В своей работе Мадина даёт ответы на вопросы:
- Откуда течёт и куда впадает река Иртыш?
- Почему же всё-таки наша река имеет название «Иртыш»?
- Какие ещё легенды, песни и стихи есть об Иртыше?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.56 МБ |
![]() | 169.64 КБ |
Слайд 1
Что я знаю о родной реке? Выполнила ученица 4 «А» класса БОУ г. Омска «НОШ № 35» Молдахметова Мадина Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35Слайд 2
Введение Цель моего исследования: выяснить, что мы знаем о родной реке Иртыш. Гипотеза: Мы предполагаем, если человек интересуется историей своего родного края, то он убеждается в том, что ему есть, чем гордиться и поэтому бережнее относится к родной природе, к Родине.
Слайд 3
Происхождение названия реки Иртыш из тюркских слов "ир" (земля) и "тыш" (рыть), т.е. «роющий землю»; от башкирского "иртыш" — рвущий, разрывающий; из кельтского "ирцис", где "цис" — тюркская передача кельтского "сес" — река. Вывод: по моему мнению, слово «Иртыш» означает «стремительный водный поток».
Слайд 4
Откуда течёт и куда впадает родная река
Слайд 5
Бухтарминское водохранилище
Слайд 6
Канал Иртыш-Караганда
Слайд 7
Откуда течёт и куда впадает родная река
Слайд 8
Лабаз Музей-заповедник “ Торум-маа ”
Слайд 9
Скульптуры в музее Природы и Человека, г. Ханты-Мансийск
Слайд 10
Иртыш в легендах, песнях и стихах «Сын старика Алтая» «Спаситель Ир-тыз» Б.Гвоздев "Ключи от прошлого". Тимофей Белозёров: Владислав Крапивин
Слайд 11
Любите родной край, изучайте его, берегите его, пусть в Иртыше и других реках и озерах будет чистая вода и много рыбы. Спасибо за внимание.
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Начальная общеобразовательная школа № 35»
Городской фестиваль учебно-исследовательских работ
Тема:
Выполнила: ученица 4 класса «А» БОУ г. Омска «НОШ № 35» Молдахметова Мадина Аманжоловна Руководитель: учитель начальных классов Минина Ирина Валерьевна Контактные телефоны: 55-00-28 (рабочий) |
Омск-2012
Содержание
Введение ……………………………………………………………… 3
Основная часть ……………………………………………………….. 4
Происхождение названия реки Иртыш ……………………… 4
Откуда течёт и куда впадает родная река …………………….
Иртыш в легендах и песнях ……………………………………
Современный Иртыш ………………………………………….
Выводы ………………………………………………………………...
Введение
Однажды, на внеклассном занятии «Мой любимый город Омск» мы познакомились с легендой о реке, которая протекает через мой родной город. В этой легенде говорилось о богатыре, которого звали Ир-тыз. Легенда поразила меня своей самобытностью и красотой. В ней была интересная версия о происхождении русла реки Иртыш: «… Протянул Ир-тыз правую руку к высившимся на юге горам, вонзил в них ноготь большого пальца и повел его на север, к равнине, вечно страдавшей от засух, затем дальше, до протекавшей тоже на север большой реки…»
Мне стало интересно:
- Откуда течёт и куда впадает река Иртыш?
- Почему же всё-таки наша река имеет название «Иртыш»?
- Какие ещё легенды, песни и стихи есть об Иртыше?
- Какое значение имеет Иртыш для нашего города?
Цель моего исследования:
выяснить, что мы знаем о родной реке Иртыш.
Задачи:
1.Узнать о значении слова «Иртыш».
2. Узнать откуда течёт и куда впадает река.
3. Познакомиться с легендами и песнями о родной реке.
4. Выяснить, что значит река Иртыш для города Омска.
Гипотеза:
Мы предполагаем, если человек интересуется историей своего родного края, то он убеждается в том, что ему есть, чем гордиться и поэтому бережнее относится к родной природе, к Родине.
Методы исследования:
Анкетирование, поиск информации в сети интернет, в печатных изданиях, анализ и обработка полученных данных.
Основная часть
Эта тема увлекла меня ещё в третьем классе после одного из классных часов, где наша учительница познакомила нас с легендой о богатыре Ир-тызе. После знакомства с этой легендой, у меня возникло много вопросов, но ответы на них Ирина Валерьевна предложила найти самим. И вот я приступила к поиску ответов на вопросы. Я искала ответы в книгах, энциклопедиях, в сети Интернет. В первую очередь я решила узнать о происхождение названия реки.
