• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Секционный доклад на V международной научно-практической конференции "Великая Отечественная война 1941-1945 годов в исторической памяти народа. Тема доклада "Мемориалы Подмосковья"

Опубликовано Кирпитнёва Лариса Борисовна вкл 10.04.2012 - 14:42
Кирпитнёва Лариса Борисовна
Автор: 
Саитов Дамир Артурович, 9 класс ГБОУ СОШ № 37
Данную работу мы посвятили героям, павшим за родину в Великой Отечественной войне. Материалы данной работы представляют результаты совместной поисковой деятельности военно-патриотического клуба «Патриот», созданного на базе музейного актива ГБОУ СОШ № 37 города Москвы и ШВПО «Экипаж» школы № 4 города Калуги. Вот уже 8 лет связывает наши школы крепкая дружба, но родилась эта дружба на основе общих интересов: узнать как можно больше о героях – чекистах, о подвигах отрядов ОМСБОН и её отдельных Героях. Тематика поисковых экспедиций выбрана неслучайно. Уже 37 лет в нашей школе существует музей Боевой Славы, посвящённый ОМСБОН (Отдельной мотострелковой бригады особого назначения), которая была создана в первые дни войны из спортсменов-добровольцев и представителей НКВД для выполнения специальных заданий. Продумывая маршруты поисковых экспедиций, мы планировали посетить места захоронений бойцов отряда и воинские мемориалы. Актуальность данной работы заключается в том, что «Память о нашей Победе священна, и мы никому не позволим забыть, какой ценой завоёвана мирная жизнь на планете в 1945 году". Цель работы: ознакомить с результатами совместной поисковой деятельности военно-патриотического клуба «Патриот», созданного на базе музейного актива ГБОУ СОШ № 37 города Москвы и ШВПО «Экипаж» школы № 4 города Калуги. Задачи работы: воспитание чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Щербаковская средняя общеобразовательная школа

Алексеевский район Белгородская область

Применение здоровьесберегающих технологий как одно из условий формирования здорового образа жизни обучающихся

(доклад)

Докладчик:

Шевченко В.Е.,

воспитатель ГПД

                            «Забота о здоровье ребёнка –это

                       не просто комплекс санитарно-

                           гигиенических норм и правил…

                           и не свод требований к режиму,

                           питанию, труду, отдыху. Это прежде

                           всего забота о гармоничной полноте

                           всех физических и духовных сил, и

                           венцом этой гармонии является

                           радость творчества... Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский

    В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Вопрос здоровья детей и качество образования во все времена и для всех народов был актуальным, а в настоящее время он стоит очень остро. По данным исследований российских ученых численность абсолютно здоровых школьников в начале 21 века составила 15% от общего количества учащихся; 67% детей имеют функциональные отклонения; 15% детей и 25% подростков имеют проблемы с психическим здоровьем. В настоящее время более 1 мил. 300 тыс. учащихся отнесены по состоянию здоровья к специальной медицинской группе [3]. Резко снизилось количество детей, поступающих в первый класс, не имеющих отклонения по всем признакам здоровья. Пугающим фактом является то, что к окончанию школы у многих обучающихся незначительные расстройства здоровья переходят в хронические заболевания. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза психоневрологические отклонения, в 3 раза - патология органов пищеварения

 В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Основная цель работы каждого педагога заключается в создании здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба  здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

  1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
  2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем, усиливающиеся постоянным стремлением самого педагога к самосовершенствованию. То есть, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов, тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям.

Вместе с тем, следует заметить, что здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса. Оно должно рассмариваться в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели образования.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, вузе. Это в целом позволяет ему сформировать систему необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научится использовать полученные знания в повседневной жизни.

Существует десять великих секретов здоровьесберегающей технологии. Они были вырублены маленькими буквами на большом камне в горах Тибета, где были случайно обнаружены путешественником, странствующим в поисках смысла жизни. Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение. Секреты чудом сохранились. Вот эти секреты:

1 Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения.

2.Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

3. Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только обучающихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати.

4.Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык - находить поводы и причины для радости. Способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!). Искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения.

5.Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов.

6.Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья обучающихся их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии.

7.Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании поучаемых результатов.

8.Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.

9.Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании.

10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.

В группе продленного дня  важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами, у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д., а в группе продленного дня дети должны опять сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках, поэтому  детям  необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему  организму пользу.

У воспитателя группы продленного дня есть возможность через определенные мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье обучающихся. Реализацией такой задачи на занятиях в группе продленного дня я и занимаюсь и уже сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе. Элементы системы:

  1. Здоровьесберегающая технология по снятию утомления зрения-  «глазная гимнастика». Цель — восстановление работоспособности зрительного анализатора. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Такая гимнастика способствует расширению зрительно- двигательной активности  с помощью расположенных в пространстве ориентиров: разного рода траекторий, по  которым дети «бегают» глазами. Например, на доске изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. Дети глазами должны нарисовать рисунок.

