• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Завтрак"

Опубликовано Людмила Владимировна Савосько вкл 23.04.2012 - 17:17
Людмила Владимировна Савосько
Автор: 
Лукьянова Любовь

что такое завтрак, его значение, материал для анкетирования, результаты, рекомендации, выводы по работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavtrak.doc122.5 КБ
Microsoft Office document icon zavtrak.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:




МБОУ Куропатинская СОШ



Тамбовский район



Амурской области



Четвертая областная открытая конференция проектно – исследовательских работ учащихся



«С чего начинается Родина»













«Так ли важен завтрак?»







Выполнила  ученица 3 класса



Лукьянова Любовь



Руководитель:



учитель начальных классов



Савосько Людмила Владимировна




Содержание

Введение ___________________________________2

  1.   Вступление _______________________________3
  2. Основная часть _________________________4-8
  1. Что такое завтрак и каким он должен быть?____4
  2. Каким должен быть завтрак?_________________4-5
  3. Исследование _____________________________5-8
  4. Как устранить выявленные проблемы?________8
  1. Вывод _________________________________9

Используемая литература _________________10

Введение

Я, Лукьянова Люба, учусь в третьем  классе. Каждое утро, перед уходом в школу, мама мне предлагает позавтракать. Уходя  на работу мама обязательно спросит: «Ты позавтракала?».  Каждый раз я говорю, что есть не хочу, а мама в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему?

   Устав от наших ежедневных споров, я решила провести исследование  «Так ли важен завтрак?» и  разобраться в этом вопросе.

Цель, которую я перед собой поставила в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;

- провести тестирование и обработку данных по теме исследования

- ознакомится в ФАПе с. Куропатино с данными о заболеваниях пищеварительной системы у детей начальных классов.

Гипотеза исследования:

Полноценный завтрак – залог здоровья и успешной учёбы.

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- анкетирование учащихся;

- собеседование.

I. Вступление.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснила, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это  показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль

Здоровье российских школьников.

В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей  до 18 лет.
Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по  классам болезней, которые вы видите на слайде:  
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

 Болезни органов пищеварения, прежде всего,  связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её  составляющих - это завтрак.

II.Основная часть.

2.1  Что же такое завтрак?

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период контрольных работ  или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин  В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

2.2  Каким должен быть завтрак?

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и  наши северные ягоды.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

 Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени учащиеся  проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

2.3  Исследование данного вопроса.

Я привёла требования к организации питания детей и подростков школьного возраста.  А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?  Что говорит о здоровом питании фельдшер Куропатинского ФАПа?

Также я  провела анкетирование учащихся. Были опрошены 34 человек.

  1. Всегда завтракают  дома  – 17 уч. (50%)
  2. Не успевают завтракать каждый день  – 13 уч. (38%)
  3. Отказываются от завтрака – 4 уч. (12%)

 

Давайте узнаем, всё ли едят наши ребята?

  1. В школе едят всё – 22уч. (64%)
  2. В школе едят то, что нравится – 12 уч  (36%)
  3. Дома едят всё – 21 уч. (62%)
  4. Дома едят то, что нравится – 13 уч. (38%)

Ученики считают:

  1. Завтрак необходим – 27 уч. (79%)
  2. Завтрак не обязателен – 7 уч. (20%)

     

По данным анкетирования, можно сделать вывод:

  1. Большая часть учащихся едят всё, что им предлагают как  школе, так и дома. Но дома  мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
  2.  Некоторые ребята не всегда  завтракают    по разным причинам (спешат в  школу, не желают завтракать – отсутствует аппетит).
  3. Хотя в школе у нас бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд и  спешат в буфет за булочкой или шоколадкой. Да я и  сама так делала!!!
  4. Из беседы с  фельдшером Куропатинского ФАПа, я узнал, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.

Я взяла интервью у нашего фельдшера Оксаны Ивановны

 Вот, что она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом  и  сколько выпускников?

(Если в начальных классах это примерно 5 учеников, то к окончанию школы это цифра увеличивается до 7  учеников, причём учащихся в 10,11 классах примерно в два раза меньше по сравнению с начальными классами.)

2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

(Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в ВУЗах)

2.4  Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

* Обратить внимание родителей и учащихся   на рацион  питания детей.

*Рекомендовать родителям и детям два завтрака.  

 * Медицинскому  работнику  провести беседу о важности завтрака.

  *Подготовить  и провести для учащихся начальных классов беседу  «Так ли важен завтрак?».

Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза  подтвердилась. Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.  Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.

Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

III. Выводы.

В результате своего исследования я пришла к такому выводу:

Полноценный  завтрак – это важное составляющее здоровья, а значит и умственных способностей.

Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. 

Я затронула  пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!   И возможно это станет темой моего следующего исследования.

Список литературы:

1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.

3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
5. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.


Предварительный просмотр:

МБОУ Куропатинская СОШ

Тамбовский район

Амурской области

Четвертая областная открытая конференция проектно – исследовательских работ учащихся

«С чего начинается Родина»

«Так ли важен завтрак?»

