детьми”.

Объект исследования: принцип толерантности в общении между обществом и ‘’иными детьми’.

Гипотеза: толерантность в общении между обществом и “иными детьми”  находится в кризисе и нуждается в развитии.

Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ литературы.
  2. Эмпирические – беседа,  анкетирование, анализ продуктов деятельности  учащихся.
  3. Математические – обработка информации.

Этапы научного исследования:

  1. Изучение научной литературы.
  2. Планирование системы работы по изучению проблемы  толерантности в общении между обществом и “иными детьми”.
  3. Анкетирование учащихся. Сбор и обработка фактического материала.
  4. Оформление фактического материала.

   

Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности между обществом и “иными детьми” необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность». 

Для русского языка слово “толерантность” - относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин в общественном сознании не имеет. В различных словарях, энциклопедиях, соответствующих научных работах даются практически одинаковые по сущности определения этого понятия, которые различаются в основном по полноте описания его конкретных составляющих  и проявлений.

Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:  

tolerancia (испанский) – cпособность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;  

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; 

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; 

kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; 

tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. 

Так в «Новой философской энциклопедии» (Москва. «Мысль».2001 г.) толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

В « Социологическом энциклопедическом словаре» (Москва, ИНФРА М-НОРМА, 1998 г.) даётся следующее определение: «Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО. 1995 г.) она определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися между собой по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». 

Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Необходимо чётко различать понятия «терпимость» и «терпение» (в их социальном понимании). Терпение – уровень, психологический порог восприятия личностью (общественными слоями, группами) неблагоприятных для неё социальных, духовных и других воздействий, выше которого она теряет психологическую и волевую стабильность и способна к непредсказуемым действиям.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

Для любого, а особенно для социологического анализа данного явления важно не только вывести её общую дефиницию, но и выделить конкретные уровни толерантности «чуждому», «иному» и к его носителям.

В исследованиях следующим образом определяются эти уровни: активное осуждение, требование применения к «иному» репрессивных мер; осуждение, требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета «чуждого», но без применения репрессивных мер; безразличное отношение к «чуждому», «иному»; неприятие «чуждого», но уважительное отношение к нему и его носителям; действенное уважение к «чуждому», «иному», борьба за то, чтобы оно не отторгалось в обществе и имело полное право быть достойно в нём представленным.

Первые два уровня характеризуют личность (общество) с отрицательными мировоззренческими и нравственно-психологическими установками на терпимость. Третий – с незрелыми установками. Четвёртый-пятый – с разной степенью развитой толерантностью.

Можно сформулировать несколько иные уровни толерантности, но в любом случае для исследования, анализа важно достаточно чётко представить себе, в каком случае необходимо характеризовать её как достаточно низкую, в каком – среднюю, в каком высокую.

Роль  и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.

Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.

 Исходя из этого, во многих социологических  и политологических теориях уровень, степень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Именно поэтому в практике реального политического процесса, государственного управления его формированию всегда уделялось особое внимание.

Можно вспомнить в связи с этим и борьбу за свободу совести сторонников Реформации (М.Лютер) и призыв к уважению инакомыслящих Ф.Вольтера, П.Бейля, и трактовку толерантности с точки зрения политического утилитаризма М.Монтеня и Ж.-Ж.Руссо и борьба за практическое воплощение идей толерантности в жизнь общества в эпоху Просвещения, и, конечно, усилия философов и практиков либерализма.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.

Непременным условием для эффективного осуществления этих и других программ является, прежде всего, чёткое понимание сегодняшнего состояния толерантности в российском обществе: её уровень в целом, по отдельным направлениям, тенденции изменений и другие параметры.

Инвалиды, психически больные и толерантность

В наш век стрессов и страстей, распространенность психических заболеваний велика и продолжает расти. Причем это касается  главным образом психических расстройств, занимающих промежуточное положение между психической нормой и выраженными нарушениями психики. Так называемая «пограничная» или «малая» психиатрия, в смысле уровня психических расстройств, стала необозримой сферой познания и применения.

Естественнонаучное объяснение психических болезней (на западе – психоанализ) в нашей стране присутствует в очень ограниченном количестве. Люди боятся, а подчас просто не хотят взглянуть внутрь себя, в глубины своего подсознания. Боязнь душевных недугов имеет глубокие корни в психике человека. В нашем обществе они разрослись огромной кроной, когда к естественному страху заболеть добавились опасения получить « диагноз». Результат всех этих страхов  - мягко скажем, нелюбовь психиатрии и полнейшая запутанность в терминологии.

Основное предубеждение заключается в том, что психиатры лечат только «сумасшедших». Быть их пациентом позорно и допустимо в самом крайнем случае. Рекомендации обратиться к специалисту такого рода воспринимается как  жестокое оскорбление. Душевнобольной и «дурак» в этом понимании практически синонимы. Чтобы обидеть человека,  его называют сумасшедшим, ненормальным, или просто психом. О какой толерантности можно говорить?