        

.

  Существуют элементы гимнастики:

  1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  1.  Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
  1.  Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
  2. Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
  3. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
  4. Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

2. Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Цель — снятие утомления мышц, профилактика сколиоза, выработка правильной осанки. Усвоение и применение обучащимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает функционировать всем системам организма и оказывает на них тренирующее действие. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

3. Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений желудочно-кишечного тракта через использование рационального питания школьников. В группе продлённого дня соблюдается режим дня,  детьми применяются навыки личной гигиены, которые играют большую роль в предупреждении ряда заболеваний. В плане моей работы присутствуют беседы по сохранению здоровья обучающихся, например, «Мои друзья — Вода и Мыло», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», «Витамины-наши друзья» и другие.

4. В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

  Свой учебный день в группе продленного дня  мы начинаем с проветривания помещения. Дети сидят за партами с учётом их роста. Практикуется пересадка детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску. Созданы все благоприятные условия в классе: доска зелёного цвета, проведено дополнительное освещение над доской, много комнатных растений.

   Для того чтобы дети были  здоровыми, я использую  оздоровительные мероприятия,  определяю и фиксирую психологический климат в группе, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением обучащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение самоподготовки. Во время самоподготовки провожу физкульминутки. Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха. Я стараюсь их  проводить  с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.Эти оздоровительные минутки проводить необходимо, чтобы обучащиеся не уставали и могли работать на занятиях в полную силу.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения:

  1. формирование осанки,

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2)встать на носочки;

3) поднять руки вверх;

4) зафиксировать положение, постоять  (20 сек.)

  1. укрепление зрения,  
  2. расслабление кистей рук;

 1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

  1. массаж пальцев перед письмом;
  2. дыхательная гимнастика;

Например, упражнение «Водопад»

- Под музыку произносятся слова. Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

   Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

 Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

  1. предупреждение утомления глаз. 
     Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы. Требования:
    -они должны быть разнообразны;
    - проводятся на начальном этапе утомления;
    - предпочтение отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц
    .

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Физкульминутки провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спёртый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений,  открываю форточки, остановливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстёгивают воротнички и принимают исходное положение. Произношу команды чётким, громким голосом. Упражнения, которые выполняются впервые, показываю сама или  заранее подготовленный ребенок. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Во время часа здоровья  я использую игры большой подвижности на свежем воздухе и  в спортивном зале (по погодным условиям). Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. В подвижных играх  дети проявляют творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В подвижных играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, неопознанного.

Например, игра «Хитрая лиса», игра «Мышеловка», игра «Заводила», игра«Пустое место»,  и многие другие. Но больше всего дети любят играть на свежем воздухе в свои любимые подвижные игры как например,  в « Футбол»,  в « Выбивной»,  в « Пионербол».

 В группе продлённого дня ещё провожу физкультурно – спортивные игры. В этих играх дети выполняют каждое упражнение под счёт. Это, например, прыжки, приседания, бег, ходьба.  

Но кроме спортивных игр я ещё провожу викторины :

- « Здоровье сгубишь – новое не купишь».

-  « Друзья здоровья ».

- « Лакомств -  тысяча , а здоровье одно ».

-« Хорошие зубы – залог здоровья ».

-« Если хочешь быть здоров – закаляйся.»

   В зимний период стараюсь, чтобы дети больше времени проводили на воздухе: катаются  на лыжах, на санках и играют в разные игры.  Особенно дети любят играть в такие игры , например,

- « Не уступлю горку ».

-« Защита крепости ».

-« Загони льдину ».

- « Два Мороза».

     Обязательно провожу в группе продлённого дня беседы о здоровье . Это например такие беседы :« Здоровый сон», «В гостях у доктора Неболита», «В гостях у Мойдодыра », «Если хочешь быть здоров – закаляйся », «В здоровом теле- здоровый дух», « Твоё здоровье  - в  твоих руках»,  «Курить – здоровью вредить», «Здоровье – богатство на все времена».

Из бесед учащиеся усваивают  важные термины и понятия: здоровье, режим дня, наркотик, алкоголь, никотин.   

Дети на занятиях всегда активны, организованно выполняют  задания, самостоятельно для себя делают выводы, что каждый человек должен помнить, что его здоровье  во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. Ведь здоровым человеком быть — это очень важно!                                            

      Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Такая работа носит  постоянный продуманный характер, что обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, обеспечивает реализацию определенной системы укрепления и сохранения здоровья у школьников.

      Надеюсь, что все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые я применяю, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Эти здоровьесберегающие технологии помогают мне в решении задач и целей воспитания здоровья у  школьников.

В заключении хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.


Поделиться:

Астрономический календарь. Декабрь, 2018

Какая бывает зима

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Рисуем подснежники гуашью