• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Кто такая Баба-яга?"

Опубликовано Ирина Владимировна Никитина вкл 28.04.2012 - 0:10
Ирина Владимировна Никитина
Автор: 
Цуканов Никита

Презентация и выступление на школьной конференции "Умники и умницы" Цуканова Никиты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baba_yaga.rar2.21 МБ
Файл vystuplenie.docx18.55 КБ

Подписи к слайдам:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:Кто такая Баба Яга? Цуканов Никита ученик 1Г класса МБОУ СОШ №2им. И. И. Тарасенко Руководитель:Никитина И.В.
Гипотеза: Если Баба-Яга прародительница древних славян, то она является защитницей и берегиней, то есть добрым божеством.
Цель: выявить положительные качества образа Бабы-Яги как защитницы от бед.
Задачи исследования:Собрать информацию о Бабе Яге из литературных и исторических материалов о славянской сказке, мифологии древних Изучить собранную информацию в соответствии с выдвинутой гипотезой. Повести анкетирование одноклассников, чтобы узнать, что они знают о Бабе-ЯгеСделать доклад на тему исследования.
Наш славянский бог и прародитель наш - РОД.
Лада - славянская богиня любви и красоты.
Скатертью дорожка
А в том, что Баба-Яга не всегда была злой.
В чем же тут дело?
Если Баба-Яга была доброй, то кем же она была?
Но как случилось, что добрая прародительница превратилась в сказочную колдунью?
Так добрая Яга стала превращаться в безжалостную старуху-чародейку. Тогда и появилось зловещее имя «Яга». Слово это обозначало печаль, муку тяжкую.
Название сказки
Положительный персонаж
Отрицательный персонаж
«Избушка на курьих ножках»
Обижает зверей
«Баба-Яга и ягоды»
Никого не пускает в лес и жадничает»
Мультфильм «Иван-Царевич и серый волк»
Ест людей
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Хочет съесть мальчика
Мультфильм «Ивашка из дворца пионеров»
Похитила мальчика, чтобы съесть
«Пёрышко Финиста ясна сокола»
Даёт совет Василисе, даёт волшебные предметы
Домовёнок Кузька у Бабы-Яги
Проявляет заботу и любовь к Кузьке
«Гуси-лебеди»

Похищает детей, чтобы съесть
«Царевна-лягушка»
Даёт совет, как одолеть противника (Кощея)
В классе было проведено анкетирование до после презентации
Вывод:
Со старых времен и осталось у известной нам героини часть имени «Баба» и способность научить любого, от Ивана-царевича, до Иванушки-дурачка. Именно к ней и приходят за советом, получением права на собственную жизнь, лечением и всем, что только может понадобиться.
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.
1.Словарь славянской мифологии : происхождение славянской мифологии и этноса/Л.Т.Мирончиков.-Мн.:Харвест,20042. Афанасьев А.Н. Сборник «Русские детские сказки» М., «Детская литература», 1986 3.Бахтин В. «От былины до считалки» Ленинград. 1982- с.67 4.Вакуров В. Н. «Где горшок с кашей» Журнал «Русская Речь» №5 1987 с. 129. 5.Иван Ильин «Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года» 6.Кобяков Д. «Слова и люди» Барнаул.19777.Князева М. «Жила была Курочка Ряба»8.Кузнецов А. «Из времен незапамятных» 9.Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» СПб., 1996. 10.Шанский Н.М. «Краткий этимологический словарь» 11.Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992.12.Пройслер О. «Маленькая Баба Яга» М., «Детская литература», 1997 13.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 14.Усачёв А. «Большая книга Бабы Яги» М., ОНИКС 21век, 2004 15.http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок16.http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа17.http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме18.http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки 19.http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах20.http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах 21.http://wikipendia.ru 22.Http://ru.Wikipedia.Org/wiki/баба-яга
Литература:

Предварительный просмотр:

Выступление.

