• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ Бабы-Яги в русских народных сказках

Опубликовано Тажбулатова Роза Азатовна вкл 22.05.2012 - 15:28
Тажбулатова Роза Азатовна
Автор: 
Чарушин Кирилл

Областное научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное учреждение

«Междуреченская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района

 

 

 

 

 

Образ Бабы – Яги

в русских сказках.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Исследовательская работа

             обучающегося 3 класса

            Чарушина Кирилла Анатольевича

                             руководитель:      

                                             учитель начальных классов

                                             Тажбулатова Роза Азатовна

 

п. Междуречье 2011г

Содержание.

 1. Введение…………………………………………………………………стр.3

2.  Баба - Яга, костяная нога

2.1.Кто ты, Баба - Яга?…………………………………………………стр.4

     2.2.Типы Яги…………………………………………………………….стр.9

3. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»…………………………….стр.11

4. Заключение. ……………………………………………………………..стр.13

Список литературы ……………………………………………………….стр.14

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение
         Я был в избушке на курьих ножках

Там всё как  прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму и скрылся в дымке.

И вот со смеху кручу я ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов,

До самой пасти приближусь к Змею.

Узнаю тайны – и был таков.

                                                         К.Д.Бальмонт

     Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Сказки  добрые, веселые, поучительные. В них очень много положительных героев. Но есть и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что этих героев совсем не много. Но без них тоже нельзя, иначе не было бы сказки. Среди них нас больше всего заинтересовала Баба - Яга. Почему? Да потому, что в разных сказках ее образ очень разносторонний.  Она может быть злой и доброй, хитрой и смешной. Поэтому мы решили провести небольшое исследование, целью которого является  подробное изучение образа Бабы - Яги. Кто же эта Баба – Яга,  и что в этом существе нас манит и привлекает по тропинкам сказки?  Мы стали вспоминать,  какие сказки рассказывали  нам мамы и бабушки, какие сказки мы читали, смотрели и слушали. Изучив и проанализировав весь материал, мы приступили к нашему проекту по теме "Образ Бабы-Яги в русских  сказках".

 

 

 

2.  Баба - Яга, костяная нога

2.1. Кто ты, Баба -  Яга?

Прогнали сон мой рассказы старушки,

                                                       Вот я в лесу у порога избушки;

                                                             Ждет к себе гостья колдунья седая-

                                                        Змей подлетает, огонь рассыпая.

Замер лес темный, ни свиста, ни шума,

                                                           Смотрят деревья угрюмо, угрюмо!

                                                                  Сердце мое замирает – дрожит…

                                                  Зимняя вьюга шумит и гудит.

                          И.С. Никитин

             Согласно сказкам, Баба -  Яга живетв лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Избушка Бабы -  Яги может  поворачиваться вокруг оси, но в основном она обращена к лесу передом, к "этому свету" задом. 

В сказке «Кукушка» мы читаем: «К утру он подходит к избушке. Стоит избушка на курьих ножках, на медвежьих пятках. Стоит, качается, во все стороны поворачивается».

«И привела тропинка Ивана в дремучий лес. Пусто кругом, не видать души человеческой. Только стоит избушка одна-одинешенька , об одном окошке, со крутым  крыльцом. Стоит, сама собой повертывается».(русская народная сказка «Василиса Премудрая»). Чтобы попасть в избушку, герою необходимо произнести заклинание: "Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом". 

   В сказкахБаба –Яга  «руками в печку садит вместо лопаты, ногами угольё выгребает, языком печку лижет» и т.д. В печи она старается изжарить похищенных детей,при случае же она пожирает и взрослых людей, попавших в ее владения.   

Если обратиться к аналогу Большого энциклопедического словаря энциклопедии Britannica– найдешь информацию, ненамного отличающуюся от нашей: «Баба -  Яга- это  старая злая женщина, которая занимается колдовством. Является популярным персонажем в сказках славянских народов».

       Оказывается, Баба -  Яга существует не только в русском фольклоре. Пожалуй, не только любой украинский или польский ребенок был бы очень расстроен и обделен, если бы вдруг больше не оказалось в сказках его любимой Бабы - Яги. В сказаниях любого народа мира есть персонаж, сродственный русской  Бабе - Яге. В детстве мы просто воспринимаем

Бабу -   Ягу всей своей душой, не давая определение, плохая эта женщина или хорошая.

Она просто оставалась желанной Бабой -  Ягой на великом протяжении множества наших любимых сказок. У Бабы - Яги одна нога — костяная, она слепа (или у неё болят глаза). В частности, распространено такое описание :  Баба - Яга, костяная нога, сидит "на печи, на девятом кирпичи", и у нее "зубы на полке, а нос в потолок врос". 

   В русских народных сказках Баба – Яга обычно злится, ворчит, но всегда помогает героям.
«Пошла Марьюшка, а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет, за рукава хватает… идет Марьюшка, идет и назад не оглянется.