Как известно, русские пришли в Сибирь в XVI—XVII веках и нашли ее заселенною. На Крайнем Севере, в тундре и лесотундре, они столкнулись с ненцами. В лесной полосе познакомились с ханты, манси и селькупами. В южной части лесной зоны, а также в лесостепи они встретились с различными тюркскими народами.
Я нашла информацию о том, что сибирские аборигены жили по берегам многочисленных таежных речек и крупных озер. Кочуя по огромной территории или живя оседло, они прекрасно ориентировались на местности. Особенно хорошо эти народы знали названия рек, так как реки были единственным путем для передвижения в этом таежном крае. Вот почему названия рек передавались от народа к народу. Сибирские названия рек узнало и русское население, восприняло их и стало употреблять в своей речи. Естественно, что при этом прежние названия изменялись согласно законам русского языка, а часто просто искажались. Именно поэтому многие из них не только непонятны русскому человеку, но и представляют загадку для специалистов, знающих языки сибирских народов.
Я выяснила, что существует много точек зрения относительно названия "Иртыш":
Таким образом, можно было бы сказать, что название Иртыш — тюркоязычное. Первая часть «Ир» в переводе на русский язык означает «Земля», вторая «тыш» - «копать», «сверлить», «рыть». То есть слово «Иртыш» означает в переводе – «землерой».
Но тут я натолкнулась на информацию о том, что некоторые исследователи считают "ир" иранским словом со значением "бурный, стремительный поток". В «Кратком топонимическом словаре» [1] по поводу первых двух толкований сказано: «... это невозможно лингвистически и исторически». С такими выводами согласишься, изучая карту Омской области. В Крутинском районе протекает речушка Ир. Если её имя тюркоязычное, получается, что водный поток назван землёй. А ведь рек, в названиях которых есть звукосочетание «ир», только в Прииртышье было и осталось немало: Ира, Ирикта, Иртечь, также Аир, Балаир, Ваир, Катаир, Спириха, Ачаирка, Сибирка, Темирка. Перечень подобных названий можно продолжить. Нет, в перечисленных именах звукосочетание «ир» нельзя переводить словом «земля».
Вот если бы словом «вода» - тогда другое дело. Далёкие предки иранцев когда-то жили на Среднем Иртыше. В современном иранском языке сохранились слово «ир» - стремительный водный поток.
Теперь о второй части названия реки. То, что звукосочетание «тыш» - тюркоязычное и означает понятие «копать», «сверлить», «рыть» - лишь неубедительная гипотеза. Существует и другая гипотеза, по которой приведённое звукосочетание означает «край», «граница». Я всё-таки больше склоняюсь к гипотезе о том, что происхождение названия имеет иранские корни. Вывод: по моему мнению, слово «Иртыш» означает «стремительный водный поток».
Во время подготовки данной исследовательской работы, я узнала, что истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш — Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь.
Меня поддерживают в увлечении:мама,папа и классный руководитель.
Особенности моего увлечения - это большее знакомство с окружающей средой.
Я продолжу заниматься этим в будущем потому,что я очень увлечена изучением окружающей меня среды.
Часть №2.
Наверно, очень много людей не знают, что легенды сопровождали человечество на всех этапах его развития. В них народ воплощал свой социальный и этический идеал, давал оценку событиям и историческим деятелям, часто расходившуюся с концепциями официальной историографии. Народ творил историю по своим канонам. Для него была важна не точность фактов, а соответствие их общей идее, согласно которой в мире всегда было два начала - добро и зло, и борьба между ними составляла основное содержание истории. Свободно распоряжаясь фактами, народное творчество поразительно глубоко и верно схватывает сущность исторических явлений. Народные эпические предания - яркое художественное явление, в котором исторические реалии и фантазия, правда и вымысел слились так плотно, что зачастую их невозможно разграничить.
Легенда об Иртыше.
Много добра у старика Алтая: сребро-золото, медь, железы — валом навалены в его закромах да подполах.
День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. День и ночь глядят во все стороны ели да кедры: не подобрался бы вор к закромам да подполам.
Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь-Шаню:
"Кабы сын у меня был помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока".