У детей-инвалидов все по другому и развитие и восприятие мира и поведение, они не такие как все. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги, врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1. Степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2. Степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3. Степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4. Степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).

Основные группы заболеваний ребенка-инвалида:

  1. Нервно-психические заболевания;
  2. Заболевания внутренних органов;
  3. Поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;
  4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;
  5. Поражение и заболевания органов слуха;
  6. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;
  7. Эндокринные заболевания.

По этому внушительному списку можно догадаться, что очень многие заболевания вызывают инвалидность. Эти болезни оставляют «огромный след» в поведении ребенка, в его восприятии, в отношениях с окружающими  и родителями, в ощущениях, создают определенные барьеры для ребенка и его семьи.

Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие основные проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):

  1. социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;
  2. при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;
  3. выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
  4. трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п. ), что приводит к изоляции инвалида;
  5. отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
  6. сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п. );
  7. отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

В этом списке (опубликованном выше) лишь малая часть проблем детей-инвалидов, в повседневной жизни их во много раз больше. К сожалению, решить их не так уж просто.

Итак,  инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Социальная защита детей-инвалидов

Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с не резко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них – дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи, психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию.

Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений.

Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.

В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % -- с нарушениями умственного и психического развития; 20 % -- с соматической патологией; 9,6 % -- с нарушением зрения; 14,1 % -- с нарушением слуха. Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов, в Москве создавались рабочие места для подростков-инвалидов и т.д.

Межконфессиональная толерантность в обществе

        Нетерпимое отношение людей друг к другу на почве религиозного предпочтения и национальной принадлежности сегодня характерно для многих стран мира, поэтому становится актуальной проблема формирования гуманизма и толерантности в обществе. Актуальна она и для России, страны многоконфессиональной и многонациональной. Только в Государственном реестре Минюста на 1 января 2003 года были зарегистрированы 21448 религиозных организаций, представляющих более 60 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, большое число религиозных организаций и групп действуют без регистрации, без статуса юридического лица. Сейчас практически в каждой области, крае, республике проживают люди как минимум 50-60 национальностей, последователи 20-30 конфессий или религиозных направлений. Естественно, что в России, особенно на современном этапе её развития, с резкими социальными и духовными изменениями в жизни общества, остро необходимо формирование толерантного сознания. Важно отметить, что члены общества живут и действуют на границах нескольких культур, поэтому им всем необходима межкультурная компетентность. Госпожа Нирмала Шривастава в своей книге «Метосовременная эпоха» пишет: «Все религии с древнейших времён говорили, что мужчина или женщина с помощью религии должны очищать свой ум через праведную жизнь. Цель всех религий состояла в том, чтобы установить баланс в каждой из дорог, по которым пойдут искатели, чтобы подготовить их к восхождению…

        Межкультурная компетентность, открытость по отношению к идеям и социокультурным ценностям других народов – непременное условие становления и развития гражданской зрелости населения. С нашей точки зрения, толерантность – важная форма поведения члена общества, выражающая его гражданскую позицию. Человек, обладающий толерантным сознанием  устойчив психически и эмоционально, у него низкий уровень тревожности, развитое чувство эмпатии, этнические предрассудки отсутствуют, он отличается широтой мышления, исходит из того, что все люди равны, у него активная жизненная позиция, он дисциплинирован и ответственен.

        Развитие толерантности связано с воспитанием чувств, способности к сопереживанию, сочувствию. Конечно, оно происходит с помощью формирования поведенческих моделей толерантного сознания. И одним из путей их формирования является духовное совершенствование личности.

        Как было отмечено, личность, обладающая толерантным сознанием, характеризуется низким уровнем тревожности, развитым чувством эмпатии. Постигая эмоциональные состояния другого человека, он переживает и сочувствует ему. Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, даёт человеку правильные социальные ориентиры.

   Религиозная нетерпимость — это нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым. Она проявляется как на культурном уровне, так и в качестве части догмы некоторых религиозных групп.

Простое утверждение от лица религии, что её собственная система верования и практики является правильной, а любые противоречащие ей верования являются неправильными, не представляет собой религиозную нетерпимость. В истории было много случаев, когда основные религии терпимо относились к другим практикам. Религиозная нетерпимость — это когда группа (общество, религиозная группа) отказывается терпимо относиться к практикам, личностям или верованиям на религиозной основе.

Религиозная нетерпимость может быть как исключительно религиозной, так и служить прикрытием для скрытых политических или социальных мотивов.