Долго ли, коротко ли шла, башмаки железные износила, посох железный поломала, колпак железный порвала.

Вышла на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнем горит.

Говорит Марьюшка:

- Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка к лесу задом, а  к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба –Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

      

 

 Сама черная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-Яга Марьюшку, зашумела:

- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело пытаешь?

-  Ищу, бабушка, Финиста  -  ясна сокола.

- Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

-  Спасибо тебе, бабушка!

-  Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу:  будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать.

Поблагодарила Марьюшка Бабу – Ягу и пошла, а лес зашумел, загудел, поднялся свист, совы закружились, мыши из нор повылезли да все на Марьюшку. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).

Такой нам  знакома Баба-Яга.

   В некоторых сказках Баба - Яга ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом: «Яга – баба ездит за человеческим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж: кто видит ягу, становится нем.».

Слугами Бабы-Яги  считают гадов (змей, лягушек, ящериц), черных котов, воронов; считается также, что у нее в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила, например, сказочный кот Баюн, наделенный голосом, слышимым за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти.

В сказке «Гуси-Лебеди» Бабе-Яге служит стая лебедей.

   У Бабы  - Яги есть и «противники». Именно они помогают героям избежать козней Бабы - Яги в большинстве сказок.  Удалой Жихарка не дался Бабе-Яге, хотевшей сжа­рить его в печи, а добрая сирота убежала от Яги, и по­могли ей в этом кони, со­бака, березка, даже ворота: они не заскрипели, когда она их открыла, - сирота смазала их маслицем «под пятожами». («Баба Яга» русская народная сказка) 

   Известно всем, что , спасаясь от Яги, Терёшечка влез на дуб, а она стала грызть дуб – вот-вот дерево рухнет, но тут гуси-лебеди подхватили Ивашку на крылья и унесли домой. («Терёшечка» русская народная сказка)

  2.2. Типы Яги

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга:

1.   Яга - воительница.У этой яги появились  крайне отрицательные свойства. Яга превратилась в ведьму. Она внушает ужас и отвращение, действует против людей. Народное сознание подчинилось произошедшему изменению ми­фического образа и при­дало Бабе-Яге черты, которых ранее у нее не было. Ягу наделили чертами лю­доедки, похитительницы зверей, характером злой воительницы, беспощадной к жертвам.

2. Яга – похитительница– наиболее распространенный тип и характерен северному образу Яги.

В основе северного образа Бабы-Яги, колдуньи и повелительницы зве­рей, обитающей в лесной чаще и иногда похищающей и пожирающей детей, а иногда помогающей герою советом и делом, как и в случае  с  южной       Бабой-Ягой, лежали древнейшие предания, воззрения и обычаи

 Так, например, в некоторых местах верили, что Баба-Яга (иногда – с дочерью Маринкой) живет в болоте или в лесу («в доме на куриных ножках, на веретенной пятке»); она страшная, мохнатая и косматая, одежда на ней белая или «как на ели кожа», а на голове повой

 3. Яга-дарительница, тип которой целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов:

а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);

б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром («Василиса Прекрасная»), волками, медведями, другим лесным зверьем);

в) Яга-охранительница\покровительница (следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя).

Яга – дарительницапринимает героя, иногда испытывает его и вру­чает ему то, что в дальнейшем помогает ему достичь цель. Припомним неко­торые сказки, где Яга выступает в роли помощницы, дарительницы. «Ковар­ные братья подняли наверх добытых Иваном красавиц, а самого его бросили вниз,в подзе­мелье, и тут Иван пришел к Бабе-Яге. Он просит у нее могучего орла, чтобы улететь на нем на Русь. Баба-Яга сказала Ивану: «Иди же ты в са­док; у дверей стоит караул, и ты возьми у него ключи и ступай за семь две­рей; как будешь отпирать последние двери, тогда орел встрепенется крыль­ями, и если ты его не  ис­пугаешься, то сядь на него и лети…» Иван так и сделал. Орел вынес его на Русь. Вернулся Иван домой, братьев наказал – стал жить да быть.

   Яга дает доброму молодцу совет взять у царь-девицы под подушкой пу­зы­рек с живой водой; потом надо ударить по голове змея, стерегущего вход в дом,- он заснет на трое суток - и перескочить на коне через тын, да так, чтобы не задеть натянутых сверху струн: иначе все царство взволнуется – не быть жи­вому. Молодец исполнил все, о чем ему сказала Баба-Яга.

  В другой сказке Ивану-царевичу с сестрой надо попасть в некое цар­ство, где весь народ вымер.

Привел их туда подаренный Ягой клубочек – сам катится и путь пока­зы­вает. Яга одаривает героя чудесным конем, открывает героям секреты – их зна­ние спасет от гибели. Вообще Яга творит множество добрых дел.

 

IV) Яга-прародительница мать / бабка для нескольких своих дочерей / внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка.