И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти — не по дням, а по часам. Да таким молодцем-богатырем обернулся, любо-дорого посмотреть. Сила в нем так и играет, так и кипит.
Тесно стало молодцу Иртышу в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали его за это землероем-Иртышом.
"Уйми ты своего молодца. Житья не стало. Что ни день, кого-нибудь водяной петлей обовьет, камни сносит, борозды точит — всех нас изотрет", — плакали скалы.
Покачал снеговой шапкой Алтай, насупил брови и давай корить сына:
"Чего- буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро беречь".
"Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, как в темнице. Не сторож я добру твоему. Какой прок от него, коли похоронено оно в камне", — ответил ему Иртыш.
И случись в ту пору: пролетал мимо старый беркут. Услышал, как спорят отец с сыном, не утерпел и опустился на берег, прильнул к студеной иртышской волне и шепнул:
"Прав ты, молодец, давно пора тебе уйти из гор, силу попытать. Давно ждет, не дождется тебя красавица-богатыршаОбь..."
И решил Иртыш бежать с гор.
Темной ночью, когда звезды укрылись от ветра в затишок, а луна закуталась в облако да поеживалась там от холода, разбежался Иртыш, прыгнул и вырвался из котловины в ущелье, разметал, разворотил там камни, что лежали поперек пути, и давай, давай пробиваться вперед.
Проснулся на заре старик Алтай, умылся туманом и только хотел сыну доброго утра пожелать — а сына и след простыл.
Разгневался старик, разбушевался, растрепал и пустил по ветру свои снежные космы, поднял буран и давай вдогонку беглецу швырять скалы. Да только не догнал сына.
А Иртыш не оглядывался, бежал все вперед и вперед и вырвался из гор. Куда ни глянь — ровной скатертью разметалась земля — во все стороны путь свободен.
Призадумался Иртыш: в какую сторону путь-дорогу держать, где красавицу Обь искать. Остановился он, закручинился и слезу горючую пролил.
Пролетали в то время над степью три сестрицы чайки. Увидали молодца в кручине, приникли к его груди и спрашивают:
"Почему, Иртыш, пригорюнился, слезу озером по степи разлил?"
"Да как же мне не горевать, слез не лить? Во все стороны дороги расходятся, и не знаю я, в какую сторону мне путь держать, где Обь красавицу сыскать?"
Помахали чайки крыльями, покачали головами и сказали:
"Спору нет — велика твоя кручина. Да только можно горю помочь. Ту красавицу Обь мы встречали. Держит путь она на полуночь, к Ледовитому морю-океану".
Обрадовался Иртыш и покатил в полунощную сторону — к морю-океану. А на том месте, где пролил он слезу, озеро осталось — Зайсаном прозвал это озеро народ.
Только разбежался Иртыш, чтобы поскорее свидеться с Обью, а навстречу ему камень ползет. То старик Алтай выслал погоню, чтобы сына-беглеца по дороге перенять.
Спешит Иртыш, торопится от камня убежать, а тут еще к нему веселая речонка Бухтарма привязалась. Подобралась — и ну ласкаться. А сама так и бурлит, так и петляет.
"Прими меня, брат Иртыш", — просит Бухтарма.
"Не до тебя, — отмахнулся Иртыш, — видишь, отцовы горы меня настигают".
Захныкала Бухтарма: "Куда же мне теперь деваться, куда воды свои понести?"
Пожалел Бухтарму Иртыш и сказал: "Ладно, будь мне сестрой", — и принял ее.
А алтаевы посланцы по пятам за Иртышом гонятся, уже дорогу начали перебегать, в воду крутыми боками бухнули, сжали, сдушили, да только не сумели они возвратить беглеца.
Понатужился Иртыш, присобрал свою силу, да как вскинулся вперед и вырвался из каменных лап. Так и остались скалы тут стоять да дивиться силе Иртыша. До сих пор стоят, боятся старику Алтаю на глаза показаться.
А Иртыш снова вышел в степь. Конца и краю той степи не было. Солнце выжгло ее травы, высушило земли, выгнало испарину соленую.
"Ну-ка, испей моей водицы", — сказал Иртыш и разлился широко, привольно.
Обрадовалась степь и приникла к иртышской воде горячим сухим телом.
А Иртыш все дальше и дальше уходит на север. И всюду, куда ни приносил он свою воду, оживала земля.