Выполнила  ученица 3 класса

Лукьянова Любовь

Руководитель:

учитель начальных классов

Савосько Людмила Владимировна

Содержание

Введение ___________________________________2

  1.   Вступление _______________________________3
  2. Основная часть _________________________4-8
  1. Что такое завтрак и каким он должен быть?____4
  2. Каким должен быть завтрак?_________________4-5
  3. Исследование _____________________________5-8
  4. Как устранить выявленные проблемы?________8
  1. Вывод _________________________________9

Используемая литература _________________10

Введение

Я, Лукьянова Люба, учусь в третьем  классе. Каждое утро, перед уходом в школу, мама мне предлагает позавтракать. Уходя  на работу мама обязательно спросит: «Ты позавтракала?».  Каждый раз я говорю, что есть не хочу, а мама в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему?

   Устав от наших ежедневных споров, я решила провести исследование  «Так ли важен завтрак?» и  разобраться в этом вопросе.

Цель, которую я перед собой поставила в исследовании – определить значение завтрака для учащихся начальных классов.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;

- провести тестирование и обработку данных по теме исследования

- ознакомится в ФАПе с. Куропатино с данными о заболеваниях пищеварительной системы у детей начальных классов.

Гипотеза исследования:

Полноценный завтрак – залог здоровья и успешной учёбы.

Методы исследования:

- теоретическое исследование;

- анкетирование учащихся;

- собеседование.

I. Вступление.

Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно-популярной литературе, в Интернет-сети, я выяснила, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний.  Доктор Рошаль считает: "Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это  показала проведенная диспансеризация", - сказал Л. Рошаль

Здоровье российских школьников.

В ходе Всероссийской диспансеризации осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей  до 18 лет.
Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по  классам болезней, которые вы видите на слайде:  
- болезни крови и кроветворных органов - 32%;
- болезни эндокринной системы - 31%;
- болезни костно-мышечной системы - 26%;

из них:
- болезни органов пищеварения - 25%;
- болезни системы кровообращения - 24%.

 Болезни органов пищеварения, прежде всего,  связаны с состоянием питания школьников.

Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её  составляющих - это завтрак.

II.Основная часть.

2.1  Что же такое завтрак?

За́втрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда; пища, приготовленная для утренней еды. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период контрольных работ  или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин  В 6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Обратите внимание, этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, в абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

2.2  Каким должен быть завтрак?

Специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов.

Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут цитрусовые (при условии, что у ребенка нет на них аллергии), гранаты, а также черешня, клубника и  наши северные ягоды.

Зерновые продукты. В них содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.

Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка.

 Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени учащиеся  проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.

2.3  Исследование данного вопроса.

Я привёла требования к организации питания детей и подростков школьного возраста.  А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?  Что говорит о здоровом питании фельдшер Куропатинского ФАПа?

Также я  провела анкетирование учащихся. Были опрошены 34 человек.

  • Всегда завтракают  дома  – 17 уч. (50%)
  • Не успевают завтракать каждый день  – 13 уч. (38%)
  • Отказываются от завтрака – 4 уч. (12%)

 

Давайте узнаем, всё ли едят наши ребята?

  • В школе едят всё – 22уч. (64%)
  • В школе едят то, что нравится – 12 уч  (36%)
  • Дома едят всё – 21 уч. (62%)
  • Дома едят то, что нравится – 13 уч. (38%)

Ученики считают:

  • Завтрак необходим – 27 уч. (79%)
  • Завтрак не обязателен – 7 уч. (20%)

     

По данным анкетирования, можно сделать вывод:

  • Большая часть учащихся едят всё, что им предлагают как  школе, так и дома. Но дома  мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой.  Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
  •  Некоторые ребята не всегда  завтракают    по разным причинам (спешат в  школу, не желают завтракать – отсутствует аппетит).
  • Хотя в школе у нас бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд и  спешат в буфет за булочкой или шоколадкой. Да я и  сама так делала!!!
  • Из беседы с  фельдшером Куропатинского ФАПа, я узнал, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.

Я взяла интервью у нашего фельдшера Оксаны Ивановны

 Вот, что она ответила на мои вопросы:

1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом  и  сколько выпускников?

(Если в начальных классах это примерно 5 учеников, то к окончанию школы это цифра увеличивается до 7  учеников, причём учащихся в 10,11 классах примерно в два раза меньше по сравнению с начальными классами.)

2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?

(Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО)

3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.

(Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса и дальше в ВУЗах)

2.4  Как устранить выявленные проблемы?

Я считаю, что необходимо:

* Обратить внимание родителей и учащихся   на рацион  питания детей.

*Рекомендовать родителям и детям два завтрака.  

 * Медицинскому  работнику  провести беседу о важности завтрака.

  *Подготовить  и провести для учащихся начальных классов беседу  «Так ли важен завтрак?».

Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что гипотеза  подтвердилась. Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.  Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.

Отдельная тема - выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок  не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь  культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

III. Выводы.

В результате своего исследования я пришла к такому выводу:

Полноценный  завтрак – это важное составляющее здоровья, а значит и умственных способностей.

Если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. 

Я затронула  пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить!   И возможно это станет темой моего следующего исследования.

Список литературы:

1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
2. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.

3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
5. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.


Поделиться:

По морям вокруг Земли

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Одеяльце

Пока бьют часы

Мост Леонардо