Современное положение и практика

Во многих странах мира существуют законы в рамках конституций этих стран явно запрещающие государству принимать участие в определённых актах религиозной нетерпимости или предпочтения в пределах границ данного государства. Например, первая поправка к конституции Соединённых Штатов, 4-я статья основного закона Германии. Следует отметить, что такие конституционные положения не обязательно гарантируют, что религиозная нетерпимость будет отсутствовать во всех элементах государства во все времена, и практика может широко отличаться от страны к стране.

Тем не менее, в некоторых других странах может существовать религиозная предпочтительность, вызванная, например, признанием одной или более религий государственными. В Финляндии, например, государственными религиями являются Евангелическая лютеранская церковь Финляндии (англ.) и Финляндская православная церковь, хотя право свободного вероисповедания защищено 11-ой статьёй конституции Финляндии (англ.).

В некоторых странах существуют законы о богохульстве,  которые иногда могут являться способом оправдать религиозную нетерпимость. В то время как в некоторых странах существуют законы, запрещающие любые формы богохульства (как в Германии, где в 2006 Манфред ван Х. (англ.) был осуждён за богохульство в отношении ислама).

ООН защищает право на свободу вероисповедания в 18-ой статье Всеобщей декларации прав человека, а во 2-ой статье запрещает дискриминацию на религиозной почве. В 18-ой статье также разрешается право поменять религию. Эта декларация юридически не обязательна к исполнению, но в 1998 г. США приняли Международный акт религиозной свободы (англ.), создав Международную комиссию религиозной свободы (англ.) и приказав правительству США принимать меры против любой страны, уличённой в нарушении религиозных свобод описанных во Всеобщей декларации прав человека.

В годовом отчёте о международном положении относительно религиозных свобод за 2000 год Государственный департамент США упомянул Китай, Мьянму, Иран, Ирак и Судан как страны, в которых преследуют людей за их религиозные взгляды и практику. В отчёте, который охватывает период с июля 1999 по июнь 2000, описывается политика США в отношении стран, в которых происходит нарушение права на свободу вероисповедания с точки зрения Государственного департамента США. Адвокационная группа «Фридом Хаус» в 2000 году предоставила отчёт «Религиозная свобода в Мире», в которой классифицировала страны взяв как критерий степень религиозной свободы в них. Страны, получившие 7 баллов, означающие наименьший уровень религиозной терпимости к другим религиям в этих странах, были Туркменистан, Иран, Саудовская Аравия, Судан, Мьянма и Северная Корея. Китай получил 6 баллов, хотя Тибет был отдельно включён в категорию 7. Страны, получившие 1 балл, означающий наивысший уровень религиозной терпимости, были Эстония, Финляндия, Ирландия, Нидерланды, Норвегия и США.

В тех странах, которые открыто, поддерживают религиозную терпимость, существуют дебаты относительно границ толерантности.

 Во Франции за разжигание религиозной ненависти могут осудить на срок до 18 месяцев тюремного заключения. Попытки лейбористской партии Тони Блэра принять аналогичный закон в Великобритании, были брошены в апреле 2006 после того, как этот закон критиковали как нарушающий свободу слова. В штате Виктория в Австралии в соответствие с Законом о расовой и религиозной терпимости (англ.) нарушением закона является поведение, которое разжигает вражду, неуважение, отвращение или резкое осмеивание других людей или групп на почве религиозных верований.

 В период с 2001 по 2010 год Всемирные сообщества ООН и ЮНЕСКО предлагают усилия всего человечества направить только в русло мира и ненасилия, основные принципы которых необходимо заложить в пирамиду поведения каждого государства, всего общества и отдельной личности.

Основой этой пирамиды поведения должен выступать «универсальный» менталитет общества, в котором соцкультурная толерантность, с её структурной компонентой-межконфессиональной толерантностью занимают доминирующее положение. Идеи толерантности в целом и религиозной толерантности в частности, являются не только условием и фактором развития демократического общества, но требуют также от этого общества разработки механизмов своей материализации. Механизмы материализации религиозной толерантности закладываются государственно-церковными отношениями и межконфессиональной культурой общества.

В основе своей, современное общество пришло к порогу социальной нетерпимости, с одной стороны, а демократическая основа развития диктует необходимость межконфессиональной толерантности в обществе, с другой стороны, что в свою очередь требует четко очертить границы, как порог терпимости.

Чрезвычайно сложным является соотношение двух ветвей одной проблемы: правовое требование свободы совести, из которого напрямую вытекает веротерпимость или межконфессиональная толерантность общества, и законное требование со стороны государственных и религиозных организаций ограничения толерантности. Возникает очень деликатный, но ключевой вопрос: в отношении, каких религиозных организаций или общин, или культов требуется по условиям национальной и религиозной безопасности ограничения в толерантности?