"Не хочу я хоронить свое добро только для себя, как старик Алтай", — говорил он.
И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону.
"Как раз по мне красавица-богатырша!" — сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял, и слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю-океану.
С тех пор идет у них спор "кто чей приток — Иртыш ли Оби или Обь-Иртыша".Но ведь заставил же молодец Иртыш богатыршу Обь течь по своему пути.
Спаситель Ир-Тыз.
Края, по которым теперь протекает Иртыш, в предавние времена были пустынной равниной. На той равнине - ни рек, ни озёр. Когда наступало засушливое лето, что случалось чуть ли не каждые два-три года, травы там выгорали дотла: оттуда убегали звери, улетали птицы, там умирали люди от жажды и голода.
Однажды перед наступлением лета, которое по многим приметам обещало быть особенно беспощадным, кочевники решили разыскать известного им богатыря по имени Ир-тыз. Увидели его отдыхавшим. Упали перд ним на колени, рассказали, какая беда их ожидает. Попросили отогнать от них эту беду.
Поднялся богатырь: голова его оказалась выше облаков, а тень от него упала так далеко, что всю её не увидели бы с высоты своего полёта орлы.
Протянул Ир-тыз правую руку к высившимся на юге горам, вонзил в них ноготь большого пальца и повел его на север, к равнине, вечно страдавшей от засух, затем дальше, до протекавшей тоже на север большой реки. Ноготь богатыря оставил на поверхности Земли широкое и глубокое русло. По нему побежали потоки воды, получившейся от таяния снегов и льда, что покрывали собой каменные хребты. Образовалась новая большая река. Она устремилась на север к другой большой реке, на берегах коей стояли сплошной стеной таежные леса.Пустынная равнина стала цветущей.
Кочевники, по чьей просьбе богатырь помог свершиться чуду, дали новорождённой реке имя Ир-тыз. Через много лет татары, за ними русские, пришедшие на берега этой реки, стали называть её несколько по другому - Иртышом.
ЛЕГЕНДА О ЕРМАКЕ
Владимир Крапивин.
Крупная капля упала на воду
Брызги взлетели, поплыли круги …..
Под начинавшийся шум непогоды
Стали под сенью шатров казаки.
Сосны и ели протяжно скрипели,
Ветер кустарник к земле прибивал,
Волны ,взбегая на берег, кипели,
Мрак все сгущался и гром грохотал.
На берегу на обломке гранита,
Где тонкостволый тростник шелестел
Как монумент из железа отлитый
Славный Ермак неподвижно сидел.
Тихо подкрались к казакам татары ,
В воздухе свистнули тысячи стрел,
И затрубили тревогу фанфары
Яростный бой над рекой закипел.
Мерно качались казацкие челны,
Кланялись мачтами к бурным волнам.
Были казаки решимостью полны:
С боем они пробивались к челнам.
Стиснувши зубы, Ермак отбивался,
Меч свой сжимая железной рукой,
И, отступая, к челнам приближался...
Вот уж он ногу занёс над кормой,
Но оступилась нога атамана:
Глухо под кручей всплеснулся Иртыш...
Вверх поднималися клочья тумана
И пригибался под ветром камыш...
Стихла гроза, облака просветлели...
Плыли средь волн утихавших челны.
В скорбноммолчаньи казаки сидели,
Смерть Ермака вспоминали они.
«Добрая память и вечная слава», —
Кто-то промолвил среди казаков:
Шлемы стальные движеньем усталым
Сняли казаки с поникших голов.
Под затихающий шум непогоды
Мстить за него поклялись казаки.
Крупная капля упала на воду;
Брызги взлетели, поплыли круги.
М.Яворский . Стихотворение о реке Иртыш.
На Иртышском крутом берегу
Годы детства свои вспоминаю,
В своей памяти я берегу
Все богатства сибирского края!
Почему же река обмельчала?
Утомленно, печально течёт,
Не играет волна, как бывало,
Свои песни Иртыш не поёт.
Что случилось с рекою и с нами?
Заросли камышом берега,
Не сияет фарватер огнями,
Серебром не сверкает вода.
И могучий Иртыш, поседевший,
Повидавший за эти века,
Он по нашей вине обмелевший
С той поры, от времен Ермака.
Вместе с ним, через годы и время,
Видев радость и скорбные дни,
Разделяет тяжёлое бремя
Город мой, что стоит на Оми.