3.  «Здесь русский дух, здесь Русью па хнет»

Баба-Яга – костяная нога.

С печки упала, ногу сломала

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

(Детская считалочка).

Слов. Луговой В.   Муз. Гладков Г.

Первая песня Бабы-Яги:

     Мне нравятся птички и рыбки,

     Веселая трель ручейка,

     И я не могу без улыбки

     Смотреть на полет мотылька.

     Припев:

     Здесь ждет вас ужин и ночлег,

     Я печку истоплю,

     Ведь мальчиков и девочек,

     Я очень люблю.

     Над кровлей у старой избушки

     Струится дымок голубой

     Ко мне как живые игрушки

     Приходят зверушки гурьбой.

     Припев.

     Я детства дружу с Белоснежкой,

     Все знают мою доброту.

     Спеши ко мне путник, не мешкай,

     Я чую твой дух за версту.

    Припев.

Вторая песня Бабы-Яги:

     Состряпать обед не игрушки,

     Из тины болотной блины,

     На первое суп из лягушки,

     Салат из дурман белены,

     Салат из дурман белены,

     Салат из дурман:

     Припев:

     Кипи вода, кипи очаг,

     Кипи вода, кипи очаг.

     Недаром я не сплю,

     Ведь мальчиков и девочек,

     Ведь мальчиков и девочек,

     Я очень, очень, очень люблю.

     Горите дровишки, горите,

     Шуруй кочережка золу,

     Жаркое из Маши и Вити,

     Сегодня подам я к столу,

     Сегодня подам я к столу,

     Сегодня подам я:

     Припев.

 

Только что мы буквально «по косточкам» разобрали вечный образ, знакомый каждому с детства. Но по-прежнему уважаемая Яга в смятении. Прошло не одно столетие, а наша дама мечется, не может определиться, ка­кой ей остаться в памяти будущих поколений. Наверно, во все времена будут воспринимать ее злой Бабой, милой и шкодливой Бабусечкой – Ягусечкой, Бабищей - Ягищей. С удовольствием подхватывают детишки песню Бабы-Яги из любимого новогоднего фильма  "Приключения Маши и Вити" не задумыва­ясь, почему во втором куплете Бабуля готовится истопить печь, в которую мечтает запихать Машу и Витю, а в третьем и четвертом к ней же «приходят зверюшки гурьбой» и с детства она дружит с Белоснежкой. И по­чему-то никто не верит в «жаркое из Маши и Вити». Бесшабашное «Пой час­тушки, Бабка-Ежка, пой, не разговаривай» запоминается навсегда, нежели предназначение ступы и метлы Бабы-Яги-воительницы.

Частушки Бабок Ёжек

Растяни меха, гармошка!

Эх, играй –наяривай!

Пой частушки, Бабка Ёжка,

Пой, не разговаривай!

 

Шла лесною стороной,

Увязался Черт за мной.

Думала –мужчина.

Что за чертовщина?!

 

Я была навеселе

И летала на метле.

Хоть сама не верю я

В эти суеверия!

 

Шла лесною стороной

Снова черт идёт за мной.

Плюнула на плешь ему

И послала к Лешему.

 

Самый вредный из людей –

Это сказочник –злодей.

Вот уж врун искусный…

Жаль, что он не вкусный!

 

Растяни меха, гармошка!

Эх, играй –наяривай!

Пой частушки, Бабка Ёжка,

Пой – не разговаривай!

Вот так Баба-Яга увековечила себя во времени, стала своеобразным символом земли русской.

Какие книги мы любим читать? Да непременно с яркими картинками. Иллюстрируя книги со сказками, художники хотели донести до маленького читателя «всю правду» о любимой героине, Бабе-Яге. «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом». И каждый знает: раздастся скрип и, покачиваясь на куриной ноге, начнет с трудом и без особого желания избушка разворачиваться в твою сторону.

4. Заключение

«Узнаю тайны – и был таков» - по принципу поэта хочется  действо­вать после знакомства с героиней исследования, Бабой-Ягой. Если в начале работы стояла цель изучить этот русский сказочный персонаж, то во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что  почти «побы­вали в гостях в тридевятом».

   Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказок, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки еще раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.  

 

Список литературы

1. «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» русская народная сказка, пересказал М.Булатов  /Москва «Детская литература»1979.

2. . Степанов В. «Баба –Яга и Иван – царевич», Москва: Издательство  «Фламинго», 2007.

3. Степанов В. «Змей Горыныч и Василиса», Москва : Издательство «Фламинго», 2007.

4. Чудо чудное, диво дивное: Сказки,  Москва: Издательство Эксмо, 2005.

5. Энтин Ю.С. «А мне летать охота», Москва:  Издательство «Самовар», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:

Тупое - острое

Городецкая роспись

Вода может клеить?

Госпожа Метелица

Рисуем тыкву