Этот вопрос настолько серьёзный, что диктует необходимость срочного и обязательного концептуального решения на уровне принятия закона о религиозной безопасности, а также разработки самостоятельной концепции религиозной безопасности. Последняя напрямую связана с доктринами экономической, политической и личной безопасности.

В этой связи, возможно, выделить несколько уровней рассмотрения поставленной проблемы, поскольку реализация принципов религиозной безопасности, так и в сфере государственно-церковных и межконфессиональных отношений.

Поскольку вопросы свободы совести заявлены в качестве приоритетного направления внешней политики США, Россия просто обязана законодательно определить границы религиозной толерантности с учётом сохранности интересов государства, общества и личности. Однако, законодательных актов недостаточно для формирования в обществе менталитета с явно выраженной толерантностью и понимании его границ. Ясно, что в российском обществе, которое много лет находилось перед фактором неизвестности дальнейшего развития, нестабильности во всех сферах жизнедеятельности, доминировали настроения тревоги и нетерпимости, породившие многочисленные факты насилия и экстремизма. Кроме того, нельзя забывать, что на полтора десятилетия был прерван процесс воспитания в обществе толерантной личности.

        

 

Социальный опрос

Опрашиваемые: учащиеся  9х, 10х, 11х классов МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова

В 10Б классе участвовало 17 человек.

Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, при том есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

В 10В классе участвовало 16 человек

Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом почти половина, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

В 9б классе участвовало 19 человек

Вывод: никто из участников не относится плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

В опросе  11а и 11б классов участвовало 36 человек

           

Вывод: некоторые  из участников относятся плохо к детям-инвалидам и детям другой национальности, притом есть такие, кто не знает о том, что означает «толерантность», а значит, есть смысл проводить мероприятия, связанные с толерантностью в обществе.

Толерантность как проблема воспитания

Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого общества в человеке».  

Толерантность как фактор, стабилизирующий личность.

Толерантность – это фактор, стабилизирующий личность изнутри, а также и извне, как фактор, направляющий отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой, который сегодня очень важен. Однако в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что ещё более важно. Поэтому, занимаясь проблемой воспитания толерантности в обществе, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и, что важно, работать с ними параллельно.

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разног уровня.

Исходные принципы толерантности:

1)отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

2)добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;

3)умение принудить себя,  не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;

4)подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение закона, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

5)принятие Другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Важность поиска путей воспитания толерантности

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.

Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», - сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» - возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Возможно, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой для психологов и весьма важной для развития толерантности.

                

Выводы по исследовательской  работе

В нашей работе, изучив достаточно обширный список литературы, проведя социологический опрос среди, проанализировав эти исследования, мы пришли к следующим выводам:

Нетерпимость, действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная  на уровень коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.

Современный мир нуждается в более  адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации.

 Поэтому необходимо решение следующих задач:

 1.Развитие нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;

2. Разработка действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со средствами массовой информации и их поддержка для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;
— использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;
3.Совершенствование и развитие методологических основ политики в области становления гражданского общества.

4. Разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;

5.Разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;

6. Разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:

а) разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
б) разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
в) разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма;

г) реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

И все это нужно осуществлять уже с раннего возраста, ведь все правила жизни для того или иного человека, берут начало еще с самых малых лет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крестьянинова, Е.Н. Концепция «Культура-цивилизация» /К.Леонтьева // Cб. Философия культуры-97. Тез. докл. На российской научной конф. «Человек в культуре – культура в человеке», посвященной 60-летию В.А.Конева, Самара: «Самарский университет», 1997. С. 164;

2. Цветкова, И.В Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. На Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.151.

3. Шрейдер, Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990. С.7-25. С.8.

4. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов.- М.: 2000. С.7.

5. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. С.24.

6. Цветкова, И.В Идея толерантности и русская культура // Философия культуры-97 // Тез. докл. На Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». Самара, 1997. С.156.

7. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М Прохорова и др. М., 1980. С.1348.

8. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1985. С.357.

9. Лефевр, В.А. От психофизики к моделированию души // Вопр. Философии. 1990. №7. С.25-31.

10. Луковицкая, Е.Г. Неопределённость и толерантность к неопределенности-психологическое определение / Новгород, 1996.- С.16.

11. Шевченко, В. Г. Толерантность общества и безопасность личности / В.Г.Шевченко.–М.: ООО ПКЦ Альтекс, 2008.

12. Интернетные ресурсы:

13. http: //rl-online.ru/info/authors/91.html

14. http: //www.rol.ru/news/misk/news/03/02/11_037.htm

15. http: //dl.biblion.realin.ru/text/11_Bogoslovskij_Sbornik._g.Tobolsk,_2002g/dlya-…


Поделиться:

Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году

Самый главный и трудный вопрос

Акварельные гвоздики

Мороз и заяц

Астрономы получили первое изображение черной дыры