Распрямитесь сибирские ели!
Не боясь ни пурги, ни огня,
Пусть утихнут исчезнут метели
И воспрянет Россия моя!
Часть №3
Во время подготовки данной исследовательской работы, я узнала, что истоки Иртыша находятся на границе Монголии и Китая, на восточных склонах хребта Монгольский Алтай. Из Китая под названием Чёрный Иртыш он попадает в Казахстан, проходит через Зайсанскую котловину, впадает в проточное озеро Зайсан. В устье Чёрного Иртыша находится большая дельта. В Зайсан впадает множество рек с Рудного Алтая, хребтов Тарбагатай и Саур. Многократно усиленный этими водами Иртыш вытекает из озера Зайсан на северо-запад через Бухтарминскую ГЭС и следом за ней расположенную Усть-Каменогорскую ГЭС. Ниже по течению находятся Шульбинская ГЭС и город Семипалатинск. Чуть выше Павлодара иртышскую воду забирает канал Иртыш — Караганда, текущий на запад. В районе Ханты-Мансийска Иртыш впадает в Обь.
Главная водная артерия области – река Иртыш. Она прорезает территорию с юго-запада на северо-восток более чем на 1000 километров.На этом протяжении Иртышпринимает ряд притоков.Иртыш берёт началона южных склонах Алтайской горной системы.
Часть №4.
Я хочу вам сказать, что воды Иртыша используются для питания канала Иртыш — Караганда (забор воды из Иртыша в канал в среднем 75 м³/с), для водоснабжения и орошения.Регулярное судоходство на 3 784 км от Усть-Каменогорской ГЭС до устья. Навигация с апреля по ноябрь.
В настоящее время ОАО «Иртышское пароходство» осуществляет многодневные пассажирские маршруты на линиях Омск-Салехард (через Тобольск и Ханты-Мансийск). На период трёхмесячной навигации по этому маршруту ходят теплоходы «Чернышевский» и «Родина». На сегодняшний день это один из немногих сохранившихся речных пассажирских маршрутов в России.
Ниже озера Зайсан на Иртыше построен Иртышский каскад ГЭС включающий в себя Бухтарминскую,Усть-Каменогорскую и Шульбинскую ГЭС.
В 2010 году разработан проект строительства низконапорной плотины севернее Омска — Красногорский гидроузел. Проект осуществляется по целевой программе Омской области «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш». Вдоль Иртыша и в его окрестностях находится большое количество памятников природы, памятников истории и памятников архитектуры, объекты экологического и геологического туризма.
Часть №5.
Конечно, все знают, что Омск богат мостами. В прошлом берега омских рек соединялись деревянными мостами на понтонах – они были в основном пешеходными, но использовались и гужевым транспортом.
Мосты через Иртыш :
1.Железнодорожный мост - построен по проекту Н. А. Белелюбского. Открыт для движения в 1896 году. Рядом с ним 28 сентября 1935 г. был открыт второй железнодорожный мост.
Находится, как и следовало ожидать, возле вокзала. До этого моста без особых усилий можно добраться на прогулочном катере, развернуться и поехать обратно.
2. С 1937 г. до конца 1950-х гг. существовал понтонный мост через Иртыш, соединявший ул. Поселковую (Кировск) и Заводскую (Ленинск).
3. Ленинградский - введен в эксплуатацию 6 ноября 1959 года. Проект Лентрасмостопроекта. Осуществлял строительство мостопоезд № 413.
Ленинградский мост прекрасен своими монументальными и в то же время изящными линиями. Особенно ценен Ленинградский мост тем, что под ним можно гулять. Из-под него открывается хороший вид на него же.
4. Имени 60-летия ВЛКСМ - открытие состоялось 3 ноября 1978 г.
В отличие от Ленинградского, мост 60-летия ВЛКСМ гораздо более легкий и воздушный на вид.
5. Южный автомобильный мост - по южному обводу окружной автомагистрали Омска. Открыт 28 ноября 1991 г. Связал южные границы Ленинского района г. Омска с центром с. Троицкое Омского района. Автор проекта - Киевский филиал Союздорпроекта.
6. В 1993 г.было начато мостоотрядом № 63 строительство моста через Иртыш для Омского метро. В 2005 году он был сдан в эксплуатацию и назван Метромост им. 60-летия Победы.