  1. Когда я был маленьким, мне рассказывали сказки мама или бабушка, а потом  я сам начал их  читать. Для своего исследования я выбрал  Бабу Ягу, ведь это самая первая «страшилка», с которой встречается в жизни  человек. Мне стало интересно, кто такая Баба яга.
  2. Гипотеза. Если Баба Яга прародительница, значит она доброе божество.
  3. Изучая сказки, учёные пришли к выводу, что  в сказке изображён исторический этап, когда люди   занимались охотой, ловили рыбу, собирали съедобные корни, искали мед диких пчел. Если заглянуть в  сказку можно найти истоки  культуры древних славян.
  4. У наших предков было два божества – Род и Лада. Род – наш прародитель, и Лада - мать Богов, покровительница женщин, детей,  богиня Земли. И сейчас в речи мы используем слова: ладно, ладить ладушки, родители, родина, родственники. А есть обряды в нашей жизни о происхождении которых мы даже не догадываемся.
  5. Например, когда машут платком на прощание,  говорят: "Скатертью дорожка".  Когда-то, накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Они уходили из дома по скатерти! А потом ее разрывали на кусочки и махали, показывали, что  память о человеке остались в доме.
  6. Какую же тайну древней  культуры хранит русская сказка о Бабе-Яге? В сказках это тощая, носатая старуха – волшебница с растрёпанными волосами, злыми глазами. Так же её нарисовали  ученики 1  класса.
  7. Кто же она на самом деле? Баба-Яга не всегда была злой, кем же она была?
  8. При  раскопках  были найдены костяные и каменные женские фигурки. В древние времена Ягу считали прародительницей племени, дух которой обитает среди живущих, оберегает их от бед, помогает в делах и хранит огонь очага — символ благополучия дома.  Возможно,  фигурки— это первое изображение Бабы-Яги. Такая Баба-Яга   была доброй.
  9. Передвигается колдунья обычно не на своих двоих, а в  ступе. А чтобы летала её ступа побыстрее, Яга подгоняет её, постукивая пестом.   След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали  след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает?  Потому что мертвые не ходят, их носят.
  10. Живёт Баба – Яга в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Вокруг избы – забор из человеческих костей. На заборе висят черепа.  Умеет эта избушка поворачиваться, если её попросить, к лесу задом, а к подошедшему человеку передом. Я нарисовал такую избушку.

На печке лежит Баба-Яга костяная нога,  нос в потолок врос, в одном углу нога, в другом  другая. Что же это за избушка такая, в которой человек еле помещается и притом лежа?  Может быть это гроб?  

Долгое время думали, что это сказочная выдумка. Но каково же было удивление ученых, когда археологи  откопали остатки высоких столбов, на которых, по всей видимости, стояли когда-то гробы. А сами гробы оказались срубленными из бревен избушками.

  1. В древности умерших хоронили в  домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домики ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено  к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу,  отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди почитали умерших  предков, никогда не тревожили их по пустякам, , но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
  2. По мнению древних славян, после смерти человек отправлялся в небесную страну к своей прародительнице — доброй Яге и получал от нее волшебную силу. Поэтому к избушкам на столбах ходили просить у предков защиты и помощи,  приносили на кладбище сладкие напитки и угощение. Поэтому Яга помогает тем, кто ей понравится.
  3. Но как случилось, что добрая прародительница превратилась в сказочную колдунью?

В древности, когда соседние племена воевали между собой,  проигравшим приходилось покидать родные места, оставляя врагу селения и могилы предков. Для победителей эти могилы таили опасность: предки побежденных могли причинять   вред незваным гостям, пуская в ход свои чары.

Так добрая Яга в избушке на курьих ножках стала превращаться в безжалостную старуху-чародейку. Может быть, тогда и появилось   зловещее имя «Яга». Слово это обозначало печаль, муку тяжкую.  

  1. В сказках Баба – Яга поступает по-разному, может быть доброй и злой.
  2.   Мы прочитали эти сказки и записали в таблицу поступки Бабы –Яги.
  3. Чтобы узнать, как мои одноклассники относятся к бабе Яге,   мы провели анкетирование,все думают, что она является придуманным и злым героем. Необходимо было рассказать правду о Бабе Яге. Ребята читали  сказки, провели урок, посвящённый Бабе Яге, в конце я познакомил всех со своей работой,  и заново провели анкетирование. Как видите, результаты изменились.
  4. Таким образом:

-Баба-Яга не всегда  злая ведьма;

-она может быть разной – и доброй, и злой;

-часто она помогает герою, спасает его;

-Баба-Яга может быть  весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

 

Еще много детей вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.


Поделиться:

"Морская болезнь" у космонавтов

Снег своими руками

Лиса Лариска и белка Ленка

Цветение вишни в лунную ночь

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Комментарии

Шакирова Светлана Александровна

Спасибо за предоставленный

04.09.2012 - 19:48
Спасибо за предоставленный материал.Очень интересная работа.
Шакирова Светлана Александровна
  • изменить
  • ответить