Совмещенный автодорожный/ метро мост имени 60-летия Победы через р. Иртыш в Омске
Основные характеристики места строительства:
Совмещенный мост через р. Иртыш в г. Омске входит в состав проекта участка первой линии Омского метрополитена от станции «Красный путь» до станции «Автовокзал», включая электродепо. Мост предназначен для пропуска двух линий метрополитена в нижнем уровне и шестиполосного автомобильного движения по верхнему ярусу. Начало проектирования объекта – 1995 г., окончание – 2004 г.
Технические характеристики сооружения:
Русловая часть моста через р. Иртыш запроектирована по схеме 108+3х144+108м. ОАО «Трансмост» разработало конструкцию пролетных строений, состоящих из двух раздельных (вдоль моста) металлических балок коробчатого сечения высотой 7,2м и шириной 7,0м с верхней ортотропной плитой автопроезда и нижней ребристой плитой метропроезда. Каждая из балок предназначена для пропуска одной линии метрополитена в нижнем уровне и трехполосного автомобильного движения по верхнему поясу.
Генеральный подрядчик: ЗАО «Омскстроймост – Мостоотряд-63».
Начало строительства: 1993 г.
Открытие автодорожного движения: октябрь 2005 г.
Открытие движения поездов метрополитена: 2008 год
Мосты выполняют в основном связующе-транспортную роль, но могут решать и рекреационные задачи. Они используются горожанами для прогулок, так как являются весьма удобными смотровыми площадками, с которых открывается чудесный вид на реку и город. Особенно популярны мосты в период такого сезонного явления, как весенний ледоход. Помимо выше сказанного, мосты оказывают воздействие и на развитие ландшафтно-архитектурных комплексов. Так, например, парк им. 30-летия Победы начал закладываться после строительства Ленинградского моста через Иртыш.
Выводы.
Я выяснила, что происхождение названия известной реки Иртыш произошло:
-от слов «ир» (земля) и «тыш» (рыть)
-из тюркского языка "эртишмок" или "эртышмак" (кто быстрее пройдет)
-от башкирского "иртыш" — рвущий, разрывающий
-из кельтского "ирцис", где "цис" — тюркская передача кельтского "сес" — река
-"ир" иранским словом со значением "бурный, стремительный поток".
Я узнала, что легенд, песен и стихотворений о реке Иртыш очень много, например: легенда о Ермаке, легенда о спасителе Иртызе, стихотворение о реке Иртыш.
Также, я выяснила, что истоки реки Иртыш находятся навосточных склонах хребта Монгольского Алтая,а впадает она в проточное озеро Зайсан.
Также я узнала, что над Иртышом расположены следующие мосты:
1.Железнодорожный мост.
2.Понтонный мост.
3. Ленинградский мост.
4.Мост имени 60-летия ВЛКСМ.
5. Южный автомобильный мост.
Значение реки Иртыш для Омска велико. Ее воды используются для орошения и водоснабжения всего области. По Иртышу осуществляется местное судоходство. Вдоль Иртыша и в его окрестностях находится большое количество памятников природы, памятников истории и памятников архитектуры, объекты экологического и геологического туризма.
В заключение нашей встречи я хочу сказать: любите природу, берегите ее, пусть в Иртыше и других реках и озерах водятся рыбы, в лесах живут птицы.
Список использованной литературы:
karelia2010.ru›rossija/04-nazvanie.html;
forum.marketer.ru›contents/nature/reka-irtysh/;
perunica.ru›istoria/570-zagadki-nazvanij-rek.html;
infanata. org›society/history…b.-galjazimov…;
s99-omsk.narod.ru›omsk3/irtish.html;
http://www.karelia2010.ru/rossija/04-nazvanie.html;
«Омская область: природа и хозяйство». Омское книжное издательство 1963г.;
«Речные ворота Омска» Омское книжное издательство 1984г.;
«Язык земли». Западно-Сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1973.
p://www.nashomsk55.ru/ulitsy/347-most
http://www.ggfdnu.org.ua/publ/sbornik_konferencii_2007/landshaftno_arkhitekturnye_kompleksy_doliny_reki_irtysh_kak_rekreacionnye_obekty/10-1-0-430
http://bigus.ru/travels/omsktpl/
katpop.ru›album/omsk/bridges.htm
[1] Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1966 г.
О путнике
Мальчик и колокольчики ландышей
Девчата
Ворона
Можно от Солнца